В консультации для родителей - «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры», говорится о том, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.В консультации для родителей - «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры», говорится о том, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Консультация для родителей
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
СЮЖЕТНОРОЛЕВОЙ ИГРЫ»
Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены
такими проблемами как:
готов ли их ребенок к школе, все ли купили.
справится ли он с программой обучения.
примет ли его коллектив.
Но мы забываем о том, что одной из главных сторон готовности к систематическому
обучению являются социальнокоммуникативные навыки.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими,
особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться
к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним
обращается ктолибо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт,
адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или
замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социальнокоммуникативного
развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности,на развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социальнокоммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в
игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра —
ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни
ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной
физиологии. Однако мы вновь и вновь возвращаемся к ней. «Дошкольный ребенок человек
играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота
детской игры», сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в
Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в
культурной и творческой жизни».
Да, игра самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение
свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно
реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать
причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Поэтому
развивать ребенка легче в игре. Именно этот вид игровой деятельности включает различныеспособы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает
детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя.
Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит
социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям
возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с
окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его
игра. Известный психолог Л.С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто
перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет
собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно
ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и
деятельности взрослых. В сюжетноролевых играх закладывается социальный мотив, и она
становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет
ребенку занять свое место в обществе.
В сюжетноролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков
общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать
свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во
всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров,
замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка,
формируется детский коллектив.
У игры в этом возрасте очень много функций. Она создает реальные условия для
развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной
деятельности. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление, которого
требует общество, приводит к таким последствиям в жизни детей, как: трудности в общении,
проблемы в обучении, сложности в адаптации к взрослой жизни, азартные и опасные игры и
многое другое.
А какой воспитатель не мечтает, чтобы к концу дошкольного детства каждый ребенок
мог самостоятельно организовать совместную игру, справедливо решать возникающие в игре
конфликты, регулировать поведение, творчески развивать игровые замыслы.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать
помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм,
агрессивность, замкнутость. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности,
начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми,
смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
Поэтому задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Рассмотрим вкратце структуру сюжетноролевой игры.
Основой сюжетноролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая
заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им
самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои
представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.Сюжетноролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание,
роль.
Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например,
игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.).
Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального
момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или
общественной деятельности.
Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетноролевой игры.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с какимлибо
персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ
доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.
Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может
существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их
играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ
проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим
исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю
полноту человеческих отношений.
Для развертывания сюжетноролевых игр целесообразно использовать любое свободное
время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно
использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями
социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества
и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их
положение в системе межличностных отношений. Широко используется похвала за
положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто
конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не
сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.
При подготовке к сюжетноролевой игре важно четко определить игровые правила и
действовать постепенно, усложняя задачи. Подбираем игру, соответствующую программным
требованиям, учитывая возраст детей, проводим предварительную работу с дошкольниками.
Перед воспитателем, обучающим детей сюжетноролевой игре, стоят следующие
задачи:
вопервых, помочь ребенку расширить игровой опыт;
вовторых, пробуждать интерес к творчеству, игре, и самая главная задача подвести ребенка
к игровому общению со сверстниками.
При игре с игрушкой нужно привлекать в игру, взрослогопартнера и сверстников, ведь
живой партнер привлекательнее, чем игрушка, с ним можно разговаривать, он может сам
действовать. С этой целью обучаем детей ролевому диалогу.
Начальные навыки ролевого поведения дети получают в игре с куклами. На детской
игре проецируется поведение взрослого. Для игры подбираем программные сюжеты, а
также используем, например стихотворения А. Барто «Игрушки». Показываем детям
пример, как накормить куклу, покачать её, уложить спать, спеть колыбельную песню, затем
передаем куклу ребенку для самостоятельной игры, при затруднении проводим совместнуюВо время игр с куклой дети проявляют заботу о ней, учатся действовать
игру.
самостоятельно. В этих играх формируются нравственные положительные качества.
В дальнейшем организуем игрыситуации: «На стройке», «Кто шофер», «Железная
дорога», которые предполагают участие в игре группы детей, благодаря им формируются
социальные взаимоотношения между сверстниками, играющими роли людей труда. В
процессе игры дети общаются со сверстниками, создаются дружеские взаимосвязи, что
способствуют объединению в коллектив.
Для этого нужно осуществлять педагогическую поддержку сюжетноролевых игр:
поощрять к ролевому общению, одобрять реплики при игровом взаимодействии детей, своим
участием демонстрировать ролевое поведение. Вводить ребенка в игровую ситуацию
воспитателю следует не прямыми указаниями, а косвенными методами (советы,
напоминание).
Ведь играя, дети подражают взрослым, принимают на себя социальные роли: мамы,
воспитателя, врача, учителя. Такие игры воспитывают у детей уважение к труду и
стремление быть полезным для людей. Благодаря сюжетноролевым играм, дошкольники
учатся общаться друг с другом, контролировать свое поведение согласно правилам игры, а
так же развивают свои творческие способности и познавательные интересы.
Таким образом, сюжетноролевые игры являются средством формирования социально
коммуникативных навыков дошкольников, помогают не только адаптироваться в коллективе,
но и активно его осваивать.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность
и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на
коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре.
Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные
игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы
других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми!
Спасибо за внимание!
Материал подготовлен – педагогомпсихологом – Е.М. Бондарь