Консультация для родителей - «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»

  • Лекции
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ», говорится о том, что главной целью сотрудничества педагогов детского сада с семьей, является: помощь семье в создании полноценных условий для развития ребенка, с ориентацией на психологию ребенка; осознания проблем в межличностных отношениях ребенка с взрослыми и детьми дома, пути их решения.В консультации для родителей - «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ», говорится о том, что главной целью сотрудничества педагогов детского сада с семьей, является: помощь семье в создании полноценных условий для развития ребенка, с ориентацией на психологию ребенка; осознания проблем в межличностных отношениях ребенка с взрослыми и детьми дома, пути их решения.
Иконка файла материала Формы работа с родителями..doc
«ФОРМЫ РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ» Концепция   дошкольного   образования   положила   начало   реформе   дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством   приоритета   семейного   воспитания,   требует   иных   взаимоотношений   и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Многие годы одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является сотрудничество   ДОУ   с   семьей   в   вопросах   воспитания   и   обучения   детей   дошкольного возраста. А. Б. Орлов, доктор психологических наук /Исследовательский Центр семьи и детства Российской академии образования/, особо подчеркивает, что “Современная семья является такой экспериментальной площадкой, на которой не прекращается эксперимент. Во­первых, с социальной   ориентацией   семьи,   во­вторых,   с   личностью   каждого   члена   и,   в­третьих,   с браком….”.   Поэтому  главной   целью  сотрудничества   педагогов   нашего   детского   сада   с семьей, является: помощь семье в создании полноценных условий для развития ребенка, с   ориентацией   на   психологию   ребенка;   осознания   проблем   в   межличностных отношениях ребенка с взрослыми и детьми дома, пути их решения. Для   того   чтобы   спланировать   работу   с   родителями,   надо   хорошо   знать   родителей своих воспитанников. Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят   через  оформляемые   стенды,   где   вывешиваются   фотографии   членов   семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания,   узнать   родословную,   а   также   целенаправленно   оказывать   необходимую педагогическую помощь. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят  анкетирование  среди родителей воспитанников  на тему “Социальный  портрет родителей”.  По результатам изучения  анкет выяснилось   следующее:   если   раньше   родители   подразделялись   на   группу   служащих   и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, безработные и неработающие; много неполных семей, имеются семьи с детьми – инвалидами и родителями­ инвалидами, многодетные семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему “Моя семья”, “Мой дом”   также   помогает   понять,   как   относятся   к   ребенку   дома,   с   какими   проблемами   он сталкивается.   В   каждой   группе   изучаются  родословная   каждой   семьи,   и   заполняется генеалогическое   древо.   За   основу   взята   разработка   “Генеалогическое   древо”   в   журнале “Обруч” №4, 1998.  Анкетирование родителей также показало, что многие отцы заботятся только о том, чтобы обеспечить ребенка материально, уклоняются от участия в его играх, отказываются заниматься с детьми. На родительских собраниях также в основном присутствуют мамы и очень редкими гостями являются папы. Все   это   побудило   нас   провести   в   старших   группах  родительские   собрания   для отцов. В предстоящей работе мы не ставили перед собой сложных задач, а хотели научить простому,   следуя   мудрому   выражению   “Педагогику   знают   все   –   воспитывать,   умеет   не каждый”. Особый интерес вызвало прослушивание магнитофонной записи с высказываниями 1детей о своих отцах, где дети отвечали на вопросы воспитателя в непринужденной беседе. Нас порадовала реакция отцов. Они ждали как приговора ответов детей, так их серьезно взволновала нравственная оценка себя самого со стороны ребенка. Вот некоторые вопросы:   Чем ты занимаешься с папой дома после возвращения из детского сада?   Ссоритесь ли вы с папой?   Наказывают ли тебя папа с мамой за плохой поступок, если да то как? Далее педагог­психолог детского сада провела анализ детских рисунков на тему: “Чем папа занимается дома?”. Этот анализ ошеломил пап – в зале стояла мертвая тишина. Дети нарисовали пап, лежащих на диване, и, читающих газету. Отцы открыто высказывали свое отношение   к   проблеме   взаимоотношений   отцов   и   детей,   предлагали   разумные   пути   ее решения. Уже  не  первый  год  работает  клуб для родителей “Росток”  с  целью  психолого­ педагогического консультирования родителей из неблагополучных семей. Занятия в клубе проводят  врач­педиатр,  педагог­психолог,   заведующая,  воспитатели   и  специалисты,  в  том числе приглашенные. Тематика занятий разнообразна:     ­“Авторитет родителей ­ что это такое?”,  ­“Врожденное и приобретенное в характере ребенка”,  ­“Тревожные дети. Неврозы у детей”. По   запросу   родителей   воспитанников   педагогом­психологом   был   разработан   цикл практических   занятий   для  недельного   психологического   тренинга  для   родителей совместно с детьми. Цель его: активизировать родителей, сблизить их, познать себя и своего ребенка,   дать   необходимые   психолого­педагогические   рекомендации   по   воспитанию дошкольников.   Первое   занятие   проводится   с   родителями,   последующие   ­   с   детьми   и родителями.   Данная   форма   работы   оказалась   востребованной   и   теперь   проводится   с родителями воспитанников каждой вновь сформированной группы. В нашем детском саду имеются свои педагогические традиции:   Одной из  них является ежегодное проведение конкурса “Мисс  Осень”, с участием девочек подготовительных групп и их мам. Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты не только девочек, но их мам. Ведь мамы,   вместе   с   дочками,   участвуют   во   всех   конкурсах,   танцевальном,   вокальном, кулинарном и др.   Другой   очень   теплой   традицией   является   ежегодное   проведение   в   ноябре   “Дня матери”. Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют   маму,   делают   для   нее   подарки,   познавательные   занятия   имеют преимущественно нравственную направленность. А вечером на праздничное чаепитие приглашаются многодетные мамы из числа родителей, сотрудников и “знаменитых” бабушек.   В   теплой   обстановке,   за   чашкой   чая,   проходит   чествование   женщин   – матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям. Музыкальные   руководители   показывают   небольшой   видео   репортаж   о   буднях   и радостях семьи этих женщин. Одной из основной формой работы с родителями остается родительское собрание. Практика   показывает,   что   традиционные   родительские   собрания   и   консультации   не   дают нужного   эффекта,   потому   что   родители   принимают   в   них   лишь   формальное   участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты   собраний   в   форме   дискуссий,   КВН,   диспутов,   решения   кроссвордов,   по   типу популярных передач “Моя семья”, “Устами младенцев”, которые теперь широко используют на   практике.   Так,   например,   было   проведено   общее   родительское   собрание   по   типу популярной   передачи   “Моя   семья”   на   тему:   “Взаимодействие   детского   сада   и   семьи   в воспитании детей”. Были приглашены 4 семьи, которые представили свою визитную карточку, 2т.е. рассказали о составе семьи, любимых занятиях и увлечениях. На этом собрании были представлены эксперты: родители, специалисты детского сада. Получилась очень интересная дискуссия,   в   ходе   которой   родители   высказывали   свое   отношение   к   семейному   и общественному   воспитанию.   В   заключении   заведующая   зачитала   следующее   обращение   к родителям:  Детский   сад   является   хорошим   дополнением   к   хорошему   дому,   но   он   никогда   не сможет заменить ребенку семью.   Никогда не отдавайте ребенка в д./сад, только потому, что у вас родился еще малыш, даже если это облегчит вашу жизнь. Ребенок истолкует ваше решение как изгнание, сделав вывод, что предпочитаете ему новорожденного.  А   в   прошлом   учебном   году   на   общем   родительском   собрании   дети   совместно   с педагогами подготовили театрализованное представление “Цирк”, с демонстрацией детских костюмов,   изготовленных   руками   родителей.   Данное   мероприятие   выявило   высокую заинтересованность родителей жизнью детей в д./саду. Предлагаем Вашему вниманию методические разработки из опыта работы коллектива педагогов нашего детского сада:         1. Памятка для воспитателей по организации родительских собраний Заранее   оповестить   родителей   о   дате   и   теме   беседы   (пригласительный   билет, объявление, устное напоминание); организовать работу с теми детьми, которые остаются в это время в д./саду; создать   комфортную   обстановку   для   родителей   (обеспечить   нужное   количество посадочных мест, вешалку для верхней одежды и т.д.); вести живую беседу, избегая чтения написанного; обращать внимание в основном на положительные примеры, факты из жизни детского коллектива; не следует во время собрания при всех отрицательно высказываться о некоторых детях и их родителях; такой разговор уместно вести без посторонних слушателей и в самой доброжелательной   форме.   Педагог   должен   завоевать   доверие   родителей.   А   это возможно лишь в том случае, если они почувствуют искреннюю заинтересованность педагога, желание помочь в воспитании детей; если родители обращаются с просьбой рассказать об их ребенке, то целесообразно сначала рассказать родителям о его положительных качествах, а затем уже на этом фоне сообщить о тех сторонах поведения, которые вызывают тревогу, опасения;  желательно подготовить к собранию выставку детских работ, предварительно собрав в   папку рисунки и аппликации каждого ребенка; в конце собрания объявить о тематике следующего, предложить некоторым родителям поделиться   опытом   воспитания   детей   в   семье,   посоветоваться,   что   записать, сфотографировать из жизни детей в д./саду. Групповые родительские собрания оформляются протоколом, где фиксируются тема собрания,   количество   присутствующих,   поставленные   вопросы,   решение   собрания. Тетрадь протоколов хранится в группе. 2. Рекомендации для воспитателей по коррекции детско­родительских отношений Результаты   психолого­педагогических   исследований   свидетельствуют   о   том,   что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для   этого   ученые   рекомендуют  традиционные   методы:   наблюдение,   беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности:  В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и   форму   (“мягкая”   или   “жесткая”)   обращения   родителей   с   детьми:   употребление уменьшительно­ласкательных   или   грубых   слов,   реакция   на   просьбы   ребенка,   его 3шалости, капризы и т.п. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обращать на реакцию детей (их настроение, содержание обращение и др.).   Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно­ролевой игре “Семья”, где   дошкольники   воспроизводят   привычные   для   них   формы   общения.   Поведение детей,   их   действия,   высказывания,   экспрессия   позволят   педагогу   сделать   вывод   о характере внутрисемейных отношений.   Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может также   получить   из   рисунков   детей   на   темы:   “Моя   семья”,   “Мой   самый   любимый человек” и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге “Общая психодиагностика” под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987).   Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации: 1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?  2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?  3. Ты потерял (а) что­то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?  После того как педагог установит доверительный контакт с родителями, становится возможным  решение  главной задачи  по профилактике жестокого обращения с детьми   –   трансляции   родителям   положительного   образа   ребенка. Необходимость   решения   этой   задачи   определяется   тем,   что   часто   в   повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточившись на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать   и   по   возможности   “снять”   родительскую   тревожность,   являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.   Педагог,   ставящий   своей   задачей   профилактику   нарушения   прав   ребенка   в   семье, прежде   всего,   должен   выступать   образцом   уважительного   и   доброжелательного отношения к ребенку. Родители,   которые   изо   дня   в   день   видят   воспитателя,   реализующего стратегию   гуманизма   в   обращении   с   детьми,  задумаются   над   необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка. 3. Содержание и формы работы с родителями Цель:  повышение   педагогической   и   психологической   компетентности   родителей   в вопросах   воспитания   и   развития   детей   дошкольного   возраста   для   выработки   единых подходов. Формы работы 1. Рекламный блок:   Маркетинговые исследования;   Создание презентативного   имиджа ЦРР Содержание работы 1. Создание   рекламных   буклетов,   плакатов,   щитов адресных   информационных   писем,   популяризацией деятельности ЦРР в средствах массовой информации.  2. Анкетирование родителей по выявлению потребностей в   образовательных   и   оздоровительных   услугах   для воспитанников.  42. Блок:   Банк   данных   по   семьям воспитаников 3. Блок:   Нормативные документы 4. Блок:   Родительские собрания 5. Блок:   Родительские гостиные 3. Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей.  4. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.  5. Дни открытых дверей.  6. Педсоветы с участием родителей (по плану)  7. Благотворительные марафоны, распродажи 1. Исследование семей воспитанников для выявления:   типа семьи;  уровня   удовлетворенности   родителей   положением семьи, основных ценностей семьи;  образовательного уровня и социального положения;  потребностей на образовательные услуги для детей.    2. Беседы   с   детьми,   изучение   рисунков   детей   (метод социометрии в рамках семьи)  3. Диагностика   изучения   различных   аспектов педагогической культуры родителей  4. Исследование   адекватности   родительской   оценки детских способностей. Оценка деятельности ЦРР. 1. Знакомство с уставными документами и локальными актами учреждения.  2. Заключение   договоров   с   родителями   воспитанников детского сада.  3. Заключение договоров на оказание платных услуг. Общее:  1. Основные задачи за 2007­08 учебный год  2. Пресс­   конференция   “Ребенок   имеет   право   на здоровье”   (с   приглашением   врачей   ­специалистов, специалиста по охране детства, юриста)  3. Итоги работы ЦРР – детского сада № 30  Групповые родительские собрания: а) подготовительные группы:  Задачи воспитания и обучения на текущий год;    Дошкольник готовится стать школьником. б) старшие группы:  Старший дошкольный возраст­ какой он;   Социальный мир отношений. в) средние группы:   Задачи воспитания. Возрастные особенности детей;  Растим детей жизнерадостными; здоровыми,       крепкими, г) младшие группы:  Детский сад ждет ребят;   1. Музыкальная гостиная: Ребенок и дорога  а) На балу у Осени б) День Матери 2. Университет педагогических знаний и лектории: а) Клуб “Вдохновение” (обучение пластилинографии); б) Клуб “Росток” (психологические тренинги для родителей); 56. Блок:   Консультации 7. Блок:   Совместный досуг 8. Блок:   Наглядная педагогическая пропаганда в) Клуб “Лучик” (консультации учителей­дефектологов); г) Клуб “Расти здоровым” (практические занятия с врачом­ педиатром) 3. Практикум “Мой образ ребенка – первоклассника”  4. Тест “Готовы ли отдать своего ребенка в школу”  Консультации   специалистов   (учителей­логопедов,   учителей­ дефектологов, педагога­психолога):  1. “Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком”  2. “Семейные   национальные   традиции   как   источник поддержки душевных и эмоциональных сил ребенка на пороге школы” 1. Познавательный   досуг   для   детей   и   родителей “Семейный час”.  2. Групповые   досуговые   мероприятия   с   участием родителей.  3. КВН в старшей группе “Радуга” “Ваша безопасность”.  4. Приемственность   поколений.   Поддержка   семейных   создание   “Генеалогического   древа”, традиций: семейных альбомов “Моя семья”, “Наши традиции”  5. Праздник   “Здравиада”   (по   оздоровительно­ развивающей   программе   “Здравствуй”.   Автор   М.   Л. Лазарев) 1. Информационные   стенды   в   группах   (тематика   по   “корзины”   (выявление   и годовому плану).  2. Информационные статистический учет текущих проблем)  3. Памятки для родителей  4. Тематические выставки  5. Выпуск газеты “Будь здоров малыш”, “Мир детства” Психологическое просвещение (Психологическая служба в детском дошкольном заведении) консультирование и Психологическое   просвещение   в   условиях   детского   учреждения   носит  профилактический   и   образовательный   характер.   В   первом   случае   речь   идет   о предупреждении   отклонений   в  развитии   и   поведении   детей   посредством   информирования родителей и воспитателей. Предметом   информирования   являются   причины   возникновения   отклонений,   признаки, свидетельствующие о их наличии, а  также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка.   Во   втором   случае   имеется   в   виду   ознакомление   родителей   и   воспитателей   с различными  областями психологических  знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих   людей   и   сферы   человеческих   взаимоотношений.   Для   родителей   здесь   имеет большое   значение   знакомство   с   основами   некоторых   психологических   дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология». Для воспитателей – психологическая специфика 6педагогических   воздействий   и   возрастные   особенности   развития   детей   в   контексте возрастной, педагогической и детской психологии. Условием   образовательного   направления   просветительской   работы   является терминологическая   и   содержательная   адаптированность   знаний   для   лиц,   не   имеющих специальной подготовки. Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения   и   некоторые   виды   тренингов.   Данные   формы   просветительских   воздействий обеспечиваются   вербально   ­   коммуникативными   средствами,   т.е.   построены   с   учетом возможностей   монологического   (лекции),   диалогического   (дискуссии)   и   группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и   половой   идентификацией,   техническими   информационными   и   игровыми   средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»). Для   воспитателей   –   развивающие   программы   для   детей,   симптоматика   нарушений   и отклонений   в   развитии   детей,   общие   и   специальные   способности   (детская   одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов. Наряду с вербально ­ коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко   используются   и   невербальные   (наглядные)   средства.   В   условиях   дошкольного учреждения   они   представлены   стендовой   информацией,   специально   оформленными брошюрами   и   распечатками   рекомендательных   текстов,   развивающих   игр   и   упражнений, мини­тестов   и   анкет.   Кроме   того,   в   распоряжение   родителей   может   быть   предоставлена библиотека   с   подборкой   психологической   литературы   по   вопросам   семьи   и   брака.   Для воспитателей может быть подготовлена подборка психолого­педагогической литературы. При  обращении  к  индивидуальным  формам  работы  с  родителями  и  воспитателями можно перейти  к рассмотрению  следующего  направления  профессиональной  деятельности детского практического психолога – консультированию. Психологическое   консультирование   в   условиях   детского   дошкольного   учреждения обозначается   как   система   коммуникативного   взаимодействия   психолога   с   лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное   взаимодействие   осуществляется   по   запросу   администрации,   родителей   и педагогов,   а   также   самих   детей.   Результатом   взаимодействия   является   удовлетворение «реального»   запроса   и   выработка   рекомендаций   коррекционно­профилактического   и информативного   характера.   Основным   методом   психологического   консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация. Необходимо   отметить   специфику   психологического   консультирования   в   условиях детского   сада   (детское   образовательное   учреждение).   Она   заключается   в   опосредованном характере   консультирования,   т.е.   направленном   на   проблемы   развития,   обучения   и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок­ дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание  запросов с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.   В   этой   связи   проанализируем   основные   виды   «реальных»   запросов   в 7психологической помощи родителей и других членов семьи с целью возможности выхода на проблемы ребенка. Запрос 1. Необходимость подтверждения обвинительной позиции Возможные позиции обвинения: Я – я (редкое обвинение) Жена – муж Родители – ребенок Родители – бабушки, дедушки Все члены семьи – ребенок Реальным   мотивом   является   получение   признания   собственной   позиции, действительное   отношение   к   ситуации   –   драматизация   с   отсутствием   перспективы   ее исправления. Рекомендательная   стратегия   заключается   в   облегчении   драматизма   ситуации (выяснении)   истинного   запроса.   В   случае   необходимости   (обвинение   ребенка)   вводится программа диагностического обследования ребенка с последующим снятием обвинения. Запрос 2. Необходимость психоэмоциональной поддержки  Реальным   мотивом   является   утешение,   сочувствие.   Отношение   к   ситуации   – пессимистическое, присутствие неуверенности в себе, своих силах. Рекомендательная   стратегия   заключается   в   поддержке,   совместном   нахождении средств и возможностей решения проблемы. Запрос 3. Потребность в совете Реальным   мотивом   является   раздел   ответственности   за   принятие   решения, обоснованность решения. Отношение к ситуации – неопределенное. Рекомендательная   стратегия   заключается   в   определении   и   формулировании профессионально­личностной   позиции   психолога   без   принятия   ответственности   за последующие   действия   запрашиваемого   лица.   При   необходимости   психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка. Запрос 4. Необходимость психосоматического лечения ребенка  Реальным мотивом является получение совета и рекомендаций по лечению ребенка. Отношение к ситуации – реалистическое. Рекомендательная  стратегия  заключается  в удовлетворении   реального  мотива,  если проблема лежит в профессиональном пространстве детского практического психолога. При выходе   проблемы   за   рамки   профессиональной   компетентности   ­   направить   ребенка   к специалисту соответствующего профиля. Таким   образом,   анализ   запроса   позволяет   психологу   выявить   реальную   трудность взрослого по отношению к ребенку и построить обоснованную стратегию психологических воздействий.  Следует отметить, что не всегда обработка запроса инициирует  диагностико ­коррекционные   мероприятия.   В   некоторых   случаях   психолог   может   ограничиться рекомендациями. 8Формы работы с семьей внутри детского сада Презентация дошкольного учреждения Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития   и   коллективом   педагогов;   показать   (фрагментарно)   все   виды   деятельности   по развитию личности каждого ребенка. В   результате   такой   формы   работы   родители   получают   полезную   информацию   о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом). Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей Цель:   познакомить   родителей   со   структурой   и   спецификой   проведения   занятий   в ДОУ. Воспитатель   при   проведении   занятия   может   включить   в   него   элемент   беседы   с родителями   (ребенок   может   рассказать   что­то   новое   гостю,   ввести   его   в   круг   своих интересов). Педагогический совет с участием родителей Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей. Ход педсовета: 1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета. 2.   Анкетирование   родителей.   Проводится   заблаговременно,   чтобы   выявить   основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме. 3. Подведение итогов анкетирования. 4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. 5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. 6.   Телефон   доверия.   В   игровой   форме   родители   могут   задать   любые   интересующие   их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме. Посещение семьи Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные   посещения   планируются   по   мере   необходимости   и   предусматривают   более частные задачи, например проверку выполнения  рекомендаций, которые были  ранее даны воспитателем;   знакомство   с   положительным   опытом   семейного   воспитания;   выяснение условий подготовки к школе и т.д. Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, 9защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого­педагогическая характеристика семьи (приложение 5). Педагогические беседы с родителями Это   наиболее   доступная   форма   установления   связи   педагога   с   семьей,   она   может использоваться   как   самостоятельно,   так   и   в   сочетании   с   другими   формами:   беседа   при посещении семей, на родительском собрании, консультации. Цель:   оказать   родителям   своевременную   помощь   по   тому   или   иному   вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль  здесь  отводится  воспитателю,   он заранее  планирует  тематику  и  структуру беседы. Рекомендуется   при   проведении   беседы   выбирать   наиболее   подходящие   условия   и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Тематические консультации Консультации   близки   к   беседам,   главное   их   отличие   в   том,   что   педагог,   проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые   консультации   проводятся   в   детском   саду   систематически:   3—4 консультации   в   год   в   каждой   возрастной   группе   и   столько   же   общих   консультаций   по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые   возникают   нередко   во   время   общения   педагогов   и   родителей   по   инициативе обеих сторон. Консультация,   как   и   беседа,   требует   подготовки   для   наиболее   содержательных ответов педагогов родителям. Групповые собрания родителей На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка   дня   групповых   родительских   собраний   включает   педагогическую   беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры,  музыкального  работника;  сообщения кого­либо  из  родителей  об опыте  семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов. В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1,5 часа. По окончании собрания родители  задают вопросы,  которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии. "Круглый стол" с родителями Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На   заседание   "круглого   стола"   приглашаются   родители,   письменно   или   устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Конференция с родителями На   конференции   в   занимательной   форме   педагоги,   профильные   специалисты   и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям 10не   только   накапливать   профессиональные   знания   в   области   воспитания   детей,   но   и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме". 1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений. 2.   Обыгрывание   ситуаций   —   конструирование   и   анализ   поведения   матери   в   различных ситуациях. Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек". 1. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания   предлагается   запись   бесед   с   детьми   детсада   о   папах   (дети   отвечают   на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?). 2. Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах. 3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет... Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка". 4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка. Тематика конференций для родителей 1. Эстетическое воспитание дошкольников. 2. Растим будущих мам и пап. 3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 4. "Школьное завтра" наших детей. Общие собрания родителей На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих. Планирует   и   проводит   общее   родительское   собрание   заведующая   детским   садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году. Наглядная пропаганда В   работе   дошкольных   учреждений   рекомендуется   использовать   разные   средства наглядной   пропаганды.   Одно   из   таких   средств   —   привлечение   родителей   к   посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми,  занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду. Наглядное   знакомство   родителей   с   жизнью   детей   в   детском   саду   осуществляется также   при   организации   дней   открытых   дверей,   которые   проводятся   3—4   раза   в   год   в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в   детском   саду,   в   той   или   иной   возрастной   группе.   Деятельность   родителей   включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится   небольшая   коллективная   беседа,   родители   задают   вопросы,   делятся впечатлениями. 11С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений. Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства   детского   сада   и   родительского   комитета,   а   также   в   зависимости   от возможностей самих родителей. В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения   или   замечания   они   могут   высказать   воспитателю,   заведующему,   а   позже записать в специальную тетрадь. Традиционные   средства   наглядной   педагогической   пропаганды   —   разнообразные стенды.   В   каждой   возрастной   группе   должен   быть   пригрупповой   стенд   (уголок   для родителей). Требования к оформлению уголка для родителей: • Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться. • При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна. •   Стенд   должен   быть   красочно   оформлен   (лучше,   если   это   сделает   профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи "от руки",   но   плакаты   и   фотографии   (лучше   детей   группы   и   родителей).   При   оформлении стендов   не   нужно   злоупотреблять   декоративными   элементами,   наивными   изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках­передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию. • Следует создать резерв для обмена информацией между группами. Разделы: 1. Родительский уголок содержит планшет о возрастных особенностях детей вашей группы. В течение   года   материал   обновляется,   включая   по   очереди   требования   по   физическому, умственному,   нравственному,   трудовому,   эстетическому   воспитанию   детей,   особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и т.д. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т.д.). 2.   "Наша   жизнь   день   за   днем".   Раздел   представляет   материалы   о   минувшем   дне   в   виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например, "Сегодня Сережа спросил:   почему   сахар   сладкий?"),   текста   песенки,   выученной   на   занятии   или   прогулке, названия   прослушанного   музыкального   произведения,   книги,   прочитанной   детям   и   т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: "Мама, выучи со мной скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку"; "Папа, загадай мне загадку: "Не лает, не кусается, а в дом не пускает?" и т.д. 3.   "Наши   родители   советуют"   (название   произвольное).   В   этом   разделе   родители   могут обратиться   с   каким­то   предложением   к   другим   родителям   (давайте,   сводим   детей   на экскурсию по городу), поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы могут записать   и   воспитатели,   сославшись   на   родителей,   от   которых   они   их   услышали), информацией   (в   выставочном   зале   проходит   неделя   детской   книги),   советом   (возможно, кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для 12этого   разрабатывается   анкета   или   проводится   устный   опрос),   решение   принимает родительское собрание. 4. "Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы. 5. Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например: Прогулка:  если   целевая,   то   на   какое   число   она   запланирована,   предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки — впечатления детей, возможен фотомонтаж, "репортаж с прогулки", рисунки детей и комментарии к ним и т.д. Длительная   ролевая   игра    :  когда   началась,   роли,   атрибуты,   задание   по   поделкам. Например,   играем   в   больницу   —   нужны   халаты,   бинты,   марлевые   повязки,   "бутылки   с лекарствами", коробки из­под таблеток и т.д.; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если   сюжет   сказочный   —   задание   меняется   по   сюжету   игры,   даются   рекомендации:   что прочитать детям, какие атрибуты нужны для игры. Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете, где и как он будет использован детьми. Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т.д.). Готовит инструктор по физкультуре. Музыкальное   занятие  (готовит   музыкальный   руководитель)   —   репертуар   занятия, какие произведения слушали. Можно предложить кассету для прослушивания произведения в условиях дома с аннотацией музыкальных произведений (запись у воспитателя). Раз в месяц нужно планировать индивидуальную работу с родителями по подготовке к занятию. Вы планируете тему о космонавтике. У каждого ребенка, даже во второй младшей группе, есть свои представления о многих вещах. Сделайте запись в "модели трех вопросов" (Свирская Л. Менеджеры и клиенты // Детский сад. Управление. 2001 № 21. С.5.). Например: 12 апреля в группе будет проходить занятие "День космонавтики". Что мы знаем? Ира Максимова Космос, это куда летают космонавты. Что мы хотим узнать? Как корабли летают вокруг Земли. Что можно сделать, чтобы узнать? Обратиться к папе. 6.  Доска   объявлений.  На   нее   помещается   только   официальная   информация:   когда   будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д. (если есть об этом решение родительского собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку). 7.  Меню.  Меню   также   можно   использовать   для   индивидуальной   работы   с   родителями. Например, завтрак: "Любимая каша" (Маши К., Даши С., Степы А.) — манная. Или обед: плов (в советах родителей помещаются оригинальные рецепты плова). 8. Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты, как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях. 139.   Психолог,   социальный   педагог,   медицинский   работник   готовят   материалы   для   папок­ передвижек или, если это необходимо (например, реализуется программа "Здоровье", много детей из социально неблагополучных семей или другие причины), имеют постоянную рубрику в уголке для родителей. Раз в квартал возможен выпуск специального журнала для родителей по актуальной теме, например профилактике наркомании. Эти журналы даются во временное пользование отдельным семьям на одну­две недели. После изучения родителями материала воспитатель проводит с ними беседу по данному вопросу. Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов. Целью   следующей   формы   наглядной   пропаганды   —   тематических   выставок   — является   дополнение   словесной   информации   для   родителей   рисунками,   фотографиями, натуральными   предметами   (образцами   игрушек,   игровых   материалов,   работ   по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей. Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить   подбор   материала   по   определенной   теме,   найти   вырезки   из   газет   и   журналов, сделать  выкройки  игрушек­самоделок.  Более  подробно познакомить родителей  с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 14