консультация для родителей "Гендерное воспитание старших дошкольников"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 23.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Рассматривается понятие "гендер", даны Коментарии по гендерному развитию старших дошкольников, рекомендована методическая литература. также освещена необходимость правильной полоролевой идентификации в старшем дошкольном возрасте
Иконка файла материала gendernoe_vospitanie_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «Детский сад № 26 Центр развития ребенка ­ детский сад»  Консультация для родителей: «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста».   Педагог­психолог: Холкина Т.В.г.Кемерово Консультация для родителей: Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Социальные   изменения,   происходящие   в   современном   обществе, привели   к   разрушению   традиционных   стереотипов   мужского   и   женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.        На   фоне   этих   изменений   меняется   и   сознание   детей:   девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.   Многие   девочки   лишены   скромности,   нежности,   терпения,   не умеют   мирно   разрешать   конфликтные   ситуации.   Мальчики,   наоборот,   не умеют   постоять   за   себя,   слабы   физически,   лишены   выносливости   и эмоциональной   устойчивости,   у   них   отсутствует   культура   поведения   по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять   роли,   а   в   процессе   трудовой   деятельности   дети   не   умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.      Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику,   так   и   на   эмоциональное   равновесие   и   самочувствие   человека. Идентификация   и   осознание   идентичности   происходят   непрестанно   на протяжении   всей   жизни,   но   большинство   исследований   в   этой   области фокусируется   на   подростковом   возрасте,   который   известен   кризисами самосознания   и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола. ­   с   4­х   до   7   лет   формируется   гендерная   константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а   девочки   –   женщинами   и   что   принадлежность   к   полу   сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.     Становление   гендерной   идентичности   является   серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом.Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.        К  тому  же   программно­методическое   обеспечение   дошкольных программ   не   всегда   учитывает   гендерные   особенности.   В   результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.      Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОО условий для гендерной социализации дошкольников.        «Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует   у   детей   навыки   общения   девочек   и   мальчиков   в   быту,   в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).        На   мой   взгляд,   проект   «Гендерное   воспитание   старших дошкольников» является первым шагом в   гендерном воспитании  ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей  социокультурной среды, которой является  он,   противоположный   пол,   его   семья   и   деятельности   в   ней   человека,  развивает         осознанное   понимание   значимости   себя   по   отношению   к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается  понимание  образа  я – мальчика (девочки). Бесполость   воспитания,   царившая   долгие   годы   в   нашей   стране, привела   и   к   тому,   что   многие   испытывают   сегодня   беспомощность   и растерянность   в   выполнении   функциональных   обязанностей,   требующих фемининных или маскулинных проявлений, серьезные проблемы, связанные с отсутствием   качеств   мужественности,   возникают   у   молодых   людей, служащих в армии.          Особенно   это   касается   установления   семейных   отношений. Распространенные   сегодня   формы   гражданского   сожительства,   гостевых браков   делают   проблематичным   процесс   приобщения   детей   к   семейным социокультурным   ценностям,   лишают   их   ориентации   в   специфике межполовых   отношений.   Дети,   воспитывающиеся   в   неполных   семьях,зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем   выстраивать   свои   половые   роли   по   образу   семейных   пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.        Утрата  ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу   соотношения   мужских   и   женских   особей   как   представителей биологического   вида.   Одним   из   негативных   последствий   сексуальной революции   является   стремительный   рост   транссексуалов,   сексуальных меньшинств,   обреченных   на   бездетное   существование.   Вместе   с   тем   она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.        Анализ   материалов   из   опыта   работы   «   Гендерное   воспитание дошкольников»   выявил   положительные   тенденции   работы   в   этом направлении с учетом гендерного подхода: создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек.        Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого   и   ребенка   на   уровне   сотворчества,   содействия   в   игровой, конструктивной   и   познавательной   деятельности   с   учетом   гендерного подхода.   Эта   деятельность   является   эпизодическим   и   второстепенным компонентом жизни детей в детском саду.        Встречаются   трудности   в   подборе   объектов   для   творческой деятельности,   ограничена   сфера   гендерного   воспитания   дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как   у   воспитателей,   так   и   у   родителей.   Гендерное   воспитание   детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе детского сада. В   науках   о   человеке   сторонники   гендерного   направления придерживаются лозунга: «Люди не рождаются мужчинами или женщинами, становятся   ими   благодаря   влиянию   на   их   воспитание   экономического   и социокультурного   содержания   жизни   общества   (этнонациональных, религиозных, культурных традиций, образованности населения и др.)». Для   того,   чтобы   воспитание   детей   дошкольного   возраста осуществлялось   с   учётом   их   гендерных   особенностей,   у   родителей,воспитателей   и   специалистов   должна   быть   сформирована   гендерная компетентность,   которая   позволит   им   овладеть   организационными, психолого   –   педагогическими   и   дидактическими   аспектами   руководства детской деятельностью с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Под гендерной компетентностью мы понимаем информированность родителей и педагогов относительно того, что понятие «гендер» охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определённой культуры. С   этой   целью   рекомендуется   подборка   специальной   литературы,  в которой   отражены   вопросы   психологии,   нейропсихологии,   физиологии   и гигиены, педагогики, дидактики. Здесь нашли отражение такие вопросы как: особенности   поведения   детей,   значимость   игры,   социализация,   половая идентификация,   формирование   характера,   развитие   эмоций,   воспитание нравственности и другие, которые предлагаются как отечественными, так и зарубежными авторами. Данная   библиография   заинтересует   воспитателей,   педагогов   – психологов, инструкторов по физкультуре, родителей, учителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей с учётом их индивидуальных и  гендерных особенностей. Алешина   Ю.Е.,   Борисов   И.Ю.   Полоролевая   дифференциация   как комплексный   показатель   межличностных   отношений   супругов   //   Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. ­ 1984. ­ № 2. ­ С. 44­53. Алешина   Ю.Е.,   Гозман   Л.Я.,   Дубовская   Е.М.   Социально­ психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989­ с.120