Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Рассматривается понятие "гендер", даны Коментарии по гендерному развитию старших дошкольников, рекомендована методическая литература. также освещена необходимость правильной полоролевой идентификации в старшем дошкольном возрасте
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 26 Центр развития ребенка детский сад»
Консультация для родителей:
«Гендерное воспитание детей
старшего дошкольного
возраста».
Педагогпсихолог: Холкина Т.В.г.Кемерово
Консультация для родителей:
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе,
привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского
поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых
ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки
становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип
поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не
умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не
умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и
эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по
отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться,
распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют
самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на
психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека.
Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на
протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области
фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами
самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до
школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и
ожиданиях представителей мужского и женского пола.
с 4х до 7 лет формируется гендерная константность
(устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами,
а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется,
независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Становление гендерной идентичности является серьезной
проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом.Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду
их тоже окружают женщины.
К тому же программнометодическое обеспечение дошкольных
программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате
содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только
на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности
мальчиков и девочек.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОО
условий для гендерной социализации дошкольников.
«Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей
формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в
режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях
позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством
компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).
На мой взгляд, проект «Гендерное воспитание старших
дошкольников» является первым шагом в гендерном воспитании ребенка
дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное
восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является
он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека,
развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к
окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье
начинается понимание образа я – мальчика (девочки).
Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране,
привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и
растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих
фемининных или маскулинных проявлений, серьезные проблемы, связанные с
отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей,
служащих в армии.
Особенно это касается установления семейных отношений.
Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых
браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным
социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике
межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях,зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в
дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар,
особенно если отношения в них были далеки от идеала.
Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному
дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей
биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной
революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных
меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она
является одним из существенных факторов резкого спада демографической
ситуации.
Анализ материалов из опыта работы « Гендерное воспитание
дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом
направлении с учетом гендерного подхода: создаются условия для развития
умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и
девочек.
Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие
взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой,
конструктивной и познавательной деятельности с учетом гендерного
подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным
компонентом жизни детей в детском саду.
Встречаются трудности в подборе объектов для творческой
деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников.
Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет
как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей
дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе
детского сада.
В науках о человеке сторонники гендерного направления
придерживаются лозунга: «Люди не рождаются мужчинами или женщинами,
становятся ими благодаря влиянию на их воспитание экономического и
социокультурного содержания жизни общества (этнонациональных,
религиозных, культурных традиций, образованности населения и др.)».
Для того, чтобы воспитание детей дошкольного возраста
осуществлялось с учётом их гендерных особенностей, у родителей,воспитателей и специалистов должна быть сформирована гендерная
компетентность, которая позволит им овладеть организационными,
психолого – педагогическими и дидактическими аспектами руководства
детской деятельностью с учётом психофизиологических и индивидуальных
особенностей ребёнка.
Под гендерной компетентностью мы понимаем информированность
родителей и педагогов относительно того, что понятие «гендер» охватывает
круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся
с мужским или женским полом в рамках определённой культуры.
С этой целью рекомендуется подборка специальной литературы, в
которой отражены вопросы психологии, нейропсихологии, физиологии и
гигиены, педагогики, дидактики. Здесь нашли отражение такие вопросы как:
особенности поведения детей, значимость игры, социализация, половая
идентификация, формирование характера, развитие эмоций, воспитание
нравственности и другие, которые предлагаются как отечественными, так и
зарубежными авторами.
Данная библиография заинтересует воспитателей, педагогов –
психологов, инструкторов по физкультуре, родителей, учителей и всех тех,
кто занимается воспитанием и обучением детей с учётом их индивидуальных
и гендерных особенностей.
Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как
комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник
МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. № 2. С. 4453.
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально
психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989
с.120