Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Оценка 4.6

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Оценка 4.6
Лекции
docx
родителям
Детсад
01.04.2018
Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, говорится о том, что характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, говорится о том, что характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ..docx
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.  Сиротюк   А.Л.   Синдром   дефицита   внимания   с гиперактивностью.   Диагностика,   коррекция   и практические   рекомендации   родителям   и педагогам.   ­­   М.:   ТЦ   Сфера,   2002   —   128   с. (Серия «Практическая психология».) НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СДВГ Этиология   и   патогенез   (причины   и   механизмы   развития)   синдрома дефицита   внимания   окончательно   не   выяснены,   несмотря   на   большое количество   исследований.   В   настоящее   время   существуют нейроморфологические, нейрофизиологические, генетические,   биохимические,   социально­психологические   концепции,   которые   пытаются объяснить   механизмы   развития   синдрома.   Существует   также   развернутая биопсихосоциальная   патологическая   модель,   которая   включает   в   себя различные   факторы   возникновения   СДВГ.   Кроме   того,   к   гипотезам, описывающим   механизмы   СДВГ,   относятся   концепция   диффузной церебральной дезрегуляции О. В. Халецкой и В. М. Трошина, генераторная теория Г. Н. Крыжановского, теория задержки нейроразвития 3. Тресоглавы.   Однако   на   современном   этапе   исследования   СДВГ   считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома: ­ генетические факторы; ­ повреждение   центральной  нервной  системы  во  время  беременности  и родов; ­ негативное действие внутрисемейных факторов. По результатам исследования Н. Н. Заваденко возникновение СДВГ из­за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины — в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов — в 63% случаев. Характерные   проявления   генетического   фактора   прослеживаются   в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем   возрасте,   затем   возрастает   роль   социально­психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений. Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности   и   родов   могут   служить   недостаточное   питание,   отравление свинцом,   органические   повреждения   мозга,   внутриматочные   дефекты, наркотическое   отравление   плода   (например,   кокаином)   во   время пренатального   развития,   кислородная   недостаточность   в   период   развития плода   или   в  процессе   родов.  Многие   дети   с  симптомами   неспособности   к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей   эти   симптомы   обычны.  По   результатам   многочисленных исследований   одной   из   самых   распространенных   причин   отклонений   в обучении   и   поведении   является   родовая   травма   шейных   отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что приводит к возникновению   синдромов   несформированности   или   дефицитарности головного мозга в онтогенезе. В   настоящее   время   специалистами   многих   стран   ведутся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования детей   с   СДВГ.   Проводимые   электроэнцефалографические   исследования выявляют   изменения   биоэлектрической   активности   головного   мозга, нарушения   структурно­функциональной   организации   левого   полушария, незрелость   системы   регуляции   внимания,   незрелость   системы   коркового торможения и т. д. Нейропсихологические исследования гиперактивных детей выявляют   их   низкий   психический   статус,   повышенную   истощаемость, трудности в освоении чтения и письма. Исследования,   проведенные   Л.   Каророй   в   Институте   умственного здоровья (США), продемонстрировали связь между дисфункцией лобной доли и   гиперактивностью:   уровень   активности   мозга   у   гиперактивных   детей   в экспериментальной   группе   был   на   84%   ниже,   чем   у   обычных   детей   в контрольной.   Следовательно,   у   гиперактивных   детей   снижена   активность мозга в зоне лобных долей. Отмечают, что от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром. Однако у 6—8% детей симптомы расстройства приводят к задержке психического   развития,   а   в   подростковом   возрасте   способствуют возникновению психопатологических расстройств и асоциальных состояний. В результате проведенных  нейрофизиологических исследований у детей с СДВГ также выявлены отклонения в развитии фронтальных отделов коры больших полушарий, базальных ганглиев и мозжечка. Данные нарушения приводят к задержке   созревания   функциональных   систем   мозга,   ответственных   за моторный контроль, внимание и саморегуляцию поведения. Среди   всевозможных   причин   возникновения   синдрома   на нейропсихологическом и биологическом уровнях также отмечают снижение процессов   метаболической   активности   в   определенных   участках   мозга, дефицитарность нейромедиаторных сетей, обеспечивающих функциональные взаимосвязи   на   уровне   среднего   мозга   и   лимбической   системы,   а   также дисфункцию неспецифических активационных механизмов. Кроме   того,   у   детей,   состояние   которых   диагностируют   как   дефицит внимания   и   гиперактивность,   наблюдается   дефицитарная   работа ретикулярной   формации   и   вестибулярного   аппарата.   Функциональные нарушения ретикулярной формации и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности. Такие дети часто не чувствуют боли и, следовательно,   не   могут   сочувствовать   другим.   Этим   объясняется   их безжалостное   отношение   к   сверстникам   и   животным.   Они   могут   ударить, толкнуть,   укусить,   другим   способом   проявить   агрессию.   Кроме   того,   они способны совершать агрессивные действия и по отношению к себе. В сложную систему организации и контроля крупных движений и мелкой моторики   входят   премоторные   и   теменные   ассоциативные   области   коры, базальные   ганглии,   мозжечок,   ретикулярная   формация.   У   детей   с   СДВГ нарушения двигательного контроля связано с дисфункцией префронтальной области   лобных   отделов   головного   мозга.   Для   детей   с   этим   диагнозом характерны   не   только   недостаточность   в   координаторной   сфере,   но   и нарушения динамического и кинестетического праксиса. Большое   разнообразие   причин   возникновения   СДВГ   связано,   прежде всего, с разнообразием клинической картины синдрома. Наряду с основными характеристиками   данного   расстройства   —   повышенной   двигательной активностью,   импульсивностью   и   дефицитом   внимания   —   отмечается широкий спектр эмоциональных и когнитивных нарушений. Е.   А.   Осиповой   и   Н.   В.   Панкратовой   проведено   лонгитюдное исследование 28 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в возрасте   от   5   до   9   лет   и   предпринята   попытка   определения   их нейропсихологического   статуса.   Нейропсихологическое   обследование строилось на методике А.Р. Лурия с включением ряда дополнительных тестов. Авторы выделил и четыре варианта отклонений высших психических функций у детей с СДВГ. Первый   вариант  встречался   в   42%   случаев   и   был   связан   с дефицитарностью   базальных   структур   мозга,   задержкой   становления функциональной   левополушарной   доминантности   и   недостаточностью корково­подкорковой регуляции. В процессе взросления для детей с таким типом СДВГ характерны уменьшение симптомов и нормализация поведения. В онтогенезе   отмечалось   запаздывание   латерализации   мануального предпочтения   (определения   ведущей   руки).   Выявлялись   полимодальные нарушения  мнестической  деятельности  (памяти)  в  звене  избирательности   и первичная   недостаточность   базальных   структур,   обеспечивающих составляющие   выполнения   двигательных   программ.   При   реципрокных (перекрестных)   движениях   дети   демонстрировали   дефицит   тонической регуляции   (тонус   мышц),   но   в   процессе   специального   обучения разнонаправленным   движениям   результат   достигался   быстро.   Однако успешное   выполнение   простейших   двигательных   программ   опиралось   на механизмы   вербального   (речевого)   программирования   и   контроля.   При исключении   последнего   (прикусывание   языка)   автоматизация   движений происходила   с   большим   трудом.   Сохранялись   ошибки   зеркальности   в написании отдельных букв и поисках правых и левых частей тела, в то время как копирование целостных геометрических фигур происходило успешно. Это свидетельствует   об   опережающем   развитии   структурно­топологического компонента   по   отношению   к   координатной   составляющей.   При   хорошей сформированности   простых   квазипространственных   представлений   дети показывали   недостаточную   сформированность   функций   произвольной регуляции и контроля, что проявлялось в большом количестве ошибок из­за невнимательности   и   импульсивности;   ускорение   темпа   работы   и   трудность возврата   к   первоначальному   темпу   после   ускорения.   Включение мотивационных факторов (ответственность за что­либо, назначение старшим в группе, ведущим в игре, дежурным в классе и т. д.) способно существенно мобилизовать ресурсы произвольной регуляции поведения. Второй   тип  возникновения   СДВГ   в   онтогенезе,   выявленный   у   20% обследованных,   характеризуется   дисфункцией   правого   полушария   в сочетании с дефицитарностью базальных (подкорковых) структур мозга. Этот вариант   онтогенеза   отличается   выраженной   неустойчивостью   возрастной динамики.   Развитие   детей   и   овладение   когнитивными   и   социальными навыками   сопровождается   периодическими   сбоями   и   усилением гиперактивности.   Пик   гиперактивности   и   нарушение   взаимодействия   со сверстниками у этой группы детей приходится на 5­летний возраст. В возрасте 7—8   лет   отмечается   положительная   динамика,   в   9   лет   —   нарастание симптомов. У детей прослеживается полимодальные нарушения мнестической деятельности.   При   выполнении   двигательных   проб   нарушения   чаще отмечаются   в   левой   руке.   При   копировании   графических   фигур   правой   и левой   рукой   сохраняются   выраженные   различия,   при   этом   стратегия копирования   левой   рукой   запаздывает   в   развитии.   Фрагментарность восприятия проявляется при составлении рассказа по картинкам: отсутствует целостное описание; главная сюжетная линия вытесняется второстепенными деталями.   В   отличие   от   первого   варианта   онтогенеза   СДВГ   сформирована произвольная   регуляция   и   самоконтроль   в   структурированных   ситуациях. Внимание при повторяющихся действиях не снижается. Однако в ситуации без установленных   правил   происходит   провокация   возникновения гиперактивности   с  элементами   импульсивности.  Включение   мотивационных факторов   (ответственность   за   что­либо,   назначение   старшим   в   группе, ведущим   в   игре,   дежурным   в  классе   и   т.  д.)   мало   влияет   на   поведение   и мобилизацию ресурсов произвольной регуляции.   первичной   характеризуется Третий   вариант  онтогенетического   развития   СДВГ   отмечался   у   29% обследованных,   функциональной дефицитарностью   базальных   структур   мозга,   что   замедлило   формирование пространственных функций (задние отделы правого полушария) и функций блока   программирования   и   контроля   (лобные   доли   левого   полушария). Снижены   интеллектуальные   показатели.   Однако   у   детей   этого   типа   часто отмечается замедленная, но положительная возрастная динамика. Кроме того, у   них   прослеживаются   первичная   недостаточность   фоновых   составляющих обеспечения системы праксиса, нарушения мнестической деятельности в звене избирательности,   недостаточное   развитие   структурно­топологической   и координатной   составляющих   пространственных   представлений,   целостное восприятие   при   составлении   рассказа   по   сюжетной   картинке,   выражены нарушения   функции   регуляции   и   контроля.   Для   успешного   выполнения последовательных   серийных   действий   таким   детям   требуется   речевой контроль. Недостаточно сформирована мелкая моторика. Четвертый вариант  онтогенетического  развития СДВГ  выявлен  в 9% случаев   и   характеризуется   сохранностью   базальных   структур   мозга   при выраженной   несформированности   регуляторных   структур   (лобные   доли левого полушария). Выражены нарушения регуляторных механизмов третьего (по   А.   Р.   Лурии)   структурно­функционального   блока   мозга.   Отмечена недостаточность   речевого   программирования   и   контроля   (левая   височная область)  в  обеспечении   последовательного   выполнения  серийных   действий. Кроме   того,   у   детей   проявляется   инертность   при   воспроизведении заучиваемого   материала,   неустойчивость   социальных контактов, агрессия, слабая управляемость поведением. Ускорение темпа при серийных   движениях   не   отмечалось.   В   возрасте   7—8   лет   прослеживается положительная   динамика   в   когнитивной   сфере   и   поведении   на   фоне дефицитарности   мотиваций.   Достаточный   словарный   запас   и   сохранные процессы непроизвольного запоминания.   персеверации, Дети   с   синдромом   гиперактивности   имеют   достаточно   развитые компенсаторные   механизмы,   для   включения   которых   должны   соблюдаться определенные условия:  обеспечение   родителями   и   учителями   эмоционально­нейтрального развития и обучения;  соблюдение режима, достаточное время для сна;  обучение   по   личностно­ориентированной   программе   без интеллектуальных перегрузок;  соответствующая медикаментозная поддержка;  разработка   индивидуальной   помощи   ребенку   со   стороны   невролога, психолога, педагога, родителей;  своевременная нейропсихологическая коррекция.  Таким   образом,   гиперактивность   ребенка   является   лишь   внешним проявлением   нарушений   его   нейропсихологического   развития   и   может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур.   Прежде   всего,   возникновение   СДВГ   связано   с   недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение   механизмов   формирования   синдрома   дефицита   внимания   с гиперактивностью   —   актуальная   задача,   которая   требует   дальнейших междисциплинарных исследований. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018