Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, говорится о том, что характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, говорится о том, что характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ..docx
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью. Диагностика, коррекция и
практические рекомендации родителям и
педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.
(Серия «Практическая психология».)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СДВГ
Этиология и патогенез (причины и механизмы развития) синдрома
дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое
количество исследований.
В настоящее время существуют
нейроморфологические,
нейрофизиологические,
генетические,
биохимические, социальнопсихологические концепции, которые пытаются
объяснить механизмы развития синдрома. Существует также развернутая
биопсихосоциальная патологическая модель, которая включает в себя
различные факторы возникновения СДВГ. Кроме того, к гипотезам,
описывающим механизмы СДВГ,
относятся концепция диффузной
церебральной дезрегуляции О. В. Халецкой и В. М. Трошина, генераторная
теория Г. Н. Крыжановского, теория задержки нейроразвития 3. Тресоглавы.
Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются
доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:
генетические факторы;
повреждение центральной нервной системы во время беременности и
родов;
негативное действие внутрисемейных факторов.
По результатам исследования Н. Н. Заваденко возникновение СДВГ изза
раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и
родов встречается в 84% случаев, генетические причины — в 57% случаев,
негативное действие внутрисемейных факторов — в 63% случаев.
Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в
нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников
мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в
младшем возрасте, затем возрастает роль социальнопсихологических
факторов, особенно внутрисемейных отношений.
Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время
беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление
свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты,
наркотическое отравление плода (например, кокаином) во время
пренатального развития, кислородная недостаточность в период развития
плода или в процессе родов. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных
детей эти симптомы обычны.
По результатам многочисленных
исследований одной из самых распространенных причин отклонений в
обучении и поведении является родовая травма шейных отделов
позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что приводит к
возникновению синдромов несформированности или дефицитарности
головного мозга в онтогенезе.
В настоящее время специалистами многих стран ведутся
нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования
детей с СДВГ. Проводимые электроэнцефалографические исследования
выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга,
нарушения структурнофункциональной организации левого полушария,
незрелость системы регуляции внимания, незрелость системы коркового
торможения и т. д. Нейропсихологические исследования гиперактивных детей
выявляют их низкий психический статус, повышенную истощаемость,
трудности в освоении чтения и письма.
Исследования, проведенные Л. Каророй в Институте умственного
здоровья (США), продемонстрировали связь между дисфункцией лобной доли
и гиперактивностью: уровень активности мозга у гиперактивных детей в
экспериментальной группе был на 84% ниже, чем у обычных детей в
контрольной. Следовательно, у гиперактивных детей снижена активность
мозга в зоне лобных долей.
Отмечают, что от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот
синдром. Однако у 6—8% детей симптомы расстройства приводят к задержке
психического развития, а в подростковом возрасте способствуют
возникновению психопатологических расстройств и асоциальных состояний. В
результате проведенных нейрофизиологических исследований у детей с СДВГ
также выявлены отклонения в развитии фронтальных отделов коры больших
полушарий, базальных ганглиев и мозжечка. Данные нарушения приводят к
задержке созревания функциональных систем мозга, ответственных за
моторный контроль, внимание и саморегуляцию поведения.
Среди всевозможных причин возникновения синдрома на
нейропсихологическом и биологическом уровнях также отмечают снижение
процессов метаболической активности в определенных участках мозга,
дефицитарность нейромедиаторных сетей, обеспечивающих функциональные
взаимосвязи на уровне среднего мозга и лимбической системы, а также
дисфункцию неспецифических активационных механизмов.
Кроме того, у детей, состояние которых диагностируют как дефицит
внимания и гиперактивность,
наблюдается дефицитарная работа
ретикулярной формации и вестибулярного аппарата. Функциональные
нарушения ретикулярной формации и стволовых отделов мозга приводят к
изменениям болевой чувствительности. Такие дети часто не чувствуют боли и,
следовательно, не могут сочувствовать другим. Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным. Они могут ударить,
толкнуть, укусить, другим способом проявить агрессию. Кроме того, они
способны совершать агрессивные действия и по отношению к себе.
В сложную систему организации и контроля крупных движений и мелкой
моторики входят премоторные и теменные ассоциативные области коры,
базальные ганглии, мозжечок, ретикулярная формация. У детей с СДВГ
нарушения двигательного контроля связано с дисфункцией префронтальной
области лобных отделов головного мозга. Для детей с этим диагнозом
характерны не только недостаточность в координаторной сфере, но и
нарушения динамического и кинестетического праксиса.
Большое разнообразие причин возникновения СДВГ связано, прежде
всего, с разнообразием клинической картины синдрома. Наряду с основными
характеристиками данного расстройства — повышенной двигательной
активностью, импульсивностью и дефицитом внимания — отмечается
широкий спектр эмоциональных и когнитивных нарушений.
Е. А. Осиповой и Н. В. Панкратовой проведено лонгитюдное
исследование 28 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в
возрасте от 5 до 9 лет и предпринята попытка определения их
нейропсихологического статуса.
Нейропсихологическое обследование
строилось на методике А.Р. Лурия с включением ряда дополнительных тестов.
Авторы выделил и четыре варианта отклонений высших психических функций
у детей с СДВГ.
Первый вариант встречался в 42% случаев и был связан с
дефицитарностью базальных структур мозга, задержкой становления
функциональной левополушарной доминантности и недостаточностью
корковоподкорковой регуляции. В процессе взросления для детей с таким
типом СДВГ характерны уменьшение симптомов и нормализация поведения. В
онтогенезе отмечалось
запаздывание латерализации мануального
предпочтения (определения ведущей руки). Выявлялись полимодальные
нарушения мнестической деятельности (памяти) в звене избирательности и
первичная недостаточность базальных структур,
обеспечивающих
составляющие выполнения двигательных программ. При реципрокных
(перекрестных) движениях дети демонстрировали дефицит тонической
регуляции (тонус мышц), но в процессе специального обучения
разнонаправленным движениям результат достигался быстро. Однако
успешное выполнение простейших двигательных программ опиралось на
механизмы вербального (речевого) программирования и контроля. При
исключении последнего (прикусывание языка) автоматизация движений
происходила с большим трудом. Сохранялись ошибки зеркальности в
написании отдельных букв и поисках правых и левых частей тела, в то время
как копирование целостных геометрических фигур происходило успешно. Это
свидетельствует об опережающем развитии структурнотопологического компонента по отношению к координатной составляющей. При хорошей
сформированности простых квазипространственных представлений дети
показывали недостаточную сформированность функций произвольной
регуляции и контроля, что проявлялось в большом количестве ошибок изза
невнимательности и импульсивности; ускорение темпа работы и трудность
возврата к первоначальному темпу после ускорения.
Включение
мотивационных факторов (ответственность за чтолибо, назначение старшим в
группе, ведущим в игре, дежурным в классе и т. д.) способно существенно
мобилизовать ресурсы произвольной регуляции поведения.
Второй тип возникновения СДВГ в онтогенезе, выявленный у 20%
обследованных, характеризуется дисфункцией правого полушария в
сочетании с дефицитарностью базальных (подкорковых) структур мозга. Этот
вариант онтогенеза отличается выраженной неустойчивостью возрастной
динамики. Развитие детей и овладение когнитивными и социальными
навыками сопровождается периодическими сбоями и усилением
гиперактивности. Пик гиперактивности и нарушение взаимодействия со
сверстниками у этой группы детей приходится на 5летний возраст. В возрасте
7—8 лет отмечается положительная динамика, в 9 лет — нарастание
симптомов. У детей прослеживается полимодальные нарушения мнестической
деятельности. При выполнении двигательных проб нарушения чаще
отмечаются в левой руке. При копировании графических фигур правой и
левой рукой сохраняются выраженные различия, при этом стратегия
копирования левой рукой запаздывает в развитии. Фрагментарность
восприятия проявляется при составлении рассказа по картинкам: отсутствует
целостное описание; главная сюжетная линия вытесняется второстепенными
деталями. В отличие от первого варианта онтогенеза СДВГ сформирована
произвольная регуляция и самоконтроль в структурированных ситуациях.
Внимание при повторяющихся действиях не снижается. Однако в ситуации без
установленных правил происходит провокация возникновения
гиперактивности с элементами импульсивности. Включение мотивационных
факторов (ответственность за чтолибо, назначение старшим в группе,
ведущим в игре, дежурным в классе и т. д.) мало влияет на поведение и
мобилизацию ресурсов произвольной регуляции.
первичной
характеризуется
Третий вариант онтогенетического развития СДВГ отмечался у 29%
обследованных,
функциональной
дефицитарностью базальных структур мозга, что замедлило формирование
пространственных функций (задние отделы правого полушария) и функций
блока программирования и контроля (лобные доли левого полушария).
Снижены интеллектуальные показатели. Однако у детей этого типа часто
отмечается замедленная, но положительная возрастная динамика. Кроме того,
у них прослеживаются первичная недостаточность фоновых составляющих
обеспечения системы праксиса, нарушения мнестической деятельности в звене избирательности, недостаточное развитие структурнотопологической и
координатной составляющих пространственных представлений, целостное
восприятие при составлении рассказа по сюжетной картинке, выражены
нарушения функции регуляции и контроля. Для успешного выполнения
последовательных серийных действий таким детям требуется речевой
контроль. Недостаточно сформирована мелкая моторика.
Четвертый вариант онтогенетического развития СДВГ выявлен в 9%
случаев и характеризуется сохранностью базальных структур мозга при
выраженной несформированности регуляторных структур (лобные доли
левого полушария). Выражены нарушения регуляторных механизмов третьего
(по А. Р. Лурии) структурнофункционального блока мозга. Отмечена
недостаточность речевого программирования и контроля (левая височная
область) в обеспечении последовательного выполнения серийных действий.
Кроме того, у детей проявляется инертность при воспроизведении
заучиваемого материала,
неустойчивость социальных
контактов, агрессия, слабая управляемость поведением. Ускорение темпа при
серийных движениях не отмечалось. В возрасте 7—8 лет прослеживается
положительная динамика в когнитивной сфере и поведении на фоне
дефицитарности мотиваций. Достаточный словарный запас и сохранные
процессы непроизвольного запоминания.
персеверации,
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые
компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться
определенные условия:
обеспечение родителями и учителями эмоциональнонейтрального
развития и обучения;
соблюдение режима, достаточное время для сна;
обучение по личностноориентированной программе без
интеллектуальных перегрузок;
соответствующая медикаментозная поддержка;
разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога,
психолога, педагога, родителей;
своевременная нейропсихологическая коррекция.
Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним
проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может
возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых
структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной
зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария.
Изучение механизмов формирования синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью — актуальная задача, которая требует дальнейших
междисциплинарных исследований.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Консультация для родителей - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.