В консультации для родителей - Гиперактивность: Как быть, говорится о том,что импульсивность - это особенность поведения человека заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Однако нельзя говорить об импульсивности как об изолированном проявлении эмоциональных на¬рушений. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внимания/гиперактивности .В консультации для родителей - Гиперактивность: Как быть, говорится о том,что импульсивность - это особенность поведения человека заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Однако нельзя говорить об импульсивности как об изолированном проявлении эмоциональных на¬рушений. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внимания/гиперактивности .
П сихология для родителей.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК БЫТЬ?
Импульсивность это особенность поведения человека (или в устойчивых
формах черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому
побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает
свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно ре
агирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Однако нельзя
говорить об импульсивности как об изолированном проявлении эмоциональных на
рушений. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внима
ния/гиперактивности (гипер составная часть сложных слов, указывающая на пре
вышение нормы; а слово «активный» означает «действенный», «деятельный»).
В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указыва
ются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная
активность. Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с
окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень ин
теллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может
превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности на
блюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это
могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования
головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ре
бенком в первые месяцы жизни, и т.д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дис
функция (ММД), наличие которой определяет врачневропатолог после проведения
специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и к его адаптации в коллективе
должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными
детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не
может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее
в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тутто и
должны прийти на помощь воспитатель и психолог, которые только в тес
ном контакте с родителями могут научить ребенка эффективным способам об
щения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и не
приятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забы
вать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как тре
буют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности
не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не
ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так
щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже стано
вятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы воздействия мо
гут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате
страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым,
не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне
1посильная задача для взрослых.
ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на
одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают
дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям: они очень подвижны,
вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и
роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению
конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей:
«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на
месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у
него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет
или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое
внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается
ответов».
Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с
повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения
одной категории детей от другой.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка
Критерии оценки
Контроль поведения
Гиперактивный ребенок
Постоянно импульсивен
Двигательная
активность
Характер движений
Постоянно активен
Лихорадочный,
беспорядочный
Тревожный ребенок
Способен контролировать
поведение
Активен в определенных
случаях
Беспокойные, напряженные
движения
Приведенная таблица поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка
социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных
конфликтов, драк, недоразумений. Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе
детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, беседовать с родителями и
педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит
активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии
выявления гиперактивности.
2КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ)
Дефицит активного внимания
1.
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2.Не слушает, когда к нему обращаются.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Испытывает трудности в организации.
Часто теряет вещи.
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Часто бывает забывчив
3.
4.
5.
6.
7.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2.Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле,
бегает, забирается кудалибо).
3.Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
1.Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2.Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
3.
4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением
Плохо сосредотачивает внимание.
есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение
слабоуправляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя поразному и показывает очень разные ре
зультаты: на некоторых занятиях спокоен, на других нет; на одних занятиях
успешен, на других нет.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше
признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок
гиперактивен.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены
признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не
придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет». В
этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться
к психологу или невропатологу. Согласитесь: ответственность за постановку диагноза
должен взять на себя врач. Важно только убедить родителей, что ребенку необходима
помощь специалиста. Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на
3том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения
ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного
внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.
Особенно часто взрослые не обращают должного внимания на проявление у ребен
ка импульсивности. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки
импульсивности».
ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ
1. Импульсивный ребенок всегда быстро находит ответ, когда его о чемто спра
шивают (возможно, и неверный).
У него часто меняется настроение.
Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
Обидчив, но незлопамятен.
Часто чувствуется, что ему все надоело.
2.
3.
4.
5.
6.
7.Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8.Может резко отказаться от еды, которую не любит.
7. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда ктото из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12.
Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14.
Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы двоетрое взрослых,
хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной
4анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний
балл.
Результат:
1520 баллов свидетельствует о высокой импульсивности,
7 14 баллов о средней импульсивности,
1 6 баллов о низкой импульсивности.
КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ
Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет
жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает не
впопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое
поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком,
во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слу
шать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала
желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите,
чтобы ребенок был внимательным, выполняя какоелибо задание, постарайтесь не
замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок, конечно,
постарается какоето время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на
задании.
В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости
и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент
активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности,
нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию
приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спор
тивными и подвижными играми.
Конечно же, воспитатели детских садов и школьные учителя обязаны помнить,
что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в
начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с
взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с
работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, если
дети в группе детского сада могут заниматься какойлибо деятельностью 20 минут, а
гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его
продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на
другой род деятельности.
К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное
внимание в течение длительного отрезка времени. Ему будет легче, если занятие
разделить на части: например, после выполнения двухтрех заданий можно поиграть с
детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспита
тель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет
все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический
5настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень
трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в на
чале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит
сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мо
тивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них
должна повышаться самооценка.
Гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое
иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную
реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет
хладнокровия нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию,
остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда,
избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей
слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а
не вечером.
2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать
физкультминутки.
4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать
чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, по
глаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
613. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия нет преимущества!
Дошкольное воспитание № 1, 2007 г. стр. 88 95.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
7