В консультации для родителей - ГИПОДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ, говорится о том, что В основе гипердинамического и гиподинамического синдромов—микроорганические поражения головного мозга, которые возникают в результате кислородного внутриутробного голодания головного мозга, микрородовой травмы и приводят к минимальной мозговой дисфункции (ММД). Отсутствуют грубые органические, очаговые повреждения, но есть множество микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.В консультации для родителей - ГИПОДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ, говорится о том, что В основе гипердинамического и гиподинамического синдромов—микроорганические поражения головного мозга, которые возникают в результате кислородного внутриутробного голодания головного мозга, микрородовой травмы и приводят к минимальной мозговой дисфункции (ММД). Отсутствуют грубые органические, очаговые повреждения, но есть множество микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.
ГИПОДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
(автор)
В основе гипердинамического и гиподинамического синдромов—
микроорганические поражения головного мозга, которые возникают в результате
кислородного внутриутробного голодания головного мозга, микрородовой травмы и
приводят к минимальной мозговой дисфункции (ММД). Отсутствуют грубые
органические, очаговые повреждения, но есть множество микроповреждений коры и
подкорковых структур головного мозга. Уже в первые дни, еще в родильном доме,
отмечают, что ребенок беспокоен или вял, и первое его кормление обычно
откладывают на 2—3 суток. Это часто бывает с крупным новорожденным и
ребенком, родившимся при затяжных или стремительных родах. Поскольку грубых
очаговых нарушений в головном мозге в таких случаях нет, в выписной справке
роды и состояние новорожденного оцениваются чаще всего как вполне
благополучные, а последствия ММД проявляются несколько позднее. У каждого 5
—6го ребенка отмечается ММД.
Среди страдающих ММД детей у каждого четвертого ребенка
гиподинамический синдром. У ребенка с гиподинамическим синдромом в результате
микрородовой травмы повреждены подкорковые структуры головного мозга,
поэтому у него слаба стимуляция активности головного мозга из этих структур, и он
как бы спит, он заторможен. Гиподинамичный ребенок малоподвижен и вял.
Пососав грудь, он тут же засыпает. Он и плачет както вяло, как будто не надеясь
добиться плачем чеголибо. Позднее гиподинамичный ребенок производит
впечатление еще не проснувшегося, спящего на ходу. Его трудно чемто
заинтересовать и приходится постоянно тормошить, чтобы побудить чтото сделать.
У гиподинамичного ребенка и мышцы гипотоничные, вялые, ослабленные.
Нередко он страдает от избыточной массы тела. Гиподинамичный ребенок неловок,
его движения плохо координированы. Руки у него двигаются как бы сами по себе и
при ходьбе неподвижно висят вдоль туловища. Складывается впечатление, что они
ему только мешают. Такой ребенок избегает играть с детьми отчасти из нежелания,
отчасти вынужденно изза неловкости, нерасторопности, неповоротливости.
Унылая, несуразная фигура гденибудь в уголке игровой комнаты детского сада или
в школьном коридоре это фигура гиподинамичного ребенка.
Так как мозг гиподинамичного ребенка как бы спит, он кажется умственно
отсталым, и только мать знает, что он не глуп. Однако ей не верят, поскольку видят
безучастное лицо ребенка и в разговоре он или не участвует, или отвечает на
вопросы вяло, односложно, не вдумываясь, лишь бы отделаться от докучливого
собеседника. Плохая успеваемость огорчает его только потому, что огорчена мать.
В школе его называют тюфяком. Самая большая его мечта — сидеть за задней
партой, быть незамечаемым никем, чтобы его оставили в покое, не вызывали к
доске. Уроков физкультуры он избегает всеми возможными способами, потому что
на них особенно очевидна его неловкость и именно на этих уроках он становится
объектом насмешек сверстников. Он вял не только физически, но и эмоционально и
умственно. Гиподинамичный ребенок затаенно переживает постоянные насмешки,его задергивают, потому что постоянно тормошат, и у него в таком случае
развивается невроз (неврастения).
У такого ребенка ретикулярная формация мозга оказывает недостаточное
стимулирующее влияние на кору мозга, и родители восполняют этот дефицит
стимуляцией извне. На него не следует кричать, его нельзя тормошить без толку, а
необходимо заинтересовать чемнибудь. Интерес в данном случае решает все. Если
это делается подоброму, ненавязчиво, с учетом его состояния в данный момент,
гиподинамичный ребенок постепенно оживает. Он крутит педали велосипеда, если с
ним рядом отец, и лежит возле велосипеда, если предоставлен себе. С ним много
ходят, чтобы и активизировать, и развить физически. Ведь в спортивной секции, где
он непременно станет объектом насмешек, ему делать нечего. К более быстрой
реакции его побуждает личным примером находящийся рядом с ним взрослый,
действуя так, чтобы гиподинамичный ребенок был вынужден успевать. С ним
играют в мяч в максимально посильном для него темпе. Темп навязывается
характером самой игры (футбол, хоккей — для мальчика; скакалка, игра в
пятнашки — для девочки) или целью: «Закончим дело, пойдем в зоопарк». С ним
играют в игру «подбор слов», когда следует быстро подобрать слово, начинающееся
с последней буквы предыдущего слова. Он незаметно вовлекается в игру
соревнование и, стараясь не отставать от других, будет иметь стимул действовать
быстрее. Родители развивают его ловкость, заставляют его больше двигаться,
соблюдать диету, борются с излишней массой тела, чтобы он не стал мишенью для
насмешек, чтобы у него не возникло чувство несостоятельности как основа невроза.
У детей с ММД иногда отмечается дизартрия — грубые нарушения в
произнесении звуков («каша во рту»), и они не выговаривают многие из них. В школе
обнаруживается дисграфия — плохой почерк, пропуск в письме гласных или
согласных букв, замена одних букв другими, зеркальное их написание.
Неудовлетворительные оценки по письму — прямотаки «симптом» ММД. В 4—5м
классах дети с ММД недостаточно успевают по математике. Однако упорная
тренировка помогает преодолеть и эти последствия ММД. Помощь невропатолога и
психиатра в таких случаях крайне необходима.
Борьба с последствиями ММД, синдромами гипер и гиподинамичности —
убедительный пример того, как весьма неблагоприятный биологический фактор
детской трудности может быть купирован,
преодолен настойчивыми
воспитательными воздействиями, если они своевременны, продуманны и добры.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь