Консультация для родителей - ГОРЕ: ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА

  • Лекции
  • doc
  • 07.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ГОРЕ: ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА, говорится о том, что люди часто страдают от эмоциональной боли из-за потери чего-либо, что очень важно для них (например, работы, дружбы, ощущения своей безопасности, дома), к горю обычно относится потеря близкого человека в результате смерти. Ощущение горя весьма распространено, ведь трое из четырех женщин переживают своего супруга, становясь вдовами в среднем возрасте 56 лет. Более половины женщин в развитых странах становятся вдовами к тому возрасту, как они достигают 65 лет. Каждый год в развитых странах 4% детей в возрасте до 15 лет переживает смерть родителя. Это состояние не является официальным медицинским диагнозом, однако, если оно длится более одного года, то может развиваться осложненный вариант реакции потериВ консультации для родителей - ГОРЕ: ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА, говорится о том, что люди часто страдают от эмоциональной боли из-за потери чего-либо, что очень важно для них (например, работы, дружбы, ощущения своей безопасности, дома), к горю обычно относится потеря близкого человека в результате смерти. Ощущение горя весьма распространено, ведь трое из четырех женщин переживают своего супруга, становясь вдовами в среднем возрасте 56 лет. Более половины женщин в развитых странах становятся вдовами к тому возрасту, как они достигают 65 лет. Каждый год в развитых странах 4% детей в возрасте до 15 лет переживает смерть родителя. Это состояние не является официальным медицинским диагнозом, однако, если оно длится более одного года, то может развиваться осложненный вариант реакции потери
Иконка файла материала 5 - Консультация для родителей - ГОРЕ ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА.doc
Консультация для родителей ГОРЕ: ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА Что такое горе?  Горе   ­   это   нормальное,   внутреннее   ощущение, которое возникает при потере близкого человека, в то время   как   тяжелая   утрата   ­   это   состояние,   которое возникает в результате переживания этой потери. Хотя люди   часто   страдают   от   эмоциональной   боли   из­за потери чего­либо, что очень важно для них (например, работы, дружбы, ощущения своей безопасности, дома), к горю   обычно   относится   потеря   близкого   человека   в результате смерти. Ощущение горя весьма распространено, ведь трое из четырех женщин переживают своего супруга, становясь вдовами в среднем возрасте 56 лет. Более половины женщин в развитых странах становятся вдовами к тому возрасту, как они достигают 65 лет. Каждый год в развитых странах 4% детей в возрасте до 15 лет переживает смерть родителя.         Это состояние не является официальным медицинским диагнозом, однако, если оно длится более одного года, то может развиваться осложненный вариант реакции потери. Он характеризуется   тем,   что   реакция   горя   усиливается,   влияя   на   все   сферы   жизни страдальца:   на   близкие   отношения,   нарушает   убеждения   и,   чаще   всего,   приводит   к горестному   переживанию   потери   смысла   и   постоянному   стремлению   к   умершему любимому. Около 15% лиц, находящихся в трауре, страдают от осложненного горя, и обнаружено, что одна треть людей, получающих психиатрическую помощь, страдает от продленной реакции горя.                                                Что такое траур?  В   противоположность   горю,   которое   отражает,   как   кто­либо   ощущает   потерю близкого человека, траур ­ это внешнее проявление этой потери. Траур обычно включает определенные   культурой   ритуалы,   которые   помогают   лицам,   находящимся   в   трауре, придать смысл концу жизни близкого человека и повлиять на структуру времени, которое может ощущаться как нечто беспорядочное.  На то, как люди соблюдают траур, влияют их личностные, семейные, культурные и общественные убеждения и обычаи. Все, начиная с того, как члены семьи готовят себя и своих близких к смерти и реагируют на произошедшее, до сохранения памяти об умерших, их   похорон,   находится   под   влиянием   внутренних   и   внешних   факторов. Продолжительность периода официального траура и иногда время отпуска на отведение траура, который людям позволяется освободить от работы, определяется комбинацией личностных, семейных, культурных и общественных факторов. Траурные обычаи также влияют на то, как люди, находящиеся в трауре, могут почувствовать себя комфортно, получая   поддержку,   также   как   и   на   соответствующие   способы   для   друзей   и   семьи выразить   симпатию   во   время   этого   периода.   Например,   культуры   могут   значительно различаться в том, как много или как мало пострадавший человек может говорить о своей потере с друзьями, членами семьи и сотрудниками и могут определять, участвовать или нет в траурной поддержке или приемлема ли психотерапия.  1Каковы эффекты потери близкого человека? Потенциальные   негативные   проявления   реакции   горя   могут   быть   значительными. Например, исследования показывают, что около 40% потерявших близких людей страдают от какого­либо вида тревожного расстройства в первый год после смерти любимого, и может быть повышение до 70% смертности выжившего супруга в пределах первых шести месяцев   после   смерти   партнера.   По   этим   причинам,   опросники,   которые   оценивают, насколько интенсивный стресс человек испытывает, обычно помещают потерю близкого на вершину списка наиболее тяжелых стрессов.  Домашние  питомцы  часто  воспринимаются  как  члены  семьи  и, следовательно,  их потеря   также   приносит   горе.   Принятие   решение   об   эвтаназии   (безболезненном умерщвлении)   домашнего   питомца   может   усилить   стресс   во   время   тяжелой   утраты, заставляя   членов   семьи   чувствовать   себя   виноватыми.   Но   осознание   того,   что   они избавили   свое   любимое   животное   от   ненужного   страдания   (процедура   выполняется   в ветеринарной клинике по причине старости питомца или наличия у него неизлечимого заболевания), может помочь семьям пережить горе.  В дополнении к горю как к первоначальной реакции на потерю, этот процесс может быть усилен событиями или обстоятельства, которые напоминают человеку, утратившему близкого, о потери. Такие события часто называют триггерами горя. День отца или начало учебного   года   могут   заставить   родителя,   потерявшего   ребенка,   почувствовать   себя обезумевшим. Общая песня, телевизионная передача или деятельность может напомнить вдовцу о жене, которую он потерял. Наблюдение за другим ребенком, который играет со своим питомцем, может довести ребенка, чей питомец умер, до слез.  Причины и факторы риска осложненного горя Факторы риска переживания более тяжелых симптомов горя более продолжительный период   времени   могут   быть   связаны   с   физическим   и   эмоциональным   здоровьем пострадавшего перед потерей, взаимоотношениями между утратившим близкого и членом его семьи или другим любимым, так же как и с природой смерти. Например, нетипично, чтобы   человек,   потерявший   близкого,   который   имел   с   ним   спорные   или   натянутые отношения,   страдал   от   тяжелого   чувства   горя.   Родители,   которые   потеряли   своего ребенка,   находятся   в   наиболее   высоком   риске   развода.   Они   также   находятся   в повышенном   риске   ухудшения   эмоционального   здоровья,   включая   госпитализацию   в психиатрическую клинику после потери. Это является особенным риском для матерей, которые потеряли своего ребенка.  Люди, потерявшие близких неожиданно, вследствие насильственной причины, имеют более   высокий   риск   развития   тяжелой   депрессии,   посттравматического   стрессорного расстройства или осложненного горя. Тяжелая депрессия ­ психиатрическое расстройство, характеризующееся стойким снижением настроения и/или раздражительностью, которые длятся, по крайней мере, две недели подряд и сопровождается рядом других симптомов, таких как:   нарушения сна,    снижение аппетита,   2 изменение веса,    нарушение концентрации внимания.    когда   человек   просыпается). Помимо   этого   возникают   переживания   страдальцем   неоправданной   вины,   потеря интереса к деятельности, которая обычно интересовала, желание убить себя или кого­либо другого. Посттравматическое стрессовое расстройство подразумевает, что пострадавший человек   получил   опыт,   который   существенно   угрожал   его   чувству   безопасности   или благополучия (например, самоубийство или убийство любимого), затем вновь переживает это событие в кошмарах или вспышках (ощущении, что травма происходит вновь в то время,   Помимо   этого   возникает   развитие гиперчувствительности   к   событиям,   которые   являются   нормальными   (например, чрезмерная раздражительность, легкоранимость, сложности при засыпании или отсутствие доверия   к   другим).   А   также   избегание   вещей,   которые   напоминают   человеку травматическое   событие   (например,   людей,   места   или   вещей,   которые   пострадавший может ассоциировать со смертью своего любимого). Заботы об умершем человеке перед его смертью, как правило, способствует процессу выздоровления его близких людей. Эта забота может осуществляться дома, в больнице или в хосписе. Хоспис ­ это учреждение, которое   обеспечивает   специальную   помощь   для   людей,   чье   здоровье   ухудшилось   до состояния, близкого к концу их жизни. Такие учреждения также оказывают специальную помощь их семьям.                       Каковы признаки, симптомы и стадии горя?  Доктором медицины Элизабет Кублер­Росс была разработана модель для понимания горя,  которая  описана   в ее  книге  (1969г).  По  смерти   и умиранию.  Пять   стадий   горя, которые она выделила:   отрицание,    гнев,    сделка,    депрессия,    принятие.          Она описала стадию отрицания как то, как понесший тяжелую утрату человек имеет трудность  поверить  в  то, что  случилось,  фазу гнева  как то, как  оставшийся  в живых вопрошает   о   справедливости   утраты,   стадию   сделки   как   желание   совершить   сделку   с судьбой,   чтобы   выиграть   больше   времени   с   тем,   кто   потерян,   стадию   депрессии   как период, когда потерявший близкого человек соприкасается с тем, насколько печально ему переживать потерю своего любимого, и принятие ­ как чувство некоторого завершения горя и большей способности продолжать свою собственную жизнь.  Кублер­Росс, по­видимому, считала, что эти этапы могут быть применены к любой значительной   личной   потере   (например,   работы,   отношений,   здоровья,   предвидению собственной смерти), включая, смерть любимого человека. Также, вероятно, она полагала, что не все эти стадии обязательно должны произойти, они могут происходить в разном порядке и могут возникать повторно много раз как часть индивидуального горя. Другие эксперты по горю рассматривают процесс горя как имеющий 7 стадий, включающих:    шок или неверие,    отрицание,    сделку,    вину,    гнев,   3 депрессию    принятие/надежду                Стадия   шока   или   неверия   понимается   как   оцепенение,   часто   ассоциируемое   с первоначальным получением новостей о смерти любимого человека. Стадия вины, горя относится   к   чувствам   сожаления   о   сложных   аспектах   взаимоотношений   с   умершим.               В дополнение к эмоциональной боли, симптомы горя могут быть физическими, социальными или религиозными по природе. Физические симптомы могут варьировать от легких проблем со сном или аппетитом до сердечного приступа. Социальные симптомы тяжелой   утраты   включают   в   себя   изоляцию   от   других   близких   и   трудности   во взаимоотношениях, деятельности дома, в школе и/или на работе.  Для детей и подростков реакции на смерть родителя или другого близкого человека, как правило, соответствуют реакции на любой тяжелый стресс. Такие реакции обычно отражают особенную стадию развития ребенка или подростка. Например, пока дети до 2­х летнего   возраста   не   умеют   еще   говорить,   их   реакцией   на   потерю   любимого   обычно включают в себя плач и большую раздражительность. В дальнейшем, у них проявляются физические симптомы проблем со сном и аппетитом, изменения в уровне активности, а также большую пристальность (бдительность) к своему окружению.  С того времени, как дошкольники в возрасте от 3 до 5 лет становятся в состоянии запоминать того, кто умер, но еще не развили способности понимать постоянство смерти, они могут думать, что они каким­то образом магически вызвали смерть и могут вернуть человека   назад.   В   дополнении   к   проявлению   признаков   горя,   которые   подобны   детям ясельного   возраста,   они   могут   иметь   больше   сложностей   при   отделении   от   людей, заботящихся о них.  Дети начального школы, в возрасте от 6 до 8 лет более вероятно понимают, что смерть   постоянна,   по   сравнению   с  более   младшими   детьми,   часто   чувствуют   вину   по поводу смерти их близкого, становятся погруженными в воспоминания об ушедшем и пытаются совладать со своей потерей, которую они переживают, часто разговаривая об этом. В то время как симптомы горя у школьников в возрасте от 9 до 11 лет подобны симптомам детей начальной школы, эта более старшая группа более уязвима к снижению самооценки, потому что они считают себя отличными от своих сверстников, если они пережили потерю близкого человека. Они также более вероятно защищаются от своего чувства утраты, активно занимаясь в школе, социальной и/или внеклассной активности.  В   соответствии   с   развивающейся   потребностью   в   независимости,   подростки   в возрасте   от   12   до   14   лет   могут   испытывать   смешанные   чувства   об   умершем   лице   и проявлять   широкий   спектр   эмоций.   Они   могут   избегать   разговоров   о   потере.   Более старшие   подростки   обычно   испытывают   горе,   подобное   взрослым,   переживая   печаль, тревогу   и   гнев.   Они,   как   правило,   отрицают   свое   чувство   потери   при   общении   с родителями,   но   обсуждают   его   детально   со   сверстниками.   Для   детей,   подростков   и взрослых, как и любой большой стресс, горе может привести к эмоциональному регрессу человека, т.е. возвращение его к предыдущей, менее зрелой манере мышления, поведения и адаптации. Симптомы осложненного горя включают интенсивные эмоции и стремление к умершим, тяжелые навязчивые мысли о потерянном близком, чувство изоляции и пустоты, избегание выполнения вещей, которые возвращают воспоминания об умершем, новые или усугубляющиеся проблемы со сном или отсутствие интереса к деятельности, от которой пострадавший обычно получал удовольствие. Подростки чаще всего реагируют на потерю близкого,   который   умер   из­за   самоубийства   подобно   тому,   как   взрослые   переживают осложненное горе.  4Независимо   от   возраста,   люди,   которые   потеряли   близкого   из­за   самоубийства, находятся в большей  степени  риска стать поглощенными  причиной  самоубийства, чем отрицать или прятать причину смерти, задаваясь вопросом, могли бы они предотвратить это,   чувствуя   виновными   себя   в   проблемах,   предшествующих   суициду,   чувствуя отвергнутыми своим близким и заклейменными другими.   Как диагностируется горе? Диагностика   проводится   специалистом   для   оценки   того,   от   каких   симптомов страдает   человек,   затем   рассматривается,   страдает   ли   он   от   нормального   горя, осложненного горя или каких­либо других проблем. Эти вопросы чаще всего исследуют, имеются ли эмоциональные, физические и / или социальные симптомы горя и, если да, как тяжелы   они   и   как   долго   присутствуют   симптомы.   Практикующий   врач   может   также попытаться   определить,   какие   стадии   горя   переживает   пациент,   и   какая   стадия преимущественно определяет его чувства на момент оценки.                                                                              Как могут люди справляться с горем?  В   этом   вопросе   остаются   некоторые   разногласия   относительно   того,   как   лучше помочь людям пережить потерю близкого человека. В то время как используются разные формы поддержки, и они действительно помогают определенным лицам, мало научных исследований   показало   отчетливую   пользу   какого­либо   подхода.   Полагают,   что   это происходит   из­за   того,   что   каждый   подход   настолько   различен,   что   трудно   научно сравнить один с другим, процедуры вмешательства не всегда освещены в публикациях и пути,   какими   эти   вмешательства   были   изучены,   имеют   недостатки.   Хотя   есть определенные   мнения,   что   консультирование   при   горе   пациентов,   страдающих неосложненным горем, работает против восстановления человека, потерпевшего утрату, есть доказательства обратного.  Один из подходов  к лечению  горя состоит в дуальной  модели  процесса, которая рассматривает процесс траура как динамичную борьбу между болью от смерти близкого человека (ориентация на потерю) и выздоровлением (ориентация на восстановление). Эта модель лечения рекомендует, чтобы лица, понесшие утрату, чередовали непосредственную работу над утратой (конфронтация) и перерывом (избеганием) этого процесса, когда это нужно.  Довольно ценные советы по ведению дневника как эффективного способа управления процессом тяжелой утраты, а не просто поднятием болезненных ощущений, представлены Центром по дневниковой терапии. Хотя нет строгих правил этого процесса, некоторые идеи предлагают включить ограничение времени ведения дневника до 15 минут в день или меньше,   чтобы   уменьшить   вероятность   ухудшения   горя,   написание   того,   как   человек представляет свою жизнь год спустя от даты потери, и четкое описание чувств, чтобы позволить отслеживать индивидуальный процесс горя.  Для того чтобы помочь детям и подросткам справиться эмоционально со смертью друга   или   члена   семьи,   важно,   чтобы   они   получали   постоянную   заботу   и   часто взаимодействовали   с   взрослыми.   Для   детей   школьного   и   более   старшего   возраста рекомендуется   соответствующее   участие   в   школьной,   социальной   и   внеклассной деятельности необходимое для успешного преодоления горя.  Для   подростков   поддержание   позитивных   отношений   со   сверстниками   является важным   в   понимании   того,   как   пережить   смерть   близкого   человека.   Из­за   возраста, подростки могут даже найти взаимодействия со сверстниками и семьей более полезными, 5чем   официальные   источники   поддержки,   как   их   школьный   консультант.   Все   дети   и подростки   могут   получить   пользу   оттого,   что   будут   разубеждены   в   том,   что   они   не виноваты в смерти близкого человека.  Эффективные   советы   по   тому,   как   справиться   с   горем,   почти   также   различны   и многочисленны, как число потерпевших утрату людей. Забота понесшего тяжелую утрату о самом себе путем правильного полноценного питания, оптимального отдыха и общения с друзьями и членами семьи облегчают горе. Хотя утрата несет болезненные переживания, траур иногда приводит к повышению личностного развития.                Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 6