Консультация для родителей - ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

  • Лекции
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, говорится о том, что поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.В консультации для родителей - ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, говорится о том, что поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.
Иконка файла материала «Готовность к школьному обучению.doc
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей будущих первоклассников на тему: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ»    (информационный материал для родителей, будущих первоклассников)            Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М. Бондарь                                                                                         Хорошими людьми становятся                                                              больше от упражнения, чем от природы.                                                                                                                                        Демокрит  ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 1Поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного   обучения   кардинальным   образом   меняет   весь   его   образ   жизни. Свойственная   дошкольникам   беспечность,   беззаботность,   погруженность   в   игру сменяются   жизнью,   наполненной   множеством   требований,   обязанностей   и ограничений. Насколько ребенок готов к таким переменам в жизни зависит от уровня его общей   школьной   готовности.   Что   это   значит?   Существуют   три   компонента школьной готовности: физиологический, педагогический, психологический. Физиологический    компонент   подразумевает   физическое   созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной   степени   зрелой   (что   обеспечивает   возможность   перехода   к систематическому   обучению).   Однако   наиболее   важные,   специфические   отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм   психической   деятельности   у   детей   этого   возраста   еще   не   завершили   свое формирование,   что   проявляется   в   особенностях   эмоциональной   сферы   и организации   деятельности.   Первоклассники   легко   отвлекаются,   неспособны   к длительному   сосредоточению,   обладают   низкой   работоспособностью   и   быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. В этом  возрасте  хорошо  развиты крупные  мышцы  туловища  и  конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазание.… В то же время, мелкие мышцы кистей руки, обеспечивающие точные движения при письме, развиты   еще   недостаточно.  Поэтому   первоклассникам   так   трудно   писать,  и  при выполнении графических упражнений они быстро устают. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может   привести   к   нарушениям   осанки,   искривлению   позвоночника,   деформации кисти пишущей руки. Основными   показателями    психологической     готовности  к   обучению являются: интеллектуальная, эмоционально – волевая и личностная готовность. Интеллектуальная  готовность подразумевает: ­ высокий   уровень   развития   наглядно   –   образного   мышления,   т.е.   умение рассуждать,   делать   выводы,   обобщать   материал,   заданный   в   рисунках   или графических   изображениях.   Подразумевается   начальный   уровень   логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта, информации, представлений. ­ На момент поступления в школу ребенок должен иметь достаточный объем восприятия, внимания, памяти. ­ Речевое развитие должно соответствовать возрасту. Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий, использовать речь для изложения своих мыслей, суждений, построения полного высказывания с использованием сложноподчиненных предложений. Интеллектуальная готовность содержит и такой компонент как обучаемость, т.е.   умение   усваивать   новую   информацию   при   помощи   взрослых.   Успешное овладение новой информацией     требует сформированности важнейших учебных 2действий: планирование своей деятельности, умение выделять в потоке информации основную задачу и превращать ее в цель деятельности. Эмоционально – волевая регуляция предполагает способность не отвлекаться и сосредоточенно работать в течение 15­ 20 минут, сохранять удовлетворительную работоспособность в течение всего учебного дня и в едином темпе со всем классом. (Данная способность может завесить как от сформированности, так и от состояния здоровья ребенка). Предполагается     поведенческая   саморегуляция:   сдерживание   эмоций, двигательной активности, ответственность за свои поступки. Личностная   готовность    включает мотивационную готовность, т.е. наличие интереса к интеллектуальной деятельности, желание добиться успехов, узнать что – то   новое.   Далеко   не   каждый   ребенок,   пришедший   в   школу,   имеет   учебную мотивации. Личностная   готовность   подразумевает   и   коммуникативную   готовность: способность   установить   адекватные   взаимоотношения   со   сверстниками   и взрослыми; умение работать в группе, подчиняя свои желания общим требованиям;  Ребенок   должен   обладать   адекватной   самооценкой   и   уровнем   притязаний, владеть самоконтролем в различных ситуациях общения.                                                 ЧТО   ЖЕ   ДЕЛАТЬ?  Прежде всего, успокоиться и понять, что все мы когда ­ то начинали. ­посмотрите   на   своего   ребенка   со   стороны   и   постарайтесь   воспринять   его таким, какой он есть; ­Спокойно   беседуйте   со   своим   ребенком,   создавая   положительный эмоциональный настрой и ощущение единства с ним:        *Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая).        * Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителем             (не запугивая и не рисуя радужных картин).        *Вспомните радостные минуты своего школьного  детства (свои огорчения)        *Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники,  первые положительные эмоции).        *Расскажите, как приятно вам было идти в школу (почему именно?).         ­Постарайтесь дать понять ребенку следующее: «если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно  тебя пойму. И мы вместе справимся со всеми трудностями». Ведь для ребенка  «первый раз ­ в школу». Все равно, что для нас первый раз на работу: как встретят,  что скажут, а вдруг что не так сделаю, а вдруг не пойму ­ тревога ожидания,  настороженность.            Сегодня не менее серьезно надо говорить не только о готовности к школе ребенка, но и его родителей.       Попробуйте ответить себе на следующие вопросы: Готовы ли Вы: *создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности; *встречать ребенка из школы с улыбкой; 3*не ругать и не наказывать за ошибки и незнание; *помочь, не рассердившись; *не кричать, принимать спокойно все так, как есть; *не обижать; *не сравнивать с другими своего ребенка; *не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе. В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.           Если     Вы   согласитесь   добросовестно   исполнять   эти   условия,   то   очень  скоро поймете, на сколько тяжело ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации и какие высокие требования ставят перед ним школа и родители. Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу? *Что  он   живет  в   дошкольном   детстве:   мире   игр  и   игрушек,   мире  свободного времени. *Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты ­ обязан». Давайте отдых от внушений, во всяком случае от однообразных внушений.        Представьте, что, что с Вами будет, если 37 раз в сутки к Вам станут обращаться в повелительном   тоне,   42   ­   в   увещевательном,   50   ­   в   обвинительном!       Цифры   не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками.        Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужно время от времени распоряжаться собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без нее задохнется дух. *Что его работоспособность 15 ­ 20  минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Дайте ребенку время! Примерно каждый второй из детей по   тем   или   иным   причинам   не   справляется   с   темпами,   требуемыми   со   стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть связано и с болезнью, но это может быть связано с одаренностью. Такими недотепами были и маленький Пушкин, и маленький Энштейн. Каковы же основные признаки переутомления? ­Ухудшение почерка; ­Увеличение числа ошибок; ­Замедление темпа речи; ­«Глупые» ошибки; ­Рассеянность; ­Невнимательность; ­Плаксивость; ­Вялость; ­Раздражительность и др.        Если это происходит дома, во время приготовления домашних заданий, сделайте небольшой   перерыв,   переключитесь   на   что   ­   то   другое   ­   приятное   и   полезное   для ребенка. *Учитывайте состояние. 4Спросим себя, понимаем ли мы: ­Что первые полчаса сна и пол часа перед сном во избежание нервных срывов никогда и ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения; ­Что мальчик, теряющий уверенность, хуже соображает, медленнее растет; ­ Что знание, принимаемое без радости, не усвоено. *Что   ему   непривычно   будет   «быть   одним   из   многих».   Здесь   важно   какую самооценку   Вы   заложили   в   сознание   ребенка:   заниженную,   завышенную   или адекватную. Особые трудности возникают у ребят, которые в детском саду считались достаточно успешными (в играх, коллективной деятельности и т.д.) Привыкший быть лидером, в школе очень часто не добивается той же позиции в коллективе. Результат ­ огромное разочарование в школе.      Одним словом не внушайте нереального. Самые глубокие  пессимисты происходят из детей, воспитанных пессимистически. *Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встречать, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д. *Все   бытовые   дела   (уход   за   школьными   принадлежностями,   одеждой...) попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы. *Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно   возбужденным:   обидели,   отняли,   не   дали,   забыли   и   др.   Надо   спокойно выяснить,   что   произошло,   и   стараться  вслух   не   делать   своих   «взрослых  выводов». Учтите,   что   дети   не   уважают   суетливость.   Некоторая   медлительность   старших   в основном действует благотворно. *Ребенок   ждет   от   Вас   похвалы.   Даже   в   мелочах.   Старайтесь   вместе   с   ним разделить его радость. Поделки ставьте на самое видное место. Тетради с похвалой учителя   покажите   всем   близким.   Таким   образом,   вы   дадите   ребенку   возможность почувствовать себя счастливым и умеющим. Это важно, потому что начало школьного обучения   является   для   каждого   ребенка   сильным   стрессом.   У   первоклассников   в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушиться   сон,   аппетит,   повышается   температура,   обостряются   хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период   адаптации   к   школе,   связанный   с   приспособлением   к   ее   основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других ­ одну четверть, у других ­ растягивается на весь учебный год. многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.  Процесс адаптации будет отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто   лучше   Вас,   родителей,   не   заметит   изменения   в   настроении   детей.   Было   бы идеальным   вариантом,   если   бы   Вы     делились   с   педагогами   и   психологами   школы своими наблюдениями, мнением.                          Остается пожелать всем нам: 5«КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ НАЧИНАЙТЕ С РАДОСТЬЮ, ЗАКАНЧИВАЙТЕ С МИРОМ»                                                                                                Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарь 6