В консультации для родителей - ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, говорится о том, что поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.В консультации для родителей - ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, говорится о том, что поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей будущих
первоклассников на тему:
«ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ»
(информационный материал для родителей, будущих первоклассников)
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М. Бондарь
Хорошими людьми становятся
больше от упражнения, чем от
природы.
Демокрит
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1Поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало
школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру
сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и
ограничений.
Насколько ребенок готов к таким переменам в жизни зависит от уровня его
общей школьной готовности. Что это значит? Существуют три компонента
школьной готовности: физиологический, педагогический, психологический.
Физиологический компонент подразумевает физическое созревание
организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в
значительной степени зрелой (что обеспечивает возможность перехода к
систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфические отделы
головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных
форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили свое
формирование, что проявляется в особенностях эмоциональной сферы и
организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к
длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро
утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
В этом возрасте хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей,
обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазание.… В то же
время, мелкие мышцы кистей руки, обеспечивающие точные движения при письме,
развиты еще недостаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при
выполнении графических упражнений они быстро устают. Неправильная посадка,
длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это
может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации
кисти пишущей руки.
Основными показателями психологической
готовности к обучению
являются: интеллектуальная, эмоционально – волевая и личностная готовность.
Интеллектуальная готовность подразумевает:
высокий уровень развития наглядно – образного мышления, т.е. умение
рассуждать, делать выводы, обобщать материал, заданный в рисунках или
графических изображениях. Подразумевается начальный уровень логического
мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта,
информации, представлений.
На момент поступления в школу ребенок должен иметь достаточный объем
восприятия, внимания, памяти.
Речевое развитие должно соответствовать возрасту. Ребенок должен понимать
смысл текста и простых понятий, использовать речь для изложения своих мыслей,
суждений, построения полного высказывания с использованием сложноподчиненных
предложений.
Интеллектуальная готовность содержит и такой компонент как обучаемость,
т.е. умение усваивать новую информацию при помощи взрослых. Успешное
овладение новой информацией требует сформированности важнейших учебных
2действий: планирование своей деятельности, умение выделять в потоке информации
основную задачу и превращать ее в цель деятельности.
Эмоционально – волевая регуляция предполагает способность не отвлекаться
и сосредоточенно работать в течение 15 20 минут, сохранять удовлетворительную
работоспособность в течение всего учебного дня и в едином темпе со всем классом.
(Данная способность может завесить как от сформированности, так и от состояния
здоровья ребенка).
Предполагается
поведенческая саморегуляция: сдерживание эмоций,
двигательной активности, ответственность за свои поступки.
Личностная готовность включает мотивационную готовность, т.е. наличие
интереса к интеллектуальной деятельности, желание добиться успехов, узнать что –
то новое. Далеко не каждый ребенок, пришедший в школу, имеет учебную
мотивации.
Личностная готовность подразумевает и коммуникативную готовность:
способность установить адекватные взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми; умение работать в группе, подчиняя свои желания общим требованиям;
Ребенок должен обладать адекватной самооценкой и уровнем притязаний,
владеть самоконтролем в различных ситуациях общения.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Прежде всего, успокоиться и понять, что все мы когда то начинали.
посмотрите на своего ребенка со стороны и постарайтесь воспринять его
таким, какой он есть;
Спокойно беседуйте со своим ребенком, создавая положительный
эмоциональный настрой и ощущение единства с ним:
*Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая).
* Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителем
(не запугивая и не рисуя радужных картин).
*Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения)
*Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники,
первые положительные эмоции).
*Расскажите, как приятно вам было идти в школу (почему именно?).
Постарайтесь дать понять ребенку следующее:
«если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно
тебя пойму. И мы вместе справимся со всеми трудностями». Ведь для ребенка
«первый раз в школу». Все равно, что для нас первый раз на работу: как встретят,
что скажут, а вдруг что не так сделаю, а вдруг не пойму тревога ожидания,
настороженность.
Сегодня не менее серьезно надо говорить не только о готовности к школе
ребенка, но и его родителей.
Попробуйте ответить себе на следующие вопросы:
Готовы ли Вы:
*создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности;
*встречать ребенка из школы с улыбкой;
3*не ругать и не наказывать за ошибки и незнание;
*помочь, не рассердившись;
*не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
*не обижать;
*не сравнивать с другими своего ребенка;
*не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага,
спокойствия, успеха своего ребенка.
Если Вы согласитесь добросовестно исполнять эти условия, то очень скоро
поймете, на сколько тяжело ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации и
какие высокие требования ставят перед ним школа и родители.
Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
*Что он живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного
времени.
*Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты
обязан». Давайте отдых от внушений, во всяком случае от однообразных внушений.
Представьте, что, что с Вами будет, если 37 раз в сутки к Вам станут обращаться в
повелительном тоне, 42 в увещевательном, 50 в обвинительном! Цифры не
преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие
шансы стать невротиками.
Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал,
порицаний, нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужно
время от времени распоряжаться собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без
нее задохнется дух.
*Что его работоспособность 15 20 минут, затем нужен отдых или переключение
на другой вид деятельности. Дайте ребенку время! Примерно каждый второй из детей
по тем или иным причинам не справляется с темпами, требуемыми со стороны
взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть
связано и с болезнью, но это может быть связано с одаренностью. Такими недотепами
были и маленький Пушкин, и маленький Энштейн.
Каковы же основные признаки переутомления?
Ухудшение почерка;
Увеличение числа ошибок;
Замедление темпа речи;
«Глупые» ошибки;
Рассеянность;
Невнимательность;
Плаксивость;
Вялость;
Раздражительность и др.
Если это происходит дома, во время приготовления домашних заданий, сделайте
небольшой перерыв, переключитесь на что то другое приятное и полезное для
ребенка.
*Учитывайте состояние.
4Спросим себя, понимаем ли мы:
Что первые полчаса сна и пол часа перед сном во избежание нервных срывов
никогда и ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения;
Что мальчик, теряющий уверенность, хуже соображает, медленнее растет;
Что знание, принимаемое без радости, не усвоено.
*Что ему непривычно будет «быть одним из многих». Здесь важно какую
самооценку Вы заложили в сознание ребенка: заниженную, завышенную или
адекватную. Особые трудности возникают у ребят, которые в детском саду считались
достаточно успешными (в играх, коллективной деятельности и т.д.) Привыкший быть
лидером, в школе очень часто не добивается той же позиции в коллективе. Результат
огромное разочарование в школе.
Одним словом не внушайте нереального. Самые глубокие пессимисты происходят
из детей, воспитанных пессимистически.
*Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, вы будете нужны ему
рядом, как никогда: проводить в школу, встречать, быть рядом, когда он делает уроки,
вместе гулять и т.д.
*Все бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, одеждой...)
попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом
свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
*Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы
чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно
выяснить, что произошло, и стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».
Учтите, что дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность старших в
основном действует благотворно.
*Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь вместе с ним
разделить его радость. Поделки ставьте на самое видное место. Тетради с похвалой
учителя покажите всем близким. Таким образом, вы дадите ребенку возможность
почувствовать себя счастливым и умеющим. Это важно, потому что начало школьного
обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. У первоклассников в
первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут
нарушиться сон, аппетит, повышается температура, обостряются хронические
заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным
требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у
других одну четверть, у других растягивается на весь учебный год. многое зависит
от индивидуальных особенностей ребенка.
Процесс адаптации будет отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но
никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении детей. Было бы
идеальным вариантом, если бы Вы делились с педагогами и психологами школы
своими наблюдениями, мнением.
Остается пожелать всем нам:
5«КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ НАЧИНАЙТЕ С РАДОСТЬЮ,
ЗАКАНЧИВАЙТЕ С МИРОМ»
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь
6