В консультации для родителей - Игрушка в жизни ребёнка, говорится о том, что игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере взрослым, нужно очень серьезно.В консультации для родителей - Игрушка в жизни ребёнка, говорится о том, что игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере взрослым, нужно очень серьезно.
Психология для родителей
ИГРУШКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
Давайте вспомним наше детство… Что приходит сразу?
Конечно, мамины теплые руки, и… любимый плюшевый мишка
(кукла, зайчик и т.д. у каждого свое). Именно с игрушками у
большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной
ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью
общечеловеческой, так как представляет собой творение не
менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире
учителя и воспитателя более грамотного и более веселого
одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по
крайней мере взрослым, нужно очень серьезно.
Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни
возможность познания ребенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша
заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первыми
предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из
резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения
ребенка, так как игрушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием
хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом; стучать им, кидать
его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 69 месяцев можно добавить так называемые
игрушкивкладыши, которые позволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно
в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны
быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 912 месяцев можно
порадовать ребенка заводными игрушкамизабавами: клюющими курочками, барабанящими
зайцами. В 1012 месяцев ребенку уже нужны пирамидки из 35 колец и кубики. Многих
родителей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не
пугайтесь: вопервых, у малыша просто режутся зубки, а вовторых, рот является для
ребенка таким же средством познания, как и руки, и глаза. Вам необходимо лишь помнить о
гигиене игрушек.
В возрасте от 1го года до 3х лет малыш становится более самостоятельным, у
него появляется возможность передвигаться. Но радость малышу – проблемы
родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам
– уберите их с глаз ребенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно
купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая
коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А
где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки?
Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по
размеру приближаться к детской, но быть легкой. Ребенок стремится жить взрослой
жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку
легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как
эмоционально, так и интеллектуально.
К 3м годам игрушки, живущие у ребенка, должны увеличиться в размерах:
большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек
необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами
подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным
1стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип
сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок
поместит неправильно – матрешки не будут неразлучными сестрами. Также в этот период
нужно вводить в жизнь ребенка различные настольнопечатные игры.
К 45ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные
наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные
варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды
игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной
деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться
по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки – кукол и все, что
с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам
мозаики и лото. К 6ти годам у ребенка просыпается интерес к моделированию,
конструированию, т.е. к тем играм, которые позволяют ему чтонибудь смастерить своими
руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым
формам», т.е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено
функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа предметы
заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи,
а точнее – мусор. Но для ребенка это наиценнейший материал для развития фантазии и
творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или
палочек, кружочки, обломки чегонибудь и т.д.
Введение этих предметов целесообразно с 23х лет, так как именно в этот период
происходит развитие активной речи, а предметызаместители ставят малыша перед
необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому
или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного
пространства за счет введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).
Вы скажете: «Все это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не
каждая семья может себе их позволить!» Да это, несомненно, так. Но важно запомнить
правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить
своему ребенку какието игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими
руками – и выглядеть они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине.
Включайте свою фантазию – и у вас все получится. Вопервых, папа из обрезков дерева
может изготовить великолепную кукольную мебель; смастерить машинку, вовторых, мама
может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для нее, в
третьих, лото и головоломки можно вырезать из газет и журналов. С одной стороны, это
экономия бюджета, а с другой – хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы
остановиться еще на одном моменте – выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь 4мя
правилами. Игрушка должна быть:
1. безопасной (посмотрите качество изготовления, материал, из которого она
сделана);
2. эстетичной на вид;
3. соответствующей возрасту;
4. многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с
игрушкой, тем лучше. Естественно, это правило не касается погремушек для малышей).
2В заключение необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая,
даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с любимыми
папой и мамой!
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь /Материал взят из сайта/.
3