В консультации для родителей - Информационно-компьютерные технологии и воспитание, говорится о том, что компьютерные игры и компьютерные обучающие программы настолько широко вошли в пространство обучения и воспитания, что можно говорить об информатизации как одной из тенденций современного образования. Применение информационно-компьютерных технологий в воспитании имеет ряд очевидных преимуществВ консультации для родителей - Информационно-компьютерные технологии и воспитание, говорится о том, что компьютерные игры и компьютерные обучающие программы настолько широко вошли в пространство обучения и воспитания, что можно говорить об информатизации как одной из тенденций современного образования. Применение информационно-компьютерных технологий в воспитании имеет ряд очевидных преимуществ
Консультация для родителей
Информационнокомпьютерные технологии (ИКТ) и воспитание
Телекоммуникационные,
мультимедийные
компьютерные,
технологии, Интернеттехнологии
прочно вошли в жизнь современного
социума.
Информационные
технологии находят свое место и в
образовательном пространстве
России. Почти все учебные заведения
имеют свой сайт.
Научные и
педагогические сообщества также
представлены в информационном
пространстве. Отдельные родители и
родительские объединения создают свои сайты (родители с детьми с синдромом
гиперактивности, многодетные родители, объединение родителей (Родительское
собрание).
Компьютерные игры и компьютерные обучающие программы настолько
широко вошли в пространство обучения и воспитания, что можно говорить об
информатизации как одной из тенденций современного образования.
Применение информационнокомпьютерных технологий (ИКТ) в воспитании
имеет ряд очевидных преимуществ:
использование интересных для современных детей и подростков средств
(повышение познавательной мотивации);
снятие тревоги, психологических барьеров в случае необходимости
информации по деликатным вопросам (отношения между полами, нравственные
вопросы, трудная жизненная ситуация);
доступность получения необходимой информации (доступ к сайту не
ограничен 24 часа);
оперативность реагирования на значимые события школьного, всероссийского
и белорусского, мирового масштаба;
создание безграничного в прямом смысле слова круга участников (независимо
от места их проживания).
Для воспитателей ИКТ связаны с возможностями:
учесть возрастные и гендерные различия воспитанников уже в интерфейсе
сайта или обучающей программы (цветовое, музыкальное, звуковое оформление);
задать стандарты "электронного" общения, основанного на вежливости и
правилах хорошего тона (например, в личной переписке с учениками или студентами,
которые экономят на приветствиях, подписях, обратной связи);
постоянно обновлять формы и методы воспитания на основе использования
возможностей анимации, компьютерной графики.
Вместе с тем существует ряд трудностей в реализации воспитывающегопотенциала ИКТ специалистами и родителями. Кратко охарактеризуем некоторые из
них:
интернетзависимость сегодня рассматривается как заболевание, имеющее
выраженные расстройства поведения, отношений с другими людьми и как следствие
— снижение социальной адаптации человека;
персонификация машины, потребность в антропоморфном интерфейсе и
эмоционально окрашенной логике;
наличие различных форм компьютерной тревожности, создание в Интернет
среде нового образа «Я». Так называемая "виртуальная личность" дает свободу
презентирования себя другим людям независимо от своих реальных качеств: пола,
возраста, внешних данных, социального статуса. Это, с одной стороны, снимает для
многих пользователей психологические барьеры в общении, а с другой – остро ставит
вопрос о доверии между людьми, без которого, например, воспитательные
воздействия просто не имеют смысла.
Воздействие Интернета на психику имеет, скорее, амбивалентный характер,
т.е. может способствовать как «позитивному», так и «негативному» развитию
человека:
неясно, какие воспитательные задачи могут быть решены, а какие
принципиально нерешаемы в информационнокомпьютерном пространстве;
в зачаточном состоянии находятся исследования о влиянии ИКТ на
психическое и личностное развитие детей, хотя большинством ученых признается их
положительное воздействие на познавательные процессы;
недостаточно изучены возрастные, гендерные, индивидуальноличностные
особенности детей и подростков как фактор эффективности воспитания с помощью
ИКТ, они практически не учитываются при разработке конкретных сайтов или
компьютерных обучающих программ;
Мало изучены особенности коммуникации при ИКТвоспитании и не
разработаны психологопедагогические формы и средства преодоления ее
эмоциональной обедненности, затрудненности передачи ценностей и смыслов.
Возможности таких технологий гораздо шире и позволяют реализовать также и
воспитывающую функцию, тесно связанную с присвоением личностью ценностей и
смыслов человеческого существования.
Воспитание невозможно без личности, но ИКТ обладают такими
малая
как опосредованность,
характеристиками,
эмоциональность общения.
дистанцированность,
Прагматизм и утилитарность, проникая в воспитание, сужают горизонты
развития личности, ориентируя ее на то, что существенно в конкретный момент ее
жизни.
Говоря языком психологии, моделируется такая социальная ситуация развития,
которая ориентирована на актуальный уровень, а не на зону ближайшего развития
личности ребенка.
Не стоит видеть эти ограничения как принципиально непреодолимые. Любые
трудности стимулируют человеческую мысль на нахождение новых средств
достижения цели, отказ от стереотипов мышления. И техническая мысль идетнавстречу базовой потребности человека в общении, предлагая новые возможности
актуализации всех сенсорных каналов при контакте, опосредованном компьютером
(микрофоны и видеокамеры обеспечивают общение в «живом», онлайн режиме
скайп).
В условиях ИКТобучения «приращения» происходят, в основном, в
когнитивном компоненте.
Можно говорить о том, что в этой ситуации всем субъектам воспитания проще
решать насущные, понятные и определенные воспитательные задачи. Это приводит к
формализации деятельности самих воспитателей. Отсутствие положительных
воспитательных установок, осознания и принятия своей воспитательной миссии
педагогами зачастую приводит к формированию общего негативного отношения
воспитанников к любому воспитательному воздействию на них, в том числе через
ИКТ.
Известный этнограф и антрополог М.Мид говорила о трех типах культур:
постфигуративной, в которой дети учатся главным образом у старших,
конфигуративной, где дети и взрослые учатся, прежде всего, у своих сверстников, и
префигуративной, в которой старшие не только обучают молодежь, но и сами учатся
у нее.
Относительно ИКТ наши дети гораздо компетентнее взрослых, поэтому
использование потенциала их знаний и умений в этой области (например, при
разработке школьных сайтов) могло бы не декларативно, а реально сделать учащихся
активными участниками воспитания.
Мы, к сожалению, не готовы признать большую информационнокомпьютерную
компетентность молодого поколения и использовать ее в целях воспитания,
организуя социально значимую деятельность воспитанников.
Сегодня много можно найти курсов повышения компьютерной грамотности,
где обучают созданию сайтов, азам программирования, но курсов по воспитанию с
помощью ИКТ нет ни в высшем профессиональном, ни в дополнительном
образовании. Нет и программ для родителей, которые учили бы использовать
очевидные, открывать еще не открытые возможности ИКТ при воспитании своих
детей.
Кроме слабой научной разработанности проблем воспитания с использованием
ИКТ, недостаточной подготовленности специалистов и родителей к их применению,
нам представляется, существует и еще одна важная причина, затрудняющая
применение ИКТ для собственно воспитания. Эта причина имеет мировоззренческую
основу. Выбор и связанное с ним ограничение — ключевые психологические
процессы развития ценностносмысловой сферы личности, а безграничность — одно
из принципиальных преимуществ, например, Интернета. Рядоположенность
информационных источников принципиально противоположна иерархичности
ценностей личности. С нашей точки зрения, эти различия требуют принципиально
новых философских, педагогических, психологических решений. Они должны
закладываться уже при проектировании информационнокомпьютерных технологий в
области обучения и воспитания. В противном случае прагматизм возобладает над
осмысленностью в самом подрастающем человеке.Таким образом, чтобы использовать потенциал ИКТ в воспитании, мы должны
решить, по крайней мере, три важные задачи:
изучить специфику развития ценностносмысловой сферы личности в
условиях обучения, воспитания, жизнедеятельности, опосредованных ИКТ;
обучить всех субъектов воспитания целенаправленно, сознательно,
осмысленно использовать воспитывающий потенциал ИКТ;
разрабатывать ИКТ с весомым духовнонравственным компонентом, сделать
их подлинно воспитывающими.
Несмотря на недостаточную разработанность многих вопросов воспитания с
помощью ИКТ, необходимость их использования не вызывает сомнений и является
перспективным направлением повышения эффективности современного образования.
Принципы реализации интерактивного и компьютерного подходов в
воспитании
Специфика профилактической деятельности с учащейся и студенческой
молодежью такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу
трудно оценить, хотя такие шаги и делаются. Пример тому, попытки проведения
мониторинга воспитания в системе образования Республики Беларусь. В связи с этим
особую роль в организации воспитательной работы играют интерактивные и
компьютерные технологии. Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и в
качестве куратора студенческой группы, привел нас к формулировке пяти основных
принципов реализации интерактивного и компьютерного подходов в воспитании
студентов и учащихся. К ним относятся:
Создание ситуации диалога. По большому счёту воспитание – это и есть диалог.
Об этом писал известный белорусский психолог Ф.И.И ващенко в своей практико
ориентированной книги «Психология воспитания школьников». Не менее убедительно и
образно о роли диалога высказался известный российский кинорежиссёр Пётр
Тодоровский, который в одном из интервью в День Победы (будучи ветераном Великой
Отечественной Войны, он в этот день родился) на вопрос о современной молодежи
сказал; «Современную молодёжь просто так идеологией не фаршируешь, её нужно
включать в диалог». Безусловно, чтобы сформировать или изменить какуюлибо
ценность или установку у молодого человека, надо сначала вступить с ним в контакт, в
диалог. И с помощью различных интерактивных форм добиться результата
(сформировать ценностное отношение к здоровью, к родному краю, к людям и т.п.)
Организация воспитательного пространства. Диалог невозможно организовать
без соответствующего воспитательного пространства. Надо обеспечить контакт глаз,
мимики и жестов. Не в затылок друг другу вести диалог, а лицом к лицу. Для этого
необходимо грамотно рассадить участников диалога (круг, полукруг, квадрат,треугольник). Сегодня так называемая «затылочная педагогика» уже не срабатывает. В
таком пространстве трудно убедить в чемлибо, особенно подростков, молодёжь. Но для
этого нужна соответствующая мебель (столы) в учебном заведении. Она должна легко
перемещаться, т.е. быть на колёсиках. И быть без углов, поскольку психологами
доказано, что наличие углов в помещении повышает агрессивность присутсвующих там
людей. И такую мебель уже выпускает мебельная промышленность, тому пример,
Центры экстренной психологической помощи в г. Москве.
Изготовление продукта социокультурной деятельности. Известный русский
педагог К.Д.Ушинский подчеркивал, что для того чтобы чтото было усвоено и принято
ребенком (например, правила здорового образа жизни, отказа от курения), надо это «что
то» пропустить через различные органы чувств (зрение, слух, осязание, кинестезию и
т.п.). В качестве такого продукта социокультурной деятельности педагоги используют
коллаж, эссе, создание газеты и т.п. Когда подростки рисут «Город некурящих»,
придумывают легенду создания этого города, его название, инфраструктуру и главное
формулируют «Правила жизни без табака» жителей этого города, то такая работа
действительно оставляет свой след в психике каждого подростка и «Правила жизни» они
усваивают не формально, а надолго и могут логически их обосновать.
Использование психологопедагогической экспрессдиагностики. До конца 80
х годов ХХ века любая психологопедагогическая диагностика учащихся и студентов
фактически была по негласным запретом. История такого запрета идёт с 30х годов
прошлого столетия, когда в 1936 году было принято Постановление ВКПб «О
педологических извращениях в системе наркомпроса», когда была запрещена
деятельность педологов, специалистов по изучению детей и консультанов по их
развитию. Педологов обвинили в том, что они использовали тесты и психологические
методики для доказательства классового неравенства детей, воспитывающихся в семьях
крестьян и рабочих, и детей из семей интеллегенции. Но правда была в другом.
Академик А.В.Петровский в своей статье «Откровенно говоря» в 1997 году раскрыл
истинную причину нападков на психологию и психологические измерения личности.
Именно педологи обнаружили, что в школу в массовом порядке стали приходить дети тс
умственной недостаточностью. А причина была явная – дети недоедали, а попросту
голодали. И чтобы скрыть от мировой общественности следы массового голода в СССР
– убрали педологов. Неурожай зерновых, неудачная коллективизация (негде было
хранить зерно, ведь частник был под запретом), вывоз зерна в Германию в обмен на
станки и технику – стали истинными причинами голода.
Но в популярных научных журналах в 70е годы начали понемногу публиковать
различные опросники и тесты. И мы, как преподаватели психологии, стали их
использовать на занятиях со студентами. Этим мы повышали интерес к психологии,которая была очень абстрактной и не практикоориентированной. Одновременно мы
заметили, что личностное тестирование вызывало у студентов и интерес к собственной
личности и желание её совершенстовать. Поэтому психологопедагогическию
диагностику очень удачно можно использовать для развития и саморазвития личности
молодых людей, а точнее стимуляции её самовоспитания, без которого любое
воспитание не продуктивно.
Восприятие социально значимой видеоинформации. Сегодня в работе с
учащейся молодёжью невозможно работать без зрительного ряда. Современные дети
родились в обнимку с телевизором и компьютером. И этот момент можно успешно
использовать в воспитательной работе, давая возможность через презентации и
видеоролики, звуковые и зрительные образы лучше осознавать многие проблемы
современного мира.
Использование видеоинформации должно соответствовать методическим
требованиям. Прежде всего, эту видеоинформацию нужно внимательно изучить самим
педагогам на предмет кому её показывать, сколько показывать и как её обсуждать.
Примерная схема такова: учащиеся или студенты должны обсуждать видеоинформацию
в малых группах. И первое задание – встать на место героя сюжета и задать ему не менее
5ти вопросов, далее можно проследить судьбу героя сюжета на протяжении 35 лет с
использованием коллажных форм работы и в заключение, обсудить вопрос о том, как
помочь герою сюжета в форме социального проекта.
Интерактивные формы работы и их структурная организация
В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать
следующие:
1 – работа с афоризмами, пословицами, поговорками и даже анекдотами;
2 – дебаты по социальнопсихологическим или оздоровительным проблемам
личности;
3 – социальнопсихологические и оздоровительные проекты;
4 – социальнопедагогические и психологические игры;
5 – психологопедагогическая олимпиада;
6 – социальнопедагогический коллаж;
7 – социальнопедагогический тренинг.Именно эти интерактивные формы были привнесены в практику за последние
два десятилетия социальнопедагогической и психологической службой.
Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:
Подготовительный:
I
теоретический и методический материал;
схема рассадки участников;
описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола»,
дискуссии, тренинга и т.д.;
предварительное ознакомление студентов с подготовленными материалами с
целью осмысления предстоящей работы.
Основной:
II
распределение ролей;
индивидуальное и групповое консультирование;
предварительные репетиции.
Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный
самостоятельно подготовленный
продукт социокультурной деятельности,
учащимися: эссе, коллаж, газета (электронная газета), боевой листок, сценарный
план, монтажный лист, социальный проект, разработка экскурсии, тест и т.д.
Работа в малых группах.
Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий
является работа в малых группах (должно быть нечетное количество участников,
чтобы не затягивать время при обсуждении – 3, 5, 7, 9 человек, если группа с четным
количеством получается, то в нее можно включить руководителя занятия).
Эффективность обсуждения в малых группах впервые доказал немецкий психолог
Курт Левин. Основной механизм при этом следующий – в малой группе легче
принимается то или иное решение за счет снижения критичности мышления этой
малой группы, каждый ищет аргументы и поддержку того или иного мнения.
Работа в малых группах позволяет:
включить в работу всю группу;
поставить в активную позицию каждого учащегося или студента;
выявить лидеров, одаренных учащихся или студентов, создать условия
для их развития и личностного роста;
создать возможность учащимся и студентам с проблемами в общении
проявить себя;
научиться слушать и понимать собеседника;
брать на себя инициативу;
задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа
«лучше всех»);
III
проявлять эмпатию;
вырабатывать навыки социального взаимодействия;
соотносить свою позицию с мнениями других.
Рефлексивный:
формы проведения рефлексии: миниопрос, рефлексивный круг, игра.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь