Консультация для родителей - Информационно-компьютерные технологии и воспитание

  • Лекции
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Информационно-компьютерные технологии и воспитание, говорится о том, что компьютерные игры и компьютерные обучающие программы настолько широко вошли в пространство обучения и воспитания, что можно говорить об информатизации как одной из тенденций современного образования. Применение информационно-компьютерных технологий в воспитании имеет ряд очевидных преимуществВ консультации для родителей - Информационно-компьютерные технологии и воспитание, говорится о том, что компьютерные игры и компьютерные обучающие программы настолько широко вошли в пространство обучения и воспитания, что можно говорить об информатизации как одной из тенденций современного образования. Применение информационно-компьютерных технологий в воспитании имеет ряд очевидных преимуществ
Иконка файла материала --ИКТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.docx
Консультация для родителей Информационно­компьютерные технологии (ИКТ) и воспитание Телекоммуникационные,   мультимедийные компьютерные, технологии,   Интернет­технологии прочно вошли в жизнь современного социума.  Информационные технологии находят свое место и в образовательном   пространстве России. Почти все учебные заведения имеют   свой   сайт.   Научные   и педагогические   сообщества   также представлены   в   информационном пространстве. Отдельные родители и родительские   объединения   создают   свои   сайты   (родители   с   детьми   с   синдромом гиперактивности,   многодетные   родители,   объединение   родителей   (Родительское собрание). Компьютерные   игры   и   компьютерные   обучающие   программы   настолько широко вошли в пространство обучения и воспитания, что можно говорить об информатизации как одной из тенденций современного образования. Применение   информационно­компьютерных   технологий   (ИКТ)   в   воспитании имеет ряд очевидных преимуществ: ­   использование   интересных   для   современных   детей   и   подростков   средств (повышение познавательной мотивации);  ­   снятие   тревоги,   психологических   барьеров   в   случае   необходимости информации   по   деликатным   вопросам   (отношения   между   полами,   нравственные вопросы, трудная жизненная ситуация); ­   доступность   получения   необходимой   информации   (доступ   к   сайту   не ограничен 24 часа); ­ оперативность реагирования на значимые события школьного, всероссийского и белорусского, мирового масштаба; ­ создание безграничного в прямом смысле слова круга участников (независимо от места их проживания). Для воспитателей ИКТ связаны с возможностями: ­ учесть возрастные и гендерные различия воспитанников уже в интерфейсе сайта или обучающей программы (цветовое, музыкальное, звуковое оформление); ­   задать   стандарты   "электронного"   общения,   основанного   на   вежливости   и правилах хорошего тона (например, в личной переписке с учениками или студентами, которые экономят на приветствиях, подписях, обратной связи); ­ постоянно обновлять формы и методы воспитания на основе использования возможностей анимации, компьютерной графики. Вместе   с   тем   существует   ряд   трудностей   в   реализации   воспитывающегопотенциала ИКТ специалистами и родителями. Кратко охарактеризуем некоторые из них: интернет­зависимость   сегодня   рассматривается   как   заболевание,   имеющее выраженные расстройства поведения, отношений с другими людьми и как следствие — снижение социальной адаптации человека; персонификация   машины,   потребность   в   антропоморфном   интерфейсе   и эмоционально окрашенной логике;  наличие   различных   форм  компьютерной   тревожности,  создание  в  Интернет­ среде   нового   образа   «Я».   Так   называемая   "виртуальная   личность"   дает   свободу презентирования себя другим людям независимо от своих реальных качеств: пола, возраста, внешних данных, социального статуса. Это, с одной стороны, снимает для многих пользователей психологические барьеры в общении, а с другой – остро ставит вопрос   о   доверии   между   людьми,   без   которого,   например,   воспитательные воздействия просто не имеют смысла. Воздействие  Интернета  на  психику имеет, скорее, амбивалентный   характер, т.е.   может   способствовать   как   «позитивному»,   так   и   «негативному»   развитию человека:  неясно,   какие   воспитательные   задачи   могут   быть   решены,   а   какие принципиально нерешаемы в информационно­компьютерном пространстве; в   зачаточном   состоянии   находятся   исследования   о   влиянии   ИКТ   на психическое и личностное развитие детей, хотя большинством ученых признается их положительное воздействие на познавательные процессы; недостаточно   изучены   возрастные,   гендерные,   индивидуально­личностные особенности детей и подростков как фактор эффективности воспитания с помощью ИКТ,   они   практически   не   учитываются   при   разработке   конкретных   сайтов   или компьютерных обучающих программ; Мало   изучены   особенности   коммуникации   при   ИКТ­воспитании   и   не разработаны   психолого­педагогические   формы   и   средства   преодоления   ее эмоциональной обедненности, затрудненности передачи ценностей и смыслов. Возможности таких технологий гораздо шире и позволяют реализовать также и воспитывающую функцию, тесно связанную с присвоением личностью ценностей и смыслов человеческого существования.  Воспитание   невозможно   без   личности,   но   ИКТ   обладают   такими   малая   как   опосредованность, характеристиками, эмоциональность общения.    дистанцированность, Прагматизм   и   утилитарность,   проникая   в   воспитание,   сужают   горизонты развития личности, ориентируя ее на то, что существенно в конкретный момент ее жизни.  Говоря языком психологии, моделируется такая социальная ситуация развития, которая ориентирована на актуальный уровень, а не на зону ближайшего развития личности ребенка.  Не стоит видеть эти ограничения как принципиально непреодолимые. Любые трудности   стимулируют   человеческую   мысль   на   нахождение   новых   средств достижения   цели,   отказ   от   стереотипов   мышления.   И   техническая   мысль   идетнавстречу базовой потребности человека в общении, предлагая новые возможности актуализации всех сенсорных каналов при контакте, опосредованном компьютером (микрофоны и видеокамеры обеспечивают общение в «живом», он­лайн режиме  ­ скайп).  В   условиях   ИКТ­обучения   «приращения»   происходят,   в   основном,   в когнитивном компоненте. Можно говорить о том, что в этой ситуации всем субъектам воспитания проще решать насущные, понятные и определенные воспитательные задачи. Это приводит к формализации   деятельности   самих   воспитателей.   Отсутствие   положительных воспитательных   установок,   осознания   и   принятия   своей   воспитательной   миссии педагогами   зачастую   приводит   к   формированию   общего   негативного   отношения воспитанников к любому воспитательному воздействию на них, в том числе через ИКТ. Известный   этнограф   и   антрополог   М.Мид   говорила   о   трех   типах   культур: постфигуративной,   в   которой   дети   учатся   главным   образом   у   старших, конфигуративной, где дети и взрослые учатся, прежде всего, у своих сверстников, и префигуративной, в которой старшие не только обучают молодежь, но и сами учатся у нее.  Относительно   ИКТ   наши   дети   гораздо   компетентнее   взрослых,   поэтому использование   потенциала   их   знаний   и   умений   в   этой   области   (например,   при разработке школьных сайтов) могло бы не декларативно, а реально сделать учащихся активными участниками воспитания. Мы, к сожалению, не готовы признать большую информационно­компьютерную компетентность   молодого   поколения   и   использовать   ее   в   целях   воспитания, организуя социально значимую деятельность воспитанников. Сегодня много можно найти курсов повышения компьютерной грамотности, где обучают созданию сайтов, азам программирования, но курсов по воспитанию с помощью   ИКТ   нет   ни   в   высшем   профессиональном,   ни   в   дополнительном образовании.   Нет   и   программ   для   родителей,   которые   учили   бы   использовать очевидные, открывать  еще  не  открытые  возможности  ИКТ  при   воспитании  своих детей. Кроме слабой научной разработанности проблем воспитания с использованием ИКТ, недостаточной подготовленности специалистов и родителей к их применению, нам   представляется,   существует   и   еще   одна   важная   причина,   затрудняющая применение ИКТ для собственно воспитания. Эта причина имеет мировоззренческую основу.   Выбор   и   связанное   с   ним   ограничение   —   ключевые   психологические процессы развития ценностно­смысловой сферы личности, а безграничность — одно из   принципиальных   преимуществ,   например,   Интернета.   Рядоположенность информационных   источников   принципиально   противоположна   иерархичности ценностей личности. С нашей точки зрения, эти различия требуют принципиально новых   философских,   педагогических,   психологических   решений.   Они   должны закладываться уже при проектировании информационно­компьютерных технологий в области обучения и воспитания. В противном случае прагматизм возобладает над осмысленностью в самом подрастающем человеке.Таким образом, чтобы использовать потенциал ИКТ в воспитании, мы должны решить, по крайней мере, три важные задачи: ­   изучить   специфику   развития   ценностно­смысловой   сферы   личности   в условиях обучения, воспитания, жизнедеятельности, опосредованных ИКТ; ­   обучить   всех   субъектов   воспитания   целенаправленно,   сознательно, осмысленно использовать воспитывающий потенциал ИКТ; ­ разрабатывать ИКТ с весомым духовно­нравственным компонентом, сделать их подлинно воспитывающими. Несмотря на недостаточную разработанность многих вопросов воспитания с помощью ИКТ, необходимость их использования не вызывает сомнений и является перспективным направлением повышения эффективности современного образования. Принципы реализации интерактивного и компьютерного подходов в воспитании Специфика   профилактической   деятельности   с   учащейся   и   студенческой молодежью такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу трудно   оценить,   хотя   такие   шаги   и   делаются.   Пример   тому,   попытки   проведения мониторинга воспитания в системе образования Республики Беларусь. В связи с этим особую   роль   в   организации   воспитательной   работы   играют   интерактивные   и компьютерные технологии. Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и в качестве куратора студенческой группы, привел нас к формулировке  пяти основных принципов  реализации   интерактивного   и   компьютерного   подходов   в   воспитании студентов и учащихся. К ним относятся: Создание ситуации диалога. По большому счёту воспитание – это и есть диалог. Об   этом   писал  известный   белорусский  психолог  Ф.И.И   ващенко   в  своей   практико­ ориентированной книги «Психология воспитания школьников». Не менее убедительно и образно   о   роли   диалога   высказался   известный   российский   кинорежиссёр   Пётр Тодоровский, который в одном из интервью в День Победы (будучи ветераном Великой Отечественной Войны, он в этот день родился) на вопрос о современной молодежи сказал;   «Современную   молодёжь   просто   так   идеологией   не   фаршируешь,   её   нужно включать   в   диалог».   Безусловно,   чтобы   сформировать   или   изменить   какую­либо ценность или установку у молодого человека, надо сначала вступить с ним в контакт, в диалог.   И   с   помощью   различных   интерактивных   форм   добиться   результата (сформировать ценностное отношение к здоровью, к родному краю, к людям и т.п.) Организация воспитательного пространства. Диалог невозможно организовать без соответствующего воспитательного пространства. Надо обеспечить контакт глаз, мимики и жестов. Не в затылок друг другу вести диалог, а лицом к лицу. Для этого необходимо   грамотно   рассадить   участников   диалога   (круг,   полукруг,   квадрат,треугольник). Сегодня так называемая «затылочная педагогика» уже не срабатывает. В таком пространстве трудно убедить в чем­либо, особенно подростков, молодёжь. Но для этого нужна соответствующая мебель (столы) в учебном заведении. Она должна легко перемещаться,   т.е.   быть   на   колёсиках.   И   быть   без   углов,   поскольку   психологами доказано, что наличие углов в помещении повышает агрессивность присутсвующих там людей.   И   такую   мебель   уже   выпускает   мебельная   промышленность,   тому   пример, Центры экстренной психологической помощи в г. Москве. Изготовление продукта социокультурной деятельности.  Известный   русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал, что для того чтобы что­то было усвоено и принято ребенком (например, правила здорового образа жизни, отказа от курения), надо это «что­ то» пропустить через различные органы чувств (зрение, слух, осязание, кинестезию и т.п.). В качестве такого продукта социокультурной деятельности педагоги используют коллаж,   эссе,   создание   газеты   и   т.п.   Когда   подростки   рисут   «Город   некурящих», придумывают легенду создания этого города, его название, инфраструктуру и главное формулируют   «Правила   жизни   без   табака»   жителей   этого   города,   то   такая   работа действительно оставляет свой след в психике каждого подростка и «Правила жизни» они усваивают не формально, а надолго и могут логически их обосновать. Использование психолого­педагогической экспресс­диагностики. До конца 80­ х годов ХХ века любая психолого­педагогическая диагностика учащихся и студентов фактически была по негласным запретом. История такого запрета идёт с 30­х годов прошлого   столетия,   когда   в   1936   году   было   принято   Постановление   ВКПб   «О педологических   извращениях   в   системе   наркомпроса»,   когда   была   запрещена деятельность   педологов,   специалистов   по   изучению   детей   и   консультанов   по   их развитию. Педологов обвинили в том, что они использовали тесты и психологические методики для доказательства классового неравенства детей, воспитывающихся в семьях крестьян   и   рабочих,   и   детей   из   семей   интеллегенции.   Но   правда   была   в   другом. Академик А.В.Петровский в своей статье «Откровенно говоря» в 1997 году раскрыл истинную причину нападков на психологию и психологические измерения личности. Именно педологи обнаружили, что в школу в массовом порядке стали приходить дети тс умственной недостаточностью. А причина была явная – дети недоедали, а попросту голодали. И чтобы скрыть от мировой общественности следы массового голода в СССР –   убрали   педологов.   Неурожай   зерновых,   неудачная   коллективизация   (негде   было хранить зерно, ведь частник был под запретом), вывоз зерна в Германию в обмен на станки и технику – стали истинными причинами голода. Но в популярных научных журналах в 70­е годы начали понемногу публиковать различные   опросники   и   тесты.   И   мы,   как   преподаватели   психологии,   стали   их использовать на занятиях со студентами. Этим мы повышали интерес к психологии,которая была очень абстрактной и не практико­ориентированной. Одновременно мы заметили, что личностное тестирование вызывало у студентов и интерес к собственной личности   и   желание   её   совершенстовать.   Поэтому   психолого­педагогическию диагностику очень удачно можно использовать для развития и саморазвития личности молодых   людей,   а   точнее   стимуляции   её   самовоспитания,   без   которого   любое воспитание не продуктивно. Восприятие   социально   значимой   видеоинформации.  Сегодня   в   работе   с учащейся молодёжью невозможно работать без зрительного ряда. Современные дети родились в обнимку с телевизором и компьютером. И этот момент можно успешно использовать   в   воспитательной   работе,   давая   возможность   через   презентации   и видеоролики,   звуковые   и   зрительные   образы   лучше   осознавать   многие   проблемы современного мира. Использование   видеоинформации   должно   соответствовать   методическим требованиям. Прежде всего, эту видеоинформацию нужно внимательно изучить самим педагогам на предмет кому её показывать, сколько показывать и как её обсуждать. Примерная схема такова: учащиеся или студенты должны обсуждать видеоинформацию в малых группах. И первое задание – встать на место героя сюжета и задать ему не менее 5­ти вопросов, далее можно проследить судьбу героя сюжета на протяжении 3­5 лет с использованием  коллажных форм работы и в заключение, обсудить вопрос о том, как помочь герою сюжета в форме социального проекта. Интерактивные формы работы и их структурная организация В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие: 1 – работа с афоризмами, пословицами, поговорками и даже анекдотами; 2 – дебаты по социально­психологическим или оздоровительным проблемам личности;  3 – социально­психологические и оздоровительные проекты; 4 – социально­педагогические и психологические игры; 5 – психолого­педагогическая олимпиада; 6 – социально­педагогический коллаж; 7 – социально­педагогический тренинг.Именно эти интерактивные формы были привнесены в практику за последние два десятилетия социально­педагогической и психологической службой. Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:  Подготовительный: I             ­ теоретический и методический материал; ­ схема рассадки участников; ­   описание   правил   и   процедур   проведения   дебатов,   «круглого   стола», дискуссии, тренинга и т.д.; ­ предварительное ознакомление студентов с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.    Основной: II          ­ распределение ролей; ­ индивидуальное и групповое консультирование; ­ предварительные репетиции. Данный   этап   важен   тем,   что   появляется   зримый   результат,   определенный   самостоятельно   подготовленный продукт   социокультурной   деятельности, учащимися:   эссе,   коллаж,   газета   (электронная   газета),   боевой   листок,   сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработка экскурсии, тест и т.д. Работа в малых группах. Исключительно  важным   моментом  в  применении   интерактивных   технологий является работа в малых группах (должно быть нечетное количество участников, чтобы не затягивать время при обсуждении – 3, 5, 7, 9 человек, если группа с четным количеством   получается,   то   в   нее   можно   включить   руководителя   занятия). Эффективность обсуждения в малых группах впервые доказал немецкий психолог Курт   Левин.   Основной   механизм   при   этом   следующий   –   в   малой   группе   легче принимается то или иное решение за счет снижения критичности мышления этой малой группы, каждый ищет аргументы и поддержку того или иного мнения. Работа в малых группах позволяет: ­ ­ ­ включить в работу всю группу; поставить в активную позицию каждого учащегося или студента; выявить лидеров, одаренных учащихся или студентов, создать условия для их развития и личностного роста;­ создать   возможность   учащимся   и   студентам   с  проблемами   в  общении проявить себя; ­ ­ ­ научиться слушать и понимать собеседника; брать на себя инициативу; задействовать   как  мотив   состязательность,  соревнование  (наша  группа «лучше всех»); ­ ­ ­ III          проявлять эмпатию; вырабатывать навыки социального взаимодействия; соотносить свою позицию с мнениями других.  Рефлексивный:   формы проведения рефлексии: мини­опрос, рефлексивный круг, игра. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь