В консультации для родителей - К чему приводит поступление ребенка в школу, говорится о том, что переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к: необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха; значительному увеличению времени без активного движения; пребыванию длительное время в закрытом помещении с шумом и толчеей на переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в перерывах между уроками); необходимости полного самообслуживания в раздевалке, за учебной партой, в столовой, туалете; «завоеванию» своего места в новом коллективеВ консультации для родителей - К чему приводит поступление ребенка в школу, говорится о том, что переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к: необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха; значительному увеличению времени без активного движения; пребыванию длительное время в закрытом помещении с шумом и толчеей на переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в перерывах между уроками); необходимости полного самообслуживания в раздевалке, за учебной партой, в столовой, туалете; «завоеванию» своего места в новом коллективе
Консультация для родителей
К чему приводит поступление ребенка в школу?
Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к:
необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха;
значительному увеличению времени без активного движения;
пребыванию длительное время в закрытом помещении с шумом и толчеей на
переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в
перерывах между уроками);
необходимости полного самообслуживания в раздевалке, за учебной партой, в
столовой, туалете;
«завоеванию» своего места в новом коллективе из 2530 сверстников;
резкому изменению характера взаимоотношений со взрослыми;
большому объему интеллектуальной учебной информации и т.д.
Адаптационный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению
организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности
обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на
первоклассника ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе
не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно
готовить его к обучению еще в детском саду и в семье. Углубленная подготовка даст
возможность ребенку получить удовлетворение от собственных знаний, поверить в
свои силы.
Как сформировать положительное отношение к школе?
Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на
поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать,
что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд.
Но недопустимы и высказывания типа «что же ты будешь делать в школе?» или «вот
уж там тебя призовут наконец к порядку!».
Напротив, внушайте детям:
ты сможешь все, если немного постараешься;
в школе можно многое узнать и многому научиться, стоит только захотеть;
в классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все
дети в классе сразу тебе понравятся (расскажите, с кем и как вы сами дружили в
школе).
Как относиться к оценкам в школе?
Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен
учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.
В этой связи от взрослых требуется:
объективно оценивать результаты работы будущего школьника;
сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находить причины
неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок;выяснить, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что
у него не получилось, почему;
выразить уверенность, что в предстоящем обучении, он добьется хороших
результатов;
поддержать само стремление к творчеству и трудолюбие.
Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры.
Практикум.
Цель: познакомить родителей с играми, развивающими грамматические
способности ребенка.
Примерный текст объявления с приглашением родителей на встречу.
Уважаемые родители!
Приглашаем вас в среду в 17.00 на встречу из цикла занятий «Курсы языка
детской игры».
Тема встречи «Игры про волшебную страну грамотеев».
Наверное,
вам приходилось сталкиваться с необходимостью зубрить
многочисленные правила по русскому языку. Согласитесь, это довольно скучное
занятие. Но что делать? Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырастал грамотным
и культурным человеком.
Знаете ли вы, что учить русский язык можно весело, интересно и просто здорово?
Мы приглашаем вас в «Волшебную страну грамотеев».
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок обладал грамматическими
способностями? Особенно это становится актуальным с началом школьной жизни,
когда в каждой семье делается все возможное, чтобы школьное обучение стало для
первоклассника наименее болезненным и наиболее успешным.
Позаботимся об этом прямо сейчас, и для начала отложим скучную зубрежку букв
алфавита, унылое чтение слогов по книжке. Взамен этого поиграем в игры
занимательноразвлекательного характера, которые помогут ребенку развивать
собственные грамматические способности.
В ходе практикума родители участвуют в проигрывании всех рекомендуемых игр,
разбившись на пары: один берет на себя роль взрослого, другой — ребенка.
Цель: помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую,
Запоминаем буквы.
зрительную и мышечную память.
1 Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву
карандашом или закрашивает красками.
2 Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается
угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине
ребенка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».
3 Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, зубочисток,
счетных палочек, семечек.
4 Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой то буквы с
предметами из окружающего мира.Полезно, чтобы в процесс запоминания букв активно вовлекались зрение, слух,
мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запоминание ребенком букв, тренирует
его образное восприятие и развивает речь в целом.
Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в
графических контурах знакомые буквы.
Прятки с буквами.
На листе бумаги, асфальте или песке рисуется незамысловатый узор.
Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертание
какихлибо букв, называть их по очереди и показывать в узоре их контур. Взрослый и
ребенок делают это по очереди. Например, в данном рисунке можно увидеть буквы:
«п», «о», «к», «е», «ш», «ф», «р», «н», «т», «г».
Братец большой и братец маленький.
Цель: тренировать фонематический слух.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч со звуками и говорит, что будет
исполнять роль «большого братца». Будет называть твердые согласные звуки, а
ребенку предлагает быть «маленьким братцем», он будет называть мягкие согласные
звуки. После этого взрослый бросает ребенку мяч и произносит твердый согласный
звук, например: [л], [з], [м]. Ребенку нужно, перебрасывая мяч назад, каждый
очередной звук произносить мягко, например: [л] [л’], [з] [з’], [м] [м’].
Взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Цепочка из слов.
Цели: тренировать навык звукового анализа слов; стимулировать интерес ребенка
к словесному творчеству.
Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно
начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует
путать понятия «звук» и «буква». Например: дом — мох — хлеб — парта — аист —
тополь — лиса.
Главные правила обучения чтению.
Мамы и папы стремятся дать детям как можно больше знаний уже с пеленок. Но
стремление учить ребенка с младенчества может дать обратный результат. Главная
задача родителей не научить ребенка читать как можно раньше, а привить ему
интерес к книге. Сейчас существует множество методик обучения чтению. Они
основаны на разных теориях, но едины в одном: нельзя учить насильно. Тем более,
категорически запрещается кричать на ребенка, заставлять его читать через силу,
давить на него и требовать освоить букварь. Иначе у ребенка возникнет устойчивое
отторжение к учебе, а интерес к чтению может пропасть навсегда. Специалисты
рекомендуют знакомить малыша с буквами и словами постепенно, в форме игры.
Нужно воспользоваться естественным желанием детей узнавать окружающий мир.
Если превратить обучение грамоте в увлекательную игру, то малыш сам потянется к
книге.
ребенку было интересно учиться читать, а знакомство с буквами и словами
превратилось в увлекательную игру, родителям необходимо соблюдать несколько
нехитрых правил:
Не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более десяти минут. Малыш
начнет скучать, ведь монотонность и однообразие ему быстро надоедают.Обязательно делайте перерыв в занятиях на развлечения, физкультурные разминки,
игры с любимыми игрушками, рисование или прогулку. Чем младше ребенок, тем
меньше должны длиться занятия.
Соблюдайте последовательность этапов обучения. Не ждите от ребенка слишком
быстрых результатов. Учитывайте индивидуальные особенности малыша. Один
ребенок может неделю осваивать одну букву, а другой освоит алфавит за несколько
дней.
Во время занятий используйте как можно больше наглядных материалов: цветных
картинок, игрушек, кубиков.
Старайтесь рисовать предметы, названия которых ребенку нужно будет прочитать.
Дети плохо воспринимают информацию на слух, зато хорошо представляют себе
картинку.
Не критикуйте малыша. Ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми,
которые уже научились читать.
Хвалите ребенка даже за самые незначительные успехи.
Как научить ребёнка читать и писать?
Когда ребенок с охотой общается со взрослыми и подражает им? В игре. Поэтому
начинать учить ребенка читать надо с игр. Дошкольник, свободно рассуждающий о
чем угодно, даже не подозревает, что его речь состоит из звуков.
Первые игры для обучения чтению – это игрызвукоподражания. Попробуй
пожужжать, как пчела. Поговорим на пчелином языке: «Давай друЖЖЖить! Ты где
ЖЖЖивёшь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости. Я угощу
тебя мороЖЖЖеным.»
Когда ребенок научится протягивать звуки в словах, можно предложить новую
игру «В магазин». «Продавец» – взрослый, а ребенок покупает, но только те
предметы, которые начинаются с определенного звука, например, [к]: капусту,
картофель, но не купит помидор. Другая игра «Нагрузим корабль». На корабль также
можно поместить слова, которые начинаются со звука [к].
Удобны и полезны игры в доктора Звукова, который помогает вылечить слова.
Так, мишка может не выговаривать некоторых звуков, а ваш малыш сможет вылечить
его. Мишка говорит: «У слона ффобот». Ребенок определяет, какой звук надо
лечить, какую скороговорку прописать. Здесь подойдет скороговорка «Хохлатые
хохотушки хохотом хохотали хахахахахаха».
Игра «Звуковое лото» требует находить слово с нужным звуком из заданных слов.
Важно научить различать твердые и мягкие согласные. Здесь поможет игра «Тим и
Том». Тим – это маленький толстенький человечек. Имя начинается на мягкий
согласный, поэтому Тим любит все, что начинается на мягкий согласный: щи,
леденец, пюре. Том – это высокий худой человечек. Ему нравятся все слова, которые
начинаются с твердого согласного: борщ, конфета, картофель фри. Помоги Тому и
Тиму найти друзей среди животных: козленка, лисы, льва, тигра, кошки, собаки.
В игре «Заблудились в лесу» ребенку легче найти ударный звук. Мы тянем
ударный гласный.
Выделять все звуки в словах поможет игра «Дом звуков». В доме живут слова. В
каждом окошке по звуку. Засели слова в домике.Эти игры помогают открыть секрет чтения: мы забегаем глазами вперед и
смотрим на следующую гласную. Гласные буквы У и Ю обозначают один и тот же
звук [у], но буква У дает команду: «Читай твердо», а буква Ю: «Читай мягко». Это
тайна слияния согласного и гласного.
Одновременно с играми в звуки начинайте показывать и буквы. Начните с
согласных. Их легче выговаривать.
При обучении чтению помните правила безопасности: первое и главное правило –
показывая ребенку букву, надо произносить не ее алфавитное название, а звук,
который она обозначает. Старайтесь тянуть этот звук. Вторе правило – наши буквы
не иероглифы, которые обозначают слова. Буквы обозначают звуки. Поэтому
позаботьтесь о том, чтобы рядом с буквой было несколько предметов, название
которых начинается на соответствующую букву. Например, М – мыло, машина,
мышка.
Пока ребенку нет ещё 6 лет, важно приложить все старания, чтобы развить,
укрепить детскую руку и пальчики. Рисование и лепка, конструктор, мозаика,
вязание, вышивание сделает их послушными, подготовит к каллиграфическим
упражнениям. Лучше косвенно подготовить его успех.
Зарождающийся интерес к чтению – вот все, что требуется для того, чтобы,
отправляя ребенка в школу, вы не беспокоились хотя бы об уроках чтения.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь