Консультация для родителей - Как избавиться от обидчивости
Оценка 5

Консультация для родителей - Как избавиться от обидчивости

Оценка 5
Лекции
doc
родителям
Детсад
08.03.2018
Консультация  для родителей - Как избавиться от обидчивости
В консультации для родителей - Как избавиться от обидчивости, говорится о том, что обида - чувство, вызванное всем, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток. Обидчивый - человек, склонный к обидам, нередко обижающий других. С одной стороны, она может способствовать восстановлению и исправлению отношений; с другой – частые обиды могут способствовать нарастанию отчужденности, «уходу в себя», разрыву связей с другими людьми. Обидчивость может даже стать устойчивой чертой личности, определяющей поведение человека и отражающей его отношение к себе и окружающим.В консультации для родителей - Как избавиться от обидчивости, говорится о том, что обида - чувство, вызванное всем, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток. Обидчивый - человек, склонный к обидам, нередко обижающий других. С одной стороны, она может способствовать восстановлению и исправлению отношений; с другой – частые обиды могут способствовать нарастанию отчужденности, «уходу в себя», разрыву связей с другими людьми. Обидчивость может даже стать устойчивой чертой личности, определяющей поведение человека и отражающей его отношение к себе и окружающим.
78.2 + КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОБИДЧИВОСТИ.doc
Психология для родителей КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОБИДЧИВОСТИ Обида ­ несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Толковый словарь русского языка Ушакова.  Обида  ­   чувство,   вызванное   всем,   что   оскорбляет,   бесчестит   и   порицает, причиняет   боль,   убыток.   Обидчивый   ­   человек,   склонный   к   обидам,   нередко обижающий других. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля Обида – сигнал о нарушении социального контакта со значимыми людьми. С одной стороны, она может способствовать восстановлению и исправлению отношений; с другой – частые   обиды   могут   способствовать   нарастанию   отчужденности,   «уходу   в   себя», разрыву связей с другими людьми. Обидчивость может даже стать устойчивой чертой личности, определяющей поведение человека и отражающей его отношение к себе и окружающим.  Научная   справка.   Глагол   «обидеть»   произошел   из   сочетания   об­видеть,   где предлог   об­   имеет   значение   «вокруг,   огибая,   минуя»   (для   сравнения:   обделить, обвесить).  Таким образом, слово «обидеть» означает «обделить взглядом, не посмотреть». Этимологический словарь русского языка М.Фасмера.  Итак,  обида  ­ это жалость к себе, соединенная с претензией к другому. Эта претензия,   как   правило,   связана   с   ощущаемым   недостатком   внимания,   уважения, доверия,   с   невозможностью   получить   от   другого   человека   подтверждение собственной ценности и значимости. В чувстве обиды содержится не только жалость к себе, но и упрек в несправедливом отношении, адресованный другому человеку. Первые обиды могут возникать уже в дошкольном возрасте – они появляются одновременно с потребностью в признании и уважении. Обижаясь на родителей или на сверстников, дети остро переживают ущемленность и «недостаточность» своего «Я»  в ситуациях  игнорирования  (недостаточного  внимания),  проигрыша, отказа  в чем­то важном и желанном, неуважительного отношения и даже в ситуациях чужого успеха   и   превосходства.   Поведение   человека,   переживающего   обиду,   часто демонстративно: он отворачивается, перестает разговаривать, уходит в сторону. Он как будто говорит всем своим видом: «Это из­за тебя я так страдаю!». Вызывая чувство вины у партнера по взаимодействию, обиженный ребенок рассчитывает всё­ таки получить желаемое – хотя бы с помощью таких манипуляций.  Психологи   советуют   различать   адекватные   и   неадекватные   поводы   для проявления   и   переживания   обиды.  Адекватным  считается   повод,   когда   имеет место   сознательное   отвержение   или   неуважение   партнера   по   общению. Неадекватным для проявления обиды является повод, когда ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение окружающих, а на свои собственные неоправданные ожидания, то   есть   видит   то,   чего   на   самом   деле   нет.   Некоторые   люди   слишком   часто усматривают   в   поступках   окружающих   признаки   пренебрежения   и   неуважения   к себе, и со временем повышенная склонность к обидчивости становится устойчивой деструктивной чертой их личности. Проблема обидчивости и ее преодоления особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в этот период повышается чувствительность   к   мнению,   отношению   и   оценкам   окружающих;   особенно чувствительны   подростки   к   негативным   оценкам,   представляющим   угрозу   для складывающегося «образа себя».  Основная   проблема   обидчивых   детей  и   подростков   заключается   в восприятии   окружающих   как   источника   отрицательного,   пренебрежительного отношения к ним. Та часть самооценки, которую специалисты называют «Я глазами других людей», оказывается у таких детей и подростков сильно искаженной: они считают,   что   окружающие   (особенно   сверстники)   оценивают   их   незаслуженно отрицательно. Попадая в конфликтную ситуацию, обидчивые дети и подростки не пытаются разрешить ее, а словно «застревают» в ссоре, осуждениях, обвинениях и самооправданиях.   Однако   чувство   «недооцененности»   является   всего   лишь результатом   их   собственных   представлений:   исследования   показывают,   что   даже чрезмерно   обидчивые   дети,   несмотря   на   их   конфликтность,   не   являются   в коллективе непопулярными или отвергаемыми. Таким образом, в основе повышенной обидчивости   лежит   напряженно­болезненное   отношение   ребенка   к   себе   и противоречивая   самооценка   вкупе   с   острой   и   ненасыщаемой   потребностью   в признании и уважении. Обидчивый ребенок (подросток) постоянно смотрит на себя недоброжелательными глазами других людей, что порождает неизбежные проблемы в межличностных   отношениях.   Обидчивость,   как   правило,   сочетается   с   такими личностными характеристиками как инфантильность, эгоцентризм, конфликтность и агрессивность,   склонность   к   переживанию   чувства   вины.   Научная   справка. Психоанализ:   обида   –   проявление   тревожности   у   личности,   охваченной   страхом, любовью   и   чувством   вины.   Обидчивость   –   следствие   внутреннего   конфликта, связанного с желанием полагаться на других и невозможностью это сделать из­за чувства   глобального   недоверия,   ожидания   обмана   и   неприятностей.   Трансактный анализ:   обида   –   форма   детского   поведения,   связанная   с   тревогой,   страхом, беспомощностью   и   неуверенностью.   В   последующем   обида   может   стать «излюбленным»   чувством,   с   помощью   которого   человек   пытается   управлять   и манипулировать другими людьми, вызывая у обидчика чувство вины и получая таким образом «психологический выигрыш». Современные научные представления: обида ­ отрицательное   эмоциональное   состояние,   переживаемое   как   несправедливость   и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения   партнеров   по   взаимодействию,   в   ситуациях,   имеющих   личностную значимость.   Обидчивость   ­   свойство   личности,   характеризуемое   склонностью   к частому   переживанию   чувства   обиды.   Преодолеть   собственную   обидчивость   (или помочь часто обижающемуся подростку) – непростая задача. Взрослым, имеющим дело   с   обидчивыми   подростками,   можно   посоветовать   по   возможности   избегать оценок   и   сравнений.   Это   необходимо   для   того,   чтобы   преодолеть   свойственное обидчивым   людям   восприятие   других   людей   не   как   равных   партнеров,   а   как конкурентов,   соперников   и   потенциальных   обидчиков.  В  тоже   время   необходимо демонстрировать   уважение   и   доброжелательность   вне   зависимости   от   успехов   и достижений. Тогда ребенок (подросток) будет избавлен от необходимости постоянно самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Важно также показать ребенку, что   оценка   и   отношение   к   нему   других   людей   не   могут   являться   единственной основой   его   самооценки.   Ведь   на   самом   деле   окружающие   люди   вовсе   не сосредоточены на его персоне и не имеют основной целью задеть его самолюбие. Другие люди существуют в мире своих интересов, желаний и дел. Надо постараться отвлечь ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих, переключать его на другие занятия, учить получать удовольствие не только от результата и оценки его деятельности, но и от самого процесса игры, творчества, обучения – особенно совместного.   Такие   занятия   дают   возможность   обидчивому   ребенку   видеть   в сверстниках   друзей  и  партнеров,  помогают   научиться   не  только   обижаться,  но  и сочувствовать, сопереживать, умение радоваться чужим успехам, быть внимательным к другим людям – их настроению и поведению. На серьезном психологическом языке это   называется   «формирование   эмоциональной   децентрации,   снижение агрессивности,   развитие   чувства   собственного   достоинства   и   умение   адекватно взаимодействовать с окружающими». Чем раньше взрослый распознает повышенную обидчивость   у   ребенка   и   поможет   ее   преодолеть,   тем   благоприятнее   прогноз   на будущее. Дети постарше и подростки могут сами приложить усилия к преодолению своей обидчивости. Например, обидчивому подростку (или даже взрослому) можно рекомендовать завести «Журнал обид». Там следует описывать ситуации, которые приводят к переживанию обиды (например, Маша забыла принести мне обещанный интересный фильм). Далее предлагается определить, какие несбывшиеся ожидания привели   к   переживанию   обиды   (если   бы   Маша   ко   мне   хорошо   относилась,   она никогда не забыла бы свое обещание). Третий шаг  – поиск ошибки в ожиданиях (Маша ко мне хорошо относится, однако что­то помешало ей выполнить обещание). Четвертый шаг  –  поиск   решения  (Я   позвоню   Маше   вечером   и   напомню   ей   про фильм). Важно не мстить обидчику и не пытаться с помощью манипуляций заставить его   изменить   свое   отношение   и   поведение.   В   первую   очередь   следует   менять собственные   реакции.   Если   же   действия   обидчика   действительно   являются оскорбительными,   лучше   прямо   сообщить   о   своих   чувствах   и   попробовать конструктивно   разрешить   назревающий   конфликт.   Целенаправленная   работа   над собой по преодолению обидчивости может принести хорошие результаты: повысится настроение   и   самооценка,   улучшатся   отношения   с   другими   людьми,   появится возможность   получать   удовольствие   от   общения   и   разнообразных   интересных занятий.  Тест «Обидчивы ли Вы?»  Данный тест поможет Вам разобраться, на самом ли деле Вы обидчивы, как Вам приходится   иногда   слышать,   или   же   Вы   ­   сама   терпимость.   На   каждый   вопрос следует отвечать «да» или «нет». В случае сомнений отвечайте «не знаю» («бывает по­разному»).   Старайтесь,   чтобы   неопределенных   ответов   было   меньше.   Вопросы теста.  1. Легко ли вам испортить настроение?  2. Долго ли вы помните обиду и обидчика?  3. Долго ли вы переживаете мелкие неприятности (чей­то недоброжелательный взгляд, едкое замечание, испачканный рукав пальто)? 4. Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?  5. Легко ли вы отвлекаетесь на посторонние разговоры и шумы?  6. Способны ли вы длительное время анализировать свои переживания, чувства, поступки?  7. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?  8. Часто ли вам снятся кошмары?  9. Беспокоит ли вас мысль, что вы чем­то хуже других?  10. Часты ли у вас подъемы и спады настроения?  11. Бывает ли так, что во время спора у вас заметно меняется тембр голоса и появляются обычно не свойственные вам низкие или высокие тона?  12. Легко ли вас вывести из себя?  13. Даже вкусная еда неспособна исправить ваше испорченное настроение? 14. Часто ли вы испытываете раздражение, когда вас не понимают?  А теперь подсчитайте набранные вами баллы.  За каждый ответ «да» начисляется 0 баллов,  «не знаю, по­разному бывает» — 1 балл,  за ответ «нет» — 2 балла.  Результаты теста.  От 23 до 28 баллов. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво   и   редко   зависит   от   ситуации.   Кое­кто   считает   вас   «непробиваемым», «твердолобым». Иногда Вам завидуют, иногда осуждают — на это не обращайте внимания.  От 17 до 22 баллов. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немало горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из­за   этого   у   Вас   нередко   случаются   конфликты   дома   и   в   школе   (на   работе). Старайтесь   лучше   контролировать   свои   эмоции   и   анализировать   отношения   с другими людьми.  От 0 до 16 баллов. Вы обидчивы, мстительны, легко меняете свое настроение, болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьезные недостатки в вашем   характере.   Необходимо   заняться   самовоспитанием.   И   чем   меньше   у   вас количество набранных баллов, тем скорее к этому следует приступить.  Пословицы и поговорки про обиду  • Всякому своя обида горька.  • Всякому своя обида дорога.  • Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках.  • На обиженных воду (лес) возят.  • За шутку не сердись, в обиду не вдавайся.  • В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.  • Всяк обидимый прощай обидящему.  • Не обидь малого, не попомнит старый.  • Обидеть легко, да душе каково? • Себя обидь, а людей не обижай.  • Бедного обижать, себе добра не желать.        • Люблю того, кто не обидит никого.        • Обида разъедает душу.         • В реке обиды брода нет.        • Кто завидлив, тот и обидлив.  Афоризмы про обиду         • Кто собирается причинить обиду, тот уже причиняет ее. Луций Анней Сенека (младший)  •   Омывай   полученную   обиду   не   в   крови,   а   в   Лете,   реке   забвения.   Пифагор Самосский  • Никогда не помни прежних обид. Менандр  • Независимо от того, по какой причине вас оскорбили, лучше всего не обращать на оскорбление внимания ­ ведь глупость редко бывает достойна возмущения, а злобу лучше всего наказывать пренебрежением. Сэмюэл Джонсон  • Обидеть легче, чем обиду вытерпеть. Публилий Сир  • От всех обид спасение – в забвении. Публилий Сир  • Память и совесть всегда расходились и будут расходиться в том, следует ли рпощать обиды. Джордж Савил Галифакс  •   Разумного   человека   невозможно   обидеть;   обижаешься   ровно   настолько, насколько чувства превосходят разум. Франтишек Крышка.  • Независимо от того, по какой причине вас оскорбили, лучше всего не обращать на  оскорбления  внимания –  ведь  глупость   редко  бывает   достойна   возмущения,  а злобу лучше всего наказывать пренебрежением. Сэмюэл Джонсон.  • К сожалению, легче всего обижаться и обижать. Ишхан Геворгян  •   Если   обидное   слово   окажется   правдой,   не   пеняй   на   обидчика.   Веселин Георгиев  •   Коль   нанесли   тебе   сердечную   обиду,   Плати   забвением   ­   так   гордость   нам велит; Не можешь позабыть ­ тогда хоть сделай вид, Не унижай себя. Жан Батист Мольер Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь Источник: http://mybloginfo.ru/pupil/psychology/257­kak­izbavitsya­ot­ obidchivosti.html Блог социального педагога, психолога © mybloginfo.ru

Консультация для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация  для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация  для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация  для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация  для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация  для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация для родителей - Как избавиться от обидчивости

Консультация  для родителей - Как избавиться от обидчивости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018