В консультации для родителей - «Как научить ребёнка читать и писать?», говорится о том, что начинать учить ребенка читать надо с игр. Дошкольник, свободно рассуждающий о чем угодно, даже не подозревает, что его речь состоит из звуков.
Первые игры для обучения чтению – это игры-звукоподражания. Попробуй пожужжать, как пчела. Поговорим на пчелином языке: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости. Я угощу тебя мороЖЖЖеным.»В консультации для родителей - «Как научить ребёнка читать и писать?», говорится о том, что начинать учить ребенка читать надо с игр. Дошкольник, свободно рассуждающий о чем угодно, даже не подозревает, что его речь состоит из звуков.
Первые игры для обучения чтению – это игры-звукоподражания. Попробуй пожужжать, как пчела. Поговорим на пчелином языке: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости. Я угощу тебя мороЖЖЖеным.»
Консультация «Как научить ребёнка читать и писать?»
Когда ребенок с охотой общается со взрослыми и подражает им? В игре. Поэтому
начинать учить ребенка читать надо с игр. Дошкольник, свободно рассуждающий о чем
угодно, даже не подозревает, что его речь состоит из звуков.
Первые игры для обучения чтению – это игрызвукоподражания. Попробуй пожужжать,
как пчела. Поговорим на пчелином языке: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? Я
ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости. Я угощу тебя мороЖЖЖеным.»
Когда ребенок научится протягивать звуки в словах, можно предложить новую игру «В
магазин». «Продавец» – взрослый, а ребенок покупает, но только те предметы, которые
начинаются с определенного звука, например, [к]: капусту, картофель, но не купит
помидор. Другая игра «Нагрузим корабль». На корабль также можно поместить слова,
которые начинаются со звука [к].
Удобны и полезны игры в доктора Звукова, который помогает вылечить слова. Так,
мишка может не выговаривать некоторых звуков, а ваш малыш сможет вылечить его.
Мишка говорит: «У слона ффобот». Ребенок определяет, какой звук надо лечить, какую
скороговорку прописать. Здесь подойдет скороговорка «Хохлатые хохотушки хохотом
хохотали хахахахахаха».
Игра «Звуковое лото» требует находить слово с нужным звуком из заданных слов.
Важно научить различать твердые и мягкие согласные. Здесь поможет игра «Тим и
Том». Тим – это маленький толстенький человечек. Имя начинается на мягкий согласный,
поэтому Тим любит все, что начинается на мягкий согласный: щи, леденец, пюре. Том –
это высокий худой человечек. Ему нравятся все слова, которые начинаются с твердого
согласного: борщ, конфета, картофель фри. Помоги Тому и Тиму найти друзей среди
животных: козленка, лисы, льва, тигра, кошки, собаки.
В игре «Заблудились в лесу» ребенку легче найти ударный звук. Мы тянем ударный
гласный.
Выделять все звуки в словах поможет игра «Дом звуков». В доме живут слова. В
каждом окошке по звуку. Засели слова в домике.
Эти игры помогают открыть секрет чтения: мы забегаем глазами вперед и смотрим на
следующую гласную. Гласные буквы У и Ю обозначают один и тот же звук [у], но буква У
дает команду: «Читай твердо», а буква Ю: «Читай мягко». Это тайна слияния согласного
и гласного.
Одновременно с играми в звуки начинайте показывать и буквы. Начните с согласных.
Их легче выговаривать.
При обучении чтению помните правила безопасности: первое и главное правило –
показывая ребенку букву, надо произносить не ее алфавитное название, а звук, который
она обозначает. Старайтесь тянуть этот звук. Вторе правило – наши буквы не иероглифы,
которые обозначают слова. Буквы обозначают звуки. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы
рядом с буквой было несколько предметов, название которых начинается на
соответствующую букву. Например, М – мыло, машина, мышка.
Пока ребенку нет ещё 6 лет, важно приложить все старания, чтобы развить, укрепить
детскую руку и пальчики. Рисование и лепка, конструктор, мозаика, вязание, вышивание
сделает их послушными, подготовит к каллиграфическим упражнениям. Лучше косвенно
подготовить его успех.
Зарождающийся интерес к чтению – вот все, что требуется для того, чтобы, отправляя
ребенка в школу, вы не беспокоились хотя бы об уроках чтения.Материал подобран педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь