Консультация для родителей - Как помочь ребенку учиться? советы – рекомендации для родителей, будущих первоклассников, говорит о том, что развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребёнка. От пяти до семи лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.Консультация для родителей - Как помочь ребенку учиться? советы – рекомендации для родителей, будущих первоклассников, говорит о том, что развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребёнка. От пяти до семи лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.
Консультация для родителей
советы – рекомендации для родителей, будущих первоклассников
Как помочь ребенку учиться?
Развитие ребёнка представляет собой
постоянный переход от одной возрастной
ступени к другой, связанный с изменением
личности ребёнка. От пяти до семи лет
совершается морфологическое созревание
лобного отдела больших полушарий, что соз
даёт возможности для осуществления
целенаправленного произвольного поведения,
планирования и выполнения программ действий.
Происходят существенные изменения в органах и тканях тела, повышается
физическая выносливость ребёнка. Развиваются крупные мышцы, повышается
работоспособность.
Дети этого возраста становятся более независимыми, самостоятельными.
Расширяются и усложняются их отношения с окружающими.
У ребёнка появляются новые мотивы, связанные с интересом к миру взрослых,
возникают самые разные потребности, которые быстро сменяют друг друга.
Особенность этих потребностей заключается в том, что они переживаются как
неотложное хотение. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость,
усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социальнонравственный
опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.
К старшему дошкольному возрасту детиприобретают определённый кругозор,
запас конкретных знаний, овладевают некоторыми способами обследования внешних
свойств предметов. Интеллектуальная готовность ребёнка — важная, но не
единственная предпосылка успешного обучения в школе.
Ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним
открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия
в страны чисел и слов, в прошлое и будущее. Он узнает, как устроены звери, птицы и
растения, научится решать сложные задачи, начнёт понимать книги, написанные на
иностранном языке.
На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Чтото не будет удаваться,
гдето потребуется приложить очень значительные усилия. Но если относиться к
этому спокойно, не терять бодрость духа, сохранять настойчивость, то любые
трудности удастся преодолеть. А готовить ребёнка к школе надо с двухтрёх лет.
Однако многие родители очень часто рассуждают примерно так:
— Нет, я не буду своего ничему учить заранее, пойдёт в школу, там его всему и
научат.
Ктото должен научить вашего ребёнка читать, считать и писать. Почему же не
мать? Не отец? Почему мы сознательно отказываемся от этого? Известно, например,
что историк Карамзин сам обучал своих сыновей немецкому языку. Занимался со
своими детьми и Лев Толстой, не говоря уже о жене его Софье Андреевне. Почемуже сейчас бытует твёрдая уверенность, что наших детей должны воспитыватьтолько
другие, официальные люди — воспитатели детского сада, учителя? Конечно,
современная жизнь трудна, трудно за всем угнаться, в особенности женщинам. И всё
таки... Нам, родителям, следует открывать как можно больше миров своим
детям: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных
путешествий вместе с путешественниками всех времён и народов, мир истори
ческих тайн и преданий, мир искусства.
Ведь именно первый класс решает судьбу всего школьного обучения. И он
является серьёзным испытанием как для ребёнка, так и для родителей. А самое
главное — умения, навыки и запас знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё
до школы. Не бойтесь учить детей как можно раньше всему — потом будет легче и
вам, и вашему ребёнку. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности
ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и
самостоятельно приобрёл за первые шестьсемь лет своей жизни.
Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном
городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В
процессе приобретения
этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику
интеллектуальная активность, рождается радость познания. Интересного вокруг
много, но ключи к этому интересному вы должны выковать для своих детей сами, с
Не опережающее изучение
терпением примеряясь к собственному ребёнку.
программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать,
содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь
создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Мы надеемся, что наши советы помогут Вам лучше разобраться в специфике
возраста дошкольника, соотнести требования школы с психологическим обликом
вашего ребёнка ипрактически помочь подготовить его к школе.
1. Введение ребёнка в школьную жизнь
Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы
сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на
поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя
свободно и уверенно.
Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась
говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой
познавательного процесса обучения.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает
формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты
характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и
третичные нарушения:
• общее недоразвитие речи;
• нарушение процессов чтения и письма;
• нарушение памяти;
• низкую концентрацию внимания;• нарушения словеснологического мышления.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют
стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей.
Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но всетаки основную
нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.
Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно,
волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И
даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет
печатными буквами и ходит на лыжах), вас всё равно не покидает какоето
беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на
перепутье между дошкольной и школьной жизнью:
Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть
жизни и предстоит чтото новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и
нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте
своего ребёнка. Дети 67 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим
существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается
устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не
легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее при
выкнуть к новой жизни.
Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую
определённостьконтурам школьного будущего, и это несколько успокаивает
будущего школьника.
По мнению детей, "настоящий школьник — это счастливый обладатель
портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя,
поднимает руку и получает отметки". Школу почти каждый первоклассник
воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд
таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно,
уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо
играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу
начального обучения. Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем
школьных правил, такой ребёнок сыграл роль "настоящего школьника" на славу, но
всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и
прогульщика.
Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку
настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь
учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что
он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И
во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он
начнет свою учёбу в школе.
2. Психологическая готовность к школе
Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно,
попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.
А начните эту жизнь со следующего:— расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности
появятся в школе;
— на доступных примерах покажите своему ребёнку важность уроков, оценок,
школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата
времени и сил;
— внимательно и заинтересованно относитесь кбудущим занятиям в школе.
Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться — в школе с учительницей или дома
с мамой?
4. Что делает учитель в школе?
5. Для чего нужны парта и звонок в школе?
О сложившемся правильном отношении кшколе свидетельствуют ответы, в
которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в
школе, предпочтение школьного обучения домашнему.
Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к
внешней стороне учёбы, то есть кшкольным принадлежностям, к правилам поведения
в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 23 месяца он исчезнет, аему
насмену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий.
Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он
будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него ещё не
сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны
быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за
другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли
школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
3. Какими качествами должен обладать ваш ребёнок
Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать,
какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1ом
классе. Эти качества можно представить следующим образом:
— внимание, способность к длительному (1520 минут) сосредоточению;
— хорошая память;
— сообразительность;
— любознательность;
— развитое воображение;
— начальные навыки чтения, письма, счёта;
— физическая ловкость;
— волевые качества (способность выполнять не только привлекательную
работу);
— организованность, аккуратность;
— дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы
сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их
успешной учёбы в дальнейшем. Родителям нельзя забывать о том, что в период
поступления в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному
начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у
ребёнка нужные положительные качества.
4. Школьная готовность
Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у
логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе
под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок
становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют
овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
5. Пожалуйста, разговаривайте с детьми!
Ваш ребёнок должен знать, что это счастье даже несколько минут разговора с
папой или мамой.
Ваша дочка должна посматривать на часы во время вечерней прогулки: "Нам с
мамой ещё надо поговорить!"
А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали
молчунами? Разговаривать!
Умение разговаривать друг с другом это не просто умение произносить
слова.
Это умение поособенному организовать жизнь семьи: доверчиво,
открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье нетолько рассказывают, но и
слушают.
Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что
интересного было в детском саду. Приучайте ребёнка ежедневно делиться с вами
это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях,
спрашивайте обо всём. Можно организовать речевую разминку "Спроси отвечу". Вы
предлагаете ребёнку задумать какойнибудь предмет, а вы задаёте вопросы, на
которые можно отвечать "Да" или "Нет". Например, задумали предмет "книга".
— Это живое? — спрашиваете вы. — Нет, — отвечает ребёнок. — Это нужно
для еды? — Нет. — Это одежда? — Нет. — Для учёбы? — Да. — Учебник? — Почти
да. — Книг а? — Да.
Игровое упражнение "Вопросы цепочкой" несколько отличается от
предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы,
ответами на которые были бы короткие "да" и "нет". Родители должны так
сформулировать вопрос, чтобы ребёнку необходимо было дать развёрнутый ответ.
Приведём примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О
чём ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный?
Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и
детских книжек.Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь