Консультация для родителей - Как помочь ребенку учиться? советы – рекомендации для родителей, будущих первоклассников

  • Лекции
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для родителей - Как помочь ребенку учиться? советы – рекомендации для родителей, будущих первоклассников, говорит о том, что развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребёнка. От пяти до семи лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.Консультация для родителей - Как помочь ребенку учиться? советы – рекомендации для родителей, будущих первоклассников, говорит о том, что развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребёнка. От пяти до семи лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.
Иконка файла материала Как помочь ребенку учиться.doc
Консультация для родителей советы – рекомендации для родителей, будущих первоклассников Как помочь ребенку учиться? Развитие   ребёнка   представляет   собой постоянный   переход   от   одной   возрастной ступени   к   другой,   связанный   с   изменением личности   ребёнка.   От   пяти   до   семи   лет совершается   морфологическое   созревание лобного   отдела   больших   полушарий,   что   соз­ даёт   возможности   для   осуществления целенаправленного   произвольного   поведения, планирования и выполнения программ действий. Происходят   существенные   изменения   в   органах   и   тканях   тела,   повышается физическая   выносливость   ребёнка.   Развиваются   крупные   мышцы,   повышается работоспособность. Дети   этого   возраста   становятся   более   независимыми,   самостоятельными. Расширяются и усложняются их отношения с окружающими. У ребёнка появляются новые мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, возникают   самые   разные   потребности,   которые   быстро   сменяют   друг   друга. Особенность   этих   потребностей   заключается   в   том,   что   они   переживаются   как неотложное   хотение.   Утомление,   повышающее   эмоциональную   возбудимость, усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социально­нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. К старшему дошкольному возрасту детиприобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств   предметов.   Интеллектуальная   готовность   ребёнка   —   важная,   но   не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и будущее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнёт понимать книги, написанные на иностранном языке. На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что­то не будет удаваться, где­то потребуется  приложить  очень значительные усилия.  Но если  относиться к этому   спокойно,   не   терять   бодрость   духа,   сохранять   настойчивость,   то   любые трудности удастся преодолеть. А готовить ребёнка к школе надо с двух­трёх лет. Однако многие родители очень часто рассуждают примерно так: — Нет, я не буду своего ничему учить заранее, пойдёт в школу, там его всему и научат. Кто­то должен научить вашего ребёнка читать, считать и писать. Почему же не мать? Не отец? Почему мы сознательно отказываемся от этого? Известно, например, что историк Карамзин сам обучал своих сыновей немецкому языку. Занимался со своими детьми и Лев Толстой, не говоря уже о жене его Софье Андреевне. Почемуже сейчас бытует твёрдая уверенность, что наших детей должны воспитыватьтолько другие,   официальные   люди   —   воспитатели   детского   сада,   учителя?   Конечно, современная жизнь трудна, трудно за всем угнаться, в особенности женщинам. И всё­ таки...  Нам,   родителям,   следует   открывать   как   можно   больше   миров   своим детям:   мир   интересных   книг,   мир   увлекательного   чтения,   мир   прекрасных путешествий вместе с путешественниками всех времён и народов, мир истори­ ческих тайн и преданий, мир искусства. Ведь   именно   первый   класс   решает   судьбу   всего   школьного   обучения.   И   он является   серьёзным  испытанием   как   для   ребёнка,  так  и  для   родителей.  А   самое главное — умения, навыки и запас знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё до школы. Не бойтесь учить детей как можно раньше всему — потом будет легче и вам, и вашему ребёнку. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть­семь лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе  или  посёлке,  о  труде  взрослых   членов семьи,  о  природе  родного  края. В процессе приобретения этих   знаний   и   формируется   столь   необходимая   первокласснику интеллектуальная   активность,   рождается   радость   познания.   Интересного   вокруг много, но ключи к этому интересному вы должны выковать для своих детей сами, с  Не   опережающее   изучение терпением   примеряясь   к   собственному   ребёнку. программы   первого   класса,   а   всестороннее   развитие   ребёнка   должно   стать, содержанием умственной подготовки будущих первоклассников.  Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Мы надеемся, что наши советы помогут Вам лучше разобраться в специфике возраста   дошкольника,   соотнести   требования   школы   с   психологическим   обликом вашего ребёнка ипрактически помочь подготовить его к школе. 1. Введение ребёнка в школьную жизнь Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование   познавательных   процессов,   порождает   отрицательные   черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Дефект   одной   из   цепочек   в   речевой   системе   влечет   за   собой   вторичные   и третичные нарушения: •   общее недоразвитие речи; •   нарушение процессов чтения и письма; •   нарушение памяти; •   низкую концентрацию внимания;•   нарушения словесно­логического мышления. Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую   речевую   патологию.   Оцените   сегодняшнее   состояние   речи   своих   детей. Выявить   и   устранить   эти   дефекты   Вам   поможет   логопед,   но   все­таки   основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения. Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными   буквами   и   ходит   на   лыжах),   вас   всё   равно   не   покидает   какое­то беспокойство.   Ещё   большее   волнение   испытывает   ребёнок:   ведь   он   находится   на перепутье между дошкольной и школьной жизнью: Вам,  наверняка,  знакомо  состояние  ожидания, когда  кончается   важная  часть жизни   и   предстоит   что­то   новое,   неизвестное.   На   душе   и   печаль,   и   радость,   и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6­7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом:   нарушается   биологическое   и   психологическое   равновесие,   снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее при­ выкнуть к новой жизни. Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определённостьконтурам   школьного   будущего,   и   это   несколько   успокаивает будущего школьника. По   мнению   детей,   "настоящий   школьник   —   это   счастливый   обладатель портфеля   и   старательный   исполнитель   школьных   правил.   Он   слушает   учителя, поднимает   руку   и   получает   отметки".   Школу   почти   каждый   первоклассник воспринимает  как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального   обучения.   Будучи   азартным   игроком,   ревностным   исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль "настоящего школьника" на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика. Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе. 2. Психологическая готовность к школе Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.      А начните эту жизнь со следующего:—     расскажите   ребёнку,   что   значит   быть   школьником   и   какие   обязанности появятся в школе; — на доступных примерах покажите своему ребёнку важность уроков, оценок, школьного распорядка; —  воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний; —  воспитывайте произвольность, управляемость поведения; —  никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил; — внимательно и заинтересованно относитесь кбудущим занятиям в школе. Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы: 1.   Хочешь ли ты идти в школу? 2.   Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 3.   Как ты думаешь, с кем лучше учиться —   в школе с учительницей или дома с мамой? 4.   Что делает учитель в школе? 5.  Для чего нужны парта и звонок в школе? О   сложившемся   правильном   отношении  кшколе   свидетельствуют   ответы,   в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему. Но   если   так   случилось,   что   ваш   ребёнок   проявляет,   в   основном,   интерес   к внешней стороне учёбы, то есть кшкольным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2­3 месяца он исчезнет, аему насмену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий. Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него ещё не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению. 3. Какими качествами должен обладать ваш ребёнок Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1­ом классе. Эти качества можно представить следующим образом: — внимание, способность к длительному (15­20 минут) сосредоточению; — хорошая память; — сообразительность; — любознательность; — развитое воображение; — начальные навыки чтения, письма, счёта; — физическая ловкость; —     волевые   качества   (способность   выполнять   не   только   привлекательную работу); — организованность, аккуратность; — дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной   учёбы   в   дальнейшем.   Родителям   нельзя   забывать   о   том,   что   в   период поступления в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положительные качества. 4. Школьная готовность     Всем   родителям   необходимо   своевременно   проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится   стеснительным,   замкнутым.   Кроме   того,   дефекты   речи   затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. 5. Пожалуйста, разговаривайте с детьми! Ваш ребёнок должен знать, что это счастье ­ даже несколько минут разговора с папой или мамой. Ваша дочка должна посматривать на часы во время вечерней прогулки: "Нам с мамой ещё надо поговорить!"          А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали молчунами? Разговаривать! Умение разговаривать друг с другом ­ это не просто умение произносить слова.  Это  умение   по­особенному   организовать   жизнь   семьи:   доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье нетолько рассказывают, но и слушают. Разговаривайте   с   детьми!   Это   может   быть   и   обычный   разговор   о   том,   что интересного было в детском саду. Приучайте ребёнка ежедневно делиться с вами ­ это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всём. Можно организовать речевую разминку "Спроси ­ отвечу". Вы предлагаете   ребёнку   задумать   какой­нибудь   предмет,   а   вы   задаёте   вопросы,   на которые можно отвечать "Да" или "Нет". Например, задумали предмет "книга". — Это живое? — спрашиваете вы. — Нет, — отвечает ребёнок. — Это нужно для еды? — Нет. — Это одежда? — Нет. — Для учёбы? — Да. — Учебник? — Почти да. — Книг а? — Да. Игровое   упражнение   "Вопросы   цепочкой"   несколько   отличается   от предыдущего.   Условия   этой   игры   таковы,   что   не   позволяют   задавать   вопросы, ответами   на   которые   были   бы   короткие   "да"   и   "нет".   Родители   должны   так сформулировать вопрос, чтобы ребёнку необходимо было дать развёрнутый ответ. Приведём примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О чём ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный? Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек.Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарь