В консультации для родителей - Как разговаривать с беспокойным ребенком, говорится о том, что недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.В консультации для родителей - Как разговаривать с беспокойным ребенком, говорится о том, что недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК
Как разговаривать с беспокойным ребенком
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение,
злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет
сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более
грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
2. Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая
всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с
ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним
позже.
3. Если есть возможность отвлечься, хотя бы на несколько минут,
отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и
заинтересованность.
4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них
ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать
недовольство, раздражение, нетерпение.
5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие
пространного ответа.
6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и
важно то, о чём он говорит.
7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя
выполнить по какойто причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь
коротким «нет», объясните, почему вы не можете её выполнить. Не ставьте
условия для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я
сделаю тото». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.Что делать в сложной ситуации?
1. Научиться не придавать «проступку» чрезвычайное значение,
сохранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, когда взрослый
всем своим видом даёт понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои
проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не
замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не
предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие
требования (в пределах возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости
от ситуации и настроения взрослого. Нужны требования плюс спокойствие и
доброжелательность. Ребёнок должен осознавать, что требование – это не
прихоть взрослого, а отказ – это не демонстрация враждебности, не наказание
за проступок или просто ваше невнимание к его просьбе.
2. Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно
или изза ошибки взрослых.
3. Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребёнка.
Тактика «ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна, она закрывает ребёнку
выход из ситуации, снижает самооценку, создаёт ситуацию страха. Видимо,
поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня
любишь?»
4. Обязательно объяснить ребенку, в чём его проступок и почему так
себя вести нельзя. Однако если мама чуть что срывается на крик, а папа
всегда готов шлёпнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и
драться нехорошо.
5. Не стоить злословить по поводу проступка, напоминать (для
профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это
унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить
тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя
тоже не люблю», «ты злая».
6. Не стоит ставить в пример «непослушному» ребёнку хороших братьев
и сестёр, сверстников, укоряя словами: «Есть же нормальные дети, которые
не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не
умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, – это не очень
хороший пример для детей.