Консультация для родителей - Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста

  • Лекции
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста, говорится о том, что развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам.В консультации для родителей - Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста, говорится о том, что развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам.
Иконка файла материала -Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста.docx
Консультация для родителей Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста Как развивать интерес к обучению у детей? Развитие   интереса   к   обучению   —   сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют   небольшой   интерес   к   школьным   предметам.   Попробуем   разобраться почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе? В   дошкольном   возрасте   ребенок   задает   много   вопросов.   За   день   родители слышат   многократно:   «что?»,   «как?»,   «почему?»,   «зачем?».   В   связи   с   этим большинство   родителей   почему­то   считают,   что   их   ребенок   будет   отличником. «Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!» — радостно заявляют они. Когда оказывается, что ребенок не справляется   со   школьными   требованиями,   многие   родители   чувствуют   себя разочарованными   и   обманутыми   в   своих   ожиданиях.   На   детскую   голову обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь не  только  родители,  но  и  сам  ребенок  предполагал, что  будет  хорошо  учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что­то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность. Это   одна   из   причин,   удерживающая   ребенка   в   игровых   фантазиях,   не позволяющая   взрослеть,   прочно   закрепляющая   страх   перед   преодолением трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами или   неудачами.  Более   того,   родители   должны   пытаться   подчеркнуть   временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по­прежнему, несмотря ни на что, остается любимым. Некоторые родители отмечают: ребенок не желает кропотливо усваивать предметные знания — любит заниматься только тем, что ему интересно. К   величайшему   разочарованию   родителей,   это   происходит   достаточно   резко, демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет. Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит: «Учиться — это совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно делать что­то, а мне играть хочется!» Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр   и   увлекательных   приключений!   По   мнению   психологов,   именно   у   младших 1школьников закладывается интерес к познанию нового. От уровня познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания. Где же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Здесь родителям надо набраться терпения и ждать, так как познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если   усвоение   ребенком   учебной   программы   не   вызывает   больших   сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки. Для развития познавательного интереса детей: •   внесите   разнообразие   в   их   жизнь.   Вместе   с   детьми   посещайте   музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения   информации   в   памяти,   значительно   обогащается   словарный   запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования; • научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком   в   энциклопедии,   справочной   литературе.   Приобщайте   его   к энциклопедическим   знаниям.  Так   вы   создадите   условия   для   развития   у   ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство   уверенности   в   своих   силах,   в   возможностях   своего   интеллекта.   В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление   развитых   форм   самосознания   и   самоконтроля,   исчезает   боязнь ошибочных  шагов,  снижаются   тревожность   и  необоснованное   беспокойство.  Тем самым   повышается   познавательная   и   творческо­поисковая   активность   ребенка, создаются   необходимые   личностные   и   интеллектуальные   предпосылки   для успешного   протекания   процесса   обучения   на   всех   последующих   этапах образования. Важно помнить! •   Развитие   познавательного   интереса   у   младшего   школьника   сначала происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка. •   Не   надо   забывать,   что   развитие   учебного   интереса   —   процесс многосторонний,   он   тесно   взаимосвязан   с   личностью   педагога,   его   умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке. 2Материал подготовлен – педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 3