В консультации для родителей - Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста, говорится о том, что развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам.В консультации для родителей - Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста, говорится о том, что развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам.
Консультация для родителей
Как развивать познавательный
интерес у ребенка младшего школьного
возраста
Как развивать интерес к обучению у детей?
Развитие интереса к обучению — сложный
многогранный процесс. С одной стороны, дети по
природе своей любопытны, с другой — не секрет,
что многие из них пассивны при обучении в школе,
проявляют небольшой интерес к школьным предметам. Попробуем разобраться
почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе?
В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители
слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим
большинство родителей почемуто считают, что их ребенок будет отличником.
«Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться
лучше всех в классе!» — радостно заявляют они. Когда оказывается, что ребенок не
справляется со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя
разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову
обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь
не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться.
Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание
учиться, узнавать чтото новое пропадает с первых же дней обучения, появляется
тревожность.
Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не
позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением
трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к дочери
или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами
или неудачами. Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный
характер этих неудач и показать ребенку, что он попрежнему, несмотря ни на что,
остается любимым. Некоторые родители отмечают: ребенок не желает кропотливо
усваивать предметные знания — любит заниматься только тем, что ему интересно.
К величайшему разочарованию родителей, это происходит достаточно резко,
демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет.
Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое?
Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит: «Учиться — это
совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно делать чтото, а мне играть
хочется!» Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут —
ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за
уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о
беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир
игр и увлекательных приключений! По мнению психологов, именно у младших
1школьников закладывается интерес к познанию нового. От уровня познавательной
активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания. Где
же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Здесь
родителям надо набраться терпения и ждать, так как познавательная активность у
детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае,
если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей.
Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому
чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть
вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с
учебниками не забывают положить любимые игрушки.
Для развития познавательного интереса детей:
• внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи,
художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу.
Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов
младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания,
ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и
сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас,
формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения,
обоснования;
• научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос.
Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с
ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к
энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для развития у ребенка
познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится
чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В
дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит
становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь
ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем
самым повышается познавательная и творческопоисковая активность ребенка,
создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для
успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах
образования.
Важно помнить!
• Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала
происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок
сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено
взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.
• Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс
многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением
заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо
реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.
2Материал подготовлен – педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
3