Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.
Оценка 4.8

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Оценка 4.8
Лекции
doc
родителям
Детсад
09.03.2018
Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.
Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции, говорится о том, что самое трудное для родителей в воспитании детей - справляться с собственными эмоциями. И если вы хотите стать хорошими родителями, которые действуют эффективно и успешно справляются со своими обязанностями, вы должны научиться владеть своими чувствами. А если вы не найдете способа решить эту задачу, тогда вам придется вести бесконечную борьбу на истощение, чтобы постоянно держать свои чувства в узде. И вам будет очень трудно достичь в воспитании тех целей, которые вы сами ставите.Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции, говорится о том, что самое трудное для родителей в воспитании детей - справляться с собственными эмоциями. И если вы хотите стать хорошими родителями, которые действуют эффективно и успешно справляются со своими обязанностями, вы должны научиться владеть своими чувствами. А если вы не найдете способа решить эту задачу, тогда вам придется вести бесконечную борьбу на истощение, чтобы постоянно держать свои чувства в узде. И вам будет очень трудно достичь в воспитании тех целей, которые вы сами ставите.
43 +Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.doc
Консультация для родителей.                       КАК РОДИТЕЛЯМ НАУЧИТЬСЯ  КОНТРОЛИРОВАТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ Самое   трудное   для   родителей   в   воспитании   детей   ­ справляться с собственными эмоциями. "Что я могу сделать? ­ говорит одна из матерей. ­ Знаю, что не должна сердиться, но когда мои дети начинают драться, я просто схожу с ума, не помню  себя   и  прежде,   чем   пойму,  что   делаю,  уже  кричу   и ругаюсь". А вот слова другой матери: "Когда я срываюсь на своих   детей,   я   чувствую   себя   такой   виноватой,   что   потом, пытаясь поладить с ними, начинаю им во всем потакать". Воспитатели понимают, что такое проявление чувств ­ неправильная реакция на детей. И если мы хотим стать родителями, которые действуют эффективно и успешно справляются со своими обязанностями, мы должны научиться владеть своими чувствами. А если мы не найдем способа решить эту задачу, тогда нам придется  вести бесконечную  борьбу на истощение, чтобы   постоянно   держать   свои   чувства   в   узде.   И   нам   будет   очень   трудно   достичь   в воспитании тех целей, которые мы сами ставим. Откуда же берутся все эти бурные эмоции? Люди часто говорят: "Я от этого просто обезумела" или "Он заставил меня чувствовать себя таким виноватым", ­ как будто внешние события порождают наши эмоции. Но с точки зрения когнитивного (разумного) подхода и современного знания, мы сами продуцируем свои чувства вместе с интерпретациями, которые даем   всему   вне   нас.   Иными   словами   наши   эмоции   вызывают   не   внешние   обстоятельства. Напротив, по большей части наши чувства определяются тем, что мы сами себе говорим в наших мыслях. Итак, мы чувствуем то ­ что думаем! Согласно этой теории, наше мышление ­ вид внутренней речи, особый разговор с самими собой. Иногда мы осознаем эти внутренние диалоги, а иногда они проходят бессознательно, так стремительно и неуловимо, что мы не в силах их заметить. Но зато мы очень хорошо знаем, какие чувства и поступки рождаются из таких бесед в нашем сознании. Мы можем приучить себя определять расстраивающие нас мысли, которые заставляют нас выходить из себя и приводят нас к срыву. Мы можем выяснить те верования и ожидания, на которых они основаны,   и   постепенно   их   изменить.   Это   приведет   к   менее   напряженному,   более уравновешенному   эмоциональному   состоянию.   Когда   мы   научимся   контролировать   и предотвращать   те   чувства,   которые   приводят   к   безотчетным   защитным   реакциям, самообороне (стремительно переходящей в агрессию против того, в ком мы видим источник угрозы и опасности для нас, для того состояния, в котором мы предпочитаем пребывать), мы сможем создать устойчивые привычки. А когда мы научимся контролировать свои чувства, мы сумеем лучше справляться с проблемами воспитания. Одно из самых разрушительных и опасных чувств, которое возникает у родителей, когда они имеют дело с детьми. Это гнев. Что заставляет нас впадать в гнев? Раздражительность, гнев ­ одна из основных проблем всех родителей и едва ли не самая разрушительная сила внутри семьи. Большинство людей, легко выходящих из себя, сознают пагубное влияние своего гнева и то унизительное положение, в которое они себя этим ставят. Но по большей части они абсолютно беспомощны и ничего с этим не могут поделать, потому что не понимают причин своего гнева. 1 За вспышками гнева, как правило, стоит убеждение, что жизнь должна идти именно так, как   мы   хотим.   А   когда   люди   или   ситуации   противоречат   придуманному   человеком   ходу событий,   его   мечтам,   замыслам   и   чаяниям,   его   надеждам,   ожиданиям,   приказаниям, указаниям,   требованиям,   вынесенному   им   решению,   тогда   человек   разражается   гневным осуждением.  Наше подсознательное требование, чтобы все происходило в точности так, как мы этого хотим, вызывает наш гнев и по отношению к детям. Например, женщины часто сердятся и кричат, когда дети оставляют неубранную комнату. Но материнский гнев вызывает не сам беспорядок в детской комнате, а то, что мать говорит об этом самой себе. Если она думает: "Какой беспорядок! Я бы хотела, чтобы дети не оставляли комнату в таком состоянии, когда уходят",   ­   тогда   ее   эмоциональная   реакция   на   беспорядок   будет   кроткой.   Она   не   будет чувствовать себя счастливой, но не обязательно сильно расстроится. А злая мать скорее будет говорить   себе:   "В   жизни   не   видела   такого   дикого   беспорядка!   Почему   мои   дети   такие ужасные неряхи! Почему они не в состоянии поддерживать порядок в своей комнате!" За этим возмущением стоит категорическое требование: "Мои дети обязаны поддерживать в комнате порядок!"   Мы   не   всегда   осознаем   это   требование,   но,   тем   не   менее,   оно   постоянно присутствует. А что в этом плохого, может кто­нибудь спросить. В конце концов, аккуратность ­ очень важное   качество,   все   родители   должны   стараться   научить   этому   своих   детей.   Проблема заключается в том, что если мы сердиты, требование совершенства становится главным в наших словах. По­настоящему, мы в это время заявляем: "Мои дети всегда должны быть такими, как Я хочу!" Это требование нереалистично и иррационально. Намерение приучить детей к аккуратности ­ достойно хвалы, но наш гнев противоречит задаче воспитания в детях этого хорошего качества. Нетерпимость и нетерпение Хотя такие требования стоят за всяким гневом, они не являются его прямой причиной. Заводит   наш   гнев,   приводит   к   срыву   мнение,   что   такая   ситуация   нестерпима.   Когда   мы сердимся, мы не просто думаем о недопустимости того, чтобы наши дети вели себя не так, как мы этого хотим. Мы еще говорим себе, что это "ужасно" и что "мы этого не можем так оставить". Осуждение           Гнев ­ это не только неприятие ситуации. Он включает еще и осуждение. Когда наши дети плохо себя ведут, мы быстро переходим от "Этого нельзя так оставить!" и "Они ужасные дети!" К примеру, если мы сердимся на ребенка, который не идет, когда мы его зовем, мы не только расстроены нашим "ужасным" беспокойством. Мы еще осуждаем и ругаем ребенка за то, что он вызвал наше беспокойство. Мы, возможно, думаем: "Он слышал меня, знал, что должен подойти, почему же этого не сделал? Очевидно, он не хочет слушаться. Он просто плохой!" Приписывая ребенку дурные мотивы, мы начинаем видеть   плохим   его   самого.   Наш   гнев   усиливается,   если   мы   считаем,   что   наш   ребенок действовал так нарочно, чтобы нас рассердить, или что он может вести себя хорошо, если захочет. Мы  не  всегда  осознаем  негативные суждения, которые  являются подоплекой  нашего гнева. Но если мы припомним все, что думали в это время, то можем это обнаружить. К примеру,   если   ребенок   говорит   с   нами   неуважительно,   возникает   мысль:   "Как   он   смеет говорить   со   мной   в   таком   тоне!"   И   хотя   здесь   не   высказана   негативная   оценка   ребенка, незримо она присутствует. Чтобы ее выявить, достаточно спросить себя: "Кто он такой, чтобы со мной так разговаривать? (Плохой мальчик!)". И то же, если мы думаем: "Он не должен со мной так разговаривать!", ­ дальше можно продолжить ход своей мысли: "И поскольку он так 2 поступает, то он… (Ужасный ребенок!)". Мы не хотим в этом признаваться, но рассуждение всегда таково. Невыносимость разочарований и низкий порог сдержанности Родители,   которые   часто   раздражаются   на   детей,   может   быть,   страдают   от   низкого порога сдержанности. А причина этого в убеждении, что они не в состоянии переносить боль, неудобства или разочарования. Родители   с   таким   комплексом   требуют,   чтобы   их   жизнь   всегда   была   легкой   и комфортабельной, и им никогда не приходилось страдать и волноваться. Но дети в процессе роста без конца причиняют беспокойство. Они лишают нас сна; они привязывают нас к дому; они заставляют нас делать лишнюю работу; они являются для нас финансовым бременем; и поскольку у них на все есть собственное мнение, они часто поступают по­своему. И хотя мы часто хотели бы, чтобы все происходило иначе, тем не менее мы можем оставаться   вполне   счастливыми,   если   научимся   принимать   беспокойства   и   разочарования невозмутимо. Если вытирая пол от пролитого ребенком молока, мы думаем: "Какой жуткий беспорядок я должна убирать. Это ужасно. Я не должна работать так тяжело", то в этом случае мы не можем не рассердиться на происшедшее и на самого ребенка, который заставил нас выполнять всю эту дополнительную работу. Таким   образом,   именно   наше   требование,   чтобы   ситуации,   которые   вызывают беспокойство   и   разочарование,   не   существовали,   порождает   наш   гнев.   Мы   продолжаем настаивать на том, чтобы все происходило иначе, имея в виду, что: "Все должно быть так, как Я хочу, иначе я просто не выдержу!" Сами по себе обстоятельства, которые могут вызвать раздражение или волнение, не повлекут за собой гнев, если мы при этом не говорим себе: "Такого ужасного беспокойства не должно быть". В основном, за гневом стоит убеждение: "Я хочу иметь, у Меня должно быть то, что Я хочу". А не получая желаемого, мы испытываем разочарование. Гнев возникает от мысли: "Я не могу вынести того, что не исполнятся Мои желания!" Поэтому мы впадаем в гнев, когда настаиваем на том, чтобы было тихо, а дети устраивают шум; или когда требуем, чтобы дети хорошо себя вели, а они грубы и неуправляемы. Гнев не дает нам никаких преимуществ Если   бы   гнев   был   эффективным   способом   заставить   детей   изменить   свое   плохое поведение, мы вскоре увидели бы, что они перестали так поступать. Но все наоборот, гнев ­ один из самых неэффективных способов реагирования на плохое поведение детей. Например,   ваш   пятилетний   сын   постоянно   обижает   и   бьет   свою   младшую   сестру   и заставляет ее плакать. Вы его много раз просили прекратить так поступать, но он продолжает, и  вы срываетесь  на  крик:  "Что  с тобой  происходит? Что  ты хочешь от своей  маленькой сестры? Неужели ты не можешь относиться к ней по­человечески!" После этого у вашего пятилетнего сына будет еще меньше желания менять свое поведение. Если он примет вашу негативную оценку, он будет думать, что он плохой. А если ее отвергнет, будет стараться себя защитить. Более того, ваша агрессия вызовет у него ответную агрессию по отношению к вам ­ и вряд ли это лучший настрой для согласия. Фактически, гнев даже закрепляет поведение, которое мы хотим устранить. В глазах ребенка   наш   гнев   означает,   что   он   плохой.   Постепенно   он   воспринимает   эту   оценку   как истину и приходит к выводу: "Вот такой я и есть. Так я и буду всегда поступать". И он продолжает вести себя так же плохо, как и раньше. Гнев, конечно, может запугать детей и заставить их подчиниться, но это будет оплачено дорогой ценой их отношений с нами. Более того, достигнутые результаты в лучшем случае временны. И вскоре нам придется прибегать к гневу постоянно, чтобы добиться детского послушания. Пока мы не дойдем до того, что будем вынуждены признать: "Они слушаются меня только тогда, когда я срываюсь и кричу". 3 Подавление гнева Может   ли   контроль   над   гневливостью   принести   ущерб?   Современная   психология утверждает, что подавление гнева может принести вред, и поощряет людей "выпускать пар" и свободно   выражать   свой   гнев.   Однако   некоторые   психологи   сегодня   подвергают   это сомнению.   Так,   доктор   Кароль   Таврис   пишет:   "Мне   кажется,   основной   эффект   теории вьпускания пара сводится к повышению уровня шума в нашей жизни, а не к уменьшению проблем. Я заметил, что люди, особенно склонные к выражению гнева, становятся от этого не спокойнее, а наоборот еще более сердитыми и злыми". Но   сознательный   подход   к   происходящему   заключается   не   в   подавлении   или сдерживании   гнева,   а   в   первую   очередь   к   работе   с   корнем   этого   явления   ­   нашими негативными суждениями и оценками. Обратите внимание на два подхода в нижеследующем рассказе матери. Сам мой сын не одевался, хотя вполне мог это делать. А когда я говорила ему одеться, он игнорировал это или отвечал, чтобы я его одевала. И каждый раз, когда я повторяла свои слова, мой голос становился все более жестким. Я продолжала убеждать себя: "Нет, я не потеряю контроль ­ не буду на него кричать, я его не шлепну". Но с каждым повторением моего требования одеться я чувствовала, как нарастает мое раздражение. Позднее, обдумывая эту ситуацию, я недоумевала, где допустила ошибку. И вдруг поняла, что идея не в том, чтобы   сохранять   самообладание   в   гневе,   а   в   том,   чтобы,   прежде   всего,   устранить   сами причины для гнева. Что мне помогает больше всего, так это говорить самой себе: "Я не собираюсь достигать своей цели с помощью гнева!" А теперь мой сын начал одеваться сам, хотя я ему этого не говорю. Он не всегда это делает, но те несколько раз действительно послужили началом. Это убедило меня в том, что, сохраняя спокойствие, можно достичь несравненно большего. Как избавиться от гнева Первый шаг к предотвращению гнева ­ перестать требовать от детей совершенства и искать комфорта и удобств для себя. Главным следует сделать не собственные желания, а благополучие детей. Например, если мы не хотим сердиться на детей из­за того, что они не убрали комнату, мы должны прекратить концентрироваться на собственном неудовольствии. Вместо этого нужно думать о том, как аккуратность и любовь к порядку могут помочь в жизни нашим детям. А отсюда уже можно начать поиск конструктивных решений проблемы беспорядка в комнате. Научиться справляться с разочарованием Вспомним, что наш гнев порождают не внешние обстоятельства и события, при которых мы сталкиваемся с разочарованием, крушением ожиданий и надежд или просто неудобством, а наше отношение к ним, оценка этих обстоятельств как неприемлемых и невыносимых. Мы начинаем заводиться от продолжительного детского плача и крика, потому что говорим себе, что больше мы не можем этого выдержать. А подсознательная причина этого гнева ­ наше настоятельное желание, наше требование вести спокойную жизнь со всеми удобствами. Когда мы сердимся из­за детского плача, мы не говорим себе, что предпочитали бы, чтобы нам не мешал   этот   шум,   воспринимая   его   просто   как   вполне   терпимое   неудобство.   Скорее,   мы говорим себе, что нам нельзя так ужасно мешать, что это просто невыносимо, что это больше невозможно вытерпеть ни одной секунды! Именно   эскалация   от   предпочтения   жизни   без   разочарований   до   требования   таких условий   доводит   нас   до   гневной   реакции.   Поэтому  первым   шагом   к   избавлению   от власти   гнева   должен   быть   отказ   от   такого   требования.   Нужно   перестать настаивать на том, что если мы предпочитаем легкую жизнь, значит, мы должны ее 4 иметь.  Надо   быть   жесткими   по   отношению   к   себе  и   поставить   под   сомнение   эту основополагающую веру. И, в конце концов, разве нашего желания, чтобы дети вели себя хорошо,   достаточно,   чтобы   это   всегда   происходило   именно   так?   Разве   оттого,   что   мы предпочитаем   никогда   не   подвергаться   неудобствам   или   разочарованиям,   это   должно происходить? Бессмысленно говорить себе, когда что­то идет не так, что мы просто не можем этого выдержать.   Ведь   мы   все­таки   продолжаем   существовать.   Значит,   мы   вполне   можем   это перенести, хотя и без особого удовольствия. Представьте себе кого­нибудь у окна в дождливый день, он смотрит на ливень и сердито говорит: "Дождь не должен идти, должно выйти солнце!" Когда вы сердитесь и думаете: "Это не должно происходить!" ­ разве вы не делаете то же самое? Жизнь часто нелегка и вызывает разочарования, но мы должны принять этот факт и научиться с этим жить. Вы устали, потому что из­за больного ребенка не спали всю ночь, и беспокоитесь, как вы справитесь со своей дневной работой. Но не вызывайте свой гнев такими мыслями: "Так не должно происходить, я не могу вести такую трудную жизнь!" Вместо этого скажите себе: "У меня была тяжелая ночь, я устала и  мне будет тяжело выполнить свою работу, но, надеюсь, я справлюсь". А когда ваши дети начнут драку, не входите в раж, говоря себе: "Они не смеют себя так вести, причиняя мне столько неприятностей!" Вместо этого скажите себе: "Стыдно, что они так себя ведут, надо подумать, что с этим можно поделать, как решить эту проблему". Суть дела в том, чтобы избегать крайних оценок. Ребенок кричит уже больше часа, и вполне естественно крикнуть ему в ответ: "Я больше ни секунды не могу выносить этот крик!" Но гораздо лучше выбрать другое, более мягкое выражение: "Его крик действует мне на нервы, но это вполне терпимо, я могу это пережить". А вытирая пролитое молоко, можно сказать   себе:   "Не   люблю   это  делать,   но   это  не   страшно".  Но  если  мы  твердим   себе  про ужасный беспорядок, тогда это дело становится для нас невыносимым. Мы должны научиться принимать умеренную и приемлемую позицию по отношению к трудностям жизни. И   следует   иметь   в   виду,   что   мы   только   увеличиваем   наши   проблемы,   если расстраиваемся из­за них. Нам может не нравиться вытирать пролитое молоко. Но если мы сердимся из­за дополнительной работы, тогда к ней присоединяется еще и наше расстройство. Так мы заставляем себя бессмысленно страдать. Если   мы   подготовились   к   разочарованиям,   обманутым   ожиданиям   и   трудностям, которые   встречаются   нам   на   пути,   это   устранит   главную   причину   ненужного   гнева   и раздражения. И тогда мы видим, что гораздо лучше можем справляться с травмирующими обстоятельствами, когда они возникают. Судить благосклонно                  Другая  важная причина ненужного гнева на детей  ­ наш  обычай судить и осуждать их за недостатки.  Если мы не хотим сердиться, необходимо научиться судить детей благосклонно, несмотря на их очевидные недостатки. Мы, по мере сил, должны давать нашим детям привилегию сомнения. Ребенок, который не подошел к вам, когда вы его звали, мог просто вас не услышать. Но если даже ясно, что он вас слышал и понял, и не подчиняется вам, вы должны говорить с ним об этом без всякого подозрения, что он намеренно поступает плохо.   Только   из­за   того,   что   ваш   ребенок   неправильно   себя ведет, не следует оценивать его негативно. Наоборот, вы должны искать для его поведения смягчающие обстоятельства (например, что он просто не хотел покидать своего друга). Ребенку нужно 5 спокойно, но твердо сказать: "Я знаю, как трудно расставаться с друзьями, когда с ними играешь, но если я зову тебя, то ты обязан подойти". Родители   должны   без   колебаний   настаивать   на   своих   правах,   но   избегать   всяких негативных суждений. Одно из самых частых негативных суждений в связи с детским непослушанием ­ это упреки родителей в том, что ребенок все делает нарочно, лишь бы их расстроить и разозлить. Но они должны понимать, что всегда есть какие­то смягчающие обстоятельства, даже если дети не слушаются их намеренно. К примеру, вместо того, чтобы считать поведение ребенка, который преследует и обижает свою младшую сестру, преднамеренным желанием нам мешать, лучше избрать благосклонное объяснение его поступка: "Он так поступает не потому, что хочет меня расстроить, просто ему нравится это делать". И вместо того, чтобы сердиться на ребенка, который кричит на нас из­за того, что мы не выполняем его желание, мы можем сказать  себе:  "Я знаю,  что  он не  хочет  причинить мне  боль. Просто он еще  не  научился переносить   разочарования.   Он   еще   не   развил   самоконтроль".   Это   помогает   перестать сердиться, особенно если мы имеем в виду, что дети могут искренне сожалеть о своем плохом поведении и впоследствии в нем раскаяться. Проводите различие между ребенком и его поведением           Чтобы не сердиться на своего ребенка, не считайте его плохим, когда он плохо себя ведет. Мы должны научиться проводить различие между действием и тем, кто его совершает. К примеру, ваш ребенок может начать спор по поводу мытья посуды. Если вы думаете: "Он всегда спорит, когда я говорю ему что­нибудь сделать! У него нет чувства долга, он так испорчен!",   то,   конечно,   вы   вынуждены   на   него   рассердиться,   у   вас   просто   нет   другого выхода. Вместо этого отделите ребенка от его поведения, сказав себе: "У него есть плохая привычка спорить, когда его о чем­нибудь просят". Тогда вам гораздо легче будет сохранять спокойствие, и занять правильную позицию для конструктивного решения этой проблемы. (К примеру,   вы   просто   не   отвечаете   на   детские   аргументы   и   доброжелательно,   но   твердо повторяете свое требование вымыть посуду.) Помните: это не он. Это его плохая привычка. Ребенок не эквивалентен своему поведению. Стресс          Если мы будем следить за тем, чтобы избегать преувеличений и негативных суждений, мы сумеем предотвратить гневные реакции. Но часто бывают ситуации, которые увеличивают нашу   эмоциональную   чувствительность.   Труднее   справиться   с   расстройством   планов   и разочарованием, когда мы в нервном напряжении, или испытываем физические нагрузки, или когда  у  нас  особенно  тяжелый  день. Нужно  иметь в  виду, что  боль,  болезнь,  испытания, недостаток   сна   и   утомление   снижают   нашу   сопротивляемость   и   способность   переносить неисполнение наших ожиданий. Тогда особенно трудно удержать свой гнев под контролем. Но мы должны научиться это принимать и стараться сохранять спокойствие, сознавая, что есть техники,   которые   можно   использовать   во   время   испытаний.   И   не   забудьте   также   вполне заслуженно ободрительно хлопнуть себя по плечу, когда вы справитесь с собой в условиях стресса. Львиная доля нашего стресса происходит от той напряженности, которую мы сами себе создаем. Все мы знаем, как трудно оставаться спокойным, пытаясь удовлетворить сразу   много   требований.   Поэтому   так   важно,   чтобы   родители   обозначили   порядок   своих предпочтений.   Мы   гораздо   более   склонны   сердито   шлепнуть   ребенка,   когда   стараемся второпях сделать много различных дел. Родители должны задавать себе такие вопросы: "Что   важнее,   сверкающий   чистотой   дом   или   теплые,   легкие   отношения   с 6 детьми?",   "Должна   ли   я   рабски   трудиться,   чтобы   приготовить   широкий ассортимент блюд для семьи, или лучше ограничиться простым меню?" Хотя   для   предотвращения   гнева   нужно   приложить   все   усилия,   невозможно   и   даже нежелательно оставаться абсолютно спокойными при любых обстоятельствах. Для ребенка необходимо   и   полезно   иногда   видеть,   что   его   действия   нас   расстраивают.   А   уместный комментарий может порой вызвать у него искреннее сожаление. Например, если двое детей начинают в споре друг друга обижать, стоит спокойно сказать: "Мне очень неприятно видеть, что мои дети относятся друг к другу так враждебно". И когда мы уберем и вымоем всю кухню, а через полчаса вернемся и увидим там все вверх дном, можно показать ребенку, который устроил этот беспорядок, как мы расстроены. Избегать следует не эмоциональных реакций, а повышенного голоса и резких замечаний о личности.                                                     Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.                                                                                                                                                                    Материал взят из интернета. Список литературы: 1.  Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.­ П.:Питер., 1997.  2.  Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.– М.:Просвещение.,1997.  3.  Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. И.В. Дуброви­       ной, М.И. Лисиной. – М.:Академия., 1982. стр. 35. 4. Детский психолог./ Под ред. Е.И.Рогова. ­ Вып.1. ­ Ростов–на­Дону.: Прогресс.,       1992. – стр. 5 – 20. 5. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – Минск.: Педагогика.,      1985. – стр. 17. 6. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. ­ М., 1991. 7. Заостровцева  М.Н., Перешеина Н.В. «Агрессивность дошкольников: коррекция      поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2006г. стр. 93. 8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль.:Литера., 1997.       – стр. 67­206. 9. Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа 1995. ­ №6. стр.3 – 9. 10. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.: Педагогика., 1991. – стр.    11. Лоренц К. Агрессия. – М.: Просвещение., 1994. – стр. 110­125. 12. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Лайнер., 1997. 13. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./ Под ред. А.В.         Запорожца., Л.З. Неверович., ­ М.: Просвещение., 1986. ­ стр.15­21. 14. Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.­№ 5,6.­        стр. 35­40. 15. Смирнова Т.П . Психологическая коррекция агрессивного поведения детей..­         4­е изд. Ростов н/д: Феникс, 2007г.  (Психологический практикум). 16. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. –         Минск.:Литера., 1996.  17. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.:Академия.,         1998. – стр.15.       25­37.     7 18. Роберт Б. Дебора Р. «Агрессия».  – С ­ П. 1994. – стр. 30 – 54 . 19. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия        Развития: Академия Холдинг, 2002г. 8

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться контролировать негативные эмоции.

Консультация для родителей - Как родителям научиться  контролировать негативные эмоции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018