В консультации для родителей - КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ, говорится о том, что жаловаться на непонимание детей, на их неблагодарность, на их проблемы в нашей культуре стало нормой. Только начните разговор о детях, и вам каждая третья мать расскажет, какие невозможные проблемы существуют у ее детей или же – у нее с детьми. И проблемы эти могут быть как чуть-чуть преувеличенными (двойки в школе, замкнутость ребенка), так и вполне реальными, становящимися трагедией и болью (наркотики, уходы из дома). Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций ребенку – до ремня, ужесточения режима и даже до полного равнодушия. Ни один из этих способов не является решением проблемы.В консультации для родителей - КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ, говорится о том, что жаловаться на непонимание детей, на их неблагодарность, на их проблемы в нашей культуре стало нормой. Только начните разговор о детях, и вам каждая третья мать расскажет, какие невозможные проблемы существуют у ее детей или же – у нее с детьми. И проблемы эти могут быть как чуть-чуть преувеличенными (двойки в школе, замкнутость ребенка), так и вполне реальными, становящимися трагедией и болью (наркотики, уходы из дома). Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций ребенку – до ремня, ужесточения режима и даже до полного равнодушия. Ни один из этих способов не является решением проблемы.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ
Жаловаться на непонимание детей, на их неблагодарность, на их
проблемы в нашей культуре стало нормой. Только начните разговор о детях, и
вам каждая третья мать расскажет, какие невозможные проблемы существуют
у ее детей или же – у нее с детьми. И проблемы эти могут быть как чутьчуть
преувеличенными (двойки в школе, замкнутость ребенка), так и вполне
реальными, становящимися трагедией и болью (наркотики, уходы из дома).
Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций ребенку –
до ремня, ужесточения режима и даже до полного равнодушия. Ни один из
этих способов не является решением проблемы.
Почему у родителей возникают проблемы с детьми?
Мы все живем во времена перемен, и эти перемены усложняют нашу
жизнь, отражаясь на всем, даже на семье. Раньше все было понятно: в семье
был патриархальный, авторитарный стиль отношений. Сейчас возникают
противоречия: старшие считают, что нужно жить так, как привыкли они, а
реальная жизнь показывает, что это невозможно. Вы сами видите, как
стремительно меняются нормы жизни, в том числе семейные нормы. Еще 15
лет назад матьодиночка была исключительным явлением, а газеты пестрели
статьями о том, что ребенок, выросший в такой семье, неполноценен. Сейчас
же, когда выросло уже множество таких будто бы неполноценных детей,
обнаружилось, что проблема была не в «одиночестве» матери, а только в
отношении общества к этому вопросу. И, кроме того, сейчас ситуация, когда
женщина воспитывает ребенка одна, стала нормой и никого не удивляет. Та
же метаморфоза за последние десятилетия произошла, скажем, с
гражданскими браками. Никто уже не осуждает и не смотрит косо на
фактических супругов, которые не стали оформлять свои отношения. И дети
из таких семей не только не испытывают какихто неудобств при общении с
«законными» сверстниками, но часто даже и не задаются вопросом, расписаны
ли их родители. Еще один вопрос, отношение к которому резко переменилось:
ранние половые связи. Как бы ни хотелось родителям остановить процесс
физического взросления детей, к их родительскому великому сожалению,
единственное, что они могут сделать – научить детей пользоваться
презервативами.
Постепенно даже самым закостенелым родителям становится понятно,
что руководить детьми, давая им собственный эталон жизни, нельзя: дети
оказываются глухи, у них уже другая жизнь и другие ценности. В результате у
родителей нарушается ощущение взаимопонимания с детьми, и появляются
страхи – за семью, за ребенка, за себя. А уже из этой вечной проблемы «отцов
и детей» вырастают многие другие: одиночество стариков, изломанныесемейные жизни детей, суициды, наркомания. Между родителями и детьми
как бы выстраивается барьер. Они не способны не то, что глубинно понять
друг друга, подставить друг другу плечо – они чужие люди, они даже говорят
на разных языках!
Для того, чтобы решить глобальную проблему непонимания и
множество других менее крупных, но от этого не более простых, проблем,
необходимо разобраться во многом. Например, что происходит с изменением
поколенческих языков, и каким образом они меняются? Как люди из разных
семей, поженившись, образуют семейное целое? Какие напряжения в семье
влияют на ребенка? Как влияет на отсутствие семейной гармонии отец,
который работает и все время находится далеко? Хорошо ли быть «идеальной
матерью» и какие могут быть проблемы у ее детей? Каковы отношения детей
с родителями, которые много работают? Как быть с ребенком, который целый
день играет в компьютер, заменяя этим реальное общение? И, наконец, как
сделать семью семьей, как сделать, чтобы детям с родителями и родителям с
детьми было комфортно, тепло и интересно?
Чтобы ответить на возникающие вопросы, каждому родителю
необходимо для начала вспомнить те кризисы, которые были в его семье,
когда он был ребенком. Они не могли не повлиять на него. Но они также не
могли не повлиять и на его отношения с супругом, на его способы воспитания
детей. Нужно вспомнить все, чтобы адекватно оценивать свою сегодняшнюю
жизнь, а чтото и исправить. Ведь часто так бывает, что человек, которого
унижали или били родители в детстве, пройдя через это и начав свою
семейную жизнь, сам унижает и бьет своих детей, забыв о прошлом опыте.
Вспомнив и оценив себя, можно многое исправить.
Кроме этого, для того, чтобы обрести понимание с детьми, каждой
семье хорошо было бы восстановить целостность семейных корней: без
восстановления ощущения рода в прошлом, без установления понимания со
своими родителями, бабушками и дедушками, будет трудно рассчитывать на
понимание в общении со следующим поколением.
Есть еще один аспект, о котором родители никогда не задумываются, а
чаще даже и не знают. Когда родители жалуются на ребенка, у которого
проблемы в школе, или же ребенка, страдающего ночными кошмарами, они
уверены, что человек, которому они жалуются, например, психолог, назовет
причину проблемы, чтото посоветует с ребенком сделать, может, даже даст
лекарства – и все исправится. И эти родители бывают очень удивлены, когда
выясняется, что «вина» или проблема ребенка на самом деле, как в зеркале,отражает проблемы родителей. Да, это так! Чаще всего ночные страхи детей,
заикание, рассеянность на уроках, неуспеваемость или конфликтность – это
всего лишь их, пусть и неосознанная, попытка помочь родителям! Дети
вынуждены «вызывать огонь себя» и тем самым отвлекать родителей от их
собственных проблем. Сосредоточив все свое внимание на появившихся в
поведении ребенка нарушениях, родители:
– узнают, кто виноват во всех проблемах в семье, и радуются, что это –
не они!
– получают возможность меньше думать о собственных трудностях –
есть проблема важнее!
– объединяются в борьбе с этими трудностями, а чаще всего именно
этого объединения родителей ребенок и добивается!
В результате таких детских неосознанных манипуляций мать начинает
уделять время своему «проблемному» ребенку, вместо того чтобы, например,
делать карьеру, а отцу возникшие у ребенка трудности дают возможность
почувствовать себя нужным, что особенно важно, если в семье поселились
холодность и отчужденность между супругамиродителями. Таким образом,
проблемы в поведении, делая ребенка якобы беспомощным, помогают ему
защитить своих родителей и помочь им в налаживании семейных отношений.
Итак, проблема наших детей – мы, родители! Признавать это неприятно, но
придется! Могут ли сами родители справиться с этой проблемой? Мало кто
может сам себе честно и откровенно поставить «диагноз». Но
профессиональный психолог поможет. Как же научиться общаться с такими
непростыми чадами? У профессионала есть множество способов. Один из них,
например, заключается в том, что ребенку поручается взять на себя заботу о
какойлибо стороне жизни своих родителей, например, об их счастье или,
скажем, детям поручается заботиться друг о друге, то есть выполнять
функции родителей. Таким подходом пользуются, когда родители, жалуясь на
детей, сами являются людьми беспомощными, слабовольными: когда детям
поручается «присматривать» за родителями, тронутые заботой родители сами
становятся внимательнее к детям.
Для того чтобы справиться вместе со своей, как вы теперь понимаете,
общей проблемой, надо сначала установить, в чем эта проблема скрывается на
самом деле. Ну, а потом нужно захотеть ее исправить. Главное – пробудить в
себе и в окружающих вас близких людях желание посмотреть на эту проблему
шире, честно ее увидеть и всем вместе за нее взяться. А поможет в этоместественное чувство любви между родителями и детьми, которое всегда
есть, как бы глубоко оно ни было спрятано.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь