Консультация для родителей - КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Лекции
  • doc
  • 06.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ, говорится о том, что жаловаться на непонимание детей, на их неблагодарность, на их проблемы в нашей культуре стало нормой. Только начните разговор о детях, и вам каждая третья мать расскажет, какие невозможные проблемы существуют у ее детей или же – у нее с детьми. И проблемы эти могут быть как чуть-чуть преувеличенными (двойки в школе, замкнутость ребенка), так и вполне реальными, становящимися трагедией и болью (наркотики, уходы из дома). Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций ребенку – до ремня, ужесточения режима и даже до полного равнодушия. Ни один из этих способов не является решением проблемы.В консультации для родителей - КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ, говорится о том, что жаловаться на непонимание детей, на их неблагодарность, на их проблемы в нашей культуре стало нормой. Только начните разговор о детях, и вам каждая третья мать расскажет, какие невозможные проблемы существуют у ее детей или же – у нее с детьми. И проблемы эти могут быть как чуть-чуть преувеличенными (двойки в школе, замкнутость ребенка), так и вполне реальными, становящимися трагедией и болью (наркотики, уходы из дома). Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций ребенку – до ремня, ужесточения режима и даже до полного равнодушия. Ни один из этих способов не является решением проблемы.
Иконка файла материала КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ.doc
КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ Жаловаться   на   непонимание   детей,   на   их   неблагодарность,   на   их проблемы в нашей культуре стало нормой. Только начните разговор о детях, и вам каждая третья мать расскажет, какие невозможные проблемы существуют у ее детей или же – у нее с детьми. И проблемы эти могут быть как чуть­чуть преувеличенными   (двойки   в   школе,   замкнутость   ребенка),   так   и   вполне реальными, становящимися трагедией и болью (наркотики, уходы из дома). Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций ребенку – до ремня, ужесточения режима и даже до полного равнодушия. Ни один из этих способов не является решением проблемы.  Почему у родителей возникают проблемы с детьми?  Мы все живем во времена перемен, и эти перемены усложняют нашу жизнь, отражаясь на всем, даже на семье. Раньше все было понятно: в семье был   патриархальный,   авторитарный   стиль   отношений.   Сейчас   возникают противоречия: старшие считают, что нужно жить так, как привыкли они, а реальная   жизнь   показывает,   что   это   невозможно.   Вы   сами   видите,   как стремительно меняются нормы жизни, в том числе семейные нормы. Еще 15 лет назад мать­одиночка была исключительным явлением, а газеты пестрели статьями о том, что ребенок, выросший в такой семье, неполноценен. Сейчас же,   когда   выросло   уже   множество   таких   будто   бы   неполноценных   детей, обнаружилось,  что   проблема   была   не   в  «одиночестве»   матери,  а   только   в отношении общества к этому вопросу. И, кроме того, сейчас ситуация, когда женщина воспитывает ребенка одна, стала нормой и никого не удивляет. Та же   метаморфоза   за   последние   десятилетия   произошла,   скажем,   с гражданскими   браками.   Никто   уже   не   осуждает   и   не   смотрит   косо   на фактических супругов, которые не стали оформлять свои отношения. И дети из таких семей не только не испытывают каких­то неудобств при общении с «законными» сверстниками, но часто даже и не задаются вопросом, расписаны ли их родители. Еще один вопрос, отношение к которому резко переменилось: ранние половые  связи. Как бы ни хотелось родителям остановить процесс физического   взросления   детей,   к   их   родительскому   великому   сожалению, единственное,   что   они   могут   сделать   –   научить   детей   пользоваться презервативами.  Постепенно даже самым закостенелым родителям становится понятно, что  руководить   детьми,  давая   им  собственный   эталон   жизни,  нельзя:   дети оказываются глухи, у них уже другая жизнь и другие ценности. В результате у родителей нарушается ощущение взаимопонимания с детьми, и появляются страхи – за семью, за ребенка, за себя. А уже из этой вечной проблемы «отцов и   детей»   вырастают   многие   другие:   одиночество   стариков,   изломанныесемейные жизни детей, суициды, наркомания. Между родителями и детьми как бы выстраивается барьер. Они не способны не то, что глубинно понять друг друга, подставить друг другу плечо – они чужие люди, они даже говорят на разных языках!  Для   того,   чтобы   решить   глобальную   проблему   непонимания   и множество других менее крупных, но от этого не более простых, проблем, необходимо разобраться во многом. Например, что происходит с изменением поколенческих языков, и каким образом они меняются? Как люди из разных семей, поженившись, образуют семейное целое? Какие напряжения в семье влияют   на   ребенка?   Как   влияет   на   отсутствие   семейной   гармонии   отец, который работает и все время находится далеко? Хорошо ли быть «идеальной матерью» и какие могут быть проблемы у ее детей? Каковы отношения детей с родителями, которые много работают? Как быть с ребенком, который целый день играет в компьютер, заменяя этим реальное общение? И, наконец, как сделать семью семьей, как сделать, чтобы детям с родителями и родителям с детьми было комфортно, тепло и интересно?  Чтобы   ответить   на   возникающие   вопросы,   каждому   родителю необходимо  для  начала  вспомнить  те  кризисы, которые  были  в его   семье, когда он был ребенком. Они не могли не повлиять на него. Но они также не могли не повлиять и на его отношения с супругом, на его способы воспитания детей. Нужно вспомнить все, чтобы адекватно оценивать свою сегодняшнюю жизнь, а что­то и исправить. Ведь часто так бывает, что человек, которого унижали   или   били   родители   в   детстве,   пройдя   через   это   и   начав   свою семейную жизнь, сам унижает и бьет своих детей, забыв о прошлом опыте. Вспомнив и оценив себя, можно многое исправить.  Кроме   этого,   для   того,   чтобы   обрести   понимание   с   детьми,   каждой семье   хорошо   было   бы   восстановить   целостность   семейных   корней:   без восстановления ощущения рода в прошлом, без установления понимания со своими родителями, бабушками и дедушками, будет трудно рассчитывать на понимание в общении со следующим поколением.  Есть еще один аспект, о котором родители никогда не задумываются, а чаще   даже   и   не   знают.   Когда   родители   жалуются   на   ребенка,   у   которого проблемы в школе, или же ребенка, страдающего ночными кошмарами, они уверены, что человек, которому они жалуются, например, психолог, назовет причину проблемы, что­то посоветует с ребенком сделать, может, даже даст лекарства – и все исправится. И эти родители бывают очень удивлены, когда выясняется, что «вина» или проблема ребенка на самом деле, как в зеркале,отражает проблемы родителей. Да, это так! Чаще всего ночные страхи детей, заикание, рассеянность на уроках, неуспеваемость или конфликтность – это всего   лишь   их,   пусть   и   неосознанная,   попытка   помочь   родителям!   Дети вынуждены «вызывать огонь себя» и тем самым отвлекать родителей от их собственных   проблем.   Сосредоточив   все   свое   внимание   на   появившихся   в поведении ребенка нарушениях, родители:  – узнают, кто виноват во всех проблемах в семье, и радуются, что это – не они!  – получают возможность меньше думать о собственных трудностях – есть проблема важнее!  – объединяются в борьбе с этими трудностями, а чаще всего именно этого объединения родителей ребенок и добивается!  В результате таких детских неосознанных манипуляций мать начинает уделять время своему «проблемному» ребенку, вместо того чтобы, например, делать   карьеру,  а  отцу  возникшие   у  ребенка   трудности   дают  возможность почувствовать себя нужным, что особенно важно, если в семье поселились холодность и отчужденность между супругами­родителями. Таким образом, проблемы в поведении, делая ребенка якобы беспомощным, помогают ему защитить своих родителей и помочь им в налаживании семейных отношений. Итак, проблема наших детей – мы, родители! Признавать это неприятно, но придется! Могут ли сами родители справиться с этой проблемой? Мало кто может   сам   себе   честно   и   откровенно   поставить   «диагноз».   Но профессиональный психолог поможет. Как же научиться общаться с такими непростыми чадами? У профессионала есть множество способов. Один из них, например, заключается в том, что ребенку поручается взять на себя заботу о какой­либо   стороне   жизни   своих   родителей,  например,  об   их   счастье   или, скажем,   детям   поручается   заботиться   друг   о   друге,   то   есть   выполнять функции родителей. Таким подходом пользуются, когда родители, жалуясь на детей, сами являются людьми беспомощными, слабовольными: когда детям поручается «присматривать» за родителями, тронутые заботой родители сами становятся внимательнее к детям.  Для того чтобы справиться вместе со своей, как вы теперь понимаете,  общей проблемой, надо сначала установить, в чем эта проблема скрывается на самом деле. Ну, а потом нужно захотеть ее исправить. Главное – пробудить в  себе и в окружающих вас близких людях желание посмотреть на эту проблему шире, честно ее увидеть и всем вместе за нее взяться. А поможет в этоместественное чувство любви между родителями и детьми, которое всегда  есть, как бы глубоко оно ни было спрятано.           Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь