В консультации для родителей - Как выявить тревожного ребенка, говорится о том, чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, мож¬но попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.В консультации для родителей - Как выявить тревожного ребенка, говорится о том, чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, мож¬но попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
Консультация для родителей
Как выявить тревожного ребенка
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с
детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем
делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим
опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на
перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей,
воспитателей (или учителейпредметников) заполнить бланк опросника. Ответы
взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А
наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше
предположение.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения
ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2.
2.
3.
4.
Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чемлибо.
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
Раздражительность.
Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев,
перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий
опросник (Лаврентьева Г. П., ТитаренкоТ. М., 1992).
Признаки тревожности
Тревожный ребенок
1.
Не может долго работать, не уставая.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ему трудно сосредоточиться на чемто.
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
Смущается чаще других.
Часто говорит о напряженных ситуациях.
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
Руки у него обычно холодные и влажные.
У него нередко бывает расстройство стула.
Сильно потеет, когда волнуется.
Не обладает хорошим аппетитом.
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
Пуглив, многое вызывает у него страх.
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
Часто не может сдержать слезы.
Плохо переносит ожидание.
Не любит браться за новое дело.
Не уверен в себе, в своих силах.
Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность 15 — 20 баллов
Средняя 7 — 14 баллов
Низкая 1—6 баллов.
В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями.
Необходимо помнить, что в возрасте двухтрех лет наличие этой черты допустимо и
объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при
расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей,
на это следует обратить особое внимание.
Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям
(П.Бейкер, М. Алворд).
Критерии определения страха разлуки
1.
2.
Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.
Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому
может быть плохо.
3.
Постоянное чрезмерное беспокойство, что какоелибо событие
приведет его к разлуке с семьей.
4.
Постоянный отказ идти в детский сад.5.
6.
7.
Постоянный страх остаться одному.
Постоянный страх засыпать одному.
Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кемто разлучается.
8.
Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и
др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если
много
думают о том, что их тревожит).
Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течение четырех
недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид
страха.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь