В консультации для родителей - Какая роль матери и отца в воспитании ребенка, говорится о том, что роль матери т отца в воспитании ребенка заключается не только в том, чтобы хвалить, учить и любить своего ребенка. Мама должна уметь и наказать своего ребенка, объяснив - что плохо, а что хорошо. Для многих родителей, наказание вызывает определенный психологический барьер, который крайне тяжело переступить. Но это необходимо уметь делать. Так как нельзя вырастить добропорядочного и хорошего человека, только путем любви и ласки. Воспитание должно иметь смешанный характер, и совмещать в себе, как любовь, так и строгость.В консультации для родителей - Какая роль матери и отца в воспитании ребенка, говорится о том, что роль матери т отца в воспитании ребенка заключается не только в том, чтобы хвалить, учить и любить своего ребенка. Мама должна уметь и наказать своего ребенка, объяснив - что плохо, а что хорошо. Для многих родителей, наказание вызывает определенный психологический барьер, который крайне тяжело переступить. Но это необходимо уметь делать. Так как нельзя вырастить добропорядочного и хорошего человека, только путем любви и ласки. Воспитание должно иметь смешанный характер, и совмещать в себе, как любовь, так и строгость.
Консультация для родителей
Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери.
Максим Горький
Какая роль матери и отца в
воспитании ребенка?
Участь человека, с момента
зачатия, далеко не самая легкая.
На протяжении девяти месяцев
ребенок развивается, растет и
набирается сил в утробе матери.
И вот наступает такой момент,
когда единственным выходом для
малыша становится его рождение.
Во время этого процесса ребенок испытывает самый тяжелый стресс за всю свою
жизнь. Так как с момента зачатия и до рождения, малыш находился в самых идеальных
для него условиях. Он чувствовал себя комфортно и в безопасности.
Но вот настал тот долгожданный момент, и маленький человек появился на свет.
С этой самой минуты, роль мамы в воспитании ребенка становится глобальной. Так как
на протяжении первых месяцев, а то и первого года жизни, мама заменяет малышу все
и всех. От мамы пахнет таким приятным и близким для малыша запахом, у мамочки
самое вкусное молочко и самые нежные руки. Малыш чувствует свою маму, и способен
ее узнать из огромного количества женщин, так как она особенная именно для него.
С той первой минуты, когда малыш берет грудь, уже проявляется вся сущность и
роль матери в воспитании ребенка. Так как, родившись, малыша не надо ничему учить
или ругать. В этот момент, он нуждается лишь в заботе и ласке, что и представляет
собой определенное воспитании в этом возрасте. Многие родители ошибаются думая,
что ребенок нуждается в осуществлении воспитания в более позднем возрасте.
Проявление данного процесса незаменимо с самого рождения и на протяжении всей
жизни человека.
Время идет, малыш становится старше и роль матери в воспитании ребенка
значительно увеличивается, усложняется и становится многогранной. Со временем,
ребенка необходимо всему обучать. Под этим емким глаголом подразумевается не
только навыки, связанные с уровнем образования, но и необходимая социализация.
Именно мама, может научить своего кроху быть добрым, любящим и внимательным к
окружающим его людям. Все это позволит ребенку стать настоящим человеком.
Роль матери в воспитании ребенка заключается не только в том, чтобы хвалить,
учить и любить своего ребенка. Мама должна уметь и наказать своего ребенка,
объяснив что плохо, а что хорошо. Для многих родителей, наказание вызывает
определенный психологический барьер, который крайне тяжело переступить. Но это
необходимо уметь делать. Так как нельзя вырастить добропорядочного и хорошего
человека, только путем любви и ласки. Воспитание должно иметь смешанный характер,
и совмещать в себе, как любовь, так и строгость.Малыш, начиная с самого раннего возраста, должен понимать, что роль мамы в
воспитании ребенка достаточно велика, и имеет большую ценность. В понимание
крохи, следует заложить ряд жизненных ценностей, в которые будет входить уважение
к матери. Порой встречаются семьи, где мама очень любит своего ребенка, а он
обижает и не ценит ее. Именно по этому, встает необходимость в смешанном методе
воспитания, где будут совмещены и наказания, и поощрения.
Роль матери в воспитании ребенка остается достаточно великой и во взрослой
жизни. Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет,
поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше
для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в
жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.
В чем разница между материнским и отцовским воспитанием
С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской —
любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская
любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни
ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен
соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям
в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как
бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена
возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными
нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя
традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального
контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается
в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности.
Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой
любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для
детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию
социально полезных целей и идеалов,
профессиональной ориентации.
А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия,
отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития
личности».
От того, как складываются отношения матери и ребенка, зависит его
понимание безопасности, свободы, уровень его самооценки. Если мать в отношениях
с ребенком умеет быть теплой, мягкой, нежной, умеет подбодрить его и оказать
эмоциональную поддержку, то в раннем детстве ребенок такой матери проявит
общительность, сообразительность, изобретательность в играх. А в подростковом
возрасте ее ребенку будут присущи черты лидерства: инициативность,
отзывчивость, умение сочувствовать, самостоятельность, популярность среди
сверстников (что очень важно для подростка).
Недолюбленные матерью дети легко попадают в зависимость от отношений,
будучи взрослыми, излишне привязываются к людям, партнерам, требуя от них
большой любви; их самооценка характеризуется неустойчивостью, уровень доверия
к миру очень низкий (они ждут от жизни не подарков, а «подстав»).Хочу отметить, что только действенная любовь матери ,органично
сочетающая глубокую симпатию к ребенку, уважение его особенностей и желание
быть близким ему (значит, чувствовать и понимать его потребности, интересы,
желания), дает ребенку:
чувство защищенности;
безопасность;
убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу
обитания;
говорит о его важности и желанности в жизни;
дает прочное ощущение надежности;
питает не только физической, но и пищей духовной;
дарит способность доверять людям, миру, себе;
вкладывает чувство принадлежности к роду, нации;
устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку
брать ответственность на себя по мере взросления;
помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.
Без этого здоровое развитие ребенка невозможно! Да и во взрослой жизнибез
этих качеств не обойтись, ведь все они — важные компоненты счастливой жизни. И
дать их может только мать, ведущая себя предсказуемо, последовательно,
спокойно.
Человек не может достичь ощущения своей нужности самостоятельным
интеллектуальным усилием. Разум может подсказывать ему, что он любим, но если
в детстве он не получил достаточно материнской любви, то его всю жизнь будут
терзать сомнения, достоин ли он любви, могут ли его любить и ценить. Если мать не
умела сочувствовать и проявлять терпимость, в дальнейшем ее ребенок не будет
уметь принимать сочувствие от других, и поэтому будет обвинять окружающих, что
они черствы и холодны к нему.
В сына мать вкладывает свое понимание жизни, понимание отношений между
мужчинами и женщинами. Именно поэтому мужчина подсознательно ищет себе
жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша
стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий
муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.
В дочь мать вкладывает свои представления о супружестве, об отношениях с
мужчинами, о семейных ценностях, о материнстве.
Итак, резюмируя сказанное, воспользуемся выводами американских
психологов Генри Клауда и Джона Таунседа, которые описали признаки хорошей
матери:
хорошая мать признает, что допускает ошибки в воспитании, и
учитывает этот фактор в процессе своей жизни; она легко исправляет свои ошибки
без вины и сожалений. Она знает, что у нее не может получаться абсолютно все, но
не теряется от собственных промахов, поскольку готова их исправить, учиться на
своих ошибках и двигаться дальше.Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого
любит ребенок; она — первый «объект любви» сына или дочери. Для
эмоционального, физического, интеллектуального и социального развития человек
должен быть не только любимым, но и любить. Любовь питает душу, окрашивает
красками человеческие отношения, наполняет жизнь надеждой. Потребность любить
одна из фундаментальных потребностей человека, для удовлетворения которой
требуется определенная личность. Если мать соответствует этой потребности,
любовь обращается на нее. Если нет ребенок оказывается в одиночестве либо
начинает испытывать ненависть. Поэтому хорошая мать работает над собой и
обеспечивает достойный объект любви для сына или дочери.
Нельзя не отметить, что на развитие ребенка оказывает сильнейшее влияние не
только отношение матери к нему самому, стиль ее родительского поведения, но и ее
взаимоотношения с отцом ребенка. Еще классики психологии показали, что для
формирования гармоничной личности необходимы и отцовская, и материнская
любовь. Лишь наличие той и другой обеспечивает формирование духовно здоровой,
гармоничной, зрелой личности
Роль отца в воспитании ребенка
"Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно."
В. Буш
Итак, как современный папа может (и должен) участвовать в воспитании
ребенка?
Давайте посмотрим, в каких аспектах развития и воспитания ребенка участие
папы будет наиболее полезно:
первый год жизни очень значима роль отца в физическом развитии ребенка и
формировании основных двигательных навыков. Как правило, игры пап с детьми
отличаются от того, как развлекают малышей мамы: отцы более склонны к
активным физическим забавам, они не боятся подбрасывать детей, вертеть их, учат
их кувыркаться, катают на плечах и т.д. Это стимулирует физическую
активность малышей.
отец может стать неоценимым помощником в развитии мышления ребенка.
Отмечено, что отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем
мамы и бабушки: связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова
и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под карапуза. Как правило, мужчины
лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами,
головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор малышей,
способствует формированию у них более широкого поля интересов.
фигура отца важна для выстраивания конструктивных отношений в паре «мать
ребенок». В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе
развития ребенка (обычно после года) отец помогает ему максимально
безболезненно «отделиться» от матери и выработать им оптимальную дистанцию.
Некоторые психологи даже рекомендуют именно отцам брать на себя инициативу втаких значимых с точки зрения взросления малыша и социализации мероприятиях,
как «переселение» ребенка в свою кроватку, «знакомство» с садиком и т.д.
именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний
мир, благодаря которому ребенок чувствует себя безопасно.
отец приучает ребенка адекватно воспринимать социальную иерархичность
(подчиненность и подотчетность). Он дает ему понять, что значит авторитет,
знакомит с такими социальными инструментами, как одобрение и порицание (или
наказание). Связано это с тем, что, в отличие от матери, которая любит ребенка
просто за то, что он «есть», отец обычно предъявляет к ребенку определенные
требования, которым тот должен соответствовать. Нужно отметить, что есть немало
семей, где в воспитании ребенка эту роль отца примеряет на себя мать – она лишает
малыша «безусловной» любви и начинает предъявлять к нему определенные
требования. В этом случае в семье обязательно должен быть ктото, кто берет на
себя традиционную материнскую роль.
ребенок обязательно должен чувствовать, что он ценен сам по себе,
безотносительно к своим достижениям, иначе это чревато серьезными
психологическими расстройствами.
важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая
самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную
поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) будут придерживаться.
Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин.
Причем соответствие реальных качеств отца бытующим в социуме представлениям
о мужественности не является важным: намного более значима близость отца с
детьми.
Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоциональнопсихологического
благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщинамать.
Любовь отца учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к
детям, жене и окружающим.
Для ребенка ценны теплые отношения с отцом: «Ребенок, воспитанный в
присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми
лучше, чем мальчик, выросший без отца.
При сравнении детей, выросших без отцов и с отцами, обнаружено, что часто
они имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у
них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно
сказывается и на учебе и на самоуважении детей.
Ребенок верит в семью, он врастает в ее уклад, не обсуждая его, а принимая;
как единственно возможный. Семья для него это не просто мама и папа,
она образ жизни, бытие, всегда в чемто вынужденное, порой неприятное, трудно
выносимое, но не предающее.
А так хочется, чтобы оно было приятным и радостным, наполненным теплом
заботы, любви, понимания и признания!Материал подготовлен педагогомпсихологом – Бондарь Е.М.