В консультации для родителей - КАКОВЫ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ, говорится о том, что принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по новому взглянуть на свое поведение.В консультации для родителей - КАКОВЫ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ, говорится о том, что принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по новому взглянуть на свое поведение.
КАКОВЫ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ?
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Этот
известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко,
требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих
отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в
ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое,
прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в
себя, позволяет по новому взглянуть на свое поведение.
Условиями реализации данного принципа являются:
•
черт;
•
стимулирование самопознания ребенком своих положи тельных
формирование нравственных чувств при самооценке своего
поведения;
•
постоянное педагогическое внимание к позитивным
поступкам;
•
•
доверие к ребенку;
формирование у ребенка веры в возможность достижения
поставленных задач;
•
•
оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
их индивидуальных вкусов,
учет интересов учащихся,
предпочтений, пробуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в
следующих правилах:
* преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка
* доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к
нему;
* приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;
* защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении
его актуальных проблем;
* постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных
задач, которые принесут пользу каждому ребенку;
* защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;
* формирование педагогом в классе, школе, группе и других
объединениях учащихся гуманистических отношений, которые не допускают
унижения достоинства детей.
Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия
содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой
организуется воспитание трудного ребенка.
Реализация этого принципа возможна только на основе учета
разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации данного принципа являются:• учет особенностей социального окружения ребенка при решении
воспитательных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих
влияние на личность ребенка;
• обеспечение комплекса социальнопедагогической помощи детям;
• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды
(национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного
заведения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в
том числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в
следующих правилах:
* воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных
отношений ребенка;
*школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах,
необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
* педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды
на ребенка;
* все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным
поведением
предполагает определение индивидуальной траектории
социального развития каждого ученика, выделение специальных задач,
соответствующих его индивидуальным особенностям, както: выявление
причин девиантности, определение особенностей включения детей в
различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учеб
ной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому
учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
• определение эффективности влияния фронтальных подходов на
индивидуальность ребенка;
• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого
ребенка;
• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе
воспитательных средств, направленных на его развитие;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора
способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы
дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется
в следующих правилах:
*работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие
каждого из них;* успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не
должен негативно влиять на воспитание других;
*выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с
информацией об индивидуальных качествах;
* поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен
вестись только на основе взаимодействия с ним;
* постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия
на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных
средств, используемых педагогами.
Принцип социального закаливания трудных детей предполагает
включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для
преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных
способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям че
ловека,
стрессоустойчивости,
рефлексивной позиции.
выработку социального иммунитета,
Условиями реализации принципа социального закалива
• включение детей в решение различных проблем социальных отношений
ния являются:
в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
• диагностирование волевой готовности к системе социальных
отношений;
• стимулирование самопознания детей в различных социальных
ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в
различных ситуациях;
• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и
вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных
ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих
правилах:
проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с
людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра,
если их нет сегодня;
нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть
готовым к их преодолению.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь