В консультации для родителей - КЛЕПТОМАНИЯ, говорится о том,, что клептомания у детей наблюдается редко, главным образом при психопатических состояниях как нарушение сложных влечений. Следует отличать клептоманию от краж блестящих, красивых вещей, сладостей, денег для получения удовольствия, встречающихся у инфантильных детей; подростковых краж ради престижа, не относящихся к патологии.В консультации для родителей - КЛЕПТОМАНИЯ, говорится о том,, что клептомания у детей наблюдается редко, главным образом при психопатических состояниях как нарушение сложных влечений. Следует отличать клептоманию от краж блестящих, красивых вещей, сладостей, денег для получения удовольствия, встречающихся у инфантильных детей; подростковых краж ради престижа, не относящихся к патологии.
КЛЕПТОМАНИЯ.
Циркин С.Ю. (общая редакция). Справочник по
психологии и психиатрии детского и подросткового
возраста – СПб: Издво «Питер», 2000 – 752 с.
Неодолимое влечение к кражам,
не вызванное житейскими
необходимостями или материальной выгодой. Пациенты описывают
повышающееся чувство напряжения перед актом воровства и чувство
удовлетворения во время или сразу после него. Обычно делаются слабые
попытки скрыть воровство. Но для этого используются не все возможности.
Воровство совершается в одиночку без соучастников. Между эпизодами
воровства больные могут испытывать тревогу, уныние и чувство вины, но это
не предупреждает рецидивы. Клептоманию надо отличать от:
1
повторяющегося воровства в магазинах без явного
психического расстройства,
эти поступки тщательно
спланированы и имеется отчетливая мотивация, связанная с личной
выгодой;
когда
2органического психического расстройства, когда больной
периодически не платит за товары изза плохой памяти и
интеллектуального снижения;
3воровства депрессивных больных, некоторые из которых
совершают кражи и могут совершать их неоднократно, пока сохраняется
депрессивное расстройство.
Клептомания у детей наблюдается редко, главным образом при
психопатических состояниях как нарушение сложных влечений. Следует
отличать клептоманию от краж блестящих, красивых вещей, сладостей, денег
для получения удовольствия, встречающихся у инфантильных детей;
подростковых краж ради престижа, не относящихся к патологии.
КАК НЕ НУЖНО ГОВОРИТЬ
Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О.Цветковой.
– М.; Издательство института психотерапии, 2002
• «Ты вор!» Воровство это то, что дети делают хотя бы один раз.
Вешать на них такой ярлык чересчур острая реакция. Просто твердо скажите
им, что они не правы, и объясните почему.
•«Что мне делать с тобой? А? Убирайся в свою комнату». Если ребенок
украл какуюнибудь мелочь и он делает это редко, то вы реагируете на это
слишком остро. Если кражи стали явлением нередким и вы обеспокоены, то
старайтесь не прибегать к произвольным и одноразовым наказаниям.Наоборот, пусть ребенок поймет, какие его ждут последствия, и испытает их
на себе.
•«Если ты будешь продолжать в том же духе, то однажды у тебя будут
очень крупные неприятности» Дети, для которых воровство стало проблемой,
не думают о последствиях, которые их могут ожидать в будущем.
Как нужно говорить
• Детям младшего возраста, которые во всем остальном ведут себя
хорошо, легче объяснить, что воровать плохо (ЧТО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕ
ДЕЛАТЬ; МОЖНО И НЕЛЬЗЯ), не нанеся при этом им травмы: «Эта игрушка
тебе не принадлежит. Плохо брать чужие вещи». «Когда ты берешь чтото, за
что не заплатил, то это называется воровством. Положи это обратно».
Приучая ребенка быть честным, используйте повседневные события: «Я
только что заметила, что кассир дал мне лишние деньги на сдачу. Давай
вернемся и отдадим эти деньги обратно».
• Деньги, которые лежат на столе, предназначены для официанта. Их
оставили люди, обедавшие здесь до нас. Эти деньги ктонибудь может решить
забрать себе, поэтому давай убедимся, что официант их получит».
• Выражайте понимание, когда ребенку очень хочется чтото присвоить,
но не забывайте говорить о том, что воровать плохо. «Я обнаружила в твоем
кармане воздушный шарик, который лежал на прилавке. Я знаю, что тебе
очень хотелось его иметь, но воровать плохо. Давай вернемся в магазин и
отдадим его».
Если такие проступки случаются часто, то ребенка ждут плохие
последствия. Если ребенку время от времени удается чтото украсть, то
устранить эту привычку потом, будет труднее. «Вот уже третий раз за эту
неделю я обнаруживаю, что из моего кошелька пропадают деньги. Первые два
раза мы видели, как ты их вытащил. Я не могу доверять тебе и вынужден
считать, что ты украл деньги и в этот раз. Если ты не сможешь доказать свою
невиновность, то в качестве наказания тебе придется вымыть все окна».
ПООЩРЯЙТЕ в ребенке честность, вознаграждая его за это похвалой, «Это
печенье пролежало на стане весь день. Я знаю, что ты хотел его попробовать,
но не взял, потому что знал, что мы оставили его для вечеринки. Это говорит
о твоей честности.»
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь