В консультации для родителей - КОМПЬЮТЕР И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ, говорится о том, что часто случается, что одаренный ребенок и так довольно одинок. Общение со сверстниками его не занимает, взрослые относятся к нему как к несмышленышу, в то время как в голове маленького вундеркинда мысли, которые и не каждый взрослый способен понять. Для таких детей компьютер может стать единственным «понимающим собеседником. Вот где можно найти достойное «общение», вот где можно доказать истинное величие своего интеллекта. Одаренные дети, не имея возможности найти свое место в реальном мире, счастливы бывают, обретая его в виртуальной реальностиВ консультации для родителей - КОМПЬЮТЕР И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ, говорится о том, что часто случается, что одаренный ребенок и так довольно одинок. Общение со сверстниками его не занимает, взрослые относятся к нему как к несмышленышу, в то время как в голове маленького вундеркинда мысли, которые и не каждый взрослый способен понять. Для таких детей компьютер может стать единственным «понимающим собеседником. Вот где можно найти достойное «общение», вот где можно доказать истинное величие своего интеллекта. Одаренные дети, не имея возможности найти свое место в реальном мире, счастливы бывают, обретая его в виртуальной реальности
КОМПЬЮТЕР И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Если на клавиатуре
Западает пара клавиш,
Это значит — вы ударник
И вообще герой труда.
Особенно опасным, по мнению психологов, может оказаться общение с
Стишок из Интернета
компьютером одаренных детей.
Часто случается, что одаренный ребенок и так довольно одинок.
Общение со сверстниками его не занимает, взрослые относятся к нему как к
несмышленышу, в то время как в голове маленького вундеркинда мысли,
которые и не каждый взрослый способен понять. Для таких детей компьютер
может стать единственным «понимающим собеседником. Вот где можно найти
достойное «общение», вот где можно доказать истинное величие своего
интеллекта. Одаренные дети, не имея возможности найти свое место в
реальном мире, счастливы бывают, обретая его в виртуальной реальности. Эти
дети, как показывают многочисленные исследования, в меньшей степени, чем
их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. В процессе познания они
проявляют высокий уровень самостоятельности, широко используют
«саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые
задачи. При этом степень «автономного самообучения», по мнению некоторых
специалистов, может выступать в качестве своеобразного индикатора,
указывающего на наличие выдающихся способностей.
Многочисленные исследования показали, что опасность кроется в
диссинхронии — несоответствии уровней интеллектуального и других
аспектов развития. Причем, если говорить об одаренных детях, это не
исключительное, а, напротив, весьма типичное явление.
«Высокий уровень интеллектуального развития, — пишет российский
психолог, специалист по детской одаренности ЮД. Бабаева, — не
гарантирует столь же высокого уровня развития психомоторных и ком
муникативных
новых
информационных технологий может привести к существенному усилению
негативных аспектов подобной диссинхронии. В условиях информатизации
имеющиеся у ребенка дефекты в общении
использование
способностей.
Широкое
не только не будут преодолеваться, а, напротив, могут усугубиться.
Одаренные дети входят в «группу риска» и по отношению к таким негативным
последствиям информатизации, как «интернетзависимость», «игровая
компьютерная наркомания» и т. п.
Сидит себе такой одаренный ребенок за компьютером, сам постигает все
новые и новые его возможности, получает удовлетворение от того, что может
решать задачи, непосильные большинству сверстников. Сам развивается, сам
радуется успехам, царь и бог своего виртуального мира.Маленький хакер винчестер чинил,
Крышечку снял и блины он помыл,
Очень доволен был папапрограммер,
Долго писал он крутой ip сканер.
Компьютерный юмор
Часто случается, что одаренный ребенок становится хакером. Благодаря
своим уникальным способностям, он с легкостью преодолевает все возможные
преграды, что вполне может способствовать появлению непомерно высокой
самооценки и еще больше отдалить его от сверстников.
Кто такой хакер? В современном мире этим словом называют людей,
которые в совершенстве владеют компьютерными знаниями, пытливый ум
которых позволяет им «взламывать» любые программы, разгадывать шифры
самых засекреченных сайтов. В распространенном представлении такой
человек теряет свой человеческий облик, становится чемто вроде
«компьютерного лешего>> — грязный, немытый, нечесаный, с безумным
взором. Впрочем, в большинстве случаев это только мифы.
У детейхакеров редко бывают друзья среди ровесников — это почти
неизбежная плата за любой талант. Как и все дети, они совершают ошибку,
считая все происходящее с ними уникальным. Они ищут друзей среди
взрослых, стараясь найти тех, кто будет общаться с ними на равных. Они
умеют в двенадцатьшестнадцать лет то, чему другие учатся в двадцать пять
— сорок. Они могли бы стать отличными программистами, но пока их
привлекает сладость запретного плода, возможность получить недозволенное.
Картинка из жизни. К школьному психологу обращается папа
Никиты (12 лет), жалуясь, что сын стал хакером, что ничего, кроме
компьютера, его не интересует, что он не признает никакого другого
общения, кроме виртуального. Родители попытались ограничить время,
которое он проводит за компьютером. Это привело к тому, что мальчик
убегает из дома и фактически живет в компьютерном клубе. Психолог
рекомендует папе попросить сына о помощи в составлении какойнибудь
компьютерной программы, организовать совместную деятельность за
компьютером. Результат: мальчик стал чаще общаться с отцом, причем
темы бесед не ограничиваются только миром компьютера.
Специальное исследование, касающееся феномена хакерства, провела
ЮД Бабаева. Было опрошено 900 человек различных возрастных групп и
профессий. Многие из них считают, что хакеры обладают весьма высоким
уровнем интеллектуального развития и ярко выраженными творческими
способностями. На сегодняшний день для подтверждения или же, напротив,
опровержения этих «житейских» представлений пока не хватает
соответствующих научных данных. В научном сообществе также нет обще
принятой точки зрения относительно конкретных причин, приводящих к
возникновению феномена хакерства. Наиболее часто упоминаемые гипотезы
вызывают его с трудностями в общении, а так: стремлением ксамоутверждению. Согласно существующим данным, хакерство нельзя
рассматривать лишь как негативное явление. Этот неоднозначный феномен
еще требует специального изучения.
Культовые писатели Ремарк,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хочется предложить вам, дорогие родители, небольшой
экскурс в историю. Еще не забыты те времена, когда в научных сообществах,
на страницах газет и журналов велись дебаты о «книголюбах». Может быть,
вы сами, а может быть, ваши родители, дяди и тети читали книги, что
называется, «запоем». Еще не закончив одну, тут же кидались на поиски
следующей.
Хемингуэй,
Фицджеральд и многиемногие другие открывали перед нами свои манящие
миры. Миры, наполненные высокими чувствами и необыкновенными
приключениями. На них вырастали «книжные люди», которые были так же
далеки от реальности, как сегодняшние хакеры. Это явление волновало об
щественность не меньше, чем сейчас «компьютеромания», его тоже изучали и
делали всевозможные прогнозы о полной оторванности от реальности и
неприспособленности к жизни «книгоманов». И говорили о том, как портится
зрение и искривляется позвоночник...
Селинджер,
Затем пришла эпоха телевизоров. И все было очень похоже. Разговоры о
том, что телевидение заменит театр и кино, книги и музыку. Телезрители
сутки напролет сидели перед экранами. «Телевидение, — писали
американские научные издания, — это не просто электронная игрушка или
одно из многих развлечений. Оно оказывает огромное воздействие на
семейные взаимоотношения и традиции, в том числе и на жизнь детей. В 1950
е годы только одна семья из двадцати имела телевизор; десять лет спустя
телевизоры были уже у 90% американских семей. Сегодня 98% семей имеют,
как минимум, один телевизор, а некоторые — даже три или четыре».
Фактически у телевизора дети стали проводить больше времени, чем за
любым другим занятием (исключая, пожалуй, только сон). В 1993 году
средний статистический ребенок смотрел телевизор приблизительно 7,5 часа в
день.
Многие исследователи считают, что, показывая детям по телевизору
огромное количество сцен насилия, мы приучаем их к мысли, что агрессия
общепринятый выход из ситуаций, вызывающих фрустрацию. Некоторые,
напротив, утверждают, что насилие, которое дети видят по телевидению,
может служить замещением реальной агрессии, в результате чего
агрессивность детей снижается, а не возрастает. Хотя вторая теория и
заманчива, полученные в ходе исследований данные не подтверждают ее.
Неоднократно возвращаясь к данной проблеме, ученые пришли к выводу, что
демонстрируемые по телевидению сцены насилия вызывают небольшое, но
статистически значимое увеличение агрессивности зрителей.Этот список «виртуальных миров» можно продолжить. Вспомним,
например, о музыке. Разве мало вы знаете подростков, которые целыми днями
сидят в наушниках или терзают свою гитару, забывая есть, пить и делать
уроки. Увлечение театром и кинозвездами, коллекционирование марок и
значков — тоже своего рода уход от реальности.
Одним словом, если ваш ребенок чересчур увлечен компьютером,
постарайтесь его понять...
И напоследок еще несколько советов, которые помогут вам в
Почаще давайте ребенку в руки кисти, мозаику, пластилин или глину.
Не спешите вести ребенка к врачу или психотерапевту, если он «заболел»
решении данной проблемы:
•
компьютером. Сначала сами попробуйте до него достучаться.
Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас
•
самих занимали в детстве. Если память подводит, обратитесь к
соответствующей литературе. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и не
ленитесь играть вместе с ним — получите огромное удовольствие.
•
Занимайтесь с ребенком совместным творчеством.
Вспомните, что гдето рядом с вами есть парки, музеи, выставки.
•
Заведите традицию куданибудь вместе ходить, хотя бы раз в неделю.
Совместные прогулки вас очень сблизят.
Никогда не награждайте ребенка игрой на компьютере. Это может
•
придать особый престиж такому времяпрепровождению. А ваша задача скорее
состоит в том, чтобы снизить ценность общения с компьютером. Если допуск
к машине становится поощрением за успехи, лишение его — наказанием за
провинности, это может только усугубить ситуацию.
Все это очень нелегко. Но если приложить усилия и найти
взаимопонимание с ребенком, вы вместе сможете пережить и эту волну
«компьютеромании», и все прочие, ожидающие нас в будущем.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь