Консультация для родителей - Кризис 7 лет

  • Лекции
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Кризис 7 лет, говорится о том, что психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.В консультации для родителей - Кризис 7 лет, говорится о том, что психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.
Иконка файла материала Кризис 7 лет.docx
Психология для родителей.                           Кризис 7 лет Психическое   развитие   ребёнка   представляет собой закономерное чередование стабильных и критических   периодов.  В   стабильные   периоды развитие   ребёнка   имеет   относительно медленный,   поступательный,   эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.   Критические   (переходные)   периоды   по   своим   внешним   проявлениям   и   значению   для психического развития в целом отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно   короткое   время:   несколько   месяцев,   год,   редко   два   года.   В   это   время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь. В   психологии   под   кризисами   имеются   в   виду   переходные   периоды   от   одного   этапа детского  возраста  к другому.  Кризисы возникают на  стыке двух  возрастов  и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Принято выделять: кризис новорождённости; кризис одного года; кризис 3 лет; кризис 7 лет; кризис подростковый (12­14 лет); кризис юности (17­18 лет). С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей. Во­ первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса. Во­вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей и   воспитателей,   он   становится   совершенно   другим.   В­третьих,   развитие   в   критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок не столько   приобретает,   сколько   теряет   из   приобретённого   прежде.   В  кризисные   периоды всякий   ребёнок   становится   «относительно   трудновоспитуемым»   по   сравнению   с   самим собой в смежные стабильные периоды. 1Какие   выводы   можно   сделать,   рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный? Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно. Независимо   от   характера   протекания   кризиса, появление   его   симптомов   говорит   о   том,   что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании — формирование внутренней социальной позиции. Появление кризиса в 6­7 лет говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе. Принято выделять 7 симптомов кризиса.   Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что­то сделать только   потому,  что   это   предложил   взрослый.  Детский   негативизм   следует   отличать   от обычного   непослушания.   Мотив   непослушания   ­   нежелание   выполнять   предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего­либо или хочет заниматься в это время чем­ то   другим.   Мотив   негативизма   ­   отрицательное   отношение   к   требованиям   взрослого независимо   от   их   содержания.   Уговоры,   объяснения   и   даже   наказания   в   этом   случае оказываются бесполезными. Упрямство. Ребёнок настаивает на чём­либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал».   При   этом   само   действие   или   предмет   для   него   могут   и   не   иметь привлекательности. Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают. Своеволие ­   стремление   ребёнка   к   самостоятельности,   в   желании   всё   сделать   самому. Протест­бунт. Всё   поведение   ребёнка   приобретает   форму   протеста.   Он   как   будто находится  в состоянии  войны  с  окружающими,  постоянно  происходят  детские  ссоры с родителями   по   любому,   порой   совершенно   незначительному   поводу.   Складывается впечатление,   что   ребёнок   специально   провоцирует   конфликты   в   семье. Обесценивание может   проявляться   по   отношению   к   взрослым   (ребёнок   говорит   им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых. В   семье   с   единственным   ребёнком   может   наблюдаться   ещё   один   симптом ­ деспотизм, когда   ребёнок   стремится   проявить   власть   над   окружающими,   подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же 2психологическую основу ­ детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи. Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей) 1. Помните, что кризисы ­ это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.   кризиса   ­       острого 2. Причина протекания   поэтому   необходимо   подумать   о   том, несоответствие родительского   отношения   и   требований   желаниям   и   возможностям ребёнка, запреты обоснованы   и   нельзя   ли   дать   ребёнку   больше   свободы   и   самостоятельности.   3. Изменить   своё   отношение   к   ребёнку.   Он   уже   не   маленький,   внимательно   отнеситесь   к   его   мнениям   и   суждениям,   постарайтесь его понять.   все   ли             4. Старайтесь не заставлять, а убеждать. 5. Как   можно   больше   оптимизма   и   юмора   в   общении   с   детьми, это всегда помогает! Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 3