В консультации для родителей - Кризис 7 лет, говорится о том, что психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.В консультации для родителей - Кризис 7 лет, говорится о том, что психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.
Психология для родителей.
Кризис 7 лет
Психическое развитие ребёнка представляет
собой закономерное чередование стабильных и
критических периодов. В стабильные периоды
развитие ребёнка имеет относительно
медленный, поступательный, эволюционный
характер. Эти периоды охватывают достаточно
продолжительный отрезок времени в несколько
лет. Изменения в психике происходят плавно, за
счёт накопления незначительных достижений, и
внешне часто незаметны. Только при сравнении
ребёнка в начале и в конце стабильного возраста
отчётливо наблюдаются те перемены, которые
произошли в его психике в этот период.
Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для
психического развития в целом отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают
относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время
происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие в кризисные
периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребёнок
меняется
весь.
В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа
детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются
завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Принято выделять:
кризис новорождённости;
кризис одного года;
кризис 3 лет;
кризис 7 лет;
кризис подростковый (1214 лет);
кризис юности (1718 лет).
С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей. Во
первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от
смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса. Вовторых, в эти периоды
происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей
и воспитателей, он становится совершенно другим. Втретьих, развитие в критические
периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок не
столько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде. В кризисные периоды
всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим
собой в смежные стабильные периоды.
1Какие выводы можно сделать, рассматривая
старший дошкольный возраст как кризисный?
Кризисы развития неизбежны и в определённое
время возникают у всех детей, только у одних
кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у
других бурно и очень болезненно.
Независимо от характера протекания кризиса,
появление его симптомов говорит о том, что
ребёнок стал старше и готов к более серьёзной
деятельности и более «взрослым» отношениям с
окружающими.
Главное в кризисе развития не его негативный
характер, а изменения в детском самосознании — формирование внутренней социальной
позиции.
Появление кризиса в 67 лет говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Принято выделять 7 симптомов кризиса.
Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание чтото сделать
только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от
обычного непослушания. Мотив непослушания нежелание выполнять предложенное
взрослым потому, что он не хочет делать чеголибо или хочет заниматься в это время чем
то другим. Мотив негативизма отрицательное отношение к требованиям взрослого
независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае
оказываются
бесполезными.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чёмлибо не потому, что ему этого очень хочется, а
потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является
потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так
сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь
привлекательности.
Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против
норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок
отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протестбунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто
находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с
родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается
впечатление,
что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им
«плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает
игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием
произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом
деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить
своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом
проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же
2психологическую основу детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное
место в жизни семьи.
Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей)
1. Помните, что кризисы это временные явления, их нужно пережить, как любые
другие детские болезни.
кризиса
острого
2. Причина
протекания
поэтому необходимо подумать о том,
несоответствие
родительского отношения и требований желаниям и возможностям
ребёнка,
запреты
обоснованы и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
3. Изменить своё отношение к ребёнку. Он уже не маленький,
внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям,
постарайтесь
его понять.
все ли
4. Старайтесь не заставлять, а убеждать.
5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми,
это всегда помогает!
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
3