Консультация для родителей - ЛЕЧЕНИЕ НАРКОМАНИИ ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ С РОДИТЕЛЕЙ

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Лечение наркомании должно начинаться с родителей, говорится о том, что наркомания - сложная болезнь, зависящая от множества различных причин. Огромную, а возможно и решающую, роль в ее исходе, играют родители больного. К сожалению, часто получается так, что на определенном этапе они, не только не способствуют его выздоровлению, а, сами того не осознавая, провоцируют продолжение болезни.В консультации для родителей - Лечение наркомании должно начинаться с родителей, говорится о том, что наркомания - сложная болезнь, зависящая от множества различных причин. Огромную, а возможно и решающую, роль в ее исходе, играют родители больного. К сожалению, часто получается так, что на определенном этапе они, не только не способствуют его выздоровлению, а, сами того не осознавая, провоцируют продолжение болезни.
Иконка файла материала ==Лечение наркомании должно начинаться с родителей.doc
ЛЕЧЕНИЕ ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ С РОДИТЕЛЕЙ         Наркомания ­ сложная болезнь, зависящая от множества различных причин. Огромную, а  возможно и решающую, роль в ее исходе, играют родители больного. К сожалению, часто  получается так, что на определенном этапе они, не только не способствуют его выздоровлению, а,  сами того не осознавая, провоцируют продолжение болезни.           Ежедневные стрессы превращают родителей наркоманов в больных людей. Их невроз и  неадекватное поведение в свою очередь влияют на ребенка и усиливают его зависимость от  наркотиков. Наркоман, как это ни парадоксально звучит, очень чувствительное и зависимое  существо, 20­ти летний наркоман на самом деле зависит от родителей как 10 летний ребенок.  Говоря проще, в семье неврастеников, ему становится совсем неуютно, теперь он приходит туда  только поесть и поспать, старается свести общение к минимуму. Недостаток тепла он  компенсирует наркотиками. Образуется замкнутый круг. Возникает так называемая созависимость.  Родители окончательно запутываются и ничем не могут помочь ребенку, а ведь чаще всего кроме  них ребенку помочь некому. Именно поэтому лечение наркомана нужно начинать с родителей.          В нашей стране принято лечить только самого наркомана. Родственники сознательно или  бессознательно хотят простого решения, пусть даже за большие деньги. Они сдают ребенка  специалистам, которые должны сделать из него здорового человека. Их можно понять, они устали и запутались и просто хотят отдохнуть. Да никто и не предлагает другого варианта. Можно понять и  врачей ­ еще неизвестно с кем тяжелее общаться с наркоманом или его родителями, страдающими  неврозом.          Проблемы начинаются, когда ребенок возвращается после лечения в медицинском центре  домой. Даже если лечение ему помогло, и он действительно изменился (что при групповом лечении  бывает совсем нечасто), возвращение в сложившийся стереотип отношений, ощущение давления со  стороны родителей вновь провоцирует прием наркотика и срыв. Родители просто не знают как себя  вести с ребенком ­ о чем разговаривать, доверять или контролировать каждый шаг, что запрещать, а что нет. Тут же возникают конфликты. После стационарного лечения, даже если он длился 2­3  месяца, ребенок не возвращается здоровым. Начинается самый трудный и опасный период ­  адаптации к открытой жизни, ведь, как правило, ребенок возвращается в ту же среду, в которой он  стал наркоманом. Именно в это время происходит большинство срывов. В этот период родители в  сотрудничестве с ребенком должны организовать охранительный режим, но если между ними нет  взаимопонимания и сотрудничества, из этого ничего не получается. Возможно поэтому  эффективность такого лечения, когда лечится только сам наркоман, по данным российских  наркологов не превышает 5­10 процентов.           Что же делать родителям?          Есть несколько вариантов, мы рекомендуем попробовать все.          Независимо от того лечится ли ребенок в медицинском центре или вы пытаетесь организовать  лечение дома, желательно пройти лечебный курс у опытного психолога или психотерапевта.  Необходимы как раздельные сеансы ­ родители отдельно, ребенок отдельно, так и совместные. При  совместных сеансах ребенка и родителей вырабатывается определенная линия поведения каждого,  групповой договор о разделении полномочий, смена стереотипов поведения, притирка друг к другу. Окончание лечения в стационаре не превращается в стресс, не приводит к столкновению интересов. Родители могут адекватно оценивать обстановку и свое поведение. Пациент уже знает свои права и  обязанности и права и обязанности родителей. Он понимает необходимость охранительного  периода.           Полезный опыт можно получить, проведя небольшой эксперимент, который я рекомендую  всем родителям. Для того чтобы лучше понять наркомана, знать, как с ним разговаривать, и,  главное, иметь моральное право требовать отказа от наркотиков, попробуйте сами от чего­нибудь  полностью отказаться. От сигарет, если вы курите, или от кофе, от черного или зеленого (не путать  с травяным) чая. Попробуйте так же провести хотя бы 48­часовое голодание. Помните ­ вашиощущения будут лишь бледной копией того, что испытывает наркоман во время и после  абстинентного синдрома.           И все же, положа руку на сердце, приходится признать, что совершенно недостаточно. Каким  бы психотерапевт не был профессионалом, ему трудно восстановить утерянную любовь и  сострадание друг к другу. Такая болезнь как наркомания не случайна, она даются человеку для  того, чтобы он изменился. Для того чтобы вылечиться от нее, сила духа должна преодолеть  косность человеческой природы. Наркомания выбирает тех, кто живет ложными ценностями. Кто  дал ребенку эти ценности? Школа, общество? Да. Но большей степени родители ­ воспитанием или  его отсутствием, примером и даже своими генами. Болезнь ребенка уже существовала в родителях,  в их мыслях, поступках, привычках еще до его рождения. А теперь давайте попробуем  предположить ­ а может главная цель Господа через ребенка изменить родителей? Может ребенок  просто не может выздороветь, пока не изменятся родители? Может духовная терапия нужна,  прежде всего, им?          Если вы оправдываете себя словами: жил только для него, вкалывал, чтобы у него все было  как у других, то все случившееся вполне закономерно. Все и получилось как у других. У других та  же беда. Наркомания и алкоголизм носят характер эпидемии.          Родители и дети связаны невидимыми нитями. Выкарабкаться в одиночку, у ребенка почти нет  шансов. Поэтому лечение наркомании должно начинаться с родителей.           Родители должны глубоко измениться, а изменить их может только вера в Бога.           Верующий человек не подвержен унынию и депрессии, он не опускает руки. Верующий  человек знает как себя вести себя с ребенком, знает, что и как сказать в нужный момент. Ему не  нужен психолог потому, что он говорит не умом, а сердцем. Его сострадание и любовь не  фальшивые, и ребенок это чувствует. Ребенку уютно находиться в обществе такого человека, ему  легче попросить у него помощи.           Как же стать верующим? Заглядывать в Храм на 10 минут, чтобы поставить свечку? Это,  конечно, самообман.           Давать ответы на такие вопросы не в нашей компетенции. Поэтому мы попросили ответить на  этот непростой вопрос нашего духовного наставника о. Алексея и записали с его слов.          Нет такой точки в пространстве, где не было бы Бога. Но в Храме особо Его благодатное  присутствие. Поэтому очень нужно молиться в Храме. В одной молитве сказано, что когда мы  молимся в Храме мы мыслим себя стоящими на небе.          Можно прийти, поставить свечку и помолиться, но помолиться так чтобы твоя молитва была  живой беседой с Богом. Если появилась возможность нужно приходить и на службы. И так же  молиться от сердца, просить, в чем есть нужда. Можно поговорить с прихожанами, спросить, что  непонятно, спросить совета к какому батюшке обратиться с бедой. Приглядитесь к батюшкам,  остановитесь на том кто больше приглянется, лучше, когда он исповедует. На вечерней службе,  когда он будет исповедовать прихожан, займите очередь и подойдите к нему как это все делают.  Если тяжело сразу исповедоваться в своих грехах, скажите батюшке, хочу вас спросить,  посоветоваться. И все рассказать, как есть, ничего не утаивая. А потом спросить совета, что делать. И после этого нужно постараться выполнить все, что батюшка скажет и приходить к нему почаще  на исповедь и за советом.          Часто начинающие прихожане боятся или стесняются даже подойти к батюшке, а не только  спросить совета. Это неправильно, батюшка такой же человек как и ты, из плоти и крови, часто с  такими же переживаниями. И в конце концов это даже его долг помогать приходящим к нему, на то он Богом поставлен.          Каждому родителю мы настоятельно советуем прочитать книгу "Как помочь страдающим от  недуга пьянства и наркомании", написанную Иеромонахом Аристархом (Лохановым), издательство  "Ковчег", Москва, 2004 год. Приобрести ее можно в церковных лавках. В Москве ­ в "Никольской  лавке", тел. 289­11­00.          Ниже мы приводим отрывок из этой книги. В нем освещены не только вопросы веры, но и  психологические тонкости общения с ребенком­наркоманом.Что необходимо знать приступающему к молитве за страждущего          Приступая к взысканию погибающего, получите благословение на это у духовника или  священника того храма, где вы обычно молитесь. Это благословение не раз поддержит вас в минуты отчаяния.          Помните великую святоотеческую мысль: надо бороться не против грешника, но против греха, уродующего человека. Относясь к ближнему (по­славянски ­ искреннему) как к духовноболящему,  нуждающемуся в вашей поддержке и понимании, следует ожидать, что от вас потребуется  жертвенная любовь (то есть не требующая ответной любви). Ясно, что придется много терпеть как  от самого болящего с его укоренившимися привычками к наслаждению, так и от бесов, которые  будут его непременно восставлять против вас. Какое великое научение в различении духов можно  вынести из этого подвига борьбы за душу ближнего!          Определите для себя с самого начала, что борьба за душу человека потребует от вас  подвижнических усилий и напряжения всех сил, использования всего духовного опыта. Берегитесь  относиться к этому, как к бытовому, житейскому, обычному делу.          Взгляните на себя: не являетесь ли вы сами рабом какой­либо сильной многолетней страсти?  Не скажет ли вам обуреваемый: "Врач, исцелися сам". Дабы не смущалось сердце ваше и чтобы  слово ваше имело силу, вам нужно обладать определенным опытом поражения страстей. Используя  свой опыт духовной невидимой брани, не давайте прямолинейных советов, говоря: "Вот я,  например...". Лучшая педагогика ­ это педагогика опосредованного, непрямого действия. Помните  слова преподобного Иоанна Лествичника: "Не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь  может быть одна и та же". Отцы Церкви советуют: учи другого, как сам же учащийся (ибо кто  совершенно победил грех?). Возьмите за правило всегда обращаться к Господу с мольбой:  "Господи, вразуми, что мне сказать, как поступить". Помните о довольно ограниченной силе  воздействия увещеваний: как из­за особенностей духовного врачевания (душа врачуется через  очищение сердца), так и из­за того, что отношения в семье обычно всегда фамильярные, и потому  слово наше имеет мало веса (никакой пророк не принимается в своем отечестве. ­ Лк. 4, 24).          Старайтесь никогда не опускаться до уровня разговора болящего, который может допустить  по отношению к вам резкие словесные выпады, оскорбления и т.п. Будьте внимательны в  отношении времени и места увещевания. Так, период абстинентного синдрома (похмелья) или  "ломки" у принимающего наркотики почти всегда неблагоприятен для вразумления. Далеко не  каждый страждущий согласится, чтобы его не­дуги стали предметом обсуждения на людях, при  посторонних.          Взгляните внутрь себя: не надо ли вам принести покаяние за те страдания, которые  испытывает ваш ближний? Нет ли здесь и вашей вины? Родители могут припомнить, что, как бы  шутя, давали выпить спиртного сыну или дочери ­ подросткам. Всегда ли вы сами были образцом  трезвости или умеренности в употреблении вина? Не потому ли начал выпивать ваш супруг, что вы  долго не желали разрешить семейный конфликт? Нет ли у вас повода для покаяния, если вы, помня  лишь о своих делах и заботах, не замечали, что ваше чадо потеряло интерес к учебе, стало  изворотливым и хитрым, приходит с дискотеки с расширенными или суженными от употребления  наркотиков зрачками?          Думается, что всегда есть повод для покаяния. Наложите на себя пост, усильте молитву,  поисповедуйтесь и причаститесь Святых Тайн. К истокам страсти                  Если ваши отношения со страждущим близкие и искренние, то вы, несомненно, уже давно знаете (или догадываетесь) о побудительных мотивах его погружения в пучину страсти. Болящий и  сам прекрасно может их сознавать, зачастую даже выставлять их в разговоре в качестве  самооправдания.  Назовем некоторые их этих побуждений:­ Не найден или утерян смысл самой жизни ("Жизнь абсурдна. Есть только смерть, одиночество,  страх. Все бессмысленно. Если и есть истина, то она в вине, в наркотиках").  ­ Разочарование в самом себе ("Годы ушли, а я так и не реализовал себя. Что толку теперь к чему­ то стремиться").   ­ Семейные невзгоды: непонимание друг друга, супружеская неверность, бесплодие одного из  супругов, развод, гибель дорогого человека.  ­ Неблагоприятное окружение, где все пьют или принимают наркотики ("Меня засмеют", "Я не  белая ворона").  ­ Долговременное пребывание в экстремальных ситуациях (война, заключение).          Нельзя перечислить все мотивы, да в этом и нет нужды. Важно понять, что все они имеют  духовную первопричину. Это необходимо уяснить, чтобы успешно противостоять страсти. При  духовном лечении средства помощи также должны быть духовными.          Это прежде всего относится к наркоманам. Принимающему наркотики следует знать, что он  не просто "кайфует", а восхищает (крадет) и потому платит такой горькой и страшной ценой ­  быстрым саморазрушением. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится  вам, ­ призывает Христос в Евангелии (Мф. 6, 33). И это Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17,  21). Царство Божие зрят только чистые сердцем (Мф. 5, 8). Чистота сердца достигается тяжелым  целожизненным трудом, подвигом очищения от страстности во славу Божию и с помощью Божией ­ Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12). Ничто же скверное не войдет в это Царство, и  потому не может человек, не победивший свою страстность и не очистивший себя от скверны  греховности, иметь те блаженные состояния, о которых сказано: не видел того глаз, не слышало  ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).  Невозможно человеку, подверженному таким, например, грехам, как гордость, блуд, сребролюбие,  зависть, осуждение, ложь, иметь благодатные (от Бога) видения и ощущения. Он может их только  украсть. Этим и занимались всегда колдуны, маги, чародеи, используя наркотические вещества для  впадения в транс, для общения с демонами. Поэтому "поход за горизонт" в "розовый мир" ­ это  вызов Богу, нарушение духовных законов. И потому плата столь высока ­ гибель души. При  наркомании речь должна идти не просто о биохимической зависимости организма от наркотика, но  о почти полной порабощенности человека бесами. Без помощи Божией, без Церкви, без духовных  средств достигнуть в этих случаях исцеления невозможно. И страждущему нужно хорошо  понимать, что предстоит длительная изнуряющая борьба. Утешением, может быть, является то, что и каждому христианину всю свою жизнь приходится бороться с грехом.          Конечно, если человек, за которого вы боретесь, верующий, молится сам, просит ваших  молитв, ходит в церковь ­ то это самая благоприятная для выздоровления ситуация. Но чаще мы  имеем дело с человеком, у которого отсутствует духовный взгляд на мир. Это, тем не менее, не  должно приводить нас в уныние ­ "Сила Божия в немощи совершается". Нужно время для  возрастания в духе, накопления духовных сил. Будьте внимательны к проявлению Промысла Божия в жизни болящего. В беседах с ним постарайтесь указать на конкретные примеры явления милости  Божией к нему. Хорошо, если вы укажете вашему близкому на то, как вразумляет его Господь,  когда тот нарушает духовные законы.          Если ваш болящий не видит смысла жизни, ему был бы полезен разговор со священником или  кем­либо из духовно опытных людей. Не забудьте про назидательные книги. Хотя, конечно, самое  действенное ­ это наш образ жизни. Если лик наш ясен, никакие житейские бури не сдвигают нас с  камня веры, если в любых обстоятельствах мы благодушны, кротки, приветливы ­ это, безусловно,  самое сильное средство для приведения человека к вере и духовной жизни. Обычно человек  пьющий или пристрастившийся к наркотикам лжет всем окружающим. Лжет он и самому себе.Попытайтесь привести его к серьезному взгляду на самого себя. Это решит немало проблем:  окажутся виноватыми не жена и не теща, не начальники и друзья, а он сам. Увидеть свою нищету  душевную и духовную (не впав при этом в уныние) ­ значит положить начало духовной жизни.  Именно тогда из груди вырывается: "Господи, помилуй меня! Господи, помоги!". Без этого  бесполезно говорить о работе над собой, о самолишениях, о духовном движении (подвиге).          В самом начале духовной жизни большое значение имеет окружение, среда, круг общения.  Святоотеческий совет: "Бежать мест, где проходил грех" особенно важен для тех, кто борется со  своим влечением к наркотикам. Возможно, нужно будет даже сменить район проживания, место  учебы. Иногда один только запах, услышанная знакомая по дискотеке рок­композиция могут все  возвратить на круги своя ­ вновь ввергнуть в омут. Надо ли говорить, что, не оставив прежних  знакомых, борющийся рискует в любой момент оказаться побежденным.          Поговорите с приходским священником на эту тему. Известны случаи, когда очень  благотворно действовало на болящих их послушание на черновых работах в каком­либо храме,  приходе. Там есть присмотр священника. И окружение там, естественно, иное. Для отсечения  гордыни, для навыкания слушать Бога, а не сатану, для воздержания ­ здесь подходящее место.  Иногда родственники болящего стремятся отправить его на послушание в монастырь в качестве  трудника, паломника. Если вы все же решились на это, то к выбору монастыря отнестись надо  очень внимательно и выбирать те обители, где трудники живут по строгим правилам. Хорошо, если  вашего болящего будет сопровождать, постоянно находясь рядом, духовно опытный человек.  Заметим, что и самим родным болящего надо будет измениться, если вы хотите соработать  духовно. Вот мудрые советы, которые дает в письме своей духовной дочери игумен Никон  (Воробьев): "Если он пьет, то его надо пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой  избавиться он не может. Ты же вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что  он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то  твоя обязанность понести его немощи. Вы, сильные, немощи немощных несите, ­ вот что требует от  тебя Господь. Еще сказал: Вы, духовнии, исправляйте такового духом кротости. Слышишь? Духом  кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием и т.п. Ты не должна  требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи. Не  должна ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что­либо худшее. И в трезвом  состоянии ты должна не пилить его, а совместно осудить с ним, как вам быть, чтобы общими  усилиями победить его слабость...". По собственному опыту вам, верно, известно, как важны в  духовном делании слова ободрения. И эти слова для страждущего всегда должны быть у вас  готовы.          Конечно, чудеса Божий возможны. Но Господа невозможно понудить на чудо, а сами себя  понуждать на труд мы обязаны. Господь, желающий всем спастись, знает Сам, когда явить Свое  милосердие Своим рабам, вопи­ющим к Нему. "Не устрашайся, ­ пишет преподобный Иоанн  Лествичник, ­ хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно, и  Ангел, тебя сохраняющий, почтит твое терпение".          Известно, что "каждое сопротивление страсти ослабляет ее" (святитель Игнатий  Брянчанинов). Конечно, безотрадно бывает на душе, когда ваши усилия тщетны. Вновь и вновь вы  заказываете молебны, акафисты за болящего в церкви, сами не сходите с молитвы дома, терпите ад  в доме, а ваш болящий, как вам кажется, по­прежнему невменяем. И все же: помните, что вы  делаете дело, Богом благословленное, а результат принадлежит Господу.          И не упрощайте: вы взялись за труд крайне сложный. Вы соработаете Богу по спасению души,  личности. А личность эта (если взять последние стадии алкогольной и наркотической зависимости)  может быть уже в распаде, под сильнейшим демоническим воздействием. Демоны же не терпят  молитвы, святыни. Поэтому так трудно бывает порой получить согласие болящего на причащение  Святых Тайн, так как причастие ­ это самое "великое и всесильное оружие в борьбе" (св. праведный Иоанн Кронштадтский). Пусть вас не покидает вера, что придет время, когда вы сможете сказать:  сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 24).          О вашей молитве за страждущегоМожно посоветовать (с благословения священника) читать один или два акафиста, которые  помещаются в этой книге, в течение сорока дней (число сорок ­ условное; это может быть и  тридцать, и пятьдесят дней).          Затем в течение сорока дней можно читать Псалтирь. После каждой "Славы" просите у Бога,  чтобы ваш близкий, страдающий недугом пьянства или наркомании, просветился умом и сердцем,  отстал от губящей его страсти, получил умиротворение и покой.          Просите об этом своими словами или молитвой, составленной св. праведным Иоанном  Кронштадтским: "Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и  плотского веселия. Даруй ему (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от  него плодов Духа. Аминь.          Псалтирь надо читать по одной кафизме в день, прочитав всю Псалтирь до конца.  Некоторые из священников советуют заказывать молебны ко Пресвятой Богородице пред Ее  иконою "Взыскание погибших", преподобному Паисию Великому и своему святому. В записке надо  кроме имени страждущего пороками пьянства указать также имена тех, кто подает записки. Если  это возможно, пусть в этом вашем молитвенном предстоянии Господу участвует хоть в какой­то  мере и ваш болящий.          И последнее. Не соглашайтесь с лукавыми советами вылечить вашего ближнего методом  кодирования. Это лечение оккультное, губительное для души и тела, для будущей жизни. Человек  на время может потерять влечение к алкоголю и наркотикам, это верно. Но какой ценой? Бесам (к  силе которых по сущности обращен метод кодирования) не важно уже после кодирования, пьет  человек или нет, важно, что он их. "Код", кстати, по­латыни означает "начертание". Естественным  следствием кодирования являются депрессии, страхи, тревожность. Даже самый благонамеренный  врач не может взять на себя грехи больного, даровать ему праведность (бесстрастие), а уж тем  более отогнать демонов.          Помните мудрые слова преподобного Варсонофия Великого: "Если человек сам не  потрудился по силе своей и не присоединил собственного труда к молитвам святых, то никакой не  получит пользы от того, что святые будут за него молиться".          Итак, в скорбях о ваших близких не отчаивайтесь ­ от скорби происходит терпение, от  терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3­5). Кто разумно  служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней (авва Дорофеи).          Об иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша"          Явление этого чудотворного образа произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда  Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Пропивая все, что имел, он  вскоре обни­щал. От пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне ему  явился старец и приказал идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где  находится икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", и отслужить перед ней молебен.          Без денег, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путь. Но святой старец  явился ему во второй, а потом и в третий раз и грозно приказал исполнить повеление. И тогда  солдат отправился в монастырь на четвереньках.          В одном селении он остановился отдохнуть. Чтобы облегчить боль, старушка­хозяйка  растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день ему стало легче. Опираясь сначала на  две, а потом на одну палку, он дошел до Серпухова.          Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен.  Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда подумали: не  та ли это икона, что висит в проходе из храма в ризницу? И на оборотной стороне ее действительно  увидели надпись: "Неупиваемая Чаша". В лике ученика святителя Алексия ­ преподобного  Варлаама ­ недугующий крестьянин сразу же узнал являвшегося ему во сне старца.          Из Серпухова крестьянин возвращался домой здоровым. Весть о чудном прославлении иконы  Божией Матери быстро распространилась по России. Одержимые страстью пьянства, их родные иблизкие спешили вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили,  чтобы уже возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.          По иконографии эта икона относится к типу одного из древнейших изображений Божией  Матери ­ "Оранта", только Бого­младенец налисан стоящим в Чаше. Чаша с благословляющим  Богомладенцем ­ это Чаша причащения, источающая приступающим к ней с верою все  благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа  нашего Иисуса Христа. Эта Чаша действительно Неупиваемая, или неиспиваемая, потому что  Агнец ее "всегда ядомый и никогда же иж­диваемый". А Матерь Божия с воздетыми вверх  пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву ­  Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный  Жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников,  всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому  источнику духовной радости и утешения. Она возвещает, что Неупиваемая Чаша небесной помощи  и милосердия уготована каждому нуждающемуся.           Празднование иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша" совершается 5/18 мая.          И сейчас в возрожденном Серпуховском Высоцком монастыре каждое воскресенье по  окончании Божественной Литургии совершается молебен с акафистом пред иконой Божией  Матери "Неупиваемая Чаша", за которым поминаются имена тех, кто страдает пристрастием к  винопитию и нуждается в благодатной помощи Пречистой Владычицы. Акафисты пред этой иконой читают также во многих храмах России. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь