Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями».
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
дефектология
Детсад
04.11.2018
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа¬хе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри¬ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведен¬ные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа¬хе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри¬ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведен¬ные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Консультация для воспитателей.doc
Консультация для родителей
на тему:
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного
развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что
значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения
(особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В
результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в
изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может
воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается
качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который
является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен снижен его темп, сужен
объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно
двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена
ориентировочноисследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и
качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при
решении нагляднопрактических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то
же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут
практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные
представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета,
затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова,
обозначающие величины ("длинный короткий", "широкий узкий", "высокий низкий" и
т. д. ), а пользуется словами "большой маленький". Недостатки сенсорного развития и
речи влияют на формирование сферы образовпредставлений. Изза слабости
анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных
частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ
предмета. Влияет на это и недостаточность тактильнодвигательного восприятия, которое
выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных
ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы,
величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у
дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии
от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа
предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов
и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при
усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти
дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными труд
ностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих
ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при
уменьшении количества информативных признаков предметов.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной
ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево»,
обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в
собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать
пространственные отношения между явлениями действительности в практической
деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в
экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих
отношений.
Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической
программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией
характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании
речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в
своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и
подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием
слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап
развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы
значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым
относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному
развитию ребенка.
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.