В консультация для родителей - Непосредственная работа с жертвами и преследователямиТак, Пикас (Pikas, 1989) разработал программу терапевтической ра¬боты с участниками групповой травли (моббинга), обучил школьный персонал пользоваться этими методами: в результате удалось достичь хороших результатов индивидуального вмешательства. Особого внимания заслуживают пять основных моментов. Если рассматривать проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами, то основной задачей учителя становитсяВ консультация для родителей - Непосредственная работа с жертвами и преследователями так, (Pikas, 1989) разработал программу терапевтической ра¬боты с участниками групповой травли (моббинга), обучил школьный персонал пользоваться этими методами: в результате удалось достичь хороших результатов индивидуального вмешательства. Особого внимания заслуживают пять основных моментов. Если рассматривать проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами, то основной задачей учителя становится
Консультация для родителей
Непосредственная работа с жертвами и преследователями
Предложено множество подходов к разрешению проблемы школьной травли.
Так, в работе Приста (Priest, 1989) излагается подробный план с указанием
важнейших факторов и стратегий вмешательства, которыми можно воспользоваться
при непосредственной работе с вовлеченными в буллинг. Ряд предложений
содержится также в другой публикации на эту тему (Besag, 1989). К сожалению,
оценка эффективности предлагаемых видов вмешательства проводилась далеко не
всегда. Кроме того, как указывает Бесаг, ситуация с проблемами травли в
Скандинавии отлична от таковой в других странах. Так, Пикас (Pikas, 1989)
разработал программу терапевтической работы с участниками групповой травли
(моббинга), обучил школьный персонал пользоваться этими методами: в результате
удалось достичь хороших результатов индивидуального вмешательства.
Опубликованы обнадеживающие результаты терапевтического вмешательства на
базе детских садов (Chazan, 1988). Одному из подходов к проблеме буллинга была
посвящена целая телепередача.
модель с элементами
психологического просвещения хорошо себя зарекомендовала. В отличие от многих
других исследователей, автор (Lister, 1987) уделила внимание оценке
эффективности данного вмешательства, сопроводив описание своего подхода под
робными комментариями, позволяющими его воспроизвести. Кроме того, при
работе с детьми, вовлеченными в буллинг, широко применялась разработанная в
Вайлингтонском психологопедагогическом центре (Lane, 1975b) модель анализа и
вмешательства, эффективность которой стала предметом пристального изучения
(Lane, 1983; 1990а). Конкретный случай из практики, описание которого
приводится в конце главы, позволяет составить представление о проводимом
терапевтическом вмешательстве.
Действительно,
Роль учебной программы
Включение в учебный план школ пасторской работы (pastoral curriculum) может
послужить отправной точкой для решения многих проблем, в том числе и проблемы
травли. В настоящее время все большее распространение получают техники
групповой работы с детьми, подробно описанные в ряде публикаций (Titman, 1988;
Besag, 1989; Herbert, 1988). Скандинавские исследователи также подчеркивают
большое значение пасторской работы в школах (Roland & Munthe, 1989).
Особого внимания заслуживают пять основных моментов. Если рассматривать
проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами,
то основной задачей учителя становится (Walker, 1989) управление конфликтом.
Решающее значение имеют используемые при этом методы. В США и странах
Европы все более широкое распространение получают программы
психологического просвещения, в рамках которых детей и взрослых обучают
разрешать конфликты без применения насилия. К сожалению, идея развития у детей
навыков неагрессивного существования в Великобритании встречает слабуюподдержку. Доказано (Herbert, 1988; Tattum Herbert, 1990), что эффективные
мероприятия в этом направлении можно проводить в рамках учебного плана.
Тщательный отбор литературы для внеклассного чтения, обсуждение прочитанного
и разыгрывание ролей способствуют изменению мировоззрения детей и школьного
микроклимата, больших успехов в этом направлении добились сотрудники
компании многоязыкового театра НетиНети (NetiNeti Multilingual Theatre
Company, Casdagli et al., 1990). Они используют пьесы, игровые сценарии и
проводят семинары, чтобы дети научились лучше осознавать самих себя и само
стоятельно находить решение своих проблем. Роль специалиста в повышении
социальной компетентности детей показана в работе Аскью (Askew, 1988). Автор
описала работу с учениками одного класса, уделив особое внимание изменению их
поведения в отношении друг друга. Детальная проработка вопроса социальной
компетентности осуществлена в программах типа Kidscape, целью которых
является развитие у детей навыков безопасного поведения.
Другая
исследовательница (Elliott, 1988; 1989) разработала подробный план работы как с
самими детьми, так и с их родителями и учителями. Ее программы широко
используются в школах Великобритании.
Роль служб поддержки
Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько
выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и
начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном те
рапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать
поддержку в стенах школы или направление в какуюлибо внешнюю службу
поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, судебными
органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». В связи с
частыми обращениями детей в редакции журналов или на телевидение, некоторые
телеведущие выпускают листовки с подробными рекомендациями, как вести себя в
том или ином случае (например, листовка «Как справиться с травлей» детской
телевизионной программы MotorMoutk).
К сожалению, внешние службы поддержки не могут оказать должного влияния
на ситуацию в школе. Тем не менее в настоящее время некоторые службы, учитывая
потребности детей, пытаются проводить терапевтическое вмешательство также и в
рамках школы. Так, в школах создаются терапевтические группы для жертв травли
(Bayley, 1989) с привлечением специалистов из саутваркской психолого
педагогической службы (Southwark Educational Guidance Service). Другие службы
поддержки в этом регионе также с успехом проводили групповую работу по
развитию у детей социальных навыков (Lane, 1975). Случай из практики, описанный
в конце главы, показывает использование терапевтического подхода. Кроме того,
для работы с вовлеченными в процесс буллинга хорошо подходят и другие методы,
такие как игровая терапия (Newson, 1992).
Роль школьных систем
ЕСЛИ предполагаемое вмешательство планируется осуществить в рамкахшкольной системы, необходимо учесть рекомендации Дэвиса (Davies, 1990),
специально занимавшегося этим вопросом. С позиций системного подхода
целесообразно проводить профилактику школьной травли на школьных игровых
площадках. Игровая площадка представляет собой важную социальную систему с
особыми правилами. В Вайлингтонском психологопедагогическом центре были раз
работаны несколько этнографических подходов к работе с детьми на игровых
площадках; с соответствующими методиками можно познакомиться во время
проводимых центром семинаров. Ценную информацию об игровой работе можно по
черпнуть у Титмена (Titman, 1988), который особо отметил разницу между голым
бетоном большинства школьных площадок и волнующей атмосферой хорошо
оборудованных игровых комплексов. Сравнительно недавно опубликованы под
робные рекомендации по организации работы на игровой площадке (Ross & Ryan,
1990), в основе которых лежат результаты пилотных проектов, выполненных на базе
детских садов.
Проведение тренингов
Многие исследователи (Askew, 1988;
Burden et al., 1990) считают
целесообразным проведение тренинговых семинаров с учителями с целью развития
у них необходимых навыков и мотивации деятельности. Даже однодневный тренинг
способен послужить мощным толчком к изменению при условии, что участники
осваивают механизм превращения желаемого в действительное, составляя план
своих действий. Особенно заметен эффект от занятий, если педагог дает по
окончании семинара публичное обещание предпринять практические шаги к
исправлению ситуации, при этом желательно сразу же договориться о
продолжительности проспективного наблюдения и дате контрольной встречи.
Возможности для разного рода вмешательств поистине безграничны. Однако,
по мнению Таттума (Tattum, 1988), чтобы быть эффективным, вмешательство
непременно должно затрагивать политику школьной администрации в целом. Это
важнейшее условие, хотя автор привел еще 12 рекомендаций по проведению
вмешательств.
Удастся ли окончательно разрешить проблему буллинга? Оценка
перспектив
Опубликованные результаты многочисленных описательных проектов
свидетельствуют о возможности эффективного вмешательства и разрешения
проблемы школьной травли. Большинство авторов, о которых шла речь выше, уде
лили достаточно внимания описанию проблемы. Однако эффективность
вмешательств редко получала экспериментальное подтверждение. Отчасти это
объясняется тем, что интерес к проблеме травли возник сравнительно недавно, а
малочисленность экспериментальных проектов характерна для детской
психотерапии в целом. Кроме того, не следует забывать и о высокой стоимости
такого рода экспериментальных проектов. Немногие страны и страховые компании
способны взять на себя расходы по их реализации.
Заслуживает одобрения позиция норвежского правительства, оказавшегоактивную поддержку исследовательским проектам, которые возникли на волне
общенациональной кампании по преодолению школьной травли. Позднее, под
давлением общественности и средств массовой информации, к этой работе
подключилось правительство Великобритании, которое оказало финансовую
поддержку коллективу исследователей из Шеффилдского университета (Sheffield
University, 1991). Фонд профессионального развития (Professional Development Fo
undation, 1990) предпочел альтернативный подход и профинансировал небольшие
проекты, во главе которых стояли разные исследователи, чтобы можно было
сравнить полученные ими результаты. До середины 1990х гг., когда были опубли
кованы первые результаты сравнительной оценки эффективности,
крупномасштабные проекты ограничивались кампанией по преодолению буллинга в
общешкольных масштабах. Результаты оказались противоречивыми. Олвеус
(Olweus, 1989: цитировано по Yates & Smith, 1989) подчеркивал высокую эф
фективность такого подхода. Другие исследователи (Roland, 1988; Munthe, 1989)
пришли к иным выводам. Так, Роланд отметил вполне очевидную и вместе с тем
важную закономерность: действенность программы определяется активностью
участия персонала и учащихся конкретной школы в ее проведении. Кроме того,
оказалось, что те школы, где проблема буллинга была выражена умеренно, после
профилактической кампании научились справляться с ней еще лучше. Эти наблюде
ния служат неопровержимым доказательством того, что понять структуру такого
явления, как школьная травля, можно лишь через призму конкретного социального
контекста, в котором это явление существует.
Случай из практики
Что касается учителей, то 25 % из них хотя бы иногда пытаются игнорировать
проблему буллинга, в то время как большинство детей ждут от них активных
действий (Stephenson & Smith, 1988). Учитывая многолетние страдания тысяч
детей и собственную причастность к проблеме, школа не может позволить себе
стыдливо отворачиваться от проблемы. Концепция «безопасной школы», впервые
возникшая в США, заслуживает самого пристального внимания (Lane, 1989).
Какие же результаты можно получить, используя программы терапии? Мы
попытаемся доказать, что перед психотерапевтом открывается обширное поле
деятельности. Вопервых, можно произвести непосредственное индивидуальное или
групповое вмешательство. Многие их тех, кто в результате травли испытывают
сильные страдания, нуждаются в психотерапии. Поднятые в данной главе вопросы
актуальны для любой терапевтической программы. Далее описан случай из
практики, который иллюстрирует важнейшие моменты вмешательства.
Джон был младшим в семье, где кроме него было еще четверо детей. Хотя его
отец имел постоянную работу, он отличался агрессивным поведением в отношении
всех членов семьи. Мать пыталась вмешаться, чтобы защитить детей от побоев,
однако быстро отступала, если муж обрушивался на нее с кулаками. По мнению
женщины, отец имел одинаково плохие отношения со всеми детьми. На протяжении
многих лет попытки вовлечь эту семью в семейную психотерапию были
безрезультатными. Старшего из братьев временно лишили права посещать школу заиздевательства над одноклассниками, он часто имел дело с полицией. В раннем
детстве Джон провел многие месяцы в больнице, пережив несколько операций по
коррекции врожденных дефектов. Мальчик хорошо помнил то время и свой
постоянный страх. Ко всему прочему у Джона было нарушено речевое развитие. Его
переводу в обычную среднюю школу предшествовала многолетняя работа с
логопедом, два года мальчик провел в специальном отделении для детей с
дефектами речи, а позднее в отделении для детей с «эмоциональными
нарушениями». К моменту поступления в школу мальчик все еще не умел читать, а
его социальные навыки были недостаточно развиты, хотя речь заметно улучшилась.
В возрасте 12 лет Джон начал сильно заикаться, все чаще принимал участие в делах,
связанных с насилием и вандализмом, а затем стал членом банды футбольных
болельщиковхулиганов.
В школе, которую посещал Джон, в качестве меры наказания широко
применялось сечение розгами, хотя заместитель директора заявлял: «Сечь
некоторых из этих детей все равно, что сечь стену». Тем не менее существовало и
несколько положительных моментов в жизни Джона. У него установились хорошие
взаимоотношения с учителемдефектологом (special needs
teacher), который
предпринял успешную попытку научить мальчика читать. Некоторые учителя также
отмечали хорошие стороны Джона, хотя никак не реагировали на преследования им
других учеников. Другие педагоги считали, что Джон сам заслуживает побоев и
оскорблений. Мать, будучи не в силах защитить мальчика от отца, сочувствовала
ему, и он видел это. В школе Джону дали направление в психологопедагогическую
консультацию, но безрезультатно. Затем его направили в Вайлингтонский центр.
Ниже приведено краткое описание ключевых элементов вмешательства.
1Отец и некоторые учителя подавали пример агрессивного поведения. Джону
это не нравилось, однако ему приходилось признавать их силу и авторитет.
2Мальчик высоко ценил сочувствие, но считал его признаком слабости.
3Джон любил бывать в школе, во всяком случае, когда ему удавалось достичь
некоторых успехов. Его пугала перспектива временного отстранения от школы.
4Недостаточно развитая речь и нехватка социальных навыков мешали
Наиболее
эффективному самовыражению и самоутверждению мальчика.
эффективным
раз
решения конфликта он считал драку и бросался колотить всех без разбора: дети не
станут дразнить того, кто их терроризирует. Да и учителя воздержатся от лишних
замечаний, если вести себя непредсказуемо. Демонстрация силы убедительнее
разумных доводов.
средством
5Политика школьной администрации отличалась непоследовательностью.
Между педагогами, вовлеченными в данный конфликт, существовали разногласия.
Рассмотрим подробнее пункт (4), в котором драчливость рассматривается как
результат стресса. Были спрогнозированы три возможные ситуации применения
насилия:
I.
II.
издевательства над детьми,
нападки на некоторых учителей,проявления насилия в других ситуациях.
III.
Первоначально было высказано предположение о связи стресса с насилием,
которая проявляется следующим образом.
В конфликтной ситуации Джон испытывает сильный стресс. В результате его
речь еще более ухудшается, ему становится трудно выразить свои чувства, и он,
чтобы справиться с тревогой, набрасывается на других детей с кулаками. Можно
подвергнуть проверке каждый из вышеперечисленных элементов этой цепочки
поведенческих актов. Например, составить перечень конфликтных ситуаций,
предложить мальчику отмечать уровень стресса по шкале (скажем, от 1 до 10).
Беглость речи также поддается оценке, а случаи нападения Джона на других детей
можно записать на видеопленку. Для детального анализа контекстов, в которых
наблюдались или не наблюдались проявления насилия, целесообразно использовать
специальные техники — «Атрибуция» («Attribution») или ABC («ABC») (описанные
у Lane, 1990a).
В процессе наблюдения выяснилось, что в действительности имеют место
четыре различных стереотипа поведения.
1Когнитивная мотивировка (Cognitive
justification). При не которых
обстоятельствах, сопряженных со стрессом, Джон начинал злиться, говорил себе,
что с ним плохо обращаются, и в отместку набрасывался на детей с кулаками.
2Выбор стратегии в стрессовой ситуации/дефицит навыков(Stress
management/skills deficit). Иногда тревога Джона была настолько сильна, что он
начинал
заикаться,
не мог выразить свои чувства словами и, вследствие фрустрации, бросался колотить
других детей.
сильно
3Справедливый мир (Just world). Бывали случаи, когда мальчик, не желая
терпеть несправедливость, «наказывал» обидчика. Это было обдуманное насилие.
4. Откровенное удовольствие (Sheer pleasure). В определенной обстановке,
как правило, во время футбольных матчей, Джон затевал драки просто ради
удовольствия. Это делалось для развлечения, а не вследствие стресса. Выраженные
различия в стереотипах позволяют опровергнуть гипотезу о том, что проявления
насилия обусловлены стрессом. Такой вариант развития событий не исключен, од
нако обстоятельства, в которых это происходит, весьма специфичны. Была
разработана специальная программа, чтобы обучить Джона умению справляться с
конфликтными ситуациями и развить его социальные навыки. С мальчиком были
проработаны модели поведения, встречающиеся в его ближайшем окружении, чтобы
он научился воспринимать силу не как проявление агрессии, а как вполне законную
уверенность в себе. С учителями были заключены соответствующие контракты,
чтобы обеспечить предсказуемый ход развития событий. Всем было разъяснено, что
любые проявления травли повлекут за собой временное запрещение посещать
школу, однако все провокации со стороны других детей также будут пресекаться,
что, по мнению Джона, было честно (справедливый мир). На протяжении девяти
месяцев наблюдения произошло всего два инцидента, то есть программа
вмешательства дала хороший эффект. Со стороны Джона не было замечено склон
ности к применению насилия в течение последнего года обучения в школе.Несмотря на то что мальчику не удалось приобрести за время учебы никакой
специальности, он, в конце концов, нашел работу.
Единственной областью, которой не коснулась программа вмешательства, было
«откровенное удовольствие». Неудивительно, что в процессе проспективного
наблюдения никаких изменений в этой области не было отмечено. Два года спустя
Джон принял участие в потасовке с другими ребятами (своими прежними
приятелями — футбольными фанатами), однако с честью выдержал испытательный
срок и, благодаря мощной социальной поддержке, избежал дальнейших неприятно
стей. Еще через пять лет Джон работал, наладил дружеские отношения с
окружающими и был хорошего мнения о себе.
Заключение
Проблема буллинга остается одной из важнейших в сфере детской и
подростковой психотерапии. Несмотря на ее широкую распространенность,
внимания этой проблеме уделяется явно недостаточно. Выраженность и
длительность страданий (Lane, 1988) могут вызвать необходимость терапевтичес
кого вмешательства. Тутто и возникают трудности. Эффективность вмешательства
определяется возможностью повлиять на контекст, в котором возникает проблема.
Хотя психологопедагогическое консультирование детей предполагает шаг в сто
рону от индивидуального психоанализа к семейной психотерапии, все же, по
мнению Ховарта (Howarth, 1992), существует некоторое предубеждение против
работы непосредственно в стенах школы или местного сообщества. Цель детской
психотерапии — предоставление помощи тем, кто в ней нуждается, и в тех
условиях, где чаще всего возникают проблемы. На современном этапе
психотерапевт не может ограничиваться работой с несколькими представителями
высших слоев общества.
При сопоставлении рекомендаций, предложенных в разное время и разными
авторами (Pikas, 1975; Tattum, 1988), можно уловить тенденцию, появившуюся
сравнительно недавно. Исследователи проявляют озабоченность в связи с
недостаточным вниманием общественности к проблеме школьной травли, а также
подчеркивают необходимость кропотливой работы с преследователями и их
жертвами. Вместе с тем Таттум указывает на склонность американских
психотерапевтов уделять внимание преимущественно жертвам издевательств, в то
время как британцы предпочитают вовлекать в терапию родителей и местную
общественность, а также делают ставку на учебную и пасторскую работу с детьми в
рамках школы. По сути дела такой подход знаменует собой начало
крупномасштабной работы по преодолению проблемы буллинга. Родоначальниками
этого подхода можно с полным основанием считать скандинавских исследователей.
Хочется надеяться, что со временем психотерапия займет достойное место в ряду
мероприятий по исправлению школьной травли, однако для этого потребуются
действенные стратегии терапевтического вмешательства, которые бы точно
соответствовали контексту проблемы.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь