В консультации для родителей - О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста, говорится о том, что успешность ребенка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его общей способности действовать самостоятельно. Однако нередко именно развитие самостоятельности малыша менее всего бес¬покоит родителей. И они с удивлением обнаруживают, что ребенок отстает от сверстников, только тогда начинают, например, водить его в детский сад. Действительно, оказавшись в детском саду многие трехлетки уверенно чувствуют себя среди детей, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык с другими детьми. Но с некоторыми детьми в этом смысле возникает масса проблем, потому что они почти ничего не умеют - они привыкли, что каждый момент их жизни — от одевания и кормежки до прогулки и налаживания контактов с другими детьми обеспечивается взрослыми.В консультации для родителей - О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста, говорится о том, что успешность ребенка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его общей способности действовать самостоятельно. Однако нередко именно развитие самостоятельности малыша менее всего бес¬покоит родителей. И они с удивлением обнаруживают, что ребенок отстает от сверстников, только тогда начинают, например, водить его в детский сад. Действительно, оказавшись в детском саду многие трехлетки уверенно чувствуют себя среди детей, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык с другими детьми. Но с некоторыми детьми в этом смысле возникает масса проблем, потому что они почти ничего не умеют - они привыкли, что каждый момент их жизни — от одевания и кормежки до прогулки и налаживания контактов с другими детьми обеспечивается взрослыми.
Психология для родителей.
О РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В семье растет малыш. Как хочется нам, родителям,
чтобы он стал, успешным и счастливым. С самого раннего
возраста мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развивать
его способности. Однако всегда ли добиваемся ожидаемого
результата?
Мама четырехлетней девочки пришла на консультацию и
доверительно пожаловалась на свою дочь: «Ксюша спо
собная девочка, а буквы учить не хочет.
Я бросила работу, ходила на курсы, освоила методику Зайцева (методика раннего
обучения чтению). Приобрела кубики и стараюсь каждый день с ней заниматься. Но
она почемуто ленится, раскидывает кубики, отказывается пропевать слоги.
Прошло три месяца, а сдвигов никаких нет. Может, для нее не подходит эта
методика, надо взять другую?»
Конечно дело не в методике, а в отношении Ксюшиной мамы к обучению дочки.
Мама считает, что малышка «должна учить», в то время как любые способности
или конкретные умения маленьких детей разбиваются только в процессе
интересной для них игровой деятельности. Повидимому, мама не сумела
исподволь, играя в буквы и слова, постепенно развить интерес дочки к чтению, а
затем слишком энергично взялась за дело и своими «лобовыми» требованиями
отбила у девочки всякое желание осваивать буквы и складывать слова. Теперь уже и
постоянные занятия, и мамино давление вряд ли изменят ситуацию в лучшую
сторону, поскольку у ребенка уже сложилось, повидимому, достаточно негативное
отношение к маминым занятиям. Лучше всего оставить девочку в покое и подумать
над тем, как развивать ее интерес к словам и буквам.
Нередко подобные проблемы возникают не только с чтением, но и вообще при
попытках взрослых чемулибо обучать ребенка музыке, рисованию и даже танцам,
не говоря уже о более прозаических задачах развития элементарных навыков
гигиены (мытье рук, чистка зубов, уборка игрушек и своего детского уголка
(комнаты). Целенаправленное развитие способностей, формирование конкретных
умений и навыков — непростая задача. Чтобы помочь Ксюшиной маме, попробуем
разобраться, каким образом у маленького ребенка формируются те или иные
способности.
Как показывает само слово способность, речь идет не столько о приобретении
некоего качества, сколько об освоении определенного способа действия. Сразу
отметим два ключевых момента:
1) Разные способы действий (и, следовательно, любые способности, появляются
у ребенка, или, точнее, формируются у него, исключительно в процессе его
собственной активной деятельности;
2) От природы все дети достаточно активны, хотя и поразному в
1зависимости от темперамента, состояния здоровья, настроения и т. п. Торможение
активности ребенка всегда имеет определенные причины: плохое самочувствие,
физические трудности, несовпадение желаний ребенка с тем, что хотят (требуют) от
него взрослые и т п. Иначе говоря, психологически лень маленького ребенка это не
«плохое поведение», а неестественное состояние организма. Это реакция
торможения активности изза отсутствия природосообразных условий жизни.
Изначально, в раннем детстве, лень всегда возникает как защитная реакция
ребенка, как его ответ на нежелательную, грубо навязываемую, слишком трудную
или несвоевременную, одним словом неприятную для него деятельность. Другое
дело, что постоянно повторяющаяся реакция может стать впоследствии типичной
для данного ребенка и тем самым превратиться в устойчивую характеристику его
личности. Заметим, что в жизни лень зачастую проявляется не вообще, а в
отношении только определенной, нежелательной для человека деятельности в
учебе, на работе... Зато в свободное время этот же человек может быть очень
активным. Ведь не случайно отпетые двоечники нередко самые предприимчивые
хулиганы.
Но если лень в раннем детстве проявляется так часто, что становится наиболее
привычным ответом ребенка на требования взрослых, то со временем вырастает
ленивое нерасторопное существо, которому «ничего не охота», все «до лампочки»,
лишь бы не напрягаться. Хотя нормальному человеку бездействовать
психологически тяжело, а его успешность в деятельности не только приятное, но и
необходимое условие удовлетворенности жизнью. Успех, позитивный результат
вот что необходимо для развития потребности вновь и вновь проявлять активность,
потребности «быть активным». Можно сказать, что собственный, самостоятельно
достигнутый успешный результат в топ или иной деятельности это и есть главный
«воспитатель» любой способности.
Успешность ребенка в разных видах деятельности существенно зависит от
развития его общей способности действовать самостоятельно. Однако нередко
именно развитие самостоятельности малыша менее всего беспокоит родителей. И
они с удивлением обнаруживают, что ребенок отстает от сверстников, только тогда
начинают, например, водить его в детский сад.
Действительно, оказавшись в детском саду многие трехлетки уверенно чувству
ют себя среди детей, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык с
другими детьми. Но с некоторыми детьми в этом смысле возникает масса проблем,
потому что они почти ничего не умеют они привыкли, что каждый момент их
жизни — от одевания и кормежки до прогулки и налаживания контактов с другими
детьми обеспечивается взрослыми. У таких детей просто нет никакого опыта
самостоятельной деятельности, и воспитателям приходится учить их элементарным
навыкам самообслуживания и общения. Есть и такие дети, которые вполне могут
действовать самостоятельно, но привыкли к постоянному присутствию взрослого
рядом. Эти дети отказываются есть, играть или спать, часто капризничают, потому
что им психологически дискомфортно «плохо без мамы», хочется «домой, к
бабушке» и т. п.
Практика показывает, что главная причина недостаточной самостоятельности
2ребенка лежит, прежде всего, в условиях его домашнего воспитания, точнее в том,
как относятся к проблеме самостоятельности ребенка его родители, а также другие
взрослые в семье.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е. М. Бондарь
3