Консультация для родителей - О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.

  • Лекции
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях, говорится о том, что на ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).В консультации для родителей - О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях, говорится о том, что на ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений
Иконка файла материала -+Консультация для родителей — О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях..docx
Консультация для родителей О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.   в что   Анализ   литературы   убедительно   уникальной, показывает, вырабатываемой веками системе народного воспитания,   гендерная   компетентность родителей   формировалась   легко   и естественно.   Результаты   исследований   научного центра   «Психофизиология   матери   и Санкт­Петербургского ребенка» государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже   пуповину   девочкам   и   мальчикам отрезали   по­разному.   Пуповину   девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке,   что   символизировало   наделение ее   качествами   труженицы,   хозяйки   и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.   Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием   будущего   ребенка.   Люди   мечтали   о   том,   что   когда   их   сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые   по   женской   линии   несли   в   себе   терпимость,   сдержанность,   любовь   и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка. На  ранних стадиях развития человеческого  общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала   обязанность   заботиться   о   детях,   воспитывать   и   обучать   их.   Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее   авторитетные   и   уважаемые   сородичи   детей —   старейшины.   Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной   педагогики:   мальчиков   готовили   преимущественно   к   мужским   видам деятельности   (учили   охотиться,   ловить   рыбу,   загонять   добычу,   изготавливать оружие   и   орудия   труда),   а   девочек   приучали   к   ведению   домашнего   хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений). Родители   в   первую   очередь   заботились   об   удовлетворении   биологических потребностей   детей:   кормлении,   оберегании   от   опасностей   и   неблагоприятных условий   внешней   среды.   Воспитательное   воздействие   было   инстинктивным,   итолько   впоследствии   стали   формироваться   элементарные   педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае. К сожалению, в общих этнографических описаниях многих авторов вопросы о путях и средствах воспитания детей дошкольного возраста ограничиваются лишь отдельными   замечаниями.   Как   справедливо   было   замечено   Г.   А.   Комаровой, общественная   сторона   проблемы   детства   обычно   не   становилась   объектом специального анализа. Однако при знакомстве с отдельными работами (Никитина Г. А., Семенова Л. И., Суворова З. И. Волков Г. Н., Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. и др.), в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как отношение   родителей   и   образцы   воспитания   влияли   на   воспитание   девочек   и мальчиков. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание   детей   осуществлялось   с   учетом   их   гендерных   особенностей.   Так, например,   в   колыбельных   песнях,   пестушках,   потешках,   играх,   присутствует обращение   не   просто   к   маленькому   ребенку,   а   к   девочкам   и   мальчикам.   В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п. Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3­х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность   за   воспитание   детей   ложилась   на   плечи   родителей:   за   девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы. Следует   обратить   внимание   на   то,   как   в   семье   дифференцировался   труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома,   мытью   посуды.   Они   загоняли   скотину   во   двор,   пасли   гусей   и   под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании,   шитье,   ткачестве.   Мальчиков   привлекали   в   качестве   помощников   к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки. От   девочек   и   мальчиков   дошкольного   возраста   требовалось   строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим   детям,   доброта,   отзывчивость,   вежливость   и   дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины­матери. Её   воспитательное   воздействие   признавалось   настолько   определяющим,   что   и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей. Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их   поведение.   Отец   в   воспитании   дочерей   выступал   больше   как   авторитет,   на который   ссылались   матери.   Всю   ответственность   за   их   воспитание   мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.Интерес   представляет   и   распределение   ролей   в   крестьянской   семье.   Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а   мать   наполняла   ее   конкретным   содержанием   и   следила   за   ее   реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка   или   на   развитие   у   него   умственных   способностей,   сообразительности, смекалки. Таким   образом,   очевидно,   что   при   воспитании   детей   с   3­х   до   4­х   лет   в крестьянской   семье   наблюдается   четкое   распределение   обязанностей   по воспитанию   девочек — матерями,   а   мальчиков   – отцами. При этом на первый план   выступает   отец, который,   как   бы   нес ответственность за передачу детям   навыков   социального поведения   и   привития   им норм общественной жизни. Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике   показывает, что в раннем и дошкольном детстве   игры   были основой   всестороннего   развития,   как   девочек,   так   и мальчиков. Все   народные   игры   были   проникнуты   принципом   справедливости, воздания   по   заслугам   и   заставляли   девочек   и   мальчиков   в   равной   степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась   привычка   к   безусловному   подчинению   общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью   считалок   определяли   того,   кто   «водит»,   и   тех,   кто   попадает   в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию, как должную. Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола. Но   не   только   в   играх,   но   и   в   совместном   труде   со   своими   родителями воспитывались   девочки   и   мальчики.   При   этом   поощрения,   похвала   были естественными оценками детского труда. Очевидно, что наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерныхособенностей.   Всему   свое   время   и   место.   Но   в   воспитании   подрастающего поколения   народ­воспитатель,   народ­педагог   шел   в   сторону   равенства, демократизма и гуманизма. До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную   силу,   которой   нет   в   самых   лучших   системах,   основанных   на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Осознание   того,   что   утрата   многих   прогрессивных   народных   традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет   современных   ученых   и   исследователей   искать   пути   возрождения интереса   к   национальным,   культурным   традициям   народов   различных   регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может   показаться   отжившей   эта   традиция   отцовской   авторитарности   —   мы   не устаем   твердить   о   «равноправии»   мужчины   и   женщины   в   семье.   Но   давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный   созидающий   стимул,   самой   своей   природой   он   призван   определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого   неминуемо   приводит   к   тому,   что   формируется   «общество   без   отцов», «общество   без   власти»,   в   котором   пассивная   вседозволенность   сочетается   с социальной анархией[1]. Вместе   с   тем,   становится   очевидным,   что   многое   из   опыта   народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а   потому   не   используется.   Поэтому   при   взаимодействии   воспитателей   и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей   к   этому   чистому,   проверенному   истоку,   которым   является   народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей,   использовать   при   проведении   родительского   собрания   и   т.п.   Но современные   родители   не   могут   жить   только   прошлым,   поэтому   воспитатели   в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций.                Материал  подготовлен  педагогом­психологом – Е.М.Бондарь