В консультации для родителей - О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях, говорится о том, что на ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).В консультации для родителей - О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях, говорится о том, что на ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений
Консультация для родителей
О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.
в
что
Анализ литературы убедительно
уникальной,
показывает,
вырабатываемой веками системе народного
воспитания,
гендерная компетентность
родителей формировалась легко и
естественно.
Результаты исследований научного
центра «Психофизиология матери и
СанктПетербургского
ребенка»
государственного
университета
свидетельствуют о том, что при рождении
даже пуповину девочкам и мальчикам
отрезали поразному. Пуповину девочки
обрезали ножницами над веретеном или на
гребенке, что символизировало наделение
ее качествами труженицы, хозяйки и
рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов
для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в
рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с
программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын
вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной
матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно,
что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей,
которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и
доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о
чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их
воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины
лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные
педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и
наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело
воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты
гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам
деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать
оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства
(приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических
потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных
условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, итолько впоследствии стали формироваться элементарные педагогические
воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.
К сожалению, в общих этнографических описаниях многих авторов вопросы о
путях и средствах воспитания детей дошкольного возраста ограничиваются лишь
отдельными замечаниями. Как справедливо было замечено Г. А. Комаровой,
общественная сторона проблемы детства обычно не становилась объектом
специального анализа. Однако при знакомстве с отдельными работами (Никитина Г.
А., Семенова Л. И., Суворова З. И. Волков Г. Н., Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. и др.),
в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как
отношение родителей и образцы воспитания влияли на воспитание девочек и
мальчиков.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве
воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так,
например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует
обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В
соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или
мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой,
приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей,
рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше
чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так,
например, в крестьянских семьях с 3х лет дети принимали пищу за общим столом.
Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся
ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек
отвечали матери, а за сыновей – отцы.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд
девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке
дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под
руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении,
вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к
жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею.
Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое
соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и
младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность,
исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщиныматери.
Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и
положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую
очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за
их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на
который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков
дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди,
старшие братья.Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу
отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания,
а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией,
добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы
в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в
семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие
ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности,
смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3х до 4х лет в
крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по
воспитанию
девочек —
матерями, а мальчиков –
отцами. При этом на первый
план выступает отец,
который,
как бы нес
ответственность за передачу
детям навыков социального
поведения и привития им
норм общественной жизни.
Анализ
первоисточников и работ по
этнопедагогике показывает,
что в раннем и дошкольном
детстве игры были основой всестороннего развития, как девочек, так и
мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости,
воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени
подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом –
образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым
установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка,
приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с
помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в
благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не
обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию, как должную.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои
излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для
приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству,
ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и
девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей
обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями
воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были
естественными оценками детского труда.
Очевидно, что наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет
современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерныхособенностей. Всему свое время и место. Но в воспитании подрастающего
поколения народвоспитатель, народпедагог шел в сторону равенства,
демократизма и гуманизма.
До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что
воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций
привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений,
заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения
интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов
страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас
может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности — мы не
устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте
задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт
ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной
катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи
активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять
семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего
этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов»,
«общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с
социальной анархией[1].
Вместе с тем, становится очевидным, что многое из опыта народной
педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей,
а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и
специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение
родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная
педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для
родителей, использовать при проведении родительского собрания и т.п. Но
современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в
работе с ними должны быть в курсе современных тенденций.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь