В консультации для родителей - Обучение детей умению управлять своим поведением, как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.В консультации для родителей - Обучение детей умению управлять своим поведением, как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Консультация для родителей
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а
иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего
не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее
всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет
признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению
проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах
и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах
литературных произведений показать детям, что смелый человек это не тот, кто
ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой
страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.
Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав
рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать,
что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые
характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом.
Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим.
Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые
принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда
травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого
мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его
же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем
не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь
хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не
рекомендуется проводить какиелибо виды работ, учитывающие скорость. Таких
детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя
подгонять и торопить их.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно
установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите
ребенка до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать
словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а
вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего
переживания и в какойто мере успокоит ребенка.
Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его
ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.
С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную
информацию. В детском саду или в школе на стенде можно разместить, например,памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е.В. Новиковой и
Б.И.Кочубей (1998).
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь