Консультация для родителей - ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  • Лекции
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, говорится о том, что интеллектуально одаренные дети, как правило, имеют ряд общих особенностей. Высокий уровень познавательной мотивации и познавательной активности, способность усваивать огромные объемы информации, опережающее возрастные нормы развитие мыслительных операций со стороны познавательной сферы дают картину резкого опережения. Это стремительное развитие сочетается с запаздыванием микромоторики (а часто и физического развития в целом), навыков и мотивации общения, эмоционального развития и саморегуляции.В консультации для родителей - ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, говорится о том, что интеллектуально одаренные дети, как правило, имеют ряд общих особенностей. Высокий уровень познавательной мотивации и познавательной активности, способность усваивать огромные объемы информации, опережающее возрастные нормы развитие мыслительных операций со стороны познавательной сферы дают картину резкого опережения. Это стремительное развитие сочетается с запаздыванием микромоторики (а часто и физического развития в целом), навыков и мотивации общения, эмоционального развития и саморегуляции.
Иконка файла материала консультация - одаренный ребёнок.doc
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНЫХ И ДЕТСКО­РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В   последнее   десятилетие   с   появлением   разнообразных   форм   и   методов обучения, с расширением информационных возможностей заметно вырос интерес к явлению   интеллектуальной   и   академической   одаренности   у   детей.   Предмет   и формы этого интереса менялись довольно быстро от удивления и восторгов по поводу   детской   «гениальности»   и   стремительности   в   обучении   до   сочувствия несостоявшимся   вундеркиндам   и   такого   же   сильного   удивления   масштабам   их эмоциональной патологии. Психологи и педагоги, работающие с интеллектуально одаренными детьми, все   больше   убеждаются   в   том,   что   особенности   и   необычность   таких   детей обусловлены не столько их познавательными возможностями, сколько личностной организацией   в   целом.   Если   понимать   одаренность   как   системообразующее свойство   личности,   необходимо   исследовать   ситуацию   развития,   семейный контекст, условия развития таких детей.  Установлено, что интеллектуальное развитие детей страдает при материнской депривации. Интеллект детей коррелирует с социально­экономическим статусом семьи, образованием и профессией родителей, со стилем взаимодействия матери с ребенком и особенностями личности матери, с культурной средой, эмоциональным климатом семьи; с успешностью взаимодействия в диаде родитель ­ ребенок при обучении; с отзывчивостью матери по отношению к младенцу; с эмоциональным отношением   ребенка   к   родителю;   установлена   прямая   корреляция   значимости отношений с родителями для ребенка и его интеллектуальных показателей. Интеллектуально   одаренные   дети,   как   правило,   имеют   ряд   общих особенностей.   Высокий   уровень   познавательной   мотивации   и   познавательной активности, способность усваивать огромные объемы информации, опережающее возрастные нормы развитие мыслительных операций со стороны познавательной сферы дают картину резкого опережения. Это стремительное развитие сочетается с   запаздыванием   микромоторики   (а   часто   и   физического   развития   в   целом), навыков   и   мотивации   общения,   эмоционального   развития   и   саморегуляции. Например, одним из ярких проявлений нарушения саморегуляции является то, что при внимательном наблюдении обучение такого ребенка строится, в основном, на переживании им интереса и успеха, а то, что вызывает трудность и напряжение, часто влечет за собой потерю интереса, отказ от задачи или ее обесценивание. Такие виды деятельностей, являющихся ведущими в соответствующих возрастах, как   ролевая   игра,   рисование,   общение   со   сверстниками,   крайне   мало   или искаженно представлены в истории развития этих детей. Таким образом, общей является картина негармоничного развития, что делает таких детей «трудными» и «странными» и ставит перед семьей особые задачи их воспитания. Нечто   общее   обнаруживается   и   во   взаимодействии   детей   с   родителями,   а также на уровне семейной структуры в целом. Большинство наблюдаемых семей оказались неполными. Во многих полных семьях отмечается хронический скрытый конфликт   между   супругами,   сопровождающийся   отстраненностью   отца.   В неполных   семьях   огромную   роль   играют   прародители   (чаще   ­   бабушки),   онинаравне, если не больше, берут на себя груз ответственности за ребенка, стараясь «разгрузить»   уставшую   мать.   Дети,   как   правило,   поздние   либо   рожденные   с осложнениями. Ненормативность детского развития обнаруживается обычно в 2 – 3 года, в связи   с   чем   многие   матери   полностью   посвящают   себя   ребенку,   отодвигая собственные интересы на второй план. Матери   продолжают   поддерживать   чрезмерно   зависимые   отношения   с ребенком,   живут   его   интересами   и   проблемами.   Негармоничность   детского развития   во   многом   поддерживается   особенностями   общения   родителя   с ребенком. Контакты детей со сверстниками дотошно контролируются родителями, общение часто опосредуется взрослым, в некоторых случаях кругом взрослых, и ограничивается.   Дети   либо   поздно   поступают   в   школу   (в   нескольких   случаях первое поступление в школу — в восьмой класс), либо очень рано (в 4­5 лет), но под   пристальным   вниманием   родителей.   Родители   часто   опасаются   оставлять ребенка   без   присмотра,   ссылаясь   на   его   беспокойство,   несамостоятельность, неадекватность или вообще на жестокость и несовершенство мира за пределами семьи. Во   всех   наблюдаемых   семьях   существенными   оказались   две  особенности взаимодействия родителя (как правило, мать и бабушка) ребенка (как правило, мальчик). Первая устойчивая черта ­ специфические нарушения дистанции общении между ними. Дистанция в детско­родительском взаимодействии является одним из базовых   параметров,   т.к.   обеспечивает   удовлетворение   таких   важных потребностей ребенка, как потребности автономии и безопасности.  Почти  во всех   семьях  родители активно  участвуют  в  таких сферах  жизни ребенка, как обучение, чтение, участие в олимпиадах и проч. Это участие имеет различные   формы:   определение   приоритетов,   помощь,   контроль,   требования, совместная   деятельность.   Почти   все   родители   проявляют   сверхвключенность   в общении   с   ребенком:   повышенный   контроль,   повышенная   эмоциональная включенность   во   все   дела   и   проблемы,   часто   сопровождающаяся самопожертвованием и гиперопекой. В единичных случаях наблюдалось обратное ­ невмешательство в дела ребенка, слабая поддержка, попустительство, однако при наличии довольно жестких требований к самостоятельности и успешности.  Таким   образом,   для   данных   семей   характерны   нарушения   дистанции  неадекватности детско­родительского   взаимодействия   со   стороны   ее  возрастным   возможностям   ребенка   и  ригидности,  стабильности  не соответствующей динамике возрастных задач личностного развития. Вторая   устойчивая   черта  ­   детско­родительского   взаимодействия     в описываемых   семьях   относится   к   особенностям  родительской   мотивации  в отношении ребенка. В семьях родительские   мотивы, средством удовлетворения которых является ребёнок или   его качества, с одной стороны,  доминируют   в мотивационной   системе   родителя:   это   мотивы   достижения   и   социальной реализации   через   ребенка,   обретения   смысла   жизни     в   ребёнке,   заполнения эмоционального вакуума.Таким образом, специфика мотивации наблюдаемых родителей заключается в сверхценности  ребенка   или   его   качеств   и  игнорировании  или  обесценивании собственных ресурсов.                                 Журнал  «Психолог в детском саду» №2 2005г.стр.123 ­131                                          Материал подготовлен педагогом психологом  – Е.М.Бондарь.