В консультации для родителей - ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, говорится о том, что интеллектуально одаренные дети, как правило, имеют ряд общих особенностей. Высокий уровень познавательной мотивации и познавательной активности, способность усваивать огромные объемы информации, опережающее возрастные нормы развитие мыслительных операций со стороны познавательной сферы дают картину резкого опережения. Это стремительное развитие сочетается с запаздыванием микромоторики (а часто и физического развития в целом), навыков и мотивации общения, эмоционального развития и саморегуляции.В консультации для родителей - ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, говорится о том, что интеллектуально одаренные дети, как правило, имеют ряд общих особенностей. Высокий уровень познавательной мотивации и познавательной активности, способность усваивать огромные объемы информации, опережающее возрастные нормы развитие мыслительных операций со стороны познавательной сферы дают картину резкого опережения. Это стремительное развитие сочетается с запаздыванием микромоторики (а часто и физического развития в целом), навыков и мотивации общения, эмоционального развития и саморегуляции.
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНЫХ И
ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В последнее десятилетие с появлением разнообразных форм и методов
обучения, с расширением информационных возможностей заметно вырос интерес к
явлению интеллектуальной и академической одаренности у детей. Предмет и
формы этого интереса менялись довольно быстро от удивления и восторгов по
поводу детской «гениальности» и стремительности в обучении до сочувствия
несостоявшимся вундеркиндам и такого же сильного удивления масштабам их
эмоциональной патологии.
Психологи и педагоги, работающие с интеллектуально одаренными детьми,
все больше убеждаются в том, что особенности и необычность таких детей
обусловлены не столько их познавательными возможностями, сколько личностной
организацией в целом. Если понимать одаренность как системообразующее
свойство личности, необходимо исследовать ситуацию развития, семейный
контекст, условия развития таких детей.
Установлено, что интеллектуальное развитие детей страдает при материнской
депривации. Интеллект детей коррелирует с социальноэкономическим статусом
семьи, образованием и профессией родителей, со стилем взаимодействия матери с
ребенком и особенностями личности матери, с культурной средой, эмоциональным
климатом семьи; с успешностью взаимодействия в диаде родитель ребенок при
обучении; с отзывчивостью матери по отношению к младенцу; с эмоциональным
отношением ребенка к родителю; установлена прямая корреляция значимости
отношений с родителями для ребенка и его интеллектуальных показателей.
Интеллектуально одаренные дети, как правило, имеют ряд общих
особенностей. Высокий уровень познавательной мотивации и познавательной
активности, способность усваивать огромные объемы информации, опережающее
возрастные нормы развитие мыслительных операций со стороны познавательной
сферы дают картину резкого опережения. Это стремительное развитие сочетается
с запаздыванием микромоторики (а часто и физического развития в целом),
навыков и мотивации общения, эмоционального развития и саморегуляции.
Например, одним из ярких проявлений нарушения саморегуляции является то, что
при внимательном наблюдении обучение такого ребенка строится, в основном, на
переживании им интереса и успеха, а то, что вызывает трудность и напряжение,
часто влечет за собой потерю интереса, отказ от задачи или ее обесценивание.
Такие виды деятельностей, являющихся ведущими в соответствующих возрастах,
как ролевая игра, рисование, общение со сверстниками, крайне мало или
искаженно представлены в истории развития этих детей. Таким образом, общей
является картина негармоничного развития, что делает таких детей «трудными» и
«странными» и ставит перед семьей особые задачи их воспитания.
Нечто общее обнаруживается и во взаимодействии детей с родителями, а
также на уровне семейной структуры в целом. Большинство наблюдаемых семей
оказались неполными. Во многих полных семьях отмечается хронический скрытый
конфликт между супругами, сопровождающийся отстраненностью отца. В
неполных семьях огромную роль играют прародители (чаще бабушки), онинаравне, если не больше, берут на себя груз ответственности за ребенка, стараясь
«разгрузить» уставшую мать. Дети, как правило, поздние либо рожденные с
осложнениями.
Ненормативность детского развития обнаруживается обычно в 2 – 3 года, в
связи с чем многие матери полностью посвящают себя ребенку, отодвигая
собственные интересы на второй план.
Матери продолжают поддерживать чрезмерно зависимые отношения с
ребенком, живут его интересами и проблемами. Негармоничность детского
развития во многом поддерживается особенностями общения родителя с
ребенком. Контакты детей со сверстниками дотошно контролируются родителями,
общение часто опосредуется взрослым, в некоторых случаях кругом взрослых, и
ограничивается. Дети либо поздно поступают в школу (в нескольких случаях
первое поступление в школу — в восьмой класс), либо очень рано (в 45 лет), но
под пристальным вниманием родителей. Родители часто опасаются оставлять
ребенка без присмотра, ссылаясь на его беспокойство, несамостоятельность,
неадекватность или вообще на жестокость и несовершенство мира за пределами
семьи.
Во всех наблюдаемых семьях существенными оказались две особенности
взаимодействия родителя (как правило, мать и бабушка) ребенка (как правило,
мальчик).
Первая устойчивая черта специфические нарушения дистанции общении
между ними. Дистанция в детскородительском взаимодействии является одним из
базовых параметров, т.к. обеспечивает удовлетворение таких важных
потребностей ребенка, как потребности автономии и безопасности.
Почти во всех семьях родители активно участвуют в таких сферах жизни
ребенка, как обучение, чтение, участие в олимпиадах и проч. Это участие имеет
различные формы: определение приоритетов, помощь, контроль, требования,
совместная деятельность. Почти все родители проявляют сверхвключенность в
общении с ребенком: повышенный контроль, повышенная эмоциональная
включенность во все дела и проблемы,
часто сопровождающаяся
самопожертвованием и гиперопекой. В единичных случаях наблюдалось обратное
невмешательство в дела ребенка, слабая поддержка, попустительство, однако при
наличии довольно жестких требований к самостоятельности и успешности.
Таким образом, для данных семей характерны нарушения дистанции
неадекватности
детскородительского взаимодействия со стороны ее
возрастным возможностям ребенка и ригидности, стабильности не
соответствующей динамике возрастных задач личностного развития.
Вторая устойчивая черта детскородительского взаимодействия
в
описываемых семьях относится к особенностям родительской мотивации в
отношении ребенка. В семьях родительские мотивы, средством удовлетворения
которых является ребёнок или его качества, с одной стороны, доминируют в
мотивационной системе родителя: это мотивы достижения и социальной
реализации через ребенка, обретения смысла жизни в ребёнке, заполнения
эмоционального вакуума.Таким образом, специфика мотивации наблюдаемых родителей заключается в
сверхценности ребенка или его качеств и игнорировании или обесценивании
собственных ресурсов.
Журнал «Психолог в детском саду» №2 2005г.стр.123 131
Материал подготовлен педагогом психологом –
Е.М.Бондарь.