В консультации для родителей - ОСЛАБЛЕННАЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ, говорится о том, что обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией (отрицательной, противоречивой, нейтральной), учитель строит работу с ними по трем основным направлениям: формирование активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса. Учитель активизирует у ребенка состояние субъекта учебной деятельности при помощи таких приемов:В консультации для родителей - ОСЛАБЛЕННАЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ, говорится о том, что обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией (отрицательной, противоречивой, нейтральной), учитель строит работу с ними по трем основным направлениям: формирование активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса. Учитель активизирует у ребенка состояние субъекта учебной деятельности при помощи таких приемов:
ОСЛАБЛЕННАЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ.
Обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией (отрицательной,
противоречивой, нейтральной), учитель строит работу с ними по трем
основным направлениям:
формирование активной позиции школьника,
положительного отношения, познавательного интереса.
Формирование позиции школьника
1.
Учитель приемами словесного внушения систематически, в единстве с
семьей «выращивает» у ребенка чувство должного, важного в отношении к
школе, к учению.
Учитель активизирует у ребенка состояние субъекта учебной
деятельности при помощи таких приемов:
—
организации ситуации личного выбора задачи, упражнения.
Учитывая ограниченные интеллектуальные возможности детей с
ЗПР, предлагаются несложные основания выбора, такие как: тема
задачи (какую задачу будешь решать: про яблоко или про домики?);
степень сложности задачи (даются два конверта с надписями
«легкая задача», «интересная задача», «трудная задача»); количество
задач (сколько задач ты берешься решить: одну или две?);
—
создание ситуации активного влияния в совместной
деятельности или в игре «Я — учитель» (ученик ставится в положение
учителя и «получает право» проверить у товарища по парте
задание),
внедрение различных вариантов взаимоконтроля,
взаимопомощи;
—
выбор партнера для совместной учебной деятельности,
детям предлагается самим разбиться на пары для совместного
выполнения заданий (например, описать птицу, сделать аппликацию
и т.д.).
2. Формирование положительного отношения к учению.
Можно выделить следующие направления в работе учителя:
—
прежде всего,
учитель заботится о создании общей
положительной атмосферы на уроке, снижает тревожность детей,
исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки,
выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.), тем самым снижается или
полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться,
забыть, смешаться, неверно ответить;
—
создает ситуацию успеха в учебной деятельности,
формирующую чувство удовлетворенности, уверенности в себе,
высокой самооценки и радости;
—
опирается более широко, чем в обычном классе, на игру как
Учитель насыщает
ведущую деятельность ребенка с ЗПР.
педагогический процесс интеллектуальными играми с правилами,
активно использует игротехнику на каждом этапе урока, делает игру незапретным для школьника делом, а органичной, естественной формой
организации быта детей на уроке и в группе продленного дня;
—
целенаправленно эмоционально стимулирует детей на уроке.
Для этого он, вопервых, предупреждает опасные для учения чувства скуки,
серости, монотонности (за счет перемены видов работы, занимательности,
личной эмоциональности); вовторых, возбуждает интеллектуальные эмоции
удивления, новизны, сомнения, достижения; в третьих, формирует
внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая
установку на достижение, преодоление трудностей.
3. Развитие познавательных интересов.
Для решения этой цели учителю необходимо:
—
избегать в своем стиле преподавания появления
«антистимулов», таких как: бедность, будничность, серость,
монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания обучения от
личного опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и
одновременно низкая плотность режима работа («ничегонеделание»,
паузы, простои);
—
использовать содержание обучения как источник
стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизну
информации (в соотношении со скудным личным опытом детей),
заострение противоречия между житейскими представлениями
школьников и новым знанием, непосредственную практическую
значимость знания в ближайшей зоне развития ребенка (в быту, в
работе, на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.);
—
стимулировать познавательный интерес с помощью
технологии обучения,
включающей многообразие приемов
занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация,
шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение
приемам умственной деятельности и учебной работы; использование
проблемнопоисковых методов обучения.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь