В консультации для родителей - ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ, говорится о том, что дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.В консультации для родителей - ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ, говорится о том, что дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.
Психология для родителей
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет
встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более счастливое детство. В
действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и
дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.
Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда
обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок
вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит
у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не
происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При
этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои
сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами
ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается
детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со
сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего
человека.
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям
окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о
талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, ктонибудь из членов семьи иногда
забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение
своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления
необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и
такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от
того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих
оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.
Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на
специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя
подсказать, направить родительское воспитание.
Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не
только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается,
зачастую, с того, что ему уже не интересно. Наиболее любознательным часто становится скучно в
классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в
безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от
того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несёт в себе
развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в том, что:
а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности
ориентироваться на тех, кто идет впереди;
б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из
них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной
активностью.
Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные
задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие намерения забываются в связи с
отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог видит лишь восприимчивого к учению, не
замечая, что такой ребёнок нуждается в особом подходе.
Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников, склонен
постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет новой умственной пищи.
Через какоето время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик
постепенно становится всем в классе в тягость. Часто в начальных классах наиболее развитогоученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же
настойчиво пытается чтонибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он
“выскочка”. Видя, что его активность учителю не нужна, он переключается на чтонибудь
постороннее – что влечёт за собой недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не
интересуется занятиями?
Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему – ненужной. Он
предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и
тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями.
Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке,
которая была бы под стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не
может, кроме такой же средней программы. Всётаки, немалая доля детей с ранним подъемом
способностей както приспосабливается к общим требованиям. Они вынуждены становиться
менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы.
Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним умственным
расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно был отличником. А ведь
отметки в школах старой системы ставят необъективно – не за знания, а и за поведение, за
почерк.
У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношения со
сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают
активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его
в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”:
избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало
дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почемулибо не даются
физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не
привлекают к себе такого пристального внимания. Трения с товарищами бывают вызваны
направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к
шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым
играм.
Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним подъемом
интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремятся
заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность
к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования какихнибудь высказанных теми
утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются
выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их
мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так,
легкость, с которой дается учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к
нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной
самостоятельности,
установки на познавание могут оборачиваться своеволием,
противопоставлением себя окружающим.
Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого учителя,
особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так важен социальный статус
среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее
важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания. Считается, что существует два типа
учителей: “развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде
всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.),
на творческую работу. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне
обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.