Консультация для родителей - ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

  • Лекции
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ, говорится о том, что дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.В консультации для родителей - ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ, говорится о том, что дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.
Иконка файла материала ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ..doc
Психология для родителей ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать   трудностей   в   учебных   занятиях   –   ему   уготовано   более   счастливое   детство.   В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития. Прежде  всего важно,  как поведут себя  родители  и другие  старшие  члены семьи,  когда обнаружится   необычность   ребёнка.   Часто   наряду   с   радостью   и   гордостью   такой   ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у   родителей   впечатление   чрезмерности.   Иногда   родители,   с   которыми   ничего   подобного   не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом   далеко   не   всегда   взрослым   удается   хотя   бы   не   обрушить   на   голову   ребёнка   все   свои сомнения   и   страхи.   В   других   семьях   чрезвычайными   детскими   способностями   и   успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское   тщеславие;   но   на   основе   самомнения   и   тщеславия   нелегко   найти   общий   язык   со сверстниками.   В   дальнейшем   это   может   обернуться   немалыми   огорчениями   для   растущего человека. Дети   с   ранним   умственным   подъемом   нередко   особенно   чувствительны   к   ожиданиям окружающих,   их   одобрениям   и   порицаниям.   В   семье   могут   ввести   запрет   на   разговоры   о талантливости   ребёнка,   но   не   всегда   он   достаточен,   кто­нибудь   из   членов   семьи   иногда забудется,   выразит   свой   восторг.   А   ребёнок,   естественно,   не   пропустит,   уловит   восхищение своим   умом,   своими   успехами.   Если   же   старшие,   напротив,   нисколько   не   ценят   проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали. Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только   дома,   в   кругу   семьи,   но   и   в   школе,   где   всех   учат   одинаково,   и   учение   начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Наиболее любознательным часто становится скучно в классе   после   первых   же   уроков.   Уже   умеющим   читать   и   считать   приходится   пребывать   в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от того,  как  ведется  преподавание.  Много  нового  и  для   самых   сильных  учеников  несёт  в   себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в том, что: а)   даже   самый   лучший   учитель,   имея   дело   с   целым   классом,   лишен   возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди; б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них  как   бы  мешают  ученики  с   поражающими   познаниями,   с  не  всегда  понятной  умственной активностью. Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок нуждается в особом подходе. Трудности   могут   начаться   с   того,   что   ребёнок,   опережающий   сверстников,   склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет новой умственной пищи. Через   какое­то   время   надоедает   учителю,   и   другим   ученикам,   и   ему   самому.   Такой   ученик постепенно становится всем в классе в тягость. Часто в начальных классах наиболее развитогоученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что­нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он “выскочка”.   Видя,   что   его   активность   учителю   не   нужна,   он   переключается   на   что­нибудь постороннее   –   что   влечёт   за   собой   недовольство   педагога:   почему   ученик   отвлекается   и   не интересуется занятиями? Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему – ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся  дети оказываются в конфликте с учителями. Причина   такого   конфликта   в   том,   что   наиболее   способные   ученики   нуждаются   в   нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может, кроме такой же средней программы. Всё­таки, немалая доля детей с ранним подъемом способностей   как­то   приспосабливается   к   общим   требованиям.   Они   вынуждены   становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Бывают   и   другие   варианты   школьных   трудностей   у   ребёнка   с   ранним   умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк. У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношения со сверстниками.   Часто   одноклассники,   особенно   к   началу   подросткового   возраста,   начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в   неловкое   положение.   А   тот,   чтобы   не   оказаться   отверженным,   стремится   быть   “как   все”: избегает   обнаруживать   себя   самым   знающим   или,   тем   более,   самым   старательным.   Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему­либо не даются физкультура,   занятия   по   труду.   И   другие   ученики   здесь   могут   быть   не   лучше,   но   они   не привлекают   к   себе   такого   пристального   внимания.   Трения   с   товарищами   бывают   вызваны направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм.  Часто   выступает   одна   из   показательных   черт   характера   ребёнка   с   ранним   подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких­нибудь высказанных теми утверждений.   Некоторые   из   таких   детей,   с   особо   ярким   воображением,   оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость,   с   которой   дается   учение,   привычка   учиться   “хватая   на   лету”,   может   приводить   к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности,   установки   на   познавание   могут   оборачиваться   своеволием, противопоставлением себя окружающим.  Вне зависимости  от системы обучения, огромна роль в развитии детей  самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания. Считается, что существует два типа учителей: “развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.), на творческую работу. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.