Консультация для родителей - Отыгрывание страшных снов

  • Лекции
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для родителей - Отыгрывание страшных снов многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. На самом же деле таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто, совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное.Консультация для родителей - Отыгрывание страшных снов многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. На самом же деле таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто, совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное.
Иконка файла материала --Консультация для родителей — Отыгрывание страшных снов.docx
Консультация для родителей Отыгрывание страшных снов Многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. На самом же деле таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто, совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное. (Примерно так же относятся к снам и примитивные племена). В дошкольном и раннем школьном возрасте дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон и даже заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные страдания.  Многих   детей   страшные   образы,   когда­то   привидевшиеся   им   во   сне, преследуют долгие годы. Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий: побуждать   ребенка   рассказывать   свои   сны,   рисовать   их,   разыгрывать   в   сценках кукольного   театра.   Причем   очень   важно,   чтобы   вы,   с   одной   стороны,   активно сопереживали   малышу,   но   с   другой,   не   зацикливались   на   его   переживаниях,   а старались поскорее перевести обсуждение в игровую стихию, вызвать у малыша улыбку   и   смех.   Подмечайте   смешные   детали   в   его   рисунках,   придумывайте смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что в снах обычно много абсурдного,   нелепого,   постепенно   уводите   ребенка   от   точного   воспроизведения плохого   сна   к   более   благополучному   варианту.   Во   сне   он   не   мог   убежать   от чудовища и проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску, и чудовище покатится кубарем, визжа, как поросенок. Во сне громадная голова, расхаживавшая   на   тоненьких   ножках   и   постоянно   требовавшая   пищи,   казалась малышке запредельно страшной, а вылепленная в миниатюре из пластилина, да еще жующая рваный башмак, она будет вызывать у нее смех. Включаясь в придумывание счастливых концовок своего сна, ребенок начинает осознавать себя его хозяином, и пусть не сразу, но избавляется от мистического ужаса перед всевластием ночных кошмаров. Поскольку сны у каждого человека свои, выдать единый рецепт их отыгрывания невозможно. Однако я приведу развернутый пример, чтобы вам было яснее, в каком направлении двигаться. Пятилетний Антоша, ходивший на психокоррекционные занятия, которые мы вели с И.Я. Медведевой, боялся некоей «тети королевы», которая не раз являлась ему   во   сне.   Рассказывать   про   нее   мальчик   не   мог.   Рисовать   тоже   поначалу отказывался. Тогда мать, по нашему совету, предложила ему: «Давай я нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я ее себе представляю». Антоша согласился и мало­помалу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если он вдруг затруднялся, не мог вспомнить какую­то деталь сна, мама   просила   его   придумать   или   предлагала   свой   вариант.   Естественно,   «тетя королева» получилась на рисунке уже не очень­то и страшной. Потом Антоше былопредложено нарисовать «тетю королеву» в ее дворце, и он с увлечением рисовал и раскрашивал  трон. Потом во  дворце появились   заколдованные  люди. Страшный, непонятный,   тревожный   сон   все   больше   начинал   напоминать   волшебную   сказку. Мальчику   становилось   все   интереснее,   а   главное,   он   ощутил   себя   в   привычной стихии,   где   события   развиваются   по   известным   законам,   и   добро   непременно   в конце побеждает зло. Увидев, что Антоша уже не только не цепенеет от ужаса при упоминании о «тете королеве», а с удовольствием фантазирует на эту тему, мы предложили   ему   вести   в   рисунки   себя.   Сначала   это   вызвало   некоторое сопротивление   (Антоша   начал   отнекиваться,   не   признаваясь,   что   боится,   а мотивируя свой отказ тем, что у него не получится нарисовать себя как в жизни), но нам   опять­таки   удалось   отвлечь   его   внимание   на   второстепенные   детали   и незаметно преодолеть барьер страха. Мальчику кто­то подарил игрушечную саблю, и   он   захотел   нарисовать   ее.   А   уж   себя   согласился   изобразить,   что   называется, заодно, «до кучи». Дальше мы подключили к отыгрыванию страха кукольный театр, и освобождение заколдованных людей (а освобождал их,   конечно же, Антошка) происходило и на ширме, и в рисунках, которые теперь служили декорациями. Игра продолжалась несколько месяцев, обрастая все новыми забавными подробностями, и постепенно грозная «тетя королева» превратилась в смешную и совершенно не страшную старушку, чем­то напоминавшую Шапокляк из сказки про Чебурашку. В   зарубежной   психологии   есть   много   работ,   посвященных   толкованию сновидений. Этим занимались такие крупнейшие ученые, как З.Фрейд и К.Г.Юнг, но выяснение   истоков   ночных   кошмаров,   разматывание   запутанного   клубка ускользающих образов ­ дело очень тонкое, требующее серьезной профессиональной подготовки, и родителям не стоит браться за это самим. Тем более, что подобное вторжение в интимную сферу может нанести ребенку, воспитанному в традициях нашей культуры, серьезную психическую травму, и вместо пользы принести вред.                Материал  подготовлен  педагогом­психологом – Е.М.Бондарь