Консультация для родителей - Отыгрывание страшных снов многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. На самом же деле таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто, совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное.Консультация для родителей - Отыгрывание страшных снов многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. На самом же деле таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто, совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное.
Консультация для родителей
Отыгрывание страшных снов
Многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку
боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам
кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет.
На самом же деле таким образом подготавливается почва для развития неврозов.
Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто, совершенно от
них не зависящее, а потому грозное и могущественное. (Примерно так же относятся
к снам и примитивные племена). В дошкольном и раннем школьном возрасте дети
еще не могут сказать себе во сне, что это сон и даже заставить себя усилием воли
проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей
наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные
страдания. Многих детей страшные образы, когдато привидевшиеся им во сне,
преследуют долгие годы.
Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий:
побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать в сценках
кукольного театра. Причем очень важно, чтобы вы, с одной стороны, активно
сопереживали малышу, но с другой, не зацикливались на его переживаниях, а
старались поскорее перевести обсуждение в игровую стихию, вызвать у малыша
улыбку и смех. Подмечайте смешные детали в его рисунках, придумывайте
смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что в снах обычно много
абсурдного, нелепого, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения
плохого сна к более благополучному варианту. Во сне он не мог убежать от
чудовища и проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску,
и чудовище покатится кубарем, визжа, как поросенок. Во сне громадная голова,
расхаживавшая на тоненьких ножках и постоянно требовавшая пищи, казалась
малышке запредельно страшной, а вылепленная в миниатюре из пластилина, да еще
жующая рваный башмак, она будет вызывать у нее смех. Включаясь в придумывание
счастливых концовок своего сна, ребенок начинает осознавать себя его хозяином, и
пусть не сразу, но избавляется от мистического ужаса перед всевластием ночных
кошмаров.
Поскольку сны у каждого человека свои, выдать единый рецепт их отыгрывания
невозможно. Однако я приведу развернутый пример, чтобы вам было яснее, в каком
направлении двигаться.
Пятилетний Антоша, ходивший на психокоррекционные занятия, которые мы
вели с И.Я. Медведевой, боялся некоей «тети королевы», которая не раз являлась
ему во сне. Рассказывать про нее мальчик не мог. Рисовать тоже поначалу
отказывался. Тогда мать, по нашему совету, предложила ему: «Давай я нарисую
сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я ее себе представляю».
Антоша согласился и малопомалу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все
более охотно. Если он вдруг затруднялся, не мог вспомнить какуюто деталь сна,
мама просила его придумать или предлагала свой вариант. Естественно, «тетя
королева» получилась на рисунке уже не оченьто и страшной. Потом Антоше былопредложено нарисовать «тетю королеву» в ее дворце, и он с увлечением рисовал и
раскрашивал трон. Потом во дворце появились заколдованные люди. Страшный,
непонятный, тревожный сон все больше начинал напоминать волшебную сказку.
Мальчику становилось все интереснее, а главное, он ощутил себя в привычной
стихии, где события развиваются по известным законам, и добро непременно в
конце побеждает зло. Увидев, что Антоша уже не только не цепенеет от ужаса при
упоминании о «тете королеве», а с удовольствием фантазирует на эту тему, мы
предложили ему вести в рисунки себя. Сначала это вызвало некоторое
сопротивление (Антоша начал отнекиваться, не признаваясь, что боится, а
мотивируя свой отказ тем, что у него не получится нарисовать себя как в жизни), но
нам опятьтаки удалось отвлечь его внимание на второстепенные детали и
незаметно преодолеть барьер страха. Мальчику ктото подарил игрушечную саблю,
и он захотел нарисовать ее. А уж себя согласился изобразить, что называется,
заодно, «до кучи». Дальше мы подключили к отыгрыванию страха кукольный театр,
и освобождение заколдованных людей (а освобождал их, конечно же, Антошка)
происходило и на ширме, и в рисунках, которые теперь служили декорациями. Игра
продолжалась несколько месяцев, обрастая все новыми забавными подробностями,
и постепенно грозная «тетя королева» превратилась в смешную и совершенно не
страшную старушку, чемто напоминавшую Шапокляк из сказки про Чебурашку.
В зарубежной психологии есть много работ, посвященных толкованию
сновидений. Этим занимались такие крупнейшие ученые, как З.Фрейд и К.Г.Юнг, но
выяснение истоков ночных кошмаров, разматывание запутанного клубка
ускользающих образов дело очень тонкое, требующее серьезной профессиональной
подготовки, и родителям не стоит браться за это самим. Тем более, что подобное
вторжение в интимную сферу может нанести ребенку, воспитанному в традициях
нашей культуры, серьезную психическую травму, и вместо пользы принести вред.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь