КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"
Оценка 4.9

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
10.06.2017
КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"
Открытие смыслов полоролевых ценностей происходит рано посредством полоролевой идентификации. Оно рассматривается как процесс самоотождествления ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт и особенностей или этого человека, или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность.КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Полоролевое воспитание» Детство рассматривается как личностное пространство становления образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта; как пространство, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Цель полоролевого воспитания – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские. Ребенка, осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего ценностями, смыслом полоролевого поведения, саморегуляцией полоролевой деятельности; стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира. Открытие это происходит под воздействием внешнего мира с его культурными традициями, законами, правилами, обязанностями и многообразием человеческой деятельности; под воздействием образцов поведения значимого взрослого как носителя полоролевой роли, эталона отношений путем подражания и полоролевой идентификации. Детство как личностное пространство жизни позволяет ребенку открыть образ мальчика (девочки). Понимается этот образ как система представлений о самом себе, как ценностное отношение к себе как к человеку соответствующего пола, как способность к самопознанию и самореализации посредством диалога с другими людьми. Становление образа Я, механизмом формирования которого выступают такие процессы, как принятие на себя взгляда другого, перенос на себя знаний, полученных о другом, субъективное отделение от матери, происходит посредством общения ребенка с окружающими людьми. Теоретические положения о механизмах становления полоролевого образа изложены в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: З.Фрейда, У.Бронфенбреннера, Ф.Додсона, Б.Спока, Э.Эриксона, Д.Н.Исаевой, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной, Л.И.Столярчук и др. Формирование образа Я – мальчика, девочки – ученые рассматривают как: • Процесс идентификации с родителями; • Условную связь между подражанием образцам мужского и женского поведения и их социальным подкреплением; • Организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола; • Процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Важнейшая задача взрослого при этом заключается в том, чтобы: 1. развивать у ребенка ценностное осмысление себя и как представителя определенного пола, и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; 2. активизировать поиск своего места в мире. Такой подход к осмыслению откроет перед ребенком сложный путь творца своей жизни, субъекта мужского (женского) мира. Полоролевой опыт личности существенно влияет на развитие полового сознания, отношения и поведения. Кроме того, опыт этот предполагает освоение, опредмечивание категорий «мужественность» и «женственность», обретение полоролевых ценностей и личностных смыслов, а также выступает результатом активного взаимодействия с окружающим миром. Полоролевой опыт – поликомпонентное личностное образование – представляет собой совокупность всего, что происходит с человеком определенного пола в его жизни. Понимание системности полоролевого опыта как накопления и отражения реального взаимодействия личности с миром культуры и окружающим миром определяет основной метод воспитания ребенка, понимаемого как организация жизни и деятельности ребенка в пространстве, которое должно обеспечивать нравственно-смысловое становление и саморазвитие личности. Открытие смыслов полоролевых ценностей происходит рано посредством полоролевой идентификации. Оно рассматривается как процесс самоотождествления ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт и особенностей или этого человека, или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность. Не выделяя себя среди других и не называя себя, он уже знает, что он мальчик (девочка). Однако на картинках, безошибочно указывая на девочку и мальчика, еще не отличает мужчину от женщины. И тем не менее уже ориентируется на требования соответствующей половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере поведения), формируя по ходу свою половую идентичность. Суть в том, что интенсивное освоение и осмысление половых ролей и полоролевого репертуара развиваются уже в дошкольный период. Обеспечивается это освоение взрослыми, наблюдениями за поведением людей разного пола, оценкой взрослого и сверстника степени проявления мужественности и женственности ребенка, влиянием мужских и женских литературных и телевизионных образов, наконец, жизненным опытом самого дошкольника. Осмысление способствует введению культурных ценностей в структуру личности ребенка. Особо значимо эмоциональное переживание полоролевых ценностей. По своему функциональному значению эмоции – важнейший образующий стиль жизни человека. А.В.Запорожец считал, что эмоции выполняют функцию ориентировки ребенка в тех личностных смыслах, которые имеют для него предметы окружающего мира, несущие определенные знаки и символы. Эмоции играют роль в формировании новых мотивов поведения – как знаемых, так и реально действующих, а также в реализации уже имеющихся. Через собственные эмоциональные переживания ребенок имеет возможность почувствовать значимость полоролевого поведения, желание проявить себя как представителя пола. Приобретение в детском опыте полоролевых способов коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, охранительности, благородства, почитания, терпимости, сопричастности. Эти качества характера рождают нравственно-этическую гармонию в социальном взаимодействии – мальчик-девочка, мальчик-мальчик, девочка-девочка. Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвитие происходят в границах воспитательного пространства, во взаимодействии с другими субъектами воспитательного процесса, в пространстве реальной действительности. Взаимодействие представляет собой тот инструмент, который реально обеспечивает не только существование личности в воспитательном пространстве, но и – самое существенное – формирование ее социального, нравственного, полоролевого опыта. Система отношений определяет эффективность и результативность полоролевого воспитания. При удачно складывающихся отношениях происходят важные позитивные изменения. При несложившихся – возникают серьезные проблемы. Вот почему так необходима своевременная поддержка, помощь ребенку-дошкольнику в процессе его интеграции в детско-взрослое сообщество ДОУ, что, несомненно, будет способствовать успешному социальному становлению и развитию личности. Социальный мир должен представить ребенку некоторый спектр достаточно четко оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов полоролевого поведения. А референтное окружение – помочь освоить их, обеспечить наиболее полное удовлетворение тех потребностей, которые определяют характер полоролевой социализации. Пространство полоролевого воспитания предусматривает активную субъектную позицию дошкольника. Будучи субъектом полоролевых отношений, создаваемых в ДОУ, ребенок выступает здесь в трех ипостасях: - как субъект познания окружающего мира; - как субъект предметно-практической деятельности, направленной на взаимодействие с окружающим миром; - как субъект общения, познающий другого субъекта и взаимодействующего с ним. Составными элементами пространства полоролевого воспитания выступают знаки и символы мужского и женского мира. Понимаются они как универсальные образы (чувств, отношений, событий, общения, действий, предметов, вещей), выражающие идеальное содержание мужского и женского. Знакомые коды объединяют различные сферы бытия: растительные, животные, цветовые, предметные, одористические (язык запахов) и др. – в мужском и женском мире. Занимая субъективную позицию в пространстве полоролевого воспитания, ребенок идентифицирует себя с мужским (женским) образом человека, присваивает архитипы, раскодирует социальные и культурные коды, знаки и символы мужской и женской культуры. Происходит это благодаря установлению взаимных соответствий между сферами бытия, благодаря таким операциям, как анализ, синтез, обобщение, классификация. На их основе углубляются и расширяются представления ребенка о нравственной, этической и полоролевой культуре. К главным функциям полоролевого воспитания относятся: - расширение возможностей личности (мальчика, девочки); - накопление полоролевого опыта; - овладение идеалами (мужественности, женственности), принятыми в обществе; - осознание многогранности мужских и женских проявлений; - развитие интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-этической культуры; - умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные со взаимоотношениями полов. В конечном счете, речь идет о формировании субъективной деятельной позиции личности, принимающей решения и действующей в соответствии с выработанными социально-нравственными, полоролевыми ценностями. Воспитатель – носитель полоролевых ценностей, он выразитель полоролевой культуры во всем ее богатстве, в том числе культуры понимания своего воспитанника как представителя пола. Воспитание, как никакая другая деятельность, предполагает взаимодействие и диалогичность его участников. Непринятие воспитанником личности воспитателя ведет к нежеланию принимать предлагаемые нравственные нормы и правила.
полоролевое воспитание Word.doc
КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ Полоролевое воспитание Цель  полоролевого воспитания – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного   ребенка,   адекватно   осознающего   и   переживающего   свои   физические   и психологические   индивидуальные   особенности   –   мужские   или   женские.   Ребенка, осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего ценностями,   саморегуляцией   полоролевой деятельности; стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира.   смыслом   полоролевого   поведения, Детство   рассматривается   как   личностное   пространство   становления   образа   Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта; как пространство, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Открытие   это   происходит   под   воздействием   внешнего   мира   с   его   культурными традициями,   законами,   правилами,   обязанностями   и   многоообразием   человеческой деятельности; под воздействием  образцов поведения значимого взрослого как носителя полоролевой роли, эталона отношений путем подражания и полоролевой идентификации. Детство   как   личностное   пространство   жизни   позволяет   ребенку   открыть  образ мальчика (девочки). Понимается этот образ как система представлений о самом себе, как ценностное отношение к себе как к человеку соответствующего пола, как способность к самопознанию   и   самореализации   посредством   диалога   с   другими   людьми.   Становление образа Я, механизмом формирования которого выступают такие процессы, как принятие на себя   взгляда   другого,   перенос   на   себя   знаний,   полученных   о   другом,   субъективное отделение от матери, происходит посредством общения ребенка с окружающими людьми. Теоретические   положения   о   механизмах   становления   полоролевого   образа   изложены   в исследованиях   зарубежных   и   отечественных   ученых:   З.Фрейда,   У.Бронфенбреннера, Ф.Додсона, Б.Спока,Э.Эриксона, Д.Н.Исаевой, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной, Л.И.Столярчук и др. Формирование образа Я – мальчика, девочки – ученые рассматривают как:  Процесс идентификации с родителями;  Условную   связь   между   подражанием   образцам   мужского   и   женского поведения и их социальным подкреплением;  Организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;  Процесс   влияния   социальных   ожиданий   общества,   которые   возникают   в соответствии  с  конкретной социально­культурной  матрицей  и  находят  свое отражение в процессе воспитания. Важнейшая задача взрослого при этом заключается в том, чтобы: 1. развивать у ребенка ценностное осмысление себя и как представителя определенного пола, и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; 2. активизировать поиск своего места в мире. Такой подход к осмыслению  откроет перед ребенком сложный  путь творца своей жизни, субъекта мужского (женского) мира. Полоролевой  опыт личности существенно влияет на развитие  поллового сознания, отношения и поведения. Кроме того, опыт этот предполагает освоение, опредмечивание категорий   «мужественность»   и   «женственность»,   обретение   полоролевых   ценностей   и личностных   смыслов,   а   также   выступает   результатом   активного   взаимодействия   с окружающим миром. Полоролевой опыт – поликомпонентное личностное образование – представляет собой совокупность всего, что происходит с человеком определенного пола в его   жизни.   Понимание   системности   полоролевого   опыта   как   накопления   и   отражения реального взаимодействия личности с миром культуры и окружающим миром определяет основной метод воспитания ребенка, понимаемого как организация жизни и деятельности ребенка в пространстве, которое должно обеспечивать нравственно­смысловое становление и саморазвитие личности. Открытие   смыслов   полоролевых   ценностей   происходит   рано   посредством полоролевой   идентификации.   Оно   рассматривается   как   процесс   самоотождествления ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт и   особенностей   или   этого   человека,   или   противоположного   пола,   включая   типичное ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность. Не выделяя себя среди других и не называя себя, он уже знает, что он мальчик (девочка). Однако   на   картинках,   безошибочно   указывая   на   девочку   и   мальчика,   еще   не   отличает мужчину от женщины. И тем не менее уже ориентируется на требования соответствующей половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере поведения), формируя по ходу свою половую идентичность. Суть в том, что интенсивное освоение   и   осмысление   половых   ролей   и   полоролевого   репертуара   развиваются   уже   в дошкольный   период.   Обеспечивается   это   освоение   взрослыми,   наблюдениями   за поведением   людей   разного   пола,   оценкой   взрослого   и   сверстника   степени   проявления мужественности и женственности ребенка, влиянием мужских и женских литературных и телевизионных   образов,   наконец,   жизненным   опытом   самого   дошкольника.   Осмысление способствует введению культурных ценностей в структуру личности ребенка.  Особо   значимо   эмоциональное   переживание   полоролевых   ценностей.   По   своему функциональному   значению   эмоции   –   важнейший   образующий   стиль   жизни   человека. А.В.Запорожец   считал,   что   эмоции   выполняют   функцию   ориентировки   ребенка   в   тех личностных   смыслах,   которые   имеют   для   него   предметы   окружающего   мира,   несущие определенные   знаки   и   символы.   Эмоции   играют   роль   в   формировании   новых   мотивов поведения   –   как   знаемых,   так   и   реально   действующих,   а   также   в   реализации   уже имеющихся. Через собственные эмоциональные переживания ребенок имеет возможность почувствовать   значимость   полоролевого   поведения,   желание   проявить   себя   как представителя пола. Приобретение   в   детском   опыте   полоролевых   способов   коммуникации   и   общения обеспечивает   воспитание   чувств   сострадания,   сопереживания,   охранительности, благородства, почитания, терпимости, сопричастности. Эти качества характера рождают нравственно­этическую   гармонию   в   социальном   взаимодействии   –   мальчик­девочка, мальчик­мальчик, девочка­девочка. Самовыражение   личности   (мальчика,   девочки),   ее   саморазвитие   происходят   в границах   воспитательного   пространства,   во   взаимодействии   с   другими   субъектами воспитательного   процесса,   в   пространстве   реальной   действительности.   Взаимодействие представлет   собой   тот   инструмент,   который   реально   обеспечивает   не   только существование  личности в воспитательном  пространстве,  но и – самое  существенное – формирование ее социального, нравственного, полоролевого опыта. Система отношений определяет   эффективность   и   результативность   полоролевого   воспитания.   При   удачно складывающихся   отношениях   происходят   важные   позитивные   изменения.   При несложившихся   –   возникают   серьезные   проблемы.   Вот   почему   так   необходима своевременная   поддержка,   помощь   ребенку­дошкольнику   в   процессе   его   интеграции   в детско­взрослое   сообщество   ДОУ,   что,   несомненно,   будет   способствовать   успешному социальному   становлению   и   развитию   личности.   Социальный   мир   должен   представить ребенку   некоторый   спектр   достаточно   четко   оформленных   ценностно­нормативных моделей и образцов полоролевого поведения. А референтное окружение – помочь освоить их, обеспечить наиболее полное удовлетворение тех потребностей, которые определяют характер полоролевой социализации. Пространство   полоролевого   воспитания   предусматривает   активную   субъектную позицию дошкольника. Будучи субъектом полоролевых отношений, создаваемых в ДОУ, ребенок выступает здесь в трех ипостасях: ­ ­   направленной   на как субъект познания окружающего мира; как   субъект   предметно­практической   деятельности, взаимодействие с окружающим миром; ­ как субъект общения, познающий другого субъекта и взаимодействующего с ним. Составными элементами пространства полоролевого воспитания выступают знаки и символы мужского и женского мира. Понимаются они как универсальные образы (чувств, отношений,   событий,   общения,   действий,   предметов,   вещей),   выражающие   идеальное содержание мужского и женского. Знакомые коды объединяют различные сферы бытия: растительные, животные, цветовые, предметные, одористические (язык запахов) и др. – в мужском и женском мире. Занимая субъективную позицию в пространстве полоролевого воспитания,   ребенок   идентифицирует   себя   с   мужским   (женским)   образом   человека, присваивает   архитипы,   раскодирует   социальные   и   культурные   коды,   знаки   и   символы мужской   и   женской   культуры.   Происходит   это   благодаря   установлению   взаимных соответствий   между   сферами   бытия,   благодаря   таким   операциям,   как   анализ,   синтез, обобщение,   классификация.   На   их   основе   углубляются   и   расширяются   представления ребенка о нравственной, этической и полоролевой культуре. К главным функциям полоролевого воспитания относятся: ­ ­ ­ ­ ­ расширение возможностей личности (мальчика, девочки); накопление полоролевого опыта; овладение идеалами (мужественности, женственности), принятыми в обществе; осознание многогранности мужских и женских проявлений; развитие   интереса   к   познанию   ценностей   полоролевой,   семейно­бытовой   и нравственно­этической культуры; умение   решать   возникающие   в   жизни   реальные   проблемы,   связанные   со взаимоотношениями полов. ­ В   конечном   счете,   речь   идет   о   формировании   субъективной   деятельной   позиции личности,   принимающей   решения   и   действующей   в   соответствии   с   выработанными социально­нравственными, полоролевыми ценностями. Воспитатель   –   носитель   полоролевых   ценностей,   он   выразитель   полоролевой культуры во всем ее богатстве, в том числе культуры понимания своего воспитанника как представителя   пола.   Воспитание,   как   никакая   другая   деятельность,   предполагает взаимодействие   и   диалогичность   его   участников.   Непринятие   воспитанником   личности воспитателя ведет к нежеланию принимать предлагаемые нравственные нормы и правила.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017