КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"
Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
10.06.2017
Открытие смыслов полоролевых ценностей происходит рано посредством полоролевой идентификации. Оно рассматривается как процесс самоотождествления ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт и особенностей или этого человека, или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность.КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Полоролевое воспитание»
Детство рассматривается как личностное пространство становления образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта; как пространство, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.).
Цель полоролевого воспитания – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские. Ребенка, осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего ценностями, смыслом полоролевого поведения, саморегуляцией полоролевой деятельности; стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира.
Открытие это происходит под воздействием внешнего мира с его культурными традициями, законами, правилами, обязанностями и многообразием человеческой деятельности; под воздействием образцов поведения значимого взрослого как носителя полоролевой роли, эталона отношений путем подражания и полоролевой идентификации.
Детство как личностное пространство жизни позволяет ребенку открыть образ мальчика (девочки). Понимается этот образ как система представлений о самом себе, как ценностное отношение к себе как к человеку соответствующего пола, как способность к самопознанию и самореализации посредством диалога с другими людьми. Становление образа Я, механизмом формирования которого выступают такие процессы, как принятие на себя взгляда другого, перенос на себя знаний, полученных о другом, субъективное отделение от матери, происходит посредством общения ребенка с окружающими людьми. Теоретические положения о механизмах становления полоролевого образа изложены в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: З.Фрейда, У.Бронфенбреннера, Ф.Додсона, Б.Спока, Э.Эриксона, Д.Н.Исаевой, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной, Л.И.Столярчук и др.
Формирование образа Я – мальчика, девочки – ученые рассматривают как:
• Процесс идентификации с родителями;
• Условную связь между подражанием образцам мужского и женского поведения и их социальным подкреплением;
• Организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;
• Процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.
Важнейшая задача взрослого при этом заключается в том, чтобы:
1. развивать у ребенка ценностное осмысление себя и как представителя определенного пола, и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром;
2. активизировать поиск своего места в мире.
Такой подход к осмыслению откроет перед ребенком сложный путь творца своей жизни, субъекта мужского (женского) мира.
Полоролевой опыт личности существенно влияет на развитие полового сознания, отношения и поведения. Кроме того, опыт этот предполагает освоение, опредмечивание категорий «мужественность» и «женственность», обретение полоролевых ценностей и личностных смыслов, а также выступает результатом активного взаимодействия с окружающим миром. Полоролевой опыт – поликомпонентное личностное образование – представляет собой совокупность всего, что происходит с человеком определенного пола в его жизни. Понимание системности полоролевого опыта как накопления и отражения реального взаимодействия личности с миром культуры и окружающим миром определяет основной метод воспитания ребенка, понимаемого как организация жизни и деятельности ребенка в пространстве, которое должно обеспечивать нравственно-смысловое становление и саморазвитие личности.
Открытие смыслов полоролевых ценностей происходит рано посредством полоролевой идентификации. Оно рассматривается как процесс самоотождествления ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт и особенностей или этого человека, или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность. Не выделяя себя среди других и не называя себя, он уже знает, что он мальчик (девочка). Однако на картинках, безошибочно указывая на девочку и мальчика, еще не отличает мужчину от женщины. И тем не менее уже ориентируется на требования соответствующей половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере поведения), формируя по ходу свою половую идентичность. Суть в том, что интенсивное освоение и осмысление половых ролей и полоролевого репертуара развиваются уже в дошкольный период. Обеспечивается это освоение взрослыми, наблюдениями за поведением людей разного пола, оценкой взрослого и сверстника степени проявления мужественности и женственности ребенка, влиянием мужских и женских литературных и телевизионных образов, наконец, жизненным опытом самого дошкольника. Осмысление способствует введению культурных ценностей в структуру личности ребенка.
Особо значимо эмоциональное переживание полоролевых ценностей. По своему функциональному значению эмоции – важнейший образующий стиль жизни человека. А.В.Запорожец считал, что эмоции выполняют функцию ориентировки ребенка в тех личностных смыслах, которые имеют для него предметы окружающего мира, несущие определенные знаки и символы. Эмоции играют роль в формировании новых мотивов поведения – как знаемых, так и реально действующих, а также в реализации уже имеющихся. Через собственные эмоциональные переживания ребенок имеет возможность почувствовать значимость полоролевого поведения, желание проявить себя как представителя пола.
Приобретение в детском опыте полоролевых способов коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, охранительности, благородства, почитания, терпимости, сопричастности. Эти качества характера рождают нравственно-этическую гармонию в социальном взаимодействии – мальчик-девочка, мальчик-мальчик, девочка-девочка.
Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвитие происходят в границах воспитательного пространства, во взаимодействии с другими субъектами воспитательного процесса, в пространстве реальной действительности. Взаимодействие представляет собой тот инструмент, который реально обеспечивает не только существование личности в воспитательном пространстве, но и – самое существенное – формирование ее социального, нравственного, полоролевого опыта. Система отношений определяет эффективность и результативность полоролевого воспитания. При удачно складывающихся отношениях происходят важные позитивные изменения. При несложившихся – возникают серьезные проблемы. Вот почему так необходима своевременная поддержка, помощь ребенку-дошкольнику в процессе его интеграции в детско-взрослое сообщество ДОУ, что, несомненно, будет способствовать успешному социальному становлению и развитию личности. Социальный мир должен представить ребенку некоторый спектр достаточно четко оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов полоролевого поведения. А референтное окружение – помочь освоить их, обеспечить наиболее полное удовлетворение тех потребностей, которые определяют характер полоролевой социализации.
Пространство полоролевого воспитания предусматривает активную субъектную позицию дошкольника. Будучи субъектом полоролевых отношений, создаваемых в ДОУ, ребенок выступает здесь в трех ипостасях:
- как субъект познания окружающего мира;
- как субъект предметно-практической деятельности, направленной на взаимодействие с окружающим миром;
- как субъект общения, познающий другого субъекта и взаимодействующего с ним.
Составными элементами пространства полоролевого воспитания выступают знаки и символы мужского и женского мира. Понимаются они как универсальные образы (чувств, отношений, событий, общения, действий, предметов, вещей), выражающие идеальное содержание мужского и женского. Знакомые коды объединяют различные сферы бытия: растительные, животные, цветовые, предметные, одористические (язык запахов) и др. – в мужском и женском мире. Занимая субъективную позицию в пространстве полоролевого воспитания, ребенок идентифицирует себя с мужским (женским) образом человека, присваивает архитипы, раскодирует социальные и культурные коды, знаки и символы мужской и женской культуры. Происходит это благодаря установлению взаимных соответствий между сферами бытия, благодаря таким операциям, как анализ, синтез, обобщение, классификация. На их основе углубляются и расширяются представления ребенка о нравственной, этической и полоролевой культуре.
К главным функциям полоролевого воспитания относятся:
- расширение возможностей личности (мальчика, девочки);
- накопление полоролевого опыта;
- овладение идеалами (мужественности, женственности), принятыми в обществе;
- осознание многогранности мужских и женских проявлений;
- развитие интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-этической культуры;
- умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные со взаимоотношениями полов.
В конечном счете, речь идет о формировании субъективной деятельной позиции личности, принимающей решения и действующей в соответствии с выработанными социально-нравственными, полоролевыми ценностями.
Воспитатель – носитель полоролевых ценностей, он выразитель полоролевой культуры во всем ее богатстве, в том числе культуры понимания своего воспитанника как представителя пола. Воспитание, как никакая другая деятельность, предполагает взаимодействие и диалогичность его участников. Непринятие воспитанником личности воспитателя ведет к нежеланию принимать предлагаемые нравственные нормы и правила.
полоролевое воспитание Word.doc
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Полоролевое воспитание
Цель полоролевого воспитания – подготовить к жизни счастливого, эмоционально
благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и
психологические индивидуальные особенности – мужские или женские. Ребенка,
осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего
ценностями,
саморегуляцией полоролевой
деятельности; стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира.
смыслом полоролевого поведения,
Детство рассматривается как личностное пространство становления образа Я
мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта; как пространство, где
ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и
т.д.).
Открытие это происходит под воздействием внешнего мира с его культурными
традициями, законами, правилами, обязанностями и многоообразием человеческой
деятельности; под воздействием образцов поведения значимого взрослого как носителя
полоролевой роли, эталона отношений путем подражания и полоролевой идентификации.
Детство как личностное пространство жизни позволяет ребенку открыть образ
мальчика (девочки). Понимается этот образ как система представлений о самом себе, как
ценностное отношение к себе как к человеку соответствующего пола, как способность к
самопознанию и самореализации посредством диалога с другими людьми. Становление
образа Я, механизмом формирования которого выступают такие процессы, как принятие на
себя взгляда другого, перенос на себя знаний, полученных о другом, субъективное
отделение от матери, происходит посредством общения ребенка с окружающими людьми.
Теоретические положения о механизмах становления полоролевого образа изложены в
исследованиях зарубежных и отечественных ученых: З.Фрейда, У.Бронфенбреннера,
Ф.Додсона, Б.Спока,Э.Эриксона, Д.Н.Исаевой, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной, Л.И.Столярчук
и др.
Формирование образа Я – мальчика, девочки – ученые рассматривают как:
Процесс идентификации с родителями;
Условную связь между подражанием образцам мужского и женского
поведения и их социальным подкреплением;
Организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;
Процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в
соответствии с конкретной социальнокультурной матрицей и находят свое
отражение в процессе воспитания.
Важнейшая задача взрослого при этом заключается в том, чтобы:
1. развивать у ребенка ценностное осмысление себя и как представителя
определенного пола, и как неповторимую личность, которая отличается
внешними признаками и внутренним миром;
2. активизировать поиск своего места в мире.
Такой подход к осмыслению откроет перед ребенком сложный путь творца своей
жизни, субъекта мужского (женского) мира.
Полоролевой опыт личности существенно влияет на развитие поллового сознания,
отношения и поведения. Кроме того, опыт этот предполагает освоение, опредмечивание
категорий «мужественность» и «женственность», обретение полоролевых ценностей и
личностных смыслов, а также выступает результатом активного взаимодействия с
окружающим миром. Полоролевой опыт – поликомпонентное личностное образование –
представляет собой совокупность всего, что происходит с человеком определенного пола в его жизни. Понимание системности полоролевого опыта как накопления и отражения
реального взаимодействия личности с миром культуры и окружающим миром определяет
основной метод воспитания ребенка, понимаемого как организация жизни и деятельности
ребенка в пространстве, которое должно обеспечивать нравственносмысловое становление
и саморазвитие личности.
Открытие смыслов полоролевых ценностей происходит рано посредством
полоролевой идентификации. Оно рассматривается как процесс самоотождествления
ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт
и особенностей или этого человека, или противоположного пола, включая типичное
ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность.
Не выделяя себя среди других и не называя себя, он уже знает, что он мальчик (девочка).
Однако на картинках, безошибочно указывая на девочку и мальчика, еще не отличает
мужчину от женщины. И тем не менее уже ориентируется на требования соответствующей
половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере
поведения), формируя по ходу свою половую идентичность. Суть в том, что интенсивное
освоение и осмысление половых ролей и полоролевого репертуара развиваются уже в
дошкольный период. Обеспечивается это освоение взрослыми, наблюдениями за
поведением людей разного пола, оценкой взрослого и сверстника степени проявления
мужественности и женственности ребенка, влиянием мужских и женских литературных и
телевизионных образов, наконец, жизненным опытом самого дошкольника. Осмысление
способствует введению культурных ценностей в структуру личности ребенка.
Особо значимо эмоциональное переживание полоролевых ценностей. По своему
функциональному значению эмоции – важнейший образующий стиль жизни человека.
А.В.Запорожец считал, что эмоции выполняют функцию ориентировки ребенка в тех
личностных смыслах, которые имеют для него предметы окружающего мира, несущие
определенные знаки и символы. Эмоции играют роль в формировании новых мотивов
поведения – как знаемых, так и реально действующих, а также в реализации уже
имеющихся. Через собственные эмоциональные переживания ребенок имеет возможность
почувствовать значимость полоролевого поведения, желание проявить себя как
представителя пола.
Приобретение в детском опыте полоролевых способов коммуникации и общения
обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, охранительности,
благородства, почитания, терпимости, сопричастности. Эти качества характера рождают
нравственноэтическую гармонию в социальном взаимодействии – мальчикдевочка,
мальчикмальчик, девочкадевочка.
Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвитие происходят в
границах воспитательного пространства, во взаимодействии с другими субъектами
воспитательного процесса, в пространстве реальной действительности. Взаимодействие
представлет собой тот инструмент, который реально обеспечивает не только
существование личности в воспитательном пространстве, но и – самое существенное –
формирование ее социального, нравственного, полоролевого опыта. Система отношений
определяет эффективность и результативность полоролевого воспитания. При удачно
складывающихся отношениях происходят важные позитивные изменения. При
несложившихся – возникают серьезные проблемы. Вот почему так необходима
своевременная поддержка, помощь ребенкудошкольнику в процессе его интеграции в
детсковзрослое сообщество ДОУ, что, несомненно, будет способствовать успешному
социальному становлению и развитию личности. Социальный мир должен представить
ребенку некоторый спектр достаточно четко оформленных ценностнонормативных
моделей и образцов полоролевого поведения. А референтное окружение – помочь освоить их, обеспечить наиболее полное удовлетворение тех потребностей, которые определяют
характер полоролевой социализации.
Пространство полоролевого воспитания предусматривает активную субъектную
позицию дошкольника. Будучи субъектом полоролевых отношений, создаваемых в ДОУ,
ребенок выступает здесь в трех ипостасях:
направленной на
как субъект познания окружающего мира;
как субъект предметнопрактической деятельности,
взаимодействие с окружающим миром;
как субъект общения, познающий другого субъекта и взаимодействующего с ним.
Составными элементами пространства полоролевого воспитания выступают знаки и
символы мужского и женского мира. Понимаются они как универсальные образы (чувств,
отношений, событий, общения, действий, предметов, вещей), выражающие идеальное
содержание мужского и женского. Знакомые коды объединяют различные сферы бытия:
растительные, животные, цветовые, предметные, одористические (язык запахов) и др. – в
мужском и женском мире. Занимая субъективную позицию в пространстве полоролевого
воспитания, ребенок идентифицирует себя с мужским (женским) образом человека,
присваивает архитипы, раскодирует социальные и культурные коды, знаки и символы
мужской и женской культуры. Происходит это благодаря установлению взаимных
соответствий между сферами бытия, благодаря таким операциям, как анализ, синтез,
обобщение, классификация. На их основе углубляются и расширяются представления
ребенка о нравственной, этической и полоролевой культуре.
К главным функциям полоролевого воспитания относятся:
расширение возможностей личности (мальчика, девочки);
накопление полоролевого опыта;
овладение идеалами (мужественности, женственности), принятыми в обществе;
осознание многогранности мужских и женских проявлений;
развитие интереса к познанию ценностей полоролевой, семейнобытовой и
нравственноэтической культуры;
умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные со
взаимоотношениями полов.
В конечном счете, речь идет о формировании субъективной деятельной позиции
личности, принимающей решения и действующей в соответствии с выработанными
социальнонравственными, полоролевыми ценностями.
Воспитатель – носитель полоролевых ценностей, он выразитель полоролевой
культуры во всем ее богатстве, в том числе культуры понимания своего воспитанника как
представителя пола. Воспитание, как никакая другая деятельность, предполагает
взаимодействие и диалогичность его участников. Непринятие воспитанником личности
воспитателя ведет к нежеланию принимать предлагаемые нравственные нормы и правила.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.