КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Полоролевое воспитание"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 10.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытие смыслов полоролевых ценностей происходит рано посредством полоролевой идентификации. Оно рассматривается как процесс самоотождествления ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт и особенностей или этого человека, или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность.КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Полоролевое воспитание» Детство рассматривается как личностное пространство становления образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта; как пространство, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Цель полоролевого воспитания – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские. Ребенка, осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего ценностями, смыслом полоролевого поведения, саморегуляцией полоролевой деятельности; стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира. Открытие это происходит под воздействием внешнего мира с его культурными традициями, законами, правилами, обязанностями и многообразием человеческой деятельности; под воздействием образцов поведения значимого взрослого как носителя полоролевой роли, эталона отношений путем подражания и полоролевой идентификации. Детство как личностное пространство жизни позволяет ребенку открыть образ мальчика (девочки). Понимается этот образ как система представлений о самом себе, как ценностное отношение к себе как к человеку соответствующего пола, как способность к самопознанию и самореализации посредством диалога с другими людьми. Становление образа Я, механизмом формирования которого выступают такие процессы, как принятие на себя взгляда другого, перенос на себя знаний, полученных о другом, субъективное отделение от матери, происходит посредством общения ребенка с окружающими людьми. Теоретические положения о механизмах становления полоролевого образа изложены в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: З.Фрейда, У.Бронфенбреннера, Ф.Додсона, Б.Спока, Э.Эриксона, Д.Н.Исаевой, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной, Л.И.Столярчук и др. Формирование образа Я – мальчика, девочки – ученые рассматривают как: • Процесс идентификации с родителями; • Условную связь между подражанием образцам мужского и женского поведения и их социальным подкреплением; • Организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола; • Процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Важнейшая задача взрослого при этом заключается в том, чтобы: 1. развивать у ребенка ценностное осмысление себя и как представителя определенного пола, и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; 2. активизировать поиск своего места в мире. Такой подход к осмыслению откроет перед ребенком сложный путь творца своей жизни, субъекта мужского (женского) мира. Полоролевой опыт личности существенно влияет на развитие полового сознания, отношения и поведения. Кроме того, опыт этот предполагает освоение, опредмечивание категорий «мужественность» и «женственность», обретение полоролевых ценностей и личностных смыслов, а также выступает результатом активного взаимодействия с окружающим миром. Полоролевой опыт – поликомпонентное личностное образование – представляет собой совокупность всего, что происходит с человеком определенного пола в его жизни. Понимание системности полоролевого опыта как накопления и отражения реального взаимодействия личности с миром культуры и окружающим миром определяет основной метод воспитания ребенка, понимаемого как организация жизни и деятельности ребенка в пространстве, которое должно обеспечивать нравственно-смысловое становление и саморазвитие личности. Открытие смыслов полоролевых ценностей происходит рано посредством полоролевой идентификации. Оно рассматривается как процесс самоотождествления ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт и особенностей или этого человека, или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность. Не выделяя себя среди других и не называя себя, он уже знает, что он мальчик (девочка). Однако на картинках, безошибочно указывая на девочку и мальчика, еще не отличает мужчину от женщины. И тем не менее уже ориентируется на требования соответствующей половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере поведения), формируя по ходу свою половую идентичность. Суть в том, что интенсивное освоение и осмысление половых ролей и полоролевого репертуара развиваются уже в дошкольный период. Обеспечивается это освоение взрослыми, наблюдениями за поведением людей разного пола, оценкой взрослого и сверстника степени проявления мужественности и женственности ребенка, влиянием мужских и женских литературных и телевизионных образов, наконец, жизненным опытом самого дошкольника. Осмысление способствует введению культурных ценностей в структуру личности ребенка. Особо значимо эмоциональное переживание полоролевых ценностей. По своему функциональному значению эмоции – важнейший образующий стиль жизни человека. А.В.Запорожец считал, что эмоции выполняют функцию ориентировки ребенка в тех личностных смыслах, которые имеют для него предметы окружающего мира, несущие определенные знаки и символы. Эмоции играют роль в формировании новых мотивов поведения – как знаемых, так и реально действующих, а также в реализации уже имеющихся. Через собственные эмоциональные переживания ребенок имеет возможность почувствовать значимость полоролевого поведения, желание проявить себя как представителя пола. Приобретение в детском опыте полоролевых способов коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, охранительности, благородства, почитания, терпимости, сопричастности. Эти качества характера рождают нравственно-этическую гармонию в социальном взаимодействии – мальчик-девочка, мальчик-мальчик, девочка-девочка. Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвитие происходят в границах воспитательного пространства, во взаимодействии с другими субъектами воспитательного процесса, в пространстве реальной действительности. Взаимодействие представляет собой тот инструмент, который реально обеспечивает не только существование личности в воспитательном пространстве, но и – самое существенное – формирование ее социального, нравственного, полоролевого опыта. Система отношений определяет эффективность и результативность полоролевого воспитания. При удачно складывающихся отношениях происходят важные позитивные изменения. При несложившихся – возникают серьезные проблемы. Вот почему так необходима своевременная поддержка, помощь ребенку-дошкольнику в процессе его интеграции в детско-взрослое сообщество ДОУ, что, несомненно, будет способствовать успешному социальному становлению и развитию личности. Социальный мир должен представить ребенку некоторый спектр достаточно четко оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов полоролевого поведения. А референтное окружение – помочь освоить их, обеспечить наиболее полное удовлетворение тех потребностей, которые определяют характер полоролевой социализации. Пространство полоролевого воспитания предусматривает активную субъектную позицию дошкольника. Будучи субъектом полоролевых отношений, создаваемых в ДОУ, ребенок выступает здесь в трех ипостасях: - как субъект познания окружающего мира; - как субъект предметно-практической деятельности, направленной на взаимодействие с окружающим миром; - как субъект общения, познающий другого субъекта и взаимодействующего с ним. Составными элементами пространства полоролевого воспитания выступают знаки и символы мужского и женского мира. Понимаются они как универсальные образы (чувств, отношений, событий, общения, действий, предметов, вещей), выражающие идеальное содержание мужского и женского. Знакомые коды объединяют различные сферы бытия: растительные, животные, цветовые, предметные, одористические (язык запахов) и др. – в мужском и женском мире. Занимая субъективную позицию в пространстве полоролевого воспитания, ребенок идентифицирует себя с мужским (женским) образом человека, присваивает архитипы, раскодирует социальные и культурные коды, знаки и символы мужской и женской культуры. Происходит это благодаря установлению взаимных соответствий между сферами бытия, благодаря таким операциям, как анализ, синтез, обобщение, классификация. На их основе углубляются и расширяются представления ребенка о нравственной, этической и полоролевой культуре. К главным функциям полоролевого воспитания относятся: - расширение возможностей личности (мальчика, девочки); - накопление полоролевого опыта; - овладение идеалами (мужественности, женственности), принятыми в обществе; - осознание многогранности мужских и женских проявлений; - развитие интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-этической культуры; - умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные со взаимоотношениями полов. В конечном счете, речь идет о формировании субъективной деятельной позиции личности, принимающей решения и действующей в соответствии с выработанными социально-нравственными, полоролевыми ценностями. Воспитатель – носитель полоролевых ценностей, он выразитель полоролевой культуры во всем ее богатстве, в том числе культуры понимания своего воспитанника как представителя пола. Воспитание, как никакая другая деятельность, предполагает взаимодействие и диалогичность его участников. Непринятие воспитанником личности воспитателя ведет к нежеланию принимать предлагаемые нравственные нормы и правила.
Иконка файла материала полоролевое воспитание Word.doc
КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ Полоролевое воспитание Цель  полоролевого воспитания – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного   ребенка,   адекватно   осознающего   и   переживающего   свои   физические   и психологические   индивидуальные   особенности   –   мужские   или   женские.   Ребенка, осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего ценностями,   саморегуляцией   полоролевой деятельности; стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира.   смыслом   полоролевого   поведения, Детство   рассматривается   как   личностное   пространство   становления   образа   Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта; как пространство, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Открытие   это   происходит   под   воздействием   внешнего   мира   с   его   культурными традициями,   законами,   правилами,   обязанностями   и   многоообразием   человеческой деятельности; под воздействием  образцов поведения значимого взрослого как носителя полоролевой роли, эталона отношений путем подражания и полоролевой идентификации. Детство   как   личностное   пространство   жизни   позволяет   ребенку   открыть  образ мальчика (девочки). Понимается этот образ как система представлений о самом себе, как ценностное отношение к себе как к человеку соответствующего пола, как способность к самопознанию   и   самореализации   посредством   диалога   с   другими   людьми.   Становление образа Я, механизмом формирования которого выступают такие процессы, как принятие на себя   взгляда   другого,   перенос   на   себя   знаний,   полученных   о   другом,   субъективное отделение от матери, происходит посредством общения ребенка с окружающими людьми. Теоретические   положения   о   механизмах   становления   полоролевого   образа   изложены   в исследованиях   зарубежных   и   отечественных   ученых:   З.Фрейда,   У.Бронфенбреннера, Ф.Додсона, Б.Спока,Э.Эриксона, Д.Н.Исаевой, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной, Л.И.Столярчук и др. Формирование образа Я – мальчика, девочки – ученые рассматривают как:  Процесс идентификации с родителями;  Условную   связь   между   подражанием   образцам   мужского   и   женского поведения и их социальным подкреплением;  Организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;  Процесс   влияния   социальных   ожиданий   общества,   которые   возникают   в соответствии  с  конкретной социально­культурной  матрицей  и  находят  свое отражение в процессе воспитания. Важнейшая задача взрослого при этом заключается в том, чтобы: 1. развивать у ребенка ценностное осмысление себя и как представителя определенного пола, и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; 2. активизировать поиск своего места в мире. Такой подход к осмыслению  откроет перед ребенком сложный  путь творца своей жизни, субъекта мужского (женского) мира. Полоролевой  опыт личности существенно влияет на развитие  поллового сознания, отношения и поведения. Кроме того, опыт этот предполагает освоение, опредмечивание категорий   «мужественность»   и   «женственность»,   обретение   полоролевых   ценностей   и личностных   смыслов,   а   также   выступает   результатом   активного   взаимодействия   с окружающим миром. Полоролевой опыт – поликомпонентное личностное образование – представляет собой совокупность всего, что происходит с человеком определенного пола вего   жизни.   Понимание   системности   полоролевого   опыта   как   накопления   и   отражения реального взаимодействия личности с миром культуры и окружающим миром определяет основной метод воспитания ребенка, понимаемого как организация жизни и деятельности ребенка в пространстве, которое должно обеспечивать нравственно­смысловое становление и саморазвитие личности. Открытие   смыслов   полоролевых   ценностей   происходит   рано   посредством полоролевой   идентификации.   Оно   рассматривается   как   процесс   самоотождествления ребенка с человеком определенного пола, как процесс обретения им психологических черт и   особенностей   или   этого   человека,   или   противоположного   пола,   включая   типичное ролевое поведение. К 1,5 годам у ребенка формируется первичная половая идентичность. Не выделяя себя среди других и не называя себя, он уже знает, что он мальчик (девочка). Однако   на   картинках,   безошибочно   указывая   на   девочку   и   мальчика,   еще   не   отличает мужчину от женщины. И тем не менее уже ориентируется на требования соответствующей половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере поведения), формируя по ходу свою половую идентичность. Суть в том, что интенсивное освоение   и   осмысление   половых   ролей   и   полоролевого   репертуара   развиваются   уже   в дошкольный   период.   Обеспечивается   это   освоение   взрослыми,   наблюдениями   за поведением   людей   разного   пола,   оценкой   взрослого   и   сверстника   степени   проявления мужественности и женственности ребенка, влиянием мужских и женских литературных и телевизионных   образов,   наконец,   жизненным   опытом   самого   дошкольника.   Осмысление способствует введению культурных ценностей в структуру личности ребенка.  Особо   значимо   эмоциональное   переживание   полоролевых   ценностей.   По   своему функциональному   значению   эмоции   –   важнейший   образующий   стиль   жизни   человека. А.В.Запорожец   считал,   что   эмоции   выполняют   функцию   ориентировки   ребенка   в   тех личностных   смыслах,   которые   имеют   для   него   предметы   окружающего   мира,   несущие определенные   знаки   и   символы.   Эмоции   играют   роль   в   формировании   новых   мотивов поведения   –   как   знаемых,   так   и   реально   действующих,   а   также   в   реализации   уже имеющихся. Через собственные эмоциональные переживания ребенок имеет возможность почувствовать   значимость   полоролевого   поведения,   желание   проявить   себя   как представителя пола. Приобретение   в   детском   опыте   полоролевых   способов   коммуникации   и   общения обеспечивает   воспитание   чувств   сострадания,   сопереживания,   охранительности, благородства, почитания, терпимости, сопричастности. Эти качества характера рождают нравственно­этическую   гармонию   в   социальном   взаимодействии   –   мальчик­девочка, мальчик­мальчик, девочка­девочка. Самовыражение   личности   (мальчика,   девочки),   ее   саморазвитие   происходят   в границах   воспитательного   пространства,   во   взаимодействии   с   другими   субъектами воспитательного   процесса,   в   пространстве   реальной   действительности.   Взаимодействие представлет   собой   тот   инструмент,   который   реально   обеспечивает   не   только существование  личности в воспитательном  пространстве,  но и – самое  существенное – формирование ее социального, нравственного, полоролевого опыта. Система отношений определяет   эффективность   и   результативность   полоролевого   воспитания.   При   удачно складывающихся   отношениях   происходят   важные   позитивные   изменения.   При несложившихся   –   возникают   серьезные   проблемы.   Вот   почему   так   необходима своевременная   поддержка,   помощь   ребенку­дошкольнику   в   процессе   его   интеграции   в детско­взрослое   сообщество   ДОУ,   что,   несомненно,   будет   способствовать   успешному социальному   становлению   и   развитию   личности.   Социальный   мир   должен   представить ребенку   некоторый   спектр   достаточно   четко   оформленных   ценностно­нормативных моделей и образцов полоролевого поведения. А референтное окружение – помочь освоитьих, обеспечить наиболее полное удовлетворение тех потребностей, которые определяют характер полоролевой социализации. Пространство   полоролевого   воспитания   предусматривает   активную   субъектную позицию дошкольника. Будучи субъектом полоролевых отношений, создаваемых в ДОУ, ребенок выступает здесь в трех ипостасях: ­ ­   направленной   на как субъект познания окружающего мира; как   субъект   предметно­практической   деятельности, взаимодействие с окружающим миром; ­ как субъект общения, познающий другого субъекта и взаимодействующего с ним. Составными элементами пространства полоролевого воспитания выступают знаки и символы мужского и женского мира. Понимаются они как универсальные образы (чувств, отношений,   событий,   общения,   действий,   предметов,   вещей),   выражающие   идеальное содержание мужского и женского. Знакомые коды объединяют различные сферы бытия: растительные, животные, цветовые, предметные, одористические (язык запахов) и др. – в мужском и женском мире. Занимая субъективную позицию в пространстве полоролевого воспитания,   ребенок   идентифицирует   себя   с   мужским   (женским)   образом   человека, присваивает   архитипы,   раскодирует   социальные   и   культурные   коды,   знаки   и   символы мужской   и   женской   культуры.   Происходит   это   благодаря   установлению   взаимных соответствий   между   сферами   бытия,   благодаря   таким   операциям,   как   анализ,   синтез, обобщение,   классификация.   На   их   основе   углубляются   и   расширяются   представления ребенка о нравственной, этической и полоролевой культуре. К главным функциям полоролевого воспитания относятся: ­ ­ ­ ­ ­ расширение возможностей личности (мальчика, девочки); накопление полоролевого опыта; овладение идеалами (мужественности, женственности), принятыми в обществе; осознание многогранности мужских и женских проявлений; развитие   интереса   к   познанию   ценностей   полоролевой,   семейно­бытовой   и нравственно­этической культуры; умение   решать   возникающие   в   жизни   реальные   проблемы,   связанные   со взаимоотношениями полов. ­ В   конечном   счете,   речь   идет   о   формировании   субъективной   деятельной   позиции личности,   принимающей   решения   и   действующей   в   соответствии   с   выработанными социально­нравственными, полоролевыми ценностями. Воспитатель   –   носитель   полоролевых   ценностей,   он   выразитель   полоролевой культуры во всем ее богатстве, в том числе культуры понимания своего воспитанника как представителя   пола.   Воспитание,   как   никакая   другая   деятельность,   предполагает взаимодействие   и   диалогичность   его   участников.   Непринятие   воспитанником   личности воспитателя ведет к нежеланию принимать предлагаемые нравственные нормы и правила.