Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.
Оценка 4.8

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Оценка 4.8
Лекции
doc
родителям
Детсад
09.03.2018
Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.
В консультации для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе, говорится о том, что жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности.В консультации для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе, говорится о том, что жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности.
63. +Поведение ребёнка дошкольника в коллективе.doc
Психология для родителей «Поведение ребенка­ дошкольника в коллективе» Воспитание   ребенка   в   коллективе   ­ важнейшее   условие   всестороннего   развития его   личности   и   раскрытие   ею   внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет   на   развитие   интересов   и   творческой инициативы   детей,   способствующей   их жизнерадостности.   Только   в   коллективе ребенок   может   сравнивать   себя   с   другими, согласовывать   свои   поступки   с   поступками сверстников,   устанавливать   дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной   деятельности   детей.   Дружба   ­   один   из   самых   высоких,   самых   благородных чувств, под влиянием которого, дети становятся более отзывчивыми, более сердечными. Поведение ребенка в коллективе До 2­х лет ребенок воспринимает других детей как неодушевленные предметы. Все его   общение   со   сверстниками   основано   на   принципе   "действие­результат".   В   этом возрасте детского коллектива как такового еще не существует. Каждый ребенок живет собственной   жизнью   и   прислушивается   только   к   мнению   взрослых.   Часто   можно наблюдать, как малыши в ясельной группе играют каждый со своей игрушкой. Они еще не умеют играть со сверстниками. И задача родителей и воспитателей ­ помочь  ребенку сформировать правильную систему взаимоотношений с другими детьми. После   2­2,5   лет   ребенок   понимает,   что   вокруг   такие   же   дети.   Он   начинает сравнивать   себя   со   сверстниками   и   делать   собственные   выводы.   Ребенку   важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу воспитателя, если что он что­то умеет делать лучше других. Если у ребенка не получается соответствовать сверстникам, он может либо замкнуться в себе, либо проявлять излишнюю агрессивность. Замкнутость и агрессивность в этом возрасте ­ следствие того, что ребенок, чувствует, что он в чем­ либо не соответствует сверстникам. В   3­4   года   ребенок   приобретает   первый   опыт   общения   со   сверстниками.   Это наиболее   сложный   период   взаимоотношений   ребенка   с   коллективом.   В   большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3­4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3­4­х летнего малыша существует только   собственное   "я",   а   других   детей   он   воспринимает   не   как   самостоятельные личности, а как источник удовлетворения  потребностей  его "я" (поиграть, подраться, побегать, и т.д.). При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные   потребности   и   собственные   желания.   Он   привык   только   диктовать   свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих. В 3­4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия. 1 В   4­5   лет   ребенок   не   отделяет   себя   от   коллектива.   Он   все   чаще   употребляет местоимение "мы" вместо "я". Ребенок осознает, что, действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста "Куда   все,   туда   и   я".   Причем   ребенку   совершенно   неважно   хорошему   или   плохому примеру для подражания он следует. Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем. В детском коллективе выделяются явные лидеры ­ заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для   4­5   летнего   малыша   нет   ничего   хуже,   чем   бойкот   коллектива.   В   этом   возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем­то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются   во   всем   подражать   признанным   лидерам.   В   этом   возрасте   дети   часто объединяются в группы по принципу "дружим против Васи (Пети Маши)". В 5­6 дет ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если в 4­5 лет он беспрекословно шел за лидером, то сейчас он пытается взять лидерство в свои руки. В этом возрасте он уже имеет собственное представление о том, какое место в коллективе он хочет занимать (лидер,   ведущий,   ведомый,   и   т.д.)   и   действует   в   соответствии   со   своими представлениями. Причем коллектив не всегда готов безоговорочно принять его позицию. Часто бывает, что ребенок хочет быть лидером, ведущим, а коллектив отводит ему в лучшем   случае   роль   ведомого.   Если   самооценка   ребенка   не   совпадает   с   оценкой сверстников, ребенку приходится очень трудно.  В   6­7   лет   большинство   детей   испытывают   потребность   в   близком   контакте   со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые "настоящие" друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам. «Учим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом. Способность к общению включает в себя: 1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).  2. Умение   организовать   общение  («Я   умею!»),   включающее   умение   слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации. 3. Знание   норм   и   правил,   которым   необходимо   следовать   при   общении   с окружающими («Я знаю!»).  От   рождения   до   1   года  ведущим   типом   деятельности  (тем,   в   котором является происходят   основные   качественные   изменения   психики   ребенка)  непосредственно­эмоциональное общение с матерью. На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого   от   внешних   воздействий.   Да,   у   него   есть   элементарные   рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех ­ четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже   в   первые   недели   малыш   способен   подражать   выражению   лица   взрослого   и   быть 2 инициатором   контакта,   в   его   распоряжении   находятся   такие   средства   общения,   как улыбка и плач. На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция   выражается   бурным   движением   ручек   и   ножек.   В   три   месяца   ребенок   уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка   важно   слышать   голоса   близких   ему   людей,   чувствовать   прикосновения, поглаживания – телесные контакты. Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях. От   1   года   до   3   лет  ведущий   тип   деятельности   –   предметно­манипулятивный. Ребенок   открывает   для   себя   смысл   и   назначение   предметов   благодаря   общению   со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка. Критериями   гармоничных   отношений   между   ребенком   и   родителями можно считать: ­ создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; ­ признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей; ­ сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты». В   возрасте   3­7   лет  ведущей   является   игровая   деятельность,   а   ведущими потребностями становятся потребность  в самостоятельности, новых впечатлениях  и в общении. Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра,   например   «Зеркало»  (повторение   движений   другого   человека),   «Зоопарк» (подражание зверям). Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость,   застенчивость,   конфликтность,   агрессивность   и   предложить   варианты игровой   коррекции.   Среди   причин   личностных   проблем   ребенка   могут   быть психофизиологические,   соматические,   наследственные,   а   также   неблагополучные отношения в семье. Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую   не   давая   себе   отчета   в   этом  (уже   с   самого   раннего   возраста).   Качества адекватной   самооценки   –   активность,   находчивость,   чувство   юмора,   общительность, желание идти на контакт.                 Советы родителям по формированию адекватной самооценки: ­ не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все   проблемы,   но   и   не   перегружайте   его   тем,   что   ему   непосильно.   Пусть   ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного; ­   не   перехваливайте   ребенка,   но   и   не   забывайте   поощрить   его,   когда   он   этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком; 3 ­ поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем­то лучше его; ­ не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого; ­   показывайте   своим   примером   адекватность   отношения   к   успехам   и   неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела; ­ не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра). Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка «ИМЯ» ­ предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить   свое.   Спросите,   почему   нравится   или   нет   имя.   Это   даст   дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком. «Сорви шапку», «У нас все можно» и др. Принципы общения с агрессивным ребенком: ­ для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он   может   привлекать   к   себе   внимание,   возможна   разрядка   накопившейся   энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства; ­   помните,   что   запрет,   физическое   наказание   и   повышение   голоса   –   самые неэффективные способы преодоления агрессивности; ­ дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие  кусочки  рисунок  того  объекта,  который  вызывает  злость.  Вы  заметите,  что  в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась; ­   показывайте   ребенку   пример   миролюбивого   поведения.   Не   обостряйте   и   не провоцируйте   конфликт,   не   допускайте   при   ребенке   вспышек   гнева   или   нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»; ­ пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас. Игры на выплеск агрессивности «Брыкание»   ­   ребенок   лежит   на   спине,   ноги   свободно   раскинуты.   Медленно   он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара. «Кукла Бобо» ­ кукла для выплеска агрессии. «Разыгрывание ситуации» Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми ­ сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего­либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»; ­ не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения; 4 ­ после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные   действия   вашего   ребенка,   которые   привели   к   конфликту.   Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации; ­ не обсуждайте при ребенке  проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их; ­ не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе   игры   что­то   не   поделили   и   начали   ссориться,   лучше   понаблюдать   за   этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а   другой   выступает   «жертвой»,   следует   прервать   такую   игру,   чтобы   предотвратить формирование робости у побежденного. Игры: «На кого я похож» ­ сравнение себя с животным, цветком, деревом «Спина  к   спине»  ­  игра   направлена   на   развитие  умения   договориться,   при  этом важно видеть собеседника. «Сидящий и стоящий». Застенчивость Последствия: ­   препятствует   тому,   чтобы   встречаться   с   новыми   людьми,   заводить   друзей   и получать удовольствие от приятного общения; ­ удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав; ­ не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека; ­ усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении; ­ мешает ясно мыслить и эффективно общаться; ­ сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии. Помощь   ребенку   в   преодолении   застенчивости   –   разрешима,   пока   ребенок   еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики» Советы родителям замкнутых детей: Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться. ­   расширяйте   круг   общения   вашего   ребенка,   приводите   его   в   новые   места   и знакомьте с новыми людьми; ­ подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком; ­ стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека; ­ если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью. Отдельную  группу  детей  составляют  дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.  Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем­ либо,   что   необходимо   усвоить   в   течение   определенного   отрезка   времени,   а гиперактивность   –   чрезмерная   активность,   слабый   контроль   побуждений.   Причины возникновения  данных отклонений  многопочвенны.  В домашней  программе  коррекции детей   с   синдромом   дефицита   внимания   и   гиперактивности   должен   преобладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:  5 ­ проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании; ­ контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; ­ не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»; ­ стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; ­   реагируйте   на   действия   ребенка   неожиданным   способом  (шутите,   повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. ); ­ повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; ­ не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; ­ выслушайте то, что хочет сказать ребенок. 2. Изменение психологического микроклимата в семье:  ­ уделяйте ребенку достаточно внимания; ­ проводите досуг всей семьей; ­ не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3. Организация режима дня и места для занятий:  ­ установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; ­ чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; ­ снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; ­ избегайте по возможности больших скоплений людей; ­   помните,   что   переутомление   способствует   снижению   самоконтроля   и   нарастанию гиперактивности. 4. Специальная поведенческая программа:  ­ придумайте  гибкую систему вознаграждений  за хорошо выполненное  задание и наказание за плохое поведение. ­ не прибегайте к физическому наказанию ­ чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям ­   составьте   список   обязанностей   ребенка   и   постепенно   расширяйте   его, предварительно обсудив их с ребенком ­ воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией ­ не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка ­ не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время Помните,   что   словесные   убеждения,   призывы,   беседы   редко   оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: ­ лишение удовольствия, лакомства, привилегий ­ запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры ­ внеочередное дежурство на кухне и т. д. Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей. Анкета для родителей Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми 1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом (ой) в воспитании ребёнка? 2. Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных)? 3. Как чаще всего вы воздействуете  на ребёнка  ­    в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб? 6 4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда) 5. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда) 6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка? (Всегда, иногда) 7. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда) 8.   Напоминаете   ли   вы   ребёнку,   если   он   забывает   говорить   речевые,   этикетные формулы? 9. Всегда ли вы понимаете настроение ребёнка? 10. Понимаете ли вы ребёнка в процессе общения по его жестам и мимике? 11. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения? 12.   С   какими   трудностями   вы   встречаетесь   в   процессе   формирования   культуры общения? 13.Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?    Материал подготовлен  педагогом – психологом ­ Головешко   Еленой  Викторовной. 7

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.

Консультация для родителей - Поведение ребенка-дошкольника в коллективе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018