Консультация для родителей - ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, ПОРОЖДЕННЫХ ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ.

  • Лекции
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, ПОРОЖДЕННЫХ ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ, говорится о том, что застенчивые дети, кстати сказать, легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот, они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить. Упорное сопротивление и тем более, желание играть по своим, а не по чужим правилам, свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере - претензии на лидерство. А часто и повышенная демонстративностьВ консультации для родителей - ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, ПОРОЖДЕННЫХ ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ, говорится о том, что застенчивые дети, кстати сказать, легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот, они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить. Упорное сопротивление и тем более, желание играть по своим, а не по чужим правилам, свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере - претензии на лидерство. А часто и повышенная демонстративность
Иконка файла материала ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, ПОРОЖДЕННЫХ ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ..docx
ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, ПОРОЖДЕННЫХ ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ. Прорабатывая   первый   раздел   книги,   вы,   наверное,   уже   начали   замечать некоторые положительные сдвиги в поведении своего ребенка. Постепенно он стал активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Истинно застенчивые дети, кстати сказать, легко соглашаются на игру   в   заданных   рамках,   не   стремятся   кардинально   изменить   сюжет   и   характер главного   героя.   Наоборот,   они   бывают   счастливы,   обнаружив   в   нем   созвучие   с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть  артистами.  Их  надо  только  постоянно  подбадривать   и хвалить. Упорное сопротивление и тем более, желание играть по своим, а не по чужим правилам, свидетельствует   о   том,   что   застенчивость   ребенка   вторична.   Главное   же   в   его характере   ­   претензии   на   лидерство.   А   часто   и   повышенная   демонстративность (одно с другим тесно сцеплено). Однако не спешите закрыть книгу. Вашему ребенку тоже не повредит раскрепоститься и приобрести полезные навыки общения. Разумеется,   не   для   всех   детей   в   равной   степени   актуальны   те   или   иные поведенческие трудности. Поэтому этот раздел не надо «пропахивать» целиком, а стоит выбрать те игры и упражнения, которые помогут вашему вполне конкретному ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Раскрепощающие игры и упражнения Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, это его невероятная скованность, напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос   тусклый,   порой   даже   сдавленный.   Конечно,   когда   родительский   прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко, многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую­нибудь спортивную секцию, надеясь,   что   поможет   им   раскрепоститься.   Но,   как   правило,   подобие   попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы,   тоже   вряд   ли   смогут   на   этом   этапе.   Особенно   мальчикам.   Ведь   в   наши дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не ток­вандо. Застенчивый мальчуган и так­то переживает, что «как   девчонка»   (благо   и   взрослые,   и   дети   не   преминут   лишний   раз   об   этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься «девчоночьим делом». Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле. Займитесь сначала   сами   раскрепощением   своего   малыша.   Как?   ­     Начните   с   МИМИКИ   и ЖЕСТОВ. 1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4­10 лет). Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны   взять   на   себя   активную   роль   и   подавать   ребенку   пример.   Кроме   того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит),   вы   можете   представить   мимические,   пантомимические   и   прочие упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда   он   уже   будет   без   труда   справляться   с   заданиями,   вовлекайте   в   игру   его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую­нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева,   печали.   Показывать   их   надо   утрированно,   даже   карикатурно.   Постепенно расширяйте   диапазон   чувств,   вводите   различные   оттенки   эмоций   (скажем, раздражение, возмущение, гнев). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом. 2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5­10 лет). Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно   передающих   разнообразные   детские   переживания   и   окрашенных   мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один   игрок   читает   стихотворение,   а   другой   мимикой   и   жестами   иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие   оттенки   чувств.   Стихи   Барто   предоставляют   для   этого   богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше ­ «Обида», "Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие. Если   игроков   несколько   (а,   повторяю,   ваша   цель   постепенно   выводить застенчивого   ребенка   из   замкнутого   мирка   семьи),   то   можно   ввести   элемент соревновательности.     Пусть   ведущий   оценивает   выступления   и   награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка, даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае ­ психокоррекция, а не установление справедливости.  3.«ИЗОБРАЗИ   ЖИВОТНОЕ»  (для   детей   4­10лет).  Эта   игра   используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во­первых, надо постараться создатьвы     иное       животное? (Например, обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота   и   аплодисментами,   а   во­вторых,   не   давать   слишком   трудных   заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или сможете похоже   изобразить   броненосца   или   бегемота?)   Старайтесь   выбирать   животных   с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить чувства, скованность   и   неловкость   играют   здесь   далеко   не   последнюю   роль.   Некоторые психологи   уверяют,   будто   бы   ребенок   почти   до   самой   школы   остается невербальным Т.е. он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны   для   полноценного   общения.   Считается,   что   дети   с   маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10­15% информации. Они не улавливают   полностью,   что   им   сообщается   на   бессловесном   уровне,   и   зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей. существом. свои   4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ — МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ­  ПОКАЖЕМ» (для   детей   5­10   лет).  Задача   этой   распространенной   детской   игры   ­   без   слов показать какое­либо действие. Если ребят много, можно длиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами. 5.  «ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ» (для детей 5­10 лет) Ведущий   вкратце   обрисовывает   ситуацию,   а   ребенок   или   несколько   детей, распределивших между собой роли, изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть нешкольными и эмоционально окрашенными. Например: ­  Мальчик   катается   на   коньках.   Падает.   Хочет   заплакать,  но   сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным и даже улыбается. Хотя и с трудом. ­ Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается ­ не видит ли его мама, а то она сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится ­ оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет малыш, тем лучше). застенчивый     ­   Драчун   замахивается   на   другого   ребенка.   Тот   сначала   пугается,   хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет. ­ Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти   к ним, но потом все­таки подходит и знакомится(без слов, только жестами). ­ Девочка   гуляет   по   лесу,   собирает   грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник.   Стряхивает   ползающих   по   ноге   муравьев.   Ой!   Муравей   укусил   ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю). 6.   «РАЗГОВОР   С   ГЛУХОЙ   БАБУШКОЙ»  (вариант   игры,   предложенной М.И.   Чистяковой)   (для   детей   4­10   лет).  Ребенок   разговаривает   с   глухой бабушкой.   Она   говорит,   а   он   объясняется   с   ней   жестами,   потому   что   бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться   и   окрашиваться   юмором.   Например,   четырехлетнему   малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник способен изобразить   жестами   и   сами   очки   и   то,   что   они   сломались,   так   как   кто­то   по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.    Чтобы   помочь   вам   настроиться   на   нужную   волну,   привожу   небольшой фрагмент такой игры:  Бабушка открывает внуку дверь Бабушка: Ты где пропадал, озорник?  Внук жестами показывает, что играл в футбол. Бабушка: Ну и как настроение?  Внук поднимает большой палец кверху ­ дескать, отлично.  Бабушка: А почему ты хромаешь?  Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания Бабушка: Нет, все­таки... Ты что, упал? Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было   больно,   но   он   не   подавал   виду.   Самый   простой   прием   для   создания комических  ситуаций  ­ это  если  внук о  чем­то  просит бабушку  жестами,  а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится. 7.«ЧЕРЕЗ СТЕКЛО» (игра, предложенная Н.Кухтиной; подходит для детей 6­10 лет).  Представьте себе, что вы общаетесь с кем­то через звуконепроницаемое стекло   и   должны   без   слов,   пантомимой   передать   ему   какое­либо   сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», « принеси стакан воды, я хочу пить» и т.п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как   и   другие   подобные   игры,   эта,   кроме   всего   прочего,   развивает сообразительность. 8. «РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА» (упражнение, предложенное В.Леви; годитсядля детей 7­10 лет). Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как: ­ свои первые шаги, ­ малыш, который недавно встал на ножки и делает глубокий старик, ­ пьяный, ­ лев, ­ ­ горилла, артист на сцене. (Разумеется, вариантов может быть намного больше). Упражнения на выразительность речи Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения. 1. «КТО БОЛЬШЕ?» (для детей 7­12 лет). Надо произнести какое­либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А «здравствуй» ­ но или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с   ненавистью,   равнодушно,   высокомерно,   униженно,     презрительно, многообещающе, таинственно…  • Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается   на   комиксах   и   стереотипных   западных   фильмах,  довольно   плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. Так   что   это   упражнение   будет   для   них   не   только   раскрепощающим,   но   и развивающим.   Детям   старше   10   лет   (а   в   принципе   в   эту   игру   можно   играть   и подросткам)   я   бы   рекомендовала   вкратце   обрисовывать   и   ситуацию,   в   которой уместна та или иная интонация.    2.  «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7­12 лет) Когда игра «Кто больше?» будет как следует освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть ее в следующем:   ведущий,   не   размыкая   губ,   «мычит»   какое­то   слово   или   короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном   море   слов,   стоит   заранее   очертить   рамки   игры.   К   примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше,   чтобы   они   были   эмоционально   окрашенными   и   различными   потемпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!» «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч.   Научившись   улавливать   и   воспроизводить   чужие   интонации,   замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим. 3. «РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4­ 7 лет) Лучше всего использовать этот прием   при   игре   в   кукольный   театр.   Инсценируя   сказки,   поручайте   ребенку несколько   ролей   и   учите   его   изменять   голос,   когда   он   говорит.     Дети преддошкольного   возраста   могут,   изображать   персонажей   сказок   мимикой   и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например: ­ Мышка­Норушка рассказывает Лягушке­Квакушке, как однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка­Квакушка ей сочувствует; ­ звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу; ­ персонажи   «Кошкиного   дома»   возвращаются   к   себе   осуждают   прием, который им устроила Кошка; ­ Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друга, рассказывая веселые истории.   и   4. «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (игра, предложная В.Леей, подходит для детей 8­12 лет). Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой­нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, сосредоточить все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а ­ ­ ­ ­ ­ ­ шепотом, с максимальной громкостью. с пулеметной скоростью, со скоростью улитки, как робот, как иностранец. мог   При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты. Комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений 1. «ЦАРЕВНА­НЕСМЕЯНА» (для детей 6­10 лет) Один игрок изображает царевну­Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются его рассмешить (можно пантомимой, а можно и словесно). Тот, кому это удастся, сам становится царевной. 2. «ЗООПАРК» (для детей 7­12 лет). Надо стараться, чтобы в этой игре было как можно больше выдумки и юмора. Хорошо бы привлечь к ней еще кого­нибудь из взрослых.Взрослые будут посетителями в зоопарке, а  ведущий (ребенок) ­ экскурсоводом, а остальные   дети   должны   изображать   животных.   Надо   дать   ребятам   время  на подготовку.   Пусть   придумают,   кто   кого   будет   изображать,   и   договорятся   с «экскурсоводом», который постарается   подготовить   какие­то   смешные   пояснения,   которые   должны подбадривать ребят шутками и одобрительными замечаниями, а когда игра будет окончена, отметить особенно удачные выступления.       3. «ФАНТЫ» (для детей 6­14 лет) Эта   игра,   особенно   популярная   до   революции,   неизменно   вызывает   у   детей восторг. Фанты можно придумывать вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как больше юмора и чтобы они силам. Стеснительному   ребенку   при   малейшем   затруднении   надо   помогать,   ни   в   коем случае не укоряя его за робость, а то я игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний. детям были Кроме  обычных   просьб   прочитать   стихотворение,   спеть,   покукарекать, похрюкать   и   рассказать   анекдот,   в   записках,   которые   играющие   выуживают   из шапки,   могут   содержаться   просьбы   изобразить:   обезьяну,   льва,   ежика   или дикообраза, павлина, ворону, Бабку­Ежку, пьяницу, хулигана, дряхлого старичка, маленького   капризного   ребенка,   сварливую   рыночную   торговку,   рассерженную маму, грозного папу, пирата, лунатика, мага, первобытного человека.   по   Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь