В консультации для родителей - ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ В ШКОЛЕ, говорится о том, что длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, депрессии. Всё это могло бы быть красивыми словами, если бы педагоги на практике не сталкивались с «трудными детьми». К этой категории обычно относят либо агрессивных и злых учащихся, либо робких, забитых, чрезмерно чувствительных и тревожных. Эти поведенческие расстройства трудно предупредить. Однако, как показывает практика, чаще всего такое поведение учащихся вызвано как раз «обычными мерами воспитания» и является ответной реакцией.В консультации для родителей - ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ В ШКОЛЕ, говорится о том, что длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, депрессии. Всё это могло бы быть красивыми словами, если бы педагоги на практике не сталкивались с «трудными детьми». К этой категории обычно относят либо агрессивных и злых учащихся, либо робких, забитых, чрезмерно чувствительных и тревожных. Эти поведенческие расстройства трудно предупредить. Однако, как показывает практика, чаще всего такое поведение учащихся вызвано как раз «обычными мерами воспитания» и является ответной реакцией.
ДЕПРЕССИЯ
ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ В ШКОЛЕ
Одним из серьёзных и неразрешённых вопросов современной школы остаётся
вопрос
о психологической комфортности и защищённости. В чём его важность? Длительное
состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт
к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, депрессии.
Всё это могло бы быть красивыми словами, если бы педагоги на практике не
сталкивались с «трудными детьми». К этой категории обычно относят либо
агрессивных
и злых учащихся, либо робких, забитых, чрезмерно чувствительных и тревожных.
Эти поведенческие расстройства трудно предупредить. Однако, как показывает
практика,
чаще
всего такое поведение учащихся вызвано как раз «обычными мерами воспитания» и
является ответной реакцией.
Хочу сразу оговориться, чтобы меня правильно поняли. Безусловно, проблема
комфортности в школе не связана в основном с учителями. Возникает она изза
огромного количества факторов. И поэтому было бы очень несправедливо обвинять
во всём учителя.
Но тем не менее хотелось бы рассмотреть причины, вызывающие состояние
беспомощности,
школьной тревожности,
приводящие к длительному состоянию уныния, упадка духа, обескураженности,
изоляции и одиночеству.
эмоциональной напряжённости,
Порой причины имеют явно врождённый характер и обусловлены складом
характера. Такие подростки вообще избегают компании, тяжело переживают
неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрессивное состояние. Им
часто
они
неполноценны и не нужны.
кажется,
что
Каковы объективные причины? Перегрузка учебной деятельности, отставание
в учёбе, завышенная требовательность, не сложившиеся взаимоотношения со
сверстниками. Эти проблемы обостряются при переходе из начальной в среднюю
школу, в период подросткового кризиса.
Остановимся чуть подробнее на 56х классах, ведь становление личности
подростка во многом зависит оттого, насколько успешно будет пройден этот этап.
На рубеже начальной и средней школы происходит снижение интереса к учёбе,
так называемый мотивационный кризис. К внешним проявлениям относятся
отрицательное отношение к школе вообще, нежелание её посещать, выполнять
учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями и нарушение
правил поведения в школе; к внутренним — эмоция страдания, различные
комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, направленная на себя ивовне, страх, чувство вины и застенчивость.
Есть ли выход из этой ситуации? Их два: либо кризис преодолевается и
становится стимулом к самовоспитанию, либо он приводит к блокировке
эмоционального развития: отставанию в учёбе, конфликтам с окружающими,
установке противодействия и агрессии, тревоге, замкнутости.
Эти проявления неудовлетворённости детей учением имеют различные
причины,
которые в основном можно свести к трём. Вопервых, неблагополучный статус
ребёнка
в системе отношений класса; вовторых, плохие результаты учёбы, их чрезмерная
критика
и как следствие недовольство собой; втретьих, невнимание педагогов и родителей
к переживаниям детей.
Остановлюсь на описании одной из них. Както ко мне на консультацию
пришёл
пятиклассник и рассказал о своих взаимоотношениях с товарищами: «Я стараюсь
быть хорошим учеником — не списывать, делать всё самостоятельно, выполнять все
домашние задания. А мне одноклассники говорят, что не будут со мной играть,
потому
не
даю списать и вообще плохой друг».
что
Ситуация, в которую попал этот ребёнок, не единичная. Согласно
исследованиям,
на эмоциональное самочувствие в этом возрасте больше влияет то, как
складываются
его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями.
В этом возрасте ребёнок оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего
ученика» и позицией «хорошего товарища». И путь, по какому пойдёт становление
личности подростка, во многом зависит оттого, насколько успешно будет пройден
этот
—
переход от детства к отрочеству.
этап
В более старшем возрасте чувство неуверенности, напряжённости, тревоги,
депрессии, являющиеся следствиями психологической незащищённости, приводит к
отчуждению. Отчуждение не проходит для ребёнка бесследно. Оно деформирует
личность, ведёт к деструктивным формам поведения, асоциальному поведению или
неспособности впоследствии строить полноценные отношения с окружающими
людьми,
то есть вызывает психические и социальные отклонения в личности. Результатом
переживания подростками одиночества и отчуждённости становятся глубокие
эмоциональнонегативные проявления,
осознание своей «никчёмности»,
«ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток может стать изгоем,
эгоистом,
отшельником
или чужаком.
Проблема комфортности подростка в школе достаточно серьёзная. И чтобырешить её, недостаточно только «воспитательной работы» учителей, школьных
психологов.
Родители тоже должны «подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно
будет решить проблему эмоциональной безопасности учащихся.
ПОМНИТЕ, что__________
• каждое следующее поколение взрослеет раньше и стремление к независимой
жизни у них тоже появляется раньше — и слава Богу!
• подростку нужны деньги: пригласить девочку в кино, купить новую кассету,
сходить
на дискотеку, да мало ли на что (кстати, совсем не обязательно сразу думать о
наркотиках). Но если он или она будет зарабатывать эти деньги честным трудом, а
не просто получать их от родителей, то и отношение будет совсем другое. Так,
опрос, проведённый среди 100 ведущих менеджеров Америки, показал, что 70% из
них с 14 лет работали летом в кафе Макдональдс. Они утверждали, что это их
научило дисциплине и порядку;
• без преодоления трудностей подростку нельзя вырасти полноценной личностью.
Не скрывайте от ребёнка трудностей своей жизни, обращайтесь к нему за помощью и
советом в трудную минуту, рассказывайте о своей профессии — вдруг
заинтересуется.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь