Консультация для родителей - ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ В ШКОЛЕ

  • Лекции
  • docx
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ В ШКОЛЕ, говорится о том, что длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, депрессии. Всё это могло бы быть красивыми словами, если бы педагоги на практике не сталкивались с «трудными детьми». К этой категории обычно относят либо агрессивных и злых учащихся, либо робких, забитых, чрезмерно чувствительных и тревожных. Эти поведенческие расстройства трудно предупредить. Однако, как показывает практика, чаще всего такое поведение учащихся вызвано как раз «обычными мерами воспитания» и является ответной реакцией.В консультации для родителей - ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ В ШКОЛЕ, говорится о том, что длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, депрессии. Всё это могло бы быть красивыми словами, если бы педагоги на практике не сталкивались с «трудными детьми». К этой категории обычно относят либо агрессивных и злых учащихся, либо робких, забитых, чрезмерно чувствительных и тревожных. Эти поведенческие расстройства трудно предупредить. Однако, как показывает практика, чаще всего такое поведение учащихся вызвано как раз «обычными мерами воспитания» и является ответной реакцией.
Иконка файла материала ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ В ШКОЛЕ.docx
ДЕПРЕССИЯ ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИЙ В ШКОЛЕ Одним из серьёзных и неразрешённых вопросов современной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защищённости. В чём его важность? Длительное состояние   эмоционального   дискомфорта   и   эмоциональной   напряжённости   ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, депрессии. Всё это могло бы быть красивыми словами, если бы педагоги на практике не сталкивались   с   «трудными   детьми».   К   этой   категории   обычно   относят   либо агрессивных и злых учащихся, либо робких, забитых, чрезмерно чувствительных и тревожных. Эти   поведенческие   расстройства   трудно   предупредить.   Однако,   как   показывает практика, чаще всего такое поведение учащихся вызвано как раз «обычными мерами воспитания» и является ответной реакцией.   Хочу сразу оговориться, чтобы меня правильно поняли. Безусловно, проблема комфортности в школе не связана в основном с учителями. Возникает она из­за огромного количества факторов. И поэтому было бы очень несправедливо обвинять во всём учителя. Но тем не менее хотелось бы рассмотреть причины, вызывающие состояние беспомощности,   школьной   тревожности, приводящие   к   длительному   состоянию   уныния,   упадка   духа,   обескураженности, изоляции и одиночеству.   эмоциональной   напряжённости, Порой   причины   имеют   явно   врождённый   характер   и   обусловлены   складом характера.   Такие   подростки   вообще   избегают   компании,   тяжело   переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрессивное состояние. Им часто они неполноценны и не нужны. кажется,     что   Каковы объективные причины? Перегрузка учебной деятельности, отставание в   учёбе,   завышенная   требовательность,   не   сложившиеся   взаимоотношения   со сверстниками. Эти проблемы обостряются при переходе из начальной в среднюю школу, в период подросткового кризиса. Остановимся   чуть   подробнее   на   5­6­х   классах,   ведь   становление   личности подростка во многом зависит оттого, насколько успешно будет пройден этот этап. На рубеже начальной и средней школы происходит снижение интереса к учёбе, так   называемый  мотивационный   кризис.  К   внешним   проявлениям   относятся отрицательное   отношение   к   школе   вообще,   нежелание   её   посещать,   выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями и нарушение правил   поведения   в   школе;   к   внутренним   —   эмоция   страдания,   различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, направленная на себя ивовне, страх, чувство вины и застенчивость. Есть   ли   выход   из   этой   ситуации?   Их   два:   либо   кризис   преодолевается   и становится   стимулом   к   самовоспитанию,   либо   он   приводит   к   блокировке эмоционального   развития:   отставанию   в   учёбе,   конфликтам   с   окружающими, установке противодействия и агрессии, тревоге, замкнутости. Эти   проявления   неудовлетворённости   детей   учением   имеют   различные причины, которые   в   основном   можно   свести   к   трём.   Во­первых,   неблагополучный   статус ребёнка в системе отношений класса; во­вторых, плохие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствие недовольство собой; в­третьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей. Остановлюсь   на   описании   одной   из   них.   Как­то   ко   мне   на   консультацию пришёл пятиклассник и рассказал о своих взаимоотношениях с товарищами: «Я стараюсь быть хорошим учеником — не списывать, делать всё самостоятельно, выполнять все домашние задания. А мне одноклассники говорят, что не будут со мной играть, потому не даю списать и вообще плохой друг». что     Ситуация,   в   которую   попал   этот   ребёнок,   не   единичная.   Согласно исследованиям, на   эмоциональное   самочувствие   в   этом   возрасте   больше   влияет   то,   как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями. В этом возрасте ребёнок оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего ученика» и позицией «хорошего товарища». И путь, по какому пойдёт становление личности подростка, во многом зависит оттого, насколько успешно будет пройден этот — переход от детства к отрочеству. этап     В   более   старшем   возрасте   чувство   неуверенности,   напряжённости,   тревоги, депрессии, являющиеся следствиями психологической незащищённости, приводит к отчуждению. Отчуждение не проходит для ребёнка бесследно. Оно деформирует личность, ведёт к деструктивным формам поведения, асоциальному поведению или неспособности   впоследствии   строить   полноценные   отношения   с   окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальные отклонения в личности. Результатом переживания   подростками   одиночества   и   отчуждённости   становятся   глубокие эмоционально­негативные   проявления,   осознание   своей   «никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток может стать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.   Проблема комфортности подростка в школе достаточно серьёзная. И чтобырешить   её,   недостаточно   только   «воспитательной   работы»   учителей,   школьных психологов. Родители тоже должны «подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно будет решить проблему эмоциональной безопасности учащихся.  ПОМНИТЕ, что__________ •   каждое следующее поколение взрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше — и слава Богу! • подростку   нужны   деньги:   пригласить   девочку   в   кино,   купить   новую   кассету, сходить на дискотеку, да мало ли на что (кстати, совсем не обязательно сразу думать о наркотиках). Но если он или она будет зарабатывать эти деньги честным трудом, а не просто получать их от родителей, то и отношение будет совсем другое. Так, опрос, проведённый среди 100 ведущих менеджеров Америки, показал, что 70% из них с 14 лет работали летом в кафе Макдональдс. Они утверждали, что это их научило дисциплине и порядку; • без преодоления трудностей подростку нельзя вырасти полноценной личностью. Не скрывайте от ребёнка трудностей своей жизни, обращайтесь к нему за помощью и советом   в   трудную   минуту,   рассказывайте   о   своей   профессии   —   вдруг заинтересуется. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь