Консультация для родителей - «Причины детских страхов и методы борьбы с ними»

  • Лекции
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - «Причины детских страхов и методы борьбы с ними», говорится о том, что страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрессию, а может выразиться и в переживании риска, во влечении ринуться навстречу опасности.В консультации для родителей - «Причины детских страхов и методы борьбы с ними», говорится о том, что страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрессию, а может выразиться и в переживании риска, во влечении ринуться навстречу опасности.
Иконка файла материала ==«Причины детских страхов и методы борьбы с ними».docx
Консультация для родителей: «Причины детских страхов и методы борьбы с ними» Страх ­ это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и  у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму  – может вызывать психическую и психофизическую депрессию, а может  выразиться и в переживании риска, во влечении ринуться навстречу  опасности. Факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать  следующим образом (причины страхов у детей): ­ наличие страхов у родителей, главным образом у матери; ­ тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от  опасностей и изоляция от общения со сверстниками; ­ излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной  принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей; ­ большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное  предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также  многочисленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых в семье; ­ отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же  пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со  сверстниками и неуверенность в себе; ­ конфликтные отношения между родителями; ­ психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную  чувствительность детей к тем или иным страхам; ­ психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Страхи – не каприз избалованного ребенка, не слабость, а серьезная проблема, с которой нужно работать, и часто в первую очередь Вам нужно изменять  себя. Для борьбы с конкретным страхом ребенка можно воспользоваться  методами, изложенными в работах А.И. Захарова.    1) Рисуночный метод. Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. При использовании рисуночного метода эффективными являются  упражнения: «Парикмахерская» и «Больница». Упражнение «Парикмахерская»: Ведущий просит детей закрыть глаза и представить какое­либо страшное  существо, которого обычно боятся все дети, и нарисовать его. Затем взрослый сообщает, что это существо – девушка, которая собирается выйти замуж. И,  конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую  прическу, макияж и т.д. Детям предлагается в роли парикмахера и украситьсвою «девушку» как можно лучше (подкрасить глаза, брови, губы, надеть  серьги и т.д.). Упражнение «Больница»: Взрослый сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла  щека. Детям надо нарисовать на лице «существа» страдания (слезы, повязку и  т.д.). Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается превратиться в  добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить  «существо» и нарисовать на его лице выражение радости (можно это сделать  на другом рисунке). Главное (при использовании этих способов коррекции страхов) – дать детям  возможность побывать в роли помогающих, а значит, сильных!   2) Игровой метод. В игре ребенок может дать выход своим эмоциям, желаниям, набирается  опыта общения и расширяет круг своих знакомств, учится управлять собой,  следовать правилам, развивает воображение и физическую ловкость,  приобретает знания и умения, укрепляет уверенность в себе. Играя в  сражения, прятки, лазая по деревьям, чердакам, сараям, изображая казаков­ разбойников и строгую маму своей куклы, дети и сами изживают свои страхи.   Игры, предлагаемые для устранения страхов, давно известны.   1 ­ «Пятнашки». Эмоциональный накал игры создают и нарочито подчеркнутые угрозы  водящего, которыми он сыплет, как из рога изобилия: «Только попадись!»,  «Ну, погоди!», «Ага, попался!». Затем водящий взрослый восклицает с  похвалой: «Ну и быстрый!», «Смотри, какой ловкий!», «Надо же, никак не  могу догнать!», «Ух, устал!», «Сдаюсь!» и т.д. Убегающий в ответ: «Не  догонишь!», «Все равно убегу!», «Только попробуй!» и т.п. Таким образом,  одновременно устраняются страхи боли и уколов, физических наказаний. Так  что, если родители имеют обыкновение шлепать детей дома, то здесь  предоставляется полная возможность и детям поступать аналогичным  образом, так сказать, «осуществить гласность и демократию на деле». 2 ­ «Жмурки». Водящему плотно завязывают глаза, свет приглушен, и полумрак создает  атмосферу необычности и таинственности происходящего. То есть  имитируется замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной  жизни. 3 ­ «Прятки». Возникающие при игре азарт, эмоциональное вовлечение, поддержка всех  играющих не дают проявиться страхам темноты, одиночества, замкнутого  пространства и способствуют их эффективному устранению. 4 ­ «Быстрые ответы».Игра не только снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах,  но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку.   3) Ролевые игры. Взрослый предлагает истории, моделирующие ситуации риска, опасности,  тревоги, напряжения, борьбы, поражения и победы. Соответственно он и  распределяет роли так, чтобы тревожные и неуверенные в себе дети занимали  ведущие позиции в игре или смогли приобрести их при его незаметной  поддержке. Раньше считалось, что смех ­ это лучшее средство против страха. Так что  побольше смейтесь и все ваши страху уйдут.              Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь Литература: 1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000. 2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000. 3. Шишова Т. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавить от страхов. – М., 1997.