В консультации для родителей - «Причины детских страхов и методы борьбы с ними», говорится о том, что страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрессию, а может выразиться и в переживании риска, во влечении ринуться навстречу опасности.В консультации для родителей - «Причины детских страхов и методы борьбы с ними», говорится о том, что страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрессию, а может выразиться и в переживании риска, во влечении ринуться навстречу опасности.
Консультация для родителей:
«Причины детских страхов и методы борьбы с ними»
Страх это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и
у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму
– может вызывать психическую и психофизическую депрессию, а может
выразиться и в переживании риска, во влечении ринуться навстречу
опасности.
Факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать
следующим образом (причины страхов у детей):
наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от
опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной
принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное
предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также
многочисленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых в семье;
отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же
пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со
сверстниками и неуверенность в себе;
конфликтные отношения между родителями;
психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную
чувствительность детей к тем или иным страхам;
психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и
взрослыми.
Страхи – не каприз избалованного ребенка, не слабость, а серьезная проблема,
с которой нужно работать, и часто в первую очередь Вам нужно изменять
себя.
Для борьбы с конкретным страхом ребенка можно воспользоваться
методами, изложенными в работах А.И. Захарова.
1) Рисуночный метод.
Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится.
При использовании рисуночного метода эффективными являются
упражнения: «Парикмахерская» и «Больница».
Упражнение «Парикмахерская»:
Ведущий просит детей закрыть глаза и представить какоелибо страшное
существо, которого обычно боятся все дети, и нарисовать его. Затем взрослый
сообщает, что это существо – девушка, которая собирается выйти замуж. И,
конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую
прическу, макияж и т.д. Детям предлагается в роли парикмахера и украситьсвою «девушку» как можно лучше (подкрасить глаза, брови, губы, надеть
серьги и т.д.).
Упражнение «Больница»:
Взрослый сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла
щека. Детям надо нарисовать на лице «существа» страдания (слезы, повязку и
т.д.). Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается превратиться в
добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить
«существо» и нарисовать на его лице выражение радости (можно это сделать
на другом рисунке).
Главное (при использовании этих способов коррекции страхов) – дать детям
возможность побывать в роли помогающих, а значит, сильных!
2) Игровой метод.
В игре ребенок может дать выход своим эмоциям, желаниям, набирается
опыта общения и расширяет круг своих знакомств, учится управлять собой,
следовать правилам, развивает воображение и физическую ловкость,
приобретает знания и умения, укрепляет уверенность в себе. Играя в
сражения, прятки, лазая по деревьям, чердакам, сараям, изображая казаков
разбойников и строгую маму своей куклы, дети и сами изживают свои страхи.
Игры, предлагаемые для устранения страхов, давно известны.
1 «Пятнашки».
Эмоциональный накал игры создают и нарочито подчеркнутые угрозы
водящего, которыми он сыплет, как из рога изобилия: «Только попадись!»,
«Ну, погоди!», «Ага, попался!». Затем водящий взрослый восклицает с
похвалой: «Ну и быстрый!», «Смотри, какой ловкий!», «Надо же, никак не
могу догнать!», «Ух, устал!», «Сдаюсь!» и т.д. Убегающий в ответ: «Не
догонишь!», «Все равно убегу!», «Только попробуй!» и т.п. Таким образом,
одновременно устраняются страхи боли и уколов, физических наказаний. Так
что, если родители имеют обыкновение шлепать детей дома, то здесь
предоставляется полная возможность и детям поступать аналогичным
образом, так сказать, «осуществить гласность и демократию на деле».
2 «Жмурки».
Водящему плотно завязывают глаза, свет приглушен, и полумрак создает
атмосферу необычности и таинственности происходящего. То есть
имитируется замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной
жизни.
3 «Прятки».
Возникающие при игре азарт, эмоциональное вовлечение, поддержка всех
играющих не дают проявиться страхам темноты, одиночества, замкнутого
пространства и способствуют их эффективному устранению.
4 «Быстрые ответы».Игра не только снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах,
но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку.
3) Ролевые игры.
Взрослый предлагает истории, моделирующие ситуации риска, опасности,
тревоги, напряжения, борьбы, поражения и победы. Соответственно он и
распределяет роли так, чтобы тревожные и неуверенные в себе дети занимали
ведущие позиции в игре или смогли приобрести их при его незаметной
поддержке.
Раньше считалось, что смех это лучшее средство против страха. Так что
побольше смейтесь и все ваши страху уйдут.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Литература:
1. Захаров А.И.
Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.
2. Захаров А.И.
Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000.
3. Шишова Т.
Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавить от страхов. – М., 1997.