В консультации для родителей - «Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста», говорится о том, что проблема причин речевых нарушений прошла тот путь исторического развития, что и общее учение о причинах возникновения болезней. Причиной нарушения речи является воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, который определяет специфику речевого расстройства.В консультации для родителей - «Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста», говорится о том, что проблема причин речевых нарушений прошла тот путь исторического развития, что и общее учение о причинах возникновения болезней. Причиной нарушения речи является воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, который определяет специфику речевого расстройства.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ
«ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ
НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».г. Волгодонск
2Психология для родителей.
«ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Проблема причин речевых нарушений прошла тот путь исторического развития, что
и общее учение о причинах возникновения болезней.
Ещё в древности Гиппократ видел причину заикания в поражении мозга.
Аристотель же связывал природу речевых нарушений с нарушением речевого
аппарата.
На последующих этапах изучения природы речевых расстройств сохранились эти две
точки зрения.
Мозг специализирован для речи.
Область Вернике в левой височной доле делает нас способными понимать речь.
Область Брока, находящаяся в складках лобной доли, координирует работу
речевого аппарата: движение языка, губ, мягкого нёба и голосовых связок. Она
контролирует поток слов от мозга ко рту.
Причиной нарушения речи является воздействие на организм внешнего или
внутреннего вредоносного фактора, который определяет специфику речевого
расстройства.
Впервые все причины речевых нарушений на внешние и внутренние разделил
М.Е.Хватцев. К органическим «внутренним» причинам были отнесены недоразвитие и
поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения.
Нарушение периферических органов речи – это поражение органов слуха,
артикуляционного аппарата. Головной мозг защищен плотными костями черепной
коробки и «ликвором», смягчающим любые удары. В силу этой защиты он очень редко
травмируется во время родов. Мозг потребляет кислорода значительно больше, чем все
остальные органы 18%. Если наступают перебои кислорода – нервная система даёт сбои
в работе.
Среди неврологических синдромов, сопутствующих речевому недоразвитию можно
выделить следующие:
1. Гипертензионногидроцефальный синдром – синдром повышенного
внутричерепного давления, при котором имеют место увеличение размеров головы,
выступающие лобные бугры, расширение венозной сети в области висков.
Проявляется синдром в нарушении умственной работоспособности, произвольной
деятельности и поведении детей. Для таких дошкольников характерны быстрая
утомляемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость,
раздражительность, двигательная расторможенность.
В некоторых случаях при данном синдроме дети плохо переносят жару, духоту, езду
на транспорте, часто жалуются на головные боли и головокружения.
2. Церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно
психической истощаемости и эмоциональной неустойчивости.
У таких детей выражены нарушения активного внимания, памяти и учебного
материала. В одних случаях синдром сочетается с повышенной возбудимостью и
двигательным беспокойством, в других – с преобладанием вялости, пассивности,
заторможенности.
33. Синдромы двигательных расстройств, характеризующиеся в виде лёгких гемо
и монопорезов, парезов мышц языка, либо его тремора и насильственных движений, а
также проявлений спастического напряжения отдельных мышц языка.
Нарушения артикулярной моторики у таких детей носят стойкий характер и
диагностируются как стёртые формы псевдобульбарной дизартрии.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности,
неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого
нёба, губ, нижней челюсти.
Артикуляция всех звуков речи происходит тогда, когда перечисленные подвижные
органы образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами – нёбом и
зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному
произношению, невнятности, смазанности речи.
В чем причины появления детей с патологией нервной системы?
Прежде всего механические.
Это родовые травмы, возникающие вследствие несоответствия размеров плода
размерам родовых путей (пр. перекошенный или узкий таз, кесарево сечение, наложение
щипцов, вакуум, слабость родовых сил, стремительные или затяжные роды).
Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям, захватывающим
речевые зоны коры головного мозга, это приводит к алалиям (неговорящим детям).
У недоношенных детей эти кровоизлияния возникают чаще изза слабости сосудов,
что приводит к анамалиям, к порокам развития артикуляционного аппарата
(высокое, узкое, укороченное нёбо, раздвоенная губа, дефекты развития челюстей,
расщелина нёба (открытая риполалия).
Среди других причин – инфекционные и соматические заболевания во время
беременности (пр. краснуха, корь, грипп); токсикозы беременности, особенно во II
половине, приём лекарственных препаратов, понизирующая радиация, вибрация,
отравление, дефекты иммунитета, алкоголизм и курение.
При алкоголизме наиболее часты выкидыши, недоношенность или отставание детей
в развитии. Курение же часто приводит к мутациям в организме. При внутриутробных
поражениях мозга отмечаются наиболее тяжёлые речевые нарушения, сочетающиеся с
нарушением слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, интеллекта.
На состояние рождающегося ребёнка влияет акушерская патология затяжные
или наоборот, стремительные роды, преждевременное отхождение вод, ранняя отслойка
плаценты, обвитие плода пуповиной.
Во время родов чаще страдают позвоночные артерии в районе шеи.
При повышенных нагрузках на шейный отдел позвоночника наступает спазм этих
артерий.
В результате грудной ребёнок плохо сосёт, беспокойно спит, часто и беспричинно
плачет.
В дальнейшем у него может появиться задержка речи и физического развития. У
такого ребёнка может быть раздражительность, агрессивность, плаксивость, неадекватное
поведение, паховые и пупочные грыжи, проблемы с желудочнокишечным трактом,
энурез, нарушение обмена веществ, излишняя полнота или наоборот худоба, не связанные
с качеством и режимом питания.
Большинство школьных проблем – плохой почерк, медленное неграмотное
письмо, трудности со счётом, пониженное внимание, рассеянность, забывчивость,
4неусидчивость, конфликтность, страхи, плаксивость, родовой травмы (или запись в
акамкезе «перинатальная энцефалопатия»).
Конечно же, не все заболевания нервной системы у ребёнка вызываются
родовой травмой.
Болезнь Дауна, заболевания, вызванные клещевым энцефалитом, несовместимость
матери и плода по резус фактору, который проникает через плаценту и вызывает распад
эритроцитов плода. В результате выделяется токсическое вещество непрямой билирубин,
вызывающий нарушения речи с нарушениями слуха.
Статистика исследований, проведённых за последние 30 лет врачами неврологами
говорит о том, что из 100 детей, 99 обращаются к детскому неврологу вследствие
родовой травмы.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е. М. Бондарь.
5