В консультации для родителей - Проблема детской жестокости: почему ребенок злой, говорится о том, что многим родителям знакома, казалось бы, ниоткуда возникающая проблема детской жестокости. Ребенок из нормальной, благополучной семьи, всеми любимый, без каких-либо отклонений в развитии начинает проявлять агрессию и жестокость – мучит домашних животных, обижает других детей, предпочитает сюжетные игры с драками и насилием и т.п. Почему это может происходить и что делать, если ребенок… злой?В консультации для родителей - Проблема детской жестокости: почему ребенок злой, говорится о том, что многим родителям знакома, казалось бы, ниоткуда возникающая проблема детской жестокости. Ребенок из нормальной, благополучной семьи, всеми любимый, без каких-либо отклонений в развитии начинает проявлять агрессию и жестокость – мучит домашних животных, обижает других детей, предпочитает сюжетные игры с драками и насилием и т.п. Почему это может происходить и что делать, если ребенок… злой?
Консультация для родителей
Проблема детской жестокости:
почему ребенок злой?
Многим родителям знакома, казалось бы,
ниоткуда возникающая проблема детской
жестокости.
нормальной,
благополучной семьи, всеми любимый, без каких
либо отклонений в развитии начинает проявлять
агрессию и жестокость – мучит домашних животных, обижает других детей,
предпочитает сюжетные игры с драками и насилием и т.п. Почему это может
происходить и что делать, если ребенок… злой?
Ребенок из
Проявления детской жестокости
Когда родители или педагоги обсуждают проблему детской жестокости, то
зачастую речь идет о совершенно разных явлениях, с разными причинами
возникновения! Соответственно, чтобы эффективно скорректировать этот момент с
помощью воспитания, нужно понять, с какими проявлениями жестокости у ребенка
имеешь дело.
Сайт sympaty.net попытался составить приблизительную классификацию, но
предупреждаем – в «чистом виде» каждое из нижеописанных явлений существует
редко!
Ребенок получает удовольствие от наблюдения жестокости – причинения
боли животному или человеку, чьихто мучений и т.п. Это тот самый случай, когда
дети издеваются над домашними или бездомными животными, с видимым
наслаждением убивают насекомых, без сочувствия, но с интересом наблюдают, если на
их глазах больно человеку, а иногда сами пытаются причинить боль – укусить,
ущипнуть, оцарапать и т.д.
Ребенок
немотивированно
агрессивен. Конфликты с другими детьми чаще
всего решает дракой (кстати,
можешь
почитать, что делать, если ребенок дерется), с
агрессией реагирует на все волнующие его
моменты жизни.
В играх преобладают сюжеты
насилия, драк, сражений, убийств и т.д. Порой
можно наблюдать, как такие дети с явным
наслаждением в игре представляют лужи крови, оторванные конечности и прочий
антураж боевиков.
1 Ребенок осознанно и с удовольствием занимается «психологическим
насилием»:
дразнит и обижает других детей, придумывает явно обидные ситуации. Причем в
качестве жертв выбирает, как правило, тех, кто не может дать достойного отпора –
младших или психологически слабых детей (а такую слабинку он чувствует!).
Финальная цель –понаблюдать за обидой жертвы, слезами и т.д.
У ребенка отсутствует сочувствие и жалость в тех случаях, когда это было бы
естественно: когда комуто плохо, грустно, больно, или же при прочтении
соответствующего эпизода в книге, просмотра в фильме…
Детская жестокость: причины
Иногда наблюдаю ситуацию, когда взрослые, в том числе родители, вообще не
пытаются подумать о причине детской жестокости:
да, ребенка могут поругать или наказать в каждом
конкретном случае, но на вопрос, почему ребенок
злой и что делать, дается ответ в духе «А, это в нем
есть! Хоть ругай, хоть наказывай – ничего не
поможет… это в нем от природы, характер
такой!».
Бывают ли случаи, когда склонность к
жестокости можно назвать врожденной?
Психологи отвечают – нет!
Врожденным свойством психики можно
назвать гиперактивность
(мы о ней также рассказывали), холерический темперамент,
конфликтность – это обычно выглядит извне как агрессивность. Если речь идет о
таком гиперактивном ребенке, то его проявления жестокости, скорее всего –
драчливость, нечуткость к эмоциям других, интерес к конфликтным играм и т.д. Да,
это его врожденные свойства, и выход здесь – не подавлять ребенка в его проявлениях
(типа «Сядь! Прекрати свои войнушки бесконечные! Еще раз подерешься – я тебе
покажу!!!»), а найти «отдушину» – например, отдать его в активный соревновательный
вид спорта.
Каковы другие причины детской жестокости?
Очень часто – в том, что ребенок хочет почувствовать себя более сильным,
значимым, на чтото в окружающем мире влияющем… Ктото чувствует свою
значимость и превосходство, выйдя победителем из драки (ради этого такие дети
зачастую затевают заведомо неравные по силам драки – бьют более слабых, младших
детей), ктото (обычно в более старшем возрасте) прибегает к «психологическому
насилию», ктото тихонько мучает животных, чувствуя, что с людьми быть большим и
сильным не удается, и т.д.
Почему ребенок не может найти нормальный,
мирный способ
самореализации и самоутверждения? А вот это – явно недочет взрослых! Это
возникает, если ребенка воспитывают авторитарно – держат в «ежовых рукавицах».
2А ведь порой родители даже не замечают собственной авторитарности, искренне
считая, что так, в строгости, и нужно воспитывать детей – мол, вырастет, и будет сам
за себя решать, а пока мал, пусть безоговорочно слушается!
Результат – ребенок видит, что он решительно ни на что не влияет, к его мнению
не прислушиваются, им просто командуют. У него формируется логическая
цепочка: чтобы на чтото повлиять, самоутвердиться, нужно быть сильнее
физически или старше. И вот он находит более слабое существо и «отводит душу»!
То есть, проблему жестокости у детей часто порождает именно комплекс
неполноценности!
А еще, увы, причиной жестокости у детей, даже при нормальном семейном и
школьном воспитании, становятся мультсериалы, фильмыбоевики,
компьютерные игры и т.д. Развивать эту тему не будем, потому как об этом
говорено уже столько раз — негативное влияние всей этой индустрии на детей
бесспорно.
Ребенок злой: что делать?
Как убрать проблему детской жестокости или не допустить ее появления?
Общие рекомендации:
Прислушивайтесь к ребенку, не подавляйте его своей родительской
властью, даже если он неправ или хочет чегото, что не имеет прямой пользы или
явного рационального смысла. Можно ведь поговорить, обсудить, аргументировать –
и, в конце концов, дать ребенку право совершить свои ошибки и поучиться на них! У
ребенка не должно быть понятия «Кто старше, тот и «право имеющий»!
Не применяйте физических наказаний и ограничений, регулируемых
физической силой. Речь идет не так о символическом шлепке, как о моментах, когда
маленького ребенка держат за руку и ведут куда надо, даже если он рыдает, и т.п.
Конечно, не должно быть в реальности болезненных физических наказаний!
Помогайте ребенку побеждать. В чем угодно – в спорах, в играх, спортивных
состязаниях и т.д. Каждому ребенку в любом возрасте нужно иногда чувствовать себя
лучшим, победителем – это формирует нормальную самооценку! Причем, не только с
родителями, но и со сверстниками – направьте энергию ребенка в ту деятельность, где
он действительно конкурентоспособен, помогите ему в ней реализоваться! Ни в коем
случае не смейтесь над его успехами в чемлибо и не преуменьшайте их, хвалите
ребенка за его маленькие победы.
Поясняйте ребенку, что значит доброта, сочувствие – а также то, что другим
людям и животным тоже может быть больно, обидно и т.д. А то ведь причиной
детской жестокости к животным и насекомым в маленьком возрасте может служить
искренний исследовательский интерес – маленькие дети в реальности могут не
понимать, что «подопытным» больно!
«Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, просматриваемый
ребенком. И да, если папа смотрит боевики, а малыш бегает рядом – это тоже
считается!
3Проблема детской жестокости вполне разрешима – и даже если она вам знакома
не понаслышке, вполне вероятно, что это останется в детстве и не повлияет на
формирование взрослой личности!
Материал подготовлен – педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
4