Консультация для родителей - Проблема детской жестокости: почему ребенок злой?

  • Лекции
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Проблема детской жестокости: почему ребенок злой, говорится о том, что многим родителям знакома, казалось бы, ниоткуда возникающая проблема детской жестокости. Ребенок из нормальной, благополучной семьи, всеми любимый, без каких-либо отклонений в развитии начинает проявлять агрессию и жестокость – мучит домашних животных, обижает других детей, предпочитает сюжетные игры с драками и насилием и т.п. Почему это может происходить и что делать, если ребенок… злой?В консультации для родителей - Проблема детской жестокости: почему ребенок злой, говорится о том, что многим родителям знакома, казалось бы, ниоткуда возникающая проблема детской жестокости. Ребенок из нормальной, благополучной семьи, всеми любимый, без каких-либо отклонений в развитии начинает проявлять агрессию и жестокость – мучит домашних животных, обижает других детей, предпочитает сюжетные игры с драками и насилием и т.п. Почему это может происходить и что делать, если ребенок… злой?
Иконка файла материала -Проблема детской жестокости почему ребенок злой.docx
Консультация для родителей Проблема детской жестокости:  почему ребенок злой? Многим   родителям   знакома,   казалось   бы, ниоткуда   возникающая проблема   детской жестокости.   нормальной, благополучной семьи, всеми любимый, без каких­ либо отклонений в развитии начинает проявлять агрессию   и   жестокость –   мучит   домашних   животных,   обижает   других   детей, предпочитает   сюжетные   игры   с   драками   и   насилием   и   т.п.   Почему   это   может происходить и что делать, если ребенок… злой?    Ребенок   из Проявления детской жестокости Когда   родители   или   педагоги   обсуждают   проблему   детской   жестокости,   то зачастую   речь   идет   о   совершенно   разных   явлениях,   с   разными   причинами возникновения! Соответственно, чтобы эффективно скорректировать этот момент с помощью воспитания, нужно понять, с какими проявлениями жестокости у ребенка имеешь дело. Сайт   sympaty.net   попытался   составить   приблизительную   классификацию,   но предупреждаем   –  в  «чистом   виде»   каждое   из   нижеописанных   явлений   существует редко!  Ребенок получает удовольствие   от   наблюдения   жестокости –   причинения боли животному или человеку, чьих­то мучений и т.п. Это тот самый случай, когда дети   издеваются   над   домашними   или   бездомными   животными,   с   видимым наслаждением убивают насекомых, без сочувствия, но с интересом наблюдают, если на их   глазах   больно   человеку,   а   иногда   сами   пытаются   причинить   боль   –   укусить, ущипнуть, оцарапать и т.д.    Ребенок немотивированно агрессивен. Конфликты с другими детьми чаще всего   решает   дракой   (кстати,   можешь почитать, что   делать,   если   ребенок   дерется),   с агрессией   реагирует   на   все   волнующие   его моменты жизни. В   играх   преобладают   сюжеты насилия, драк, сражений, убийств и т.д. Порой можно   наблюдать,   как   такие   дети   с   явным наслаждением   в   игре   представляют   лужи   крови,   оторванные   конечности   и   прочий антураж боевиков.  1 Ребенок   осознанно   и   с   удовольствием   занимается «психологическим насилием»: дразнит и обижает других детей, придумывает явно обидные ситуации. Причем в качестве жертв выбирает, как правило, тех, кто не может дать достойного отпора – младших или психологически слабых детей (а такую слабинку он чувствует!).  Финальная цель –понаблюдать за обидой жертвы, слезами и т.д.  У ребенка отсутствует сочувствие и жалость в тех случаях, когда это было бы  естественно: когда кому­то плохо, грустно, больно, или же при прочтении  соответствующего эпизода в книге, просмотра в фильме… Детская жестокость: причины Иногда наблюдаю ситуацию, когда взрослые, в том числе родители, вообще не пытаются подумать о причине детской жестокости: да, ребенка могут поругать или наказать в каждом конкретном случае, но на вопрос, почему ребенок злой и что делать, дается ответ в духе «А, это в нем есть!   Хоть   ругай,   хоть   наказывай   –   ничего   не поможет… это   в   нем   от   природы,   характер такой!». Бывают   ли   случаи,   когда склонность   к жестокости   можно   назвать   врожденной? Психологи отвечают – нет!   Врожденным   свойством   психики   можно назвать гиперактивность   (мы о ней также рассказывали), холерический темперамент, конфликтность – это обычно выглядит извне как агрессивность. Если речь идет о таком гиперактивном   ребенке,   то   его   проявления   жестокости,   скорее   всего   – драчливость, нечуткость к эмоциям других, интерес к конфликтным играм и т.д. Да, это его врожденные свойства, и выход здесь – не подавлять ребенка в его проявлениях (типа «Сядь! Прекрати свои войнушки бесконечные! Еще раз подерешься – я тебе покажу!!!»), а найти «отдушину» – например, отдать его в активный соревновательный вид спорта. Каковы другие причины детской жестокости? Очень часто – в том, что ребенок хочет почувствовать себя более сильным, значимым,   на   что­то   в   окружающем   мире   влияющем…   Кто­то   чувствует   свою значимость  и превосходство, выйдя  победителем  из  драки  (ради  этого   такие  дети зачастую затевают заведомо неравные по силам драки – бьют более слабых, младших детей), кто­то (обычно в более старшем возрасте) прибегает  к «психологическому насилию», кто­то тихонько мучает животных, чувствуя, что с людьми быть большим и сильным не удается, и т.д. Почему ребенок   не   может   найти   нормальный,   мирный   способ самореализации   и   самоутверждения?   А   вот   это   –   явно   недочет   взрослых!   Это возникает, если ребенка воспитывают авторитарно – держат в «ежовых рукавицах». 2А ведь порой родители даже не замечают собственной авторитарности, искренне считая, что так, в строгости, и нужно воспитывать детей – мол, вырастет, и будет сам за себя решать, а пока мал, пусть безоговорочно слушается! Результат – ребенок видит, что он решительно ни на что не влияет, к его мнению не   прислушиваются,   им   просто   командуют.   У   него   формируется   логическая цепочка: чтобы   на   что­то   повлиять,   самоутвердиться,   нужно   быть   сильнее физически или старше. И вот он находит более слабое существо и «отводит душу»! То   есть,   проблему   жестокости   у   детей   часто   порождает   именно комплекс неполноценности! А еще, увы, причиной жестокости у детей, даже при нормальном семейном и  школьном воспитании, становятся мультсериалы, фильмы­боевики,  компьютерные игры и т.д. Развивать эту тему не будем, потому как об этом  говорено уже столько раз — негативное влияние всей этой индустрии на детей  бесспорно. Ребенок злой: что делать? Как убрать проблему детской жестокости или не допустить ее появления?  Общие рекомендации:  Прислушивайтесь   к   ребенку,   не   подавляйте   его   своей   родительской властью, даже если он неправ или хочет чего­то, что не имеет прямой пользы или явного рационального смысла. Можно ведь поговорить, обсудить, аргументировать – и, в конце концов, дать ребенку право совершить свои ошибки и поучиться на них! У ребенка не должно быть понятия «Кто старше, тот и «право имеющий»!  Не   применяйте   физических   наказаний   и   ограничений,   регулируемых физической силой. Речь идет не так о символическом шлепке, как о моментах, когда маленького ребенка держат за руку и ведут куда надо, даже если он рыдает, и т.п. Конечно, не должно быть в реальности болезненных физических наказаний!  Помогайте ребенку побеждать. В чем угодно – в спорах, в играх, спортивных состязаниях и т.д. Каждому ребенку в любом возрасте нужно иногда чувствовать себя лучшим, победителем – это формирует нормальную самооценку! Причем, не только с родителями, но и со сверстниками – направьте энергию ребенка в ту деятельность, где он действительно конкурентоспособен, помогите ему в ней реализоваться! Ни в коем случае не смейтесь над его успехами в чем­либо и не преуменьшайте их, хвалите ребенка за его маленькие победы.  Поясняйте ребенку, что значит доброта, сочувствие – а также то, что другим людям   и   животным   тоже   может   быть   больно,   обидно   и   т.д.   А   то   ведь   причиной детской жестокости к животным и насекомым в маленьком возрасте может служить искренний   исследовательский   интерес   –   маленькие   дети   в   реальности   могут   не понимать, что «подопытным» больно!  «Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, просматриваемый ребенком.   И   да,   если   папа   смотрит   боевики,   а   малыш   бегает   рядом   –   это   тоже считается! 3Проблема детской жестокости вполне разрешима – и даже если она вам знакома не   понаслышке,   вполне   вероятно,   что   это   останется   в   детстве   и   не   повлияет   на формирование взрослой личности! Материал подготовлен – педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 4