Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.
Оценка 4.9

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Оценка 4.9
Лекции
doc
родителям
Детсад
08.03.2018
Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.
В консультации для родителей - Прогоним детские страхи, говорится о том, что страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.В консультации для родителей - Прогоним детские страхи, говорится о том, что страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
77 - Прогоним детские страхи.doc
Психология для родителей.   Многие из нас до сих пор помнят, как, будучи   мальчиками   и   девочками,   боялись выходить   в   зловеще   холодную  темноту коридора,   пугались   таинственных  шорохов, необъяснимых   звуков,   внезапных   скрипов... Малышу страшно сделать даже один шажок в темноту:   потеют   ладошки,   бегут   противные мурашки по спине, потому что в углу комнаты «сидит паук» или «притаилась старая ведьма», которые, в результате его детского воображе­ ния,   еще   и   дышат,   и   шевелятся.   Детские страхи...   Они   нередко   преподносят   своеоб­ разные сюрпризы и в более старшем возрасте: подчас невротические проявления возникают из­за не изжитых вовремя детских страхов. Дети принимают большую часть инфор­ мации невербально, ориентируясь на язык  органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой в этом возрасте информации не осознается и остается (иногда на всю жизнь) на бессознательном уровне. Вот почему множество страхов, появившихся в одночасье в детстве, мы храним годами.  И, став взрослыми, делимся друг с другом своими переживаниями, забывая, что рядом дети, которые чутко улавливают нашу тревожность, напряжение, конфликты... Страх ­ это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная  реакция, проявляющаяся   в  опасной ситуации. Страх вызывается  всегда конкретной и близкой, уже на­ ступившей опасностью» (А. Спиваковская). «Страх ­ аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения,  имеет защитный характер   и   сопровождается   определенными   физиологическими   изменениями   высшей   нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и  дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» (А.И. Захаров). Различают возрастные и невротические детские страхи. Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у   эмоционально   чувствительных   детей   как   отображение   особенностей   их   психического   и личностного развития. Причины возникновения таких страхов следующие: • наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси­лебеди, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно  запугивают детей, чтобы добиться послушания); • тревожность в общении с ребенком; • чрезмерное предохранение от опасности; • большое количество запретов; • многочисленные нереализуемые угрозы взрослых; • психологическая травма ­ испуг, шок; • нервно­психические   перегрузки   матери   как   следствие   вынужденной   подмены семейных ролей; • конфликтные ситуации в семье и т.д. Невротические страхи ­ результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко  на фоне болезненного перенапряжения   нервных   процессов (обычно это страх  темноты, одиночества, животных), а  же недостаточной уверенности в себе,   наличия  отсутствия   адекватной   самооценки,   психологической   защиты, 1 многочисленных   страхов.  Такие   неврозы   оказывают   неблагоприятное   влияние   на формирование   характера   и  личности   ребенка.   Для   них   свойственны  эмоциональная интенсивность   и   напряженность,   длительное   течение,   постоянство,   избегание   объекта страха, а также всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов. Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности ритуалы,   нередко   шокирующие   окружающих.  Собственно,   по   их   наличию   в   быту  и определяется детский невроз. Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный. Ситуативный страх возникает в необычной,  крайне опасной, шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического   «заражения»  паникой   в   группе   людей,   тревожных   предчувствий   членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. Личностно   обусловленный   страх  появляется   в   незнакомой   обстановке,   при   новых   например   повышенной знакомствах   и   предопределен   особенностями   характера, мнительностью. Также страхи можно условно разделить на врожденные и приобретенные.   Врожденные   (или   возрастные)   страхи  сопровождают   определенный   возрастной период развития.  После 3 лет  у детей бурно развивается  фантазия, воображение, образное мышление;  при этом они очень  наивны и легковнушаемы. Маленькие дети  могут   бояться всего:   любого   резкого   звука,   темноты,   игрушки.   И   даже   если   взрослому  кажется, что ребенок   благополучно  пережил какую­либо пугающую его ситуацию,  можно ожидать, что спустя несколько дней или даже недель у него все же появятся страхи. Дети 6~7 лет нередко начинают бояться смерти ­ своей или близких. Ребенок, осознавая, что   человек   смертен,   страшится  любого   стихийного   бедствия   ­   грозы,   урагана,   пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования. Одна  из  причин  приобретенных  страхов ­ реально происшедшее событие.  Например, ребенок  боится  заходить  в  лифт,  потому  что раньше в  нем застревал,  испытав   при   этом ощущение беспомощности,  страха, ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами,   лицами  ­   возникает   боязнь   отрицательных   персонажей   и   «нехороших»   людей. Такого   рода  страхи   легче   других   поддаются   коррекции,  а   если   неприятные   события   не повторяются, то нередко они уходят сами собой. Еще одна причина ­ запугивание. У   детей   из   конфликтных   семей   страхи  животных,   природных   стихий,   заболеваний, смерти встречаются чаще, чем у их  сверстников из благополучных семей, им чаще снятся кошмары. Дополнительный   источник   страхов   ­   телевизор,   поэтому   обращайте   внимание   на   то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует   недооценивать   влияния   на   детскую   психику   и   литературных  произведений.   Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите   почитать   малышу   новую   сказку,   постарайтесь  заранее   познакомиться   с   ее содержанием. Страхи   также   можно   делить   на   реальные   и   воображаемые,   острые   и   хронические. Реальные и острые страхи  предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические ­ особенностями личности. ВИДЫ СТРАХОВ Навязчивые   страхи:  гипсофобия   (страх  высоты),   клаустрофобия   (боязнь   закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д.   Навязчивых   детских   страхов   сотни   и   тысячи;   все,   безусловно,   перечислить   невозможно. Ребенок испытывает их в определенных, конкретных ситуациях. Бредовые страхи  ­  это страхи, причину  появления которых найти не удается. Например, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи 2 или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серь­ езные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах. Сверхценные   страхи,  связанные   с   некоторыми   идеями   (как   говорят,   с   идефиксами), первоначально   соответствуют  какой­либо   жизненной   ситуации,   а   потом  становятся   настолько значимыми, что ни  о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские   сверхценные  страхи   считаются по праву  самыми   распространенными,  именно   с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из них подчас бывает очень сложно. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты, в которую детское  воображение поселяет ужасных ведьм,  оборотней и призраков; страх сказочных персонажей, а также страхи потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Структура коррекционно­развивающего сказкотерапевтического занятия (по Т.Д. Зенкевич­Евстегнеевой) Этап «Вход» в сказку Назначение Создать   настрой   на   совместную работу Повторение  Вспомнить   полученные   на прошлом  занятии   знания,   при­ обретенный опыт Расширение  Расширить представления о чем­ либо Закрепление Приобрести   новый выявить   новые личности ребенка  опыт,  качества   в Интеграция Связать   новый   опыт  с   реальной жизнью  Резюмирование Обобщить   приобретенный   опыт, связать его с уже имеющимся «Выход» из сказки Подготовить к взаимодействию в Содержание     рассказывает новую     Коллективное действие: например, взявшись за руки и встав в круг, дети смотрят   на   горящую   свечу,   читают стихотворение Ведущий   задает   детям   наводящие вопросы  пройденном, интересуется, использовали  ли  они новый   опыт   в   повседневной   жизни, как   им  помогли   новые   знания   и навыки   или Ведущий показывает сказку. Предлагает   детям   научиться   тому, что   умеют   персонажи   сказки, помочь   какому­либо   существу   из этой сказки и пр. детям Игры, приобрести опыт, символические   путешествия,   пре­ вращения и пр. Ведущий обсуждает вместе с детьми, в   каких  ситуациях   они   могут использовать приобретенный опыт Ведущий   подводит   итог   занятия: четко проговаривает последовательность  действий  на за­ нятии,   благодарит   детей   за   их успехи,   подчеркивает   значимость приобретенного   про­ говаривает   жизненные   ситуации,   в которых   дети   могут   использовать новый опыт Дети и ведущий, взявшись за руки,  встают в круг. Ведущий говорит:  позволяющие новый опыта,           о   3 привычной   социальной :реде «Мы берем с собой все важное, что  было с нами, все, чему мы научи­ лись». Дети протягивают руки, как  будто что­то берут из круга, и  прикладывают их к груди 4 «Страх темноты» Комплекс сказкотерапетвических занятий Цели и задачи. Устранить либо частично обесценить страх темноты, повысить са­ мооценку, развивать ориентацию в темноте, тактильные, кинестетические ощущения, формировать коммуникативные  навыки, развивать фантазию, креативное мышление, речь, логику, мышление. Для детей младшей и средней групп  (по пособию Е. Синицына «Умные сказки») Оборудование. Волшебный цветок (свеча в форме цветка), по два билета одного цвета на каждую пару детей, нарисованные городские дома. Ход занятия Психолог. Дети, сейчас мы попадем в чудесную страну, где вещи умеют чувствовать и говорить. Дети подходят к Волшебному цветку встают в круг, берутся за руки, читают стихотворение. Волшебный цветок, в сказку веди, Не дай, Цветок, ослабнуть в пути. Ты смелость и свет нам скорей подари И сказку новую оживи! Психолог. Вот мы и попали в страну Услышляндию. Как вы думаете: что чувству­ ют эти стены? О чем они говорят?  (Ответы).  А о чем могут говорить пол? Зеркало? Машины и деревья на улице? (Ответы.) Давайте представим, что мы автобусы. О чем мы можем думать, говорить? Чего мы можем бояться? (Ответы.) Сегодня мы узнаем, о чем думал и что чувствовал маленький автобус, который очень боялся темноты. Слушайте. Жил­был на свете малютка­автобус. Он был ярко­красного цвета и жил с папой и  мамой в гараже. Каждое утро все они умывались, заправлялись бензином, маслом и  водой, затем везли пассажиров из деревни в большой город у моря, а потом из города  деревню. И так весь день: туда и обратно, туда и обратно. Игра   «Автобусы   и   пассажиры».  «Автобусы»   должны   найти   своих «пассажиров»   по   билетам   одного   цвета.   Нашедшие   друг   друга, взявшись за руки, «ездят» под музыку,  пока  другие «автобусы» ищут своих «пассажиров». Во время игры нельзя говорить.         Психолог. Малютка­автобус часто проделывал этот путь днем, но ездить  поздно вечером ему еще не приходилось. К тому же очень боялся темноты.  Покажите, как он боялся. Этюд «Страх». Дети пантомимически  изображают испуг. Психолог. И вот мама сказала ему... Что могла  сказать мама малютке­ автобусу?  Какими словами можно утешить, подбодрить? (Ответы.) Мама рассказала малютке­автобусу историю о Темноте, которая очень  боялась автобусов. У нее тоже была мама, и однажды  она сказала ей: «Не надо бояться!  Если ты побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, ­ звезды не узнают, что пора  светить, а люди ­ что пора спать. Ну же, смелей!». Пантомимический этюд «Темнота боится». Дети показывают настроение  и состояние Темноты под чтение стихотворения: Мне страшно, мурашки бегут по  5 спине.  мне. друзья,  Мне грустно, печально, нерадостно  Пойду я направо, налево, кругом,  Но только спуститься я вниз не могу. Автобусов страшно боюсь... Но,  На землю спускаться ­ работа моя.  Психолог. Наконец Темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как, гудя на ходу, сквозь нее промчался автобус. Какая неожиданность! Но ей  понравилось: «Пожалуй, немножко щекотно и очень весело». Подвижная игра «Поймай Темноту». Двое детей (автобус), взявшись за руки, ловят Темноту (всех остальных) и присоединяют  к себе. Психолог. Позднее, когда появилась луна, Темнота играла в прятки с домами. А утром взошло солнце и отправило Темноту домой. Она с радостью сообщила маме, что уже не боится автобусов. Игра   «Темнота   ищет   дом».  Дети  ищут   заранее   спрятанные   нарисованные дома, психолог направляет их движения по залу словами «горячо» и «холодно». Психолог. Когда мама­автобус закончила свою историю, малютка­автобус сказал: «Ладно, поеду». Пришел водитель, завел  мотор, зажег свет, пришли люди, расселись по местам, и маленький автобус поехал прямо в Темноту к большому городу. Упражнение «Автобус едет в Темноту».  Дети вместе с психологом встают друг за другом и «ездят» (ходят) по практически не освещенному «городу» (залу).  Психолог. А теперь мы должны покинуть эту страну: наше время истекло. Ско­ рее к Чудо­цветку! Волшебный цветок, сказка прошла, Много чудес она принесла. Скорее домой, Цветочек, неси И все, что узнали, в нас сохрани! Ну, вот мы и узнали одну маленькую историю. Как вы думаете: теперь Темнота и автобусы будут бояться друг друга? Что нужно делать для того, чтобы не бояться? (Ответы.) Прощание. Для детей старшей и подготовительной к школе групп.                                           Проводится в полутемном помещении. Оборудование.  Волшебный   цветок,  гирлянды,   диапроектор,   диафильм   «Ахи­ Страхи», фонарик. Ход занятия Психолог. Здравствуйте, дети! Сегодня мы опять отправимся в чудесную страну. Там мы встретим прекрасную героиню ­ красивую, но грустную. А кто это, вы узнаете позже. Дети подходят к Волшебному цветку, встают в круг, берутся за руки, читают стихотворение. Волшебный цветок, в сказку веди, Не дай, Цветок, ослабнуть в пути. 6 Ты смелость и свет нам скорей подари И сказку новую оживи! Психолог. И вот мы уже отправились на поиски нашей героини. Как вы думаете: почему так темно?  (Ответы.)  Да, потому что героиня наша не любит свет. Она не сердитая   и   не   страшная,   она   просто   не   может  жить   при   свете;   она   исчезает.   Вы догадались, кто это? (Ответы.) А вот и она. (На стуле сидит воспитатель в черном костюме, плачет.) Кто ты? Почему ты плачешь? Темнота.  Я ­ Темнота. А плачу я потому,  что очень люблю детей, а они меня почему­то боятся. Психолог. Ну что ты, Темнота, не все дети тебя боятся, а те, кто боится, не знают, как ты переживаешь. Дети, кто боится Темноты?  (Ответы.)  Милая Темнота, хочешь, мы с тобой поиграем? Подвижная игра «Жмурки».  Водящий  с завязанными глазами ловит других участников и узнает их на ощупь, психолог координирует движения. Темнота. Ой, как весело! Спасибо, дети, а я вам за это покажу что­то красивое (включает гирлянды). Ведь и гирлянды, и салюты очень красиво смотрятся именно в темноте. Психолог.  Дети, а чем еще освещают таинственный мир темноты?  (Люстрами, фонарями, фарами, рекламными вывесками, светильниками, свечами.) Темнота. Дети, я хочу познакомить вас с одним из моих любимых развлечений. Показ диафильма «Ахи­Страхи» и его обсуждение. Психолог. А ведь смотреть диафильмы можно только в темноте! Ой, почему ты опять заплакала? Что тебя огорчило? Темнота (всхлипывая). Вы­то хорошие, а все остальные так и будут меня бояться! Психолог. Нет, мы расскажем всем, что ты совсем не страшная. Темнота. Я им все время об этом говорю, но они меня не слышат. Психолог. Дети, почему мы боимся темноты? А что можно сделать, чтобы не бо­ яться ее? (Ответы.) Темнота. Конечно, меня не стоит бояться, но не забывайте о том, что я иногда са­ ма не вижу, что во мне прячется. Остерегайтесь открытых люков, ямок и других не­ приятностей, которые можно просто не увидеть в темноте. Психолог. Поэтому нужно взять фонарик. Вот посмотрите (достает фонарик). Только не светите на нашу Темноту ­ она боится света.          Дети. Почему ты боишься света?         Темнота. Я исчезаю при свете. А если я исчезну совсем и не спущусь на город вече­ ром, то люди не узнают, что пора ложиться спать, а звездочки и луна не узнают, что пора выходить на небосклон. А теперь давайте опять поиграем, ведь со мной никто никогда не играл. Подвижная игра «Кто поймает зайчика?». Темнота пускает «зайчика» фонари ком, дети по очереди ловят его под музыку. Темнота. Здорово! Очень мне с вами весело! Приходите ко мне еще! Придете'­ (Да.) Психолог. Сейчас нам пора расставаться. Давайте запомним, что Темнота совсем не страшная, а очень, очень добрая. Дети скорее подойдите к Цветку, пора возвра­ щаться в детский сад. Волшебный цветок, сказка прошла, 7 Много чудес она принесла. Скорее домой, Цветочек, неси И все, что узнали, в нас сохрани! Психолог. Понравилось вам в этой сказке? Что сохранил в вас Волшебный цве­ ток? Темнота какая? Чего нужно опасаться в темноте? Чем освещают волшебный мир темноты? (Ответы.) Молодцы! Мы еще раз навестим Темноту? (Ответы.) Прощание. Для детей старшей и подготовительной к школе групп. Оборудование.  Бенгальские  огни,  мешочек  с разными   предметами,  маленькие фонарики  (на каждого  ребенка),  кувшин,  большой пазл (с изображением кувшина). Волшебный цветок, стулья детские (пять­шесть штук), скользящая материя больших размеров, «тоннель» из обручей, обтянутых тканью. Ход занятия Занятие проводится в темном зале при одном слабом источнике света. Психолог.  Здравствуйте,   дети!   Сегодня  мы   опять   попадем   в   сказку   к   чудо­ темноте.  Давайте  вспомним,   что  произошло,  когда  мы   ее   видели   в   последний   раз. (Ответы.) А теперь подойдем к Волшебному цветку, который поможет нам попасть в новую сказку. (Дети садятся вокруг Волшебного цветка.) Волшебный цветок, в сказку веди, Не дай Цветок, ослабнуть в пути. Ты смелость и свет нам скорей подари  И сказку новую оживи! Психолог.   Смотрите,   дети,   сегодня   в   зале   совсем   темно,   но   нам   не   страшно. Правда?   Давайте попробуем найти Темноту.  Темнота (шепотом). Я тут, я тут!  Дети  находят Темноту, ориентируясь на шепот, здороваются с ней. Темнота. Дети, а я очень рада, что вы меня нашли и узнали. Интересно: узнаете ли вы друг друга в темноте? Игры «Узнай на ощупь» и «Узнай по голосу».  Дети с завязанными глазами узнают друг друга на ощупь и по голосу.  Психолог. Как здорово! Вы хорошо знаете друг друга! Темнота, мне кажется, что ты сегодня какая­то странная. Что случилось, ты съежилась, сгустилась. Темнота.   Все   дело   в   том,   что   я   не   всегда    …..что  во  мне  прячется?  То  мне кажется, что на окне паук, а это, оказывается, цветок. То мне мерещится в углу Баба Яга (я её очень  ­очень боюсь), а оказывается, это старое пальто на вешалке. Вот и теперь вон там стоит дракон (указывает на пианино). Психолог.   Дети,   разве   это   дракон?   А   что   же   это?  Давайте   посветим фонариками. Темнота указывает на предметы, дети высвечивают их фонариками.) Вот   видишь,   Темнотa,   это   обыкновенные   вещи,   которые   из~за   твоей   фантазии становятся страшными чудовищами. А мы с ребятами умеем превращаться в животных и даже в предметы.  Игра «Море волнуется ­ раз». Дети учат Темноту играть, затем она называет изображаемые предметы. 8 Психолог. Темнота, у нас для тебя есть маленький подарочек. Его найдут ребята вот в этом «волшебном мешке».  Игpa «Волшебный мешок». Дети по очереди на ощупь определяют предметы, спрятанные в мешочке, называют их форму, фактуру и т.п. Достают фонарик.  Психолог. Вот тебе в подарок – маленький  фонарик. А еще я тебе и всем детям дарю волшебное стихотворение.  Страх, страшок, страшилка,   Бпысь, брысь, брысь!   Смех, смешок, смешилку   Пре­вра­тись! Когда ты увидишь что­нибудь страшное, то сразу же прочитай эту прогонялку. Темнота. Ну­ка, попробую! (Читает.) Психолог.  Теперь все вместе.  (Дети хором читают стихотворение.)  А сейчас по очереди (читают). Темнота. Здорово! Я ничего теперь не боюсь! (В зале вспыхивает и гаснет свет. Темнота падает.) Психолог. Что с тобой? Кто же это сделал? Чем мы можем помочь? Темнота.   Скорее,   вот   там.  (Показывает   в  угол   комнаты.   Там   лежат разрозненные части большого пазла. Дети собирают картинку.) Психолог. Посмотрите, это кувшин с живой водой. Вот что хотела сказать Тем­ нота. Надо найти настоящий кувшин с живой водой. Но в Темном царстве сделать это трудновато. Вы готовы к трудностям? Тогда в путь. Мы идем по горам (по стульям), через болота  (по скользящей ткани на четвереньках)  и пещеры  (через тоннель из обручей, обтянутых черной тканью). Вот и нашли волшебный сосуд! (Берут кувшин, отдают Темноте.) Темнота (отпив воды). Спасибо! Вы мне очень помогли. Психолог. Но кто мог зажечь свет? Как ты думаешь, Темнота? Темнота.  Мне кажется, это кто­нибудь  из тех, кто боится меня. Он не знает, какая  я одинокая и несчастная, как мне бывает  грустно и страшно. Но вы, дети, не побоялись проделать трудный путь, чтобы выручить меня. За это я хочу вас наградить (раздает бенгальские свечи, зажигает их). Психолог. Ах, как красиво! Спасибо. Темнота! Мы теперь совсем не боимся те­ бя, потому что знаем, какая ты добрая, красивая, веселая. А сейчас, дети, нам пора возвращаться из сказки. Волшебный цветок, сказка прошла, Много чудес она принесла. Скорее домой, Цветочек, неси И все, что узнали, в нас сохрани! Ну, вот мы и вернулись из сказочного путешествия. Расскажите о наиболее важ­ ном, интересном. Было ли трудно? Как вы себя чувствуете? (Ответы.) Прощание. 9 Дошкольное воспитание № 4 , 2007 г.  стр. 24 ­ 31.                                                Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь 10

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей - Прогоним детские страхи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018