В консультации для родителей - ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, говорится о том, что психический инфантилизм — такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционально-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни.В консультации для родителей - ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, говорится о том, что психический инфантилизм — такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционально-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни.
ИНФАНТИЛИЗМ
ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ
Гарбузов В. И.
Психический инфантилизм — такая психофизическая незрелость ребенка,
которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной
социализации при которой поведение ребенка не соответствует возрастным
требованиям к нему. Предпосылки к психическому инфантилизму создаются
конституциональногенетическими,
эндокринногормональными факторами,
гипоксией или инфекционнотоксическими вредностями в период беременности,
асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни.
Его развитию способствует эгоцентрическое или тревожномнительное воспитание.
Первый вариант психического инфантилизма истинный, или простой (по В. В.
Ковалеву) — базируется на задержке развития лобных долей головного мозга,
обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием.
В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и
общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со
взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, когда
следует соответственно их изменениям менять и поведение, а также способности
предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы. Дети с
простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше
своего истинного возраста на 1—2 года, и при поступлении в детский сад возникает
потребность поместить такого ребенка в младшую группу, а при достижении им
школьного возраста оставить малыша «на дозревание» в детском саду.
Психический инфантилизм — это не общая задержка умственного развития. При
его наличии дети осваивают фразовую речь в обычные сроки и даже раньше, задают
вопросы и рисуют в полном соответствии с возрастными нормативами, своевременно
осваивают чтение, счет, психически активны и даже бойки. Они нередко высказывают
оригинальные мысли, свежо воспринимают природу. Родителей и воспитателей
дошкольных учреждений смущают их наивность, несоответствие их поведения
возрасту и неприспособленность к реальности. Они не то чтобы не способны
обдумать свои поступки, они, скорее, просто не задумываются над ними. Живость
психически инфантильного ребенка — не расторможенность, а скорее
жизнерадостность, бьющая через край эмоциональность 2—3летнего ребенка, хотя
ему уже 4—5 лет. Их неосмотрительность, неосторожность — результат не
умственного отставания, а наивности ребенка, который не представляет, что его
можно обидеть. Они добры и не ожидают зла. Их манера вольного обращения со
взрослыми не от грубости и бесцеремонности, а от щенячьей радости жизни и той же
безоглядной живости, когда отсутствует представление о том, что можно, а что
нельзя. Психически инфантильные дети наивно предлагают взрослому побегать и
поиграть с ними, порадоваться, не понимая, что маме и бабушке не до этого. Они во
всем следуют от себя, от своего восприятия жизни. Поэтому они неизменно и
безмятежно веселы, шаловливы, а если всплакнули, то на миг, не помня зла. Ихдетскость подкупает взрослых и както сама собой подводит к воспитанию
психически инфантильных по эгоцентрическому типу,
к любованию
непосредственностью «малышки», «крошки» до тех пор, пока реальность,
необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не
отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Таких
детей занянчили в младенчестве и не заметили, на какой непростительно долгий срок
затянулся этот период. И инфантильные дети не хотят взрослеть и даже говорят
сюсюкая. Они знают, что такое будущее, но оно для них как бы не существует, они
как бы застряли в настоящем.
«Нельзя» и «надо» инфантильные дети не воспринимают, а горький плач столь
«маленьких» так обезоруживает взрослых, что и время развития этих
основополагающих понятий оказывается упущенным. Спохватываются тогда, когда
требование выполнять «нельзя» и «надо» вызывает у инфантильного ребенка уже
недоумение, обиду и, естественно, бурный протест. И он капризно требует того, что
нельзя, не приемлет то, что надо, и желает, чтобы все было, как он хочет.
Инфантильные дети добры, но результат их развития таков, что они не понимают,
когда можно пошалить, а когда нельзя, так как в семье неприятность или горе.
Сверстники подходят к ним как к равным, но общения не получается, ибо
инфантильные в поведении, навыках и умениях выглядят явно младше
развивающихся нормально. Естественно, такие дети крайне несамостоятельны и
ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается
за них. Они не только одеваться, но и есть самостоятельно не желают, их
воспитательница в детском саду не знает, плакать ей или смеяться, — 4летнего
ребенка впору брать на руки. Врожденная или приобретенная в первые месяцы
жизни тенденция к инфантильности, в таком случае, не преодолевалась
воспитанием, а, напротив, развивалась и закреплялась. И вот результат:
инфантильному ребенку пришло время идти в школу, а он не готов к ней. Однако
возраст есть возраст, требования к нему определенны, и ребенка с психическим
инфантилизмом отправляют в его возрастную среду, где он сталкивается с
реальностью и вначале удивляется, а потом огорчается — тяжко, до истерического
невроза.
Для инфантильных детей характерна богатая природная эмоциональность, но она
не обогащается параллельным развитием качеств истинного ума, которые
обеспечивают полноценную ориентацию и социализацию, а потому не достигает
уровня зрелых чувств. Они неподдельно радуются, гневаются, печалятся,
симпатизируют, испытывают страх — и все это бурно, через край. Их мимика, как и
жестикуляция, жива, выразительна. Но они не знают глубокой любви, истинной
печали, настоящей тоски. Им неведомы тревожность и застенчивость. Удручает
отсутствие у них эмоциональной сдержанности. В них нет эмоциональной
основательности, чтобы плакал, так плакал, а радовался, так уж радовался.
Их эмоциональность — как летний дождик: и капает, и солнышко, а в результате
— ни того, ни другого. Более всего у инфантильных детей страдает волевое начало.
Задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременногоцелеобразования и планирования предопределяет и тенденцию к задержке
формирования воли. Неправильное воспитание усугубляет инфантильность
волевого фактора у таких детей. Какая уж тут воля, если ребенку до 5—7 лет
неведомы серьезные усилия в преодолении трудностей. Волевой компонент
заложен в темпераменте, но и эту его сторону, как и прочие, полезные, не развили.
И волевое начало у инфантильного ребенка так и не разовьется, если не принять
мер к перевоспитанию.
Таким образом, в возникновении психического инфантилизма зримо
прослеживается взаимосвязь биологических и микросоциальных причин, которые
порождают детскую нервность или трудность.
Второй вариант психического инфантилизма — общая психофизическая
незрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм, по Г. Е.
Сухаревой). Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте. Однако
незрелость во втором варианте касается не только психического, но и физического
развития. Ребенок не только ведет себя как более младший по возрасту, но и
выглядит в 5 лет как 3летний. Он рождается с небольшими массой тела и ростом,
миниатюрен. Это «мальчикспальчик» или «девочкадюймовочка». Таких детей и
называют уменьшительными именами: «гуленька», «зайчик», «рыбка». Ребенок с этим
вариантом психического инфантилизма грациозен, подвижен, но слаб и хрупок. Не
отставая в психомоторном и психоречевом развитии, он своевременно осваивает все
навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально
живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших
ориентационных функций. Время идет, а ребенок не готов к общению со
сверстниками и нестерпимо несамостоятелен. Его хрупкость, миниатюрность
вызывают тревогу у родителей. У него плохой аппетит, и он часто болеет в отличие
от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он шалун, но в меру,
часто тихоня. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок
не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. И его воспитание, как
правило, приобретает тревожную направленность. В детском саду воспитательница
оберегает его. Это не вызывает у него протеста, поскольку он опасается сверстников.
Учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает себя, невольно снижает
требования к нему. Все принимают его детскость, и даже сверстники охотно играют с
ним, отводя ему роль маленького, проецируя на него зарождающийся родительский
инстинкт, защищают, утешают, если он плачет, и ребенок принимает отводимую ему
роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Если
события развиваются в таком же направлении, он, и став взрослым, продолжает
играть ту же роль. И тогда речь идет о мужчинесыне, женщинедочери уже в
брачных отношениях, когда его опекает жена, ее — муж. У психически
инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает
себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз.
Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе
отношением, он не тревожен. Между тем, правильное воспитание может увести от
инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6—8 годам, у ребенка дозреваютвысшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после
завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и
миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье. Психически
инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет
следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в
школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсируют развитием
ловкости. И вновь мы видим воспитание решает все. Необходимы только
терпение, любовь и мудрость родителей.
Совершенно недопустим третий вариант психического инфантилизма. Ребенок
рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни,
искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно
мнительным характером воспитания. Подобное чаще всего бывает у родителей,
страстно мечтавших о ребенке, истосковавшихся в ожидании его. И вот шестеро
взрослых любуются и тешатся одним младенцем. Самый интересный детский
возраст — от 2 до 3 лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем,
хотят и преуспевают в этом. Третий вариант психического инфантилизма целиком
обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым и
развитие лобных функций мозга искусственно задержали. Инфантилизм в таком
случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни ребенка
отгораживают. За ребенка думают и все за него делают родители, они же убирают
препятствия с его жизненного пути и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он,
не ведая ни о чем, идет навстречу жизни, и встреча эта не сулит ему ничего
хорошего. Дело осложняется тем, что, как уже подчеркивалось в предыдущих
главах, психическое развитие следует жесткой программе и упущенное по возрасту
во многом оказывается упущенным навсегда. У ребенка не было объективных
данных для появления инфантилизма, его выпестовали искусственно. В результате
после 57 лет ребенок уже инфантилен объективно, как если бы ему повредили
мозг. В первых двух вариантах начиналось с повреждения, в третьем — кончается
им. Третий вариант хуже первых двух, хуже и прогноз, тяжелее его преодоление.
В конце концов родители впадают в панику. Крупный и внешне ни в чем не
уступающий сверстникам ребенок на уроке извлекает из портфеля игрушку и
забавляется ею; встает, не обращая внимания на запрет учительницы, и идет к
двери; разговаривает с соседом и просится к маме. Дома он стремится только
играть. Он эгоистичен и не признает отказа ни в чем. Состояние родителей он
попросту игнорирует. Он капризен, требователен и истеричен. Его детскость уже
никого не радует, и родители умоляют: «Доктор, помогите!». А доктору грустно.
Перед этой семьей были другие пациенты с тяжелыми врожденными или
возникшими по не зависящим от родителей причинам заболеваниями. В этих
случаях следует лечить и помогать беде. А тут сами родители здорового ребенка
превратили в больного. При третьем варианте психического инфантилизма
возможен путь в истерический невроз.
Все вышесказанное — серьезное предупреждение тем родителям, бабушкам и
дедушкам, которые поощряют инфантильное развитие своих детей и внуков.Пресловутое сюсюканье, восхищение детскостью «милой малютки», сверхопека,
воспитание трехлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как трехлетних
чреваты тяжелейшими последствиями. В угоду эгоистическим тенденциям,
наслаждению детством «дорогой крошки» приносится в жертву будущее человека.
Ребенка, который родился с психическим инфантилизмом или приобрел его в связи с
неблагоприятными воздействиями в первые месяцы жизни, лечит врач
психоневролог. Лечение должно способствовать дозреванию высших нервно
психических функций. По показаниям его консультируют у врачаэндокринолога.
Главное же в преодолении психического
инфантилизма правильное
социализацию ребенка.
воспитание. Усилия направляются прежде всего на
Подчеркнуто, настойчиво оттеняются понятия «надо», «можно» и «нельзя»,
«хорошо» и «плохо». Соблюдение с первых месяцев жизни режима сна,
бодрствования, вскармливания в данном случае важно еще и как дисциплинирующее,
социализирующее ребенка воспитание. Ребенку настойчиво разъясняют последствия
его ошибок, шалостей. Ему предоставляют самостоятельность и позволяют
ушибиться, чтобы дать возможность прочувствовать, когда и отчего бывает больно.
Такого ребенка постоянно побуждают преодолевать посильные трудности,
неприметно помогая и радуясь вместе с ним его победам. Радость эти дети любят,
остается только доказать им на практике, что она заключается в преодолении и в
достижении результата, цели. Инфантильного ребенка своевременно, не щадя
усилий, обучают навыкам и умениям. И это в данном случае не только необходимо
для обыденной жизни, но и является путем к преодолению психического
инфантилизма. Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, а его
следует побуждать к общению со сверстниками, помогая равноправно сотрудничать
с ними, улаживать конфликты. Чрезмерность проявления эмоций мягко гасится;
взрослые воспитывают в нем углубленную эмоциональность, особенно отзывчивость.
Воздействие родителей на психически инфантильного ребенка реализуется через
игру. С ним играют во все, что встречается в жизни ребенка его возраста. Играют,
например, в «детский сад», где он в роли воспитателя, а отец — в роли
непослушного ребенка. В игре отрабатывают навыки, необходимые для успешной
адаптации в детском саду. С ним обыгрывают саму детскую игру, готовя к играм со
сверстниками.
В совместной игре высмеиваются безалаберность,
неорганизованность, непродуманность последствий поступков и сами неразумные
поступки, эгоизм. В игре ставится цель, разрабатываются планы ее достижения, в
игре же она реализуется.
Если, несмотря па все прилагаемые усилия, инфантильный ребенок окажется
неготовым к школе к 7 годам, лучше задержать такого ребенка на год в
подготовительной группе детского сада и в 8 лет отправить в школу со
сформировавшейся позицией школьника, чем скомкать начало школьного
обучения, а возможно, и все обучение в целом.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь