Консультация для родителей - ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ

  • Лекции
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, говорится о том, что психический инфантилизм — такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционально-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни.В консультации для родителей - ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, говорится о том, что психический инфантилизм — такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционально-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни.
Иконка файла материала ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ.docx
ИНФАНТИЛИЗМ  ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ   Гарбузов В. И. Психический   инфантилизм   —   такая   психофизическая   незрелость   ребенка, которая   приводит   при   неправильном   воспитании   к   задержке   возрастной социализации   при   которой   поведение   ребенка   не   соответствует   возрастным требованиям   к   нему.   Предпосылки   к   психическому   инфантилизму   создаются конституционально­генетическими, эндокринно­гормональными   факторами, гипоксией   или   инфекционно­токсическими   вредностями   в   период   беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни. Его развитию способствует эгоцентрическое или тревожно­мнительное воспитание. Первый   вариант   психического   инфантилизма   ­   истинный,   или   простой   (по   В.   В. Ковалеву)   —   базируется   на   задержке   развития   лобных   долей   головного   мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, когда следует соответственно их изменениям менять и поведение, а также способности предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы. Дети с простой   формой   психического   инфантилизма   по   поведению   оцениваются   младше своего истинного возраста на 1—2 года, и при поступлении в детский сад возникает потребность   поместить   такого  ребенка   в  младшую   группу,  а  при   достижении   им школьного возраста оставить малыша «на дозревание» в детском саду. Психический инфантилизм — это не общая задержка умственного развития. При его наличии дети осваивают фразовую речь в обычные сроки и даже раньше, задают вопросы и рисуют в полном соответствии с возрастными нормативами, своевременно осваивают чтение, счет, психически активны и даже бойки. Они нередко высказывают оригинальные   мысли,   свежо   воспринимают   природу.   Родителей   и   воспитателей дошкольных   учреждений   смущают   их   наивность,   несоответствие   их   поведения возрасту   и   неприспособленность   к   реальности.   Они   не   то   чтобы   не   способны обдумать свои поступки, они, скорее, просто не задумываются над ними. Живость психически   инфантильного   ребенка   —   не   расторможенность,   а   скорее жизнерадостность, бьющая через край эмоциональность 2—3­летнего ребенка, хотя ему   уже   4—5   лет.   Их   неосмотрительность,   неосторожность   —   результат   не умственного   отставания,   а   наивности   ребенка,   который   не   представляет,   что   его можно обидеть. Они добры и не ожидают зла. Их манера вольного обращения со взрослыми не от грубости и бесцеремонности, а от щенячьей радости жизни и той же безоглядной   живости,   когда   отсутствует   представление   о   том,   что   можно,   а   что нельзя.   Психически   инфантильные   дети   наивно   предлагают   взрослому   побегать   и поиграть с ними, порадоваться, не понимая, что маме и бабушке не до этого. Они во всем   следуют   от   себя,   от   своего   восприятия   жизни.   Поэтому   они   неизменно   и безмятежно   веселы,  шаловливы,   а  если   всплакнули,  то   на  миг,  не  помня   зла.  Ихдетскость   подкупает   взрослых   и   как­то   сама   собой   подводит   к   воспитанию психически   инфантильных   по   эгоцентрическому   типу,   к   любованию непосредственностью   «малышки»,   «крошки»   до   тех   пор,   пока   реальность, необходимость   их   адаптации   в   детском   саду   или   в   первом   классе   школы   не отрезвляет   родителей,   побуждая   проконсультировать   ребенка   у   психиатра.   Таких детей занянчили в младенчестве и не заметили, на какой непростительно долгий срок затянулся этот период. И инфантильные дети не хотят взрослеть и даже говорят сюсюкая. Они знают, что такое будущее, но оно для них как бы не существует, они как бы застряли в настоящем. «Нельзя» и «надо» инфантильные дети не воспринимают, а горький плач столь «маленьких»   так   обезоруживает   взрослых,   что   и   время   развития   этих основополагающих понятий оказывается упущенным. Спохватываются тогда, когда требование  выполнять  «нельзя» и «надо» вызывает   у  инфантильного  ребенка  уже недоумение, обиду и, естественно, бурный протест. И он капризно требует того, что нельзя,   не   приемлет   то,   что   надо,   и   желает,   чтобы   все   было,   как   он   хочет. Инфантильные дети добры, но результат их развития таков, что они не понимают, когда можно пошалить, а когда нельзя, так как в семье неприятность или горе. Сверстники   подходят   к   ним   как   к   равным,   но   общения   не   получается,   ибо инфантильные   в   поведении,   навыках   и   умениях   выглядят   явно   младше развивающихся   нормально.   Естественно,   такие   дети   крайне   несамостоятельны   и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за   них.   Они   не   только   одеваться,   но   и   есть   самостоятельно   не   желают,   их воспитательница в детском саду не знает, плакать ей или смеяться, — 4­летнего ребенка   впору   брать   на   руки.  Врожденная   или   приобретенная   в  первые   месяцы жизни   тенденция   к   инфантильности,   в   таком   случае,   не   преодолевалась воспитанием,   а,   напротив,   развивалась   и   закреплялась.   И   вот   результат: инфантильному ребенку пришло время идти в школу, а он не готов к ней. Однако возраст есть возраст, требования к нему определенны, и ребенка с психическим инфантилизмом   отправляют   в   его   возрастную   среду,   где   он   сталкивается   с реальностью и вначале удивляется, а потом огорчается  — тяжко, до истерического невроза. Для инфантильных детей характерна богатая природная эмоциональность, но она не   обогащается   параллельным   развитием   качеств   истинного   ума,   которые обеспечивают   полноценную   ориентацию   и   социализацию,   а   потому   не   достигает уровня   зрелых   чувств.   Они   неподдельно   радуются,   гневаются,   печалятся, симпатизируют, испытывают страх — и все это бурно, через край. Их мимика, как и жестикуляция,  жива,   выразительна.   Но   они   не   знают   глубокой   любви,  истинной печали,  настоящей   тоски.  Им   неведомы   тревожность   и   застенчивость.   Удручает отсутствие   у   них   эмоциональной   сдержанности.   В   них   нет   эмоциональной основательности, чтобы плакал, так плакал, а радовался, так уж радовался. Их эмоциональность — как летний дождик: и капает, и солнышко, а в результате — ни того, ни другого. Более всего у инфантильных детей страдает волевое начало. Задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременногоцелеобразования   и   планирования   предопределяет   и   тенденцию   к   задержке формирования   воли.   Неправильное   воспитание   усугубляет   инфантильность волевого фактора у таких детей. Какая уж тут воля, если ребенку до 5—7 лет неведомы   серьезные   усилия   в   преодолении   трудностей.   Волевой   компонент заложен в темпераменте, но и эту его сторону, как и прочие, полезные, не развили. И волевое начало у инфантильного ребенка так и не разовьется, если не принять мер к перевоспитанию. Таким   образом,   в   возникновении   психического   инфантилизма   зримо прослеживается   взаимосвязь   биологических   и   микросоциальных   причин,   которые порождают детскую нервность или трудность. Второй   вариант   психического   инфантилизма   —   общая   психофизическая незрелость   по   инфантильному   типу   (гармонический   инфантилизм,   по   Г.   Е. Сухаревой). Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте. Однако незрелость во втором варианте касается не только психического, но и физического развития.   Ребенок   не   только   ведет   себя   как   более   младший   по   возрасту,   но   и выглядит в 5 лет как 3­летний. Он рождается с небольшими массой тела и ростом, миниатюрен.  Это «мальчик­с­пальчик»  или «девочка­дюймовочка».  Таких   детей   и называют уменьшительными именами: «гуленька», «зайчик», «рыбка». Ребенок с этим вариантом психического инфантилизма грациозен, подвижен, но слаб и хрупок. Не отставая в психомоторном и психоречевом развитии, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой,   но   у   него,   как   и   в   первом   варианте,   задерживается   дозревание   высших ориентационных   функций.   Время   идет,   а   ребенок   не   готов   к   общению   со сверстниками   и   нестерпимо   несамостоятелен.   Его   хрупкость,   миниатюрность вызывают тревогу у родителей. У него плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он шалун, но в меру, часто тихоня. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не   изматывает   родителей,   а   вызывает   щемящую   жалость.   И   его   воспитание,   как правило, приобретает тревожную направленность. В детском саду воспитательница оберегает его. Это не вызывает у него протеста, поскольку он опасается сверстников. Учительница водит такого ребенка  за руку, не отпускает себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже сверстники охотно играют с ним, отводя ему роль маленького, проецируя на него зарождающийся    родительский инстинкт,    защищают, утешают, если он плачет, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он       не       хочет взрослеть и в школьные годы. Если события   развиваются   в   таком   же   направлении,   он,   и   став   взрослым,   продолжает играть  ту  же  роль.    И  тогда  речь    идет  о  мужчине­сыне,  женщине­дочери  уже  в брачных   отношениях,   когда   его   опекает   жена,   ее   —   муж.   У   психически инфантильного по второму    варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя   таким,   каков   он   есть.   Соответственно   у   него   редко   развивается   невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем, правильное воспитание может увести от инфантильности.  В таком  случае  чуть  позже,  к 6—8  годам, у  ребенка  дозреваютвысшие   психические   функции,   он   приобретает   качества   мужественности   и   после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью   при   физической   крепости   и   нормальном   здоровье.   Психически инфантильного   по   второму   варианту   ребенка   не   торопят   с   развитием.   Он   будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсируют развитием ловкости.   И   вновь   мы   видим   ­   воспитание     решает     все.     Необходимы     только терпение, любовь и мудрость родителей. Совершенно недопустим третий вариант психического инфантилизма. Ребенок рождается   психически   и   физически   здоровым,   но,   защищая   его   от   жизни, искусственно   задерживают   его   социализацию   эгоцентрическим   или   тревожно­ мнительным   характером   воспитания.   Подобное   чаще   всего   бывает   у   родителей, страстно мечтавших о ребенке, истосковавшихся в ожидании его. И вот шестеро взрослых   любуются   и   тешатся   одним   младенцем.   Самый   интересный   детский возраст — от 2 до 3 лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, хотят и преуспевают в этом. Третий вариант психического инфантилизма целиком обусловлен   неправильным   воспитанием,   когда   здорового   сделали   незрелым   и развитие   лобных   функций   мозга   искусственно   задержали.   Инфантилизм   в   таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни ребенка отгораживают. За ребенка думают и все за него делают родители, они же убирают препятствия с его жизненного пути и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он, не   ведая   ни   о   чем,   идет   навстречу   жизни,   и   встреча   эта   не   сулит   ему   ничего хорошего.   Дело   осложняется   тем,   что,   как   уже   подчеркивалось   в   предыдущих главах, психическое развитие следует жесткой программе и упущенное по возрасту во   многом   оказывается   упущенным   навсегда.   У   ребенка   не   было   объективных данных для появления инфантилизма, его выпестовали искусственно. В результате после 5­7 ­лет ребенок уже инфантилен объективно, как если бы ему повредили мозг. В первых двух вариантах начиналось с повреждения, в третьем — кончается им. Третий вариант хуже первых двух, хуже и прогноз, тяжелее его преодоление. В конце концов родители впадают в панику. Крупный и внешне ни в чем не уступающий   сверстникам   ребенок   на   уроке   извлекает   из   портфеля   игрушку   и забавляется   ею;   встает,   не   обращая   внимания   на   запрет   учительницы,   и   идет   к двери;   разговаривает   с   соседом   и   просится   к   маме.   Дома   он   стремится   только играть.  Он   эгоистичен   и   не   признает   отказа   ни   в  чем.  Состояние   родителей   он попросту игнорирует. Он капризен, требователен и истеричен. Его детскость уже никого не радует, и родители умоляют: «Доктор, помогите!». А доктору грустно. Перед   этой   семьей   были   другие   пациенты   с   тяжелыми   врожденными   или возникшими   по   не   зависящим   от   родителей   причинам   заболеваниями.   В   этих случаях следует лечить и помогать беде. А тут сами родители здорового ребенка превратили   в   больного.   При   третьем   варианте   психического   инфантилизма возможен путь в истерический невроз. Все   вышесказанное   —   серьезное   предупреждение   тем   родителям,   бабушкам   и дедушкам,   которые   поощряют   инфантильное   развитие   своих   детей   и   внуков.Пресловутое   сюсюканье,   восхищение   детскостью   «милой   малютки»,   сверхопека, воспитание   трехлетних   как   полуторагодовалых,   а   пятилетних   как   трехлетних чреваты   тяжелейшими   последствиями.   В   угоду   эгоистическим   тенденциям, наслаждению детством «дорогой крошки» приносится в жертву будущее человека. Ребенка, который родился с психическим инфантилизмом или приобрел его в связи с неблагоприятными   воздействиями   в   первые   месяцы   жизни,   лечит   врач­ психоневролог.   Лечение   должно   способствовать   дозреванию   высших   нервно­ психических функций. По показаниям его консультируют у врача­эндокринолога.     Главное   же   в   преодолении   психического     инфантилизма   ­   правильное   социализацию   ребенка. воспитание.   Усилия   направляются   прежде   всего   на   Подчеркнуто, настойчиво  оттеняются    понятия    «надо»,    «можно» и «нельзя», «хорошо»   и   «плохо».         Соблюдение   с   первых   месяцев   жизни   режима   сна, бодрствования, вскармливания в данном случае важно еще и как дисциплинирующее, социализирующее ребенка воспитание. Ребенку настойчиво разъясняют последствия его   ошибок,   шалостей.   Ему   предоставляют   самостоятельность   и   позволяют ушибиться, чтобы дать возможность прочувствовать, когда и отчего бывает больно. Такого   ребенка   постоянно   побуждают   преодолевать   посильные   трудности, неприметно помогая и радуясь вместе с ним его победам. Радость эти дети любят, остается только доказать им на практике, что она заключается в преодолении и в достижении   результата,   цели.   Инфантильного   ребенка   своевременно,   не   щадя усилий, обучают навыкам и умениям. И это в данном случае не только необходимо для   обыденной   жизни,   но   и   является   путем   к   преодолению   психического инфантилизма.       Инфантильный       ребенок стремится к детям младше себя, а его следует побуждать к общению со сверстниками, помогая равноправно сотрудничать с   ними,   улаживать   конфликты.   Чрезмерность   проявления   эмоций   мягко   гасится; взрослые воспитывают в нем углубленную эмоциональность, особенно отзывчивость. Воздействие родителей на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним играют во все, что встречается в жизни ребенка его возраста. Играют, например,   в   «детский   сад»,   где   он   в   роли   воспитателя,   а   отец   —   в   роли непослушного ребенка. В игре отрабатывают навыки, необходимые для успешной адаптации в детском саду. С ним обыгрывают саму детскую игру, готовя к играм со сверстниками.   В   совместной   игре   высмеиваются   безалаберность, неорганизованность, непродуманность последствий поступков и сами неразумные поступки, эгоизм. В игре ставится цель, разрабатываются планы ее достижения, в игре же она реализуется. Если, несмотря па все прилагаемые усилия, инфантильный ребенок окажется неготовым   к   школе   к   7   годам,   лучше   задержать   такого   ребенка   на   год   в подготовительной   группе   детского   сада   и   в   8   лет   отправить   в   школу   со сформировавшейся   позицией   школьника,   чем   скомкать   начало   школьного обучения, а возможно, и все обучение в целом.Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь