Консультация для родителей - ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Оценка 5
Лекции
docx
родителям
Детсад
29.04.2018
В консультации для родителей - ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ, говорится о том, что следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.В консультации для родителей - ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ, говорится о том, что следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.
--Консультация для родителей — ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.docx
Консультация для родителей
ТРЕВОЖНОСТЬ
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для
взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными,
тревожными и аутичными детьми. –
М.:Генезис, 2000
Что такое тревожность?
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много
версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает,
что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны
противника.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это
«индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной
склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в
том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». (1997, с. 386)
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические
проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым
со
стоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями
на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда,
иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги.
Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при
ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о
тревожности.
Тревожность не связана с какойлибо определенной ситуацией и проявляется
почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.
Когда же человек боится чегото конкретного, мы говорим о проявлении страха.
Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом:
тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них (1999).
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3
лет нередки ночные страхи, на 2ом году жизни, по мнению А.И. Захарова, наиболее
часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и
связанный с этим страх медицинских работников). В 35 лет для детей характерны
страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5 —7 лет ведущим
становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о
ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» (А.И.Захаров, 1995, с. 50). Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много,
то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на
причины возникновения тревожности.
Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном
возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детскородительских
отношений.
Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б.И. Кочубей и Е.В.
Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у
ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо
родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в
школу изза плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и
отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
2.
Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например,
родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть
отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает
в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
3.
Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в
зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку:
«Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме,
что ты подрался». Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном
возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки
больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в
большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какойлибо
«неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них
подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики,
скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Как отмечают авторы книги, через 6 недель после начала учебного года у
школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7 —10
дневном отдыхе.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих
его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В
семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где
часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье
закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило,
резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность:
тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей
работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно
поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует
внутреннему спокойствию ребенка. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в
дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя,
так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими
детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего
поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе
«достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей
передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных
учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому
интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает
болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения
стремительно возрастает.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими
расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Портрет тревожного ребенка
В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно
вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и
неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких
либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и
работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями
«проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на
виду, «как на ладошке», а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого
события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют
себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам
деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень
их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что
они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения
взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе,
головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное
дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком
в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Консультация для родителей - ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Консультация для родителей - ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Консультация для родителей - ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.