В консультации для родителей - Психологический аспект подготовки ребенка к школе, говорится о том, что психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый и достаточный «уровень актуального развития» (могу сам) должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (могу с помощью взрослого) ребенка.В консультации для родителей - Психологический аспект подготовки ребенка к школе, говорится о том, что психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый и достаточный «уровень актуального развития» (могу сам) должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (могу с помощью взрослого) ребенка.
Психологический аспект подготовки ребенка к школе.
По поводу подготовки ребенка к школе написано очень много.
Но
большинство авторов фокусируются на развитии у ребенка высших
психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Часто бывает так, что ребенок преуспевает в решении логических задач. У
него прекрасная память. Он
быстро находит лишний предмет и
молниеносно находит 10 отличий на похожих картинках, складывает и
вычитает в пределах двух десятков и может составить вполне приличный
рассказ
картинке.
А специалист, беседующий с ребенком, все же говорит родителям, что
ребенок к школе не готов. О чем идет в данном случае речь?
по
Существует психологическая готовность к школе. Что это такое, сейчас попробуем разобраться.
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый и достаточный «уровень
актуального развития» (могу сам) должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития»
(могу с помощью взрослого) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона
ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается
психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития»
требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Психологическая готовность к школе включает в себя 5 важных составляющих:
1. Интеллектуальная готовность наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитые
формы нагляднообразного, наглядносхематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных
обобщений.
2. Волевая готовность сформированность определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности.
3. Мотивационная готовность к школе включает в себя: внутреннюю мотивацию (т. е. ребенок хочет идти в школу,
потому что там интересно, и он хочет много знать), и внешнюю (потому что у него будет новый ранец, или родители
пообещали купить велосипед)4. Коммуникативная готовность развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
посредством учебной деятельности.
5. Эмоциональная готовность наличие способности преодолевать естественно возникающее чувство школьной
тревожности, определенный уровень эмоциональной устойчивости, отсутствие или недостаточное развитие которого может
привести к проблеме школьной дезадаптации, а также степень развитости эмоционального интеллекта.
Вы можете прямо сейчас проверить психологическую готовность ребенка к школе, предложив ему
игру «Представь себе…»
1.Представь себе, что ты собираешься идти в школу, а твои родители говорят тебе:
Ты можешь выбрать идти в школу или еще годик походить в детский сад. Что ты выберешь?
Почему?
2.Представь себе, что тебе надо идти в школу. Около твоего дома есть две школы. В одной учат серьезным наукам: чтению,
письму, математике. В этой школе надо внимательно слушать на уроке и не баловаться на перемене. А домой можно
уходить только тогда, когда отпустит учитель.
В другой школе – музыка, танцы, беготня. Можно делать, что захочешь. А если не понравится, можно уйти домой в любой
момент.
Какую школу ты выберешь? Почему?
3.Представь себе, что ты уже учишься в школе. Ты очень хороший ученик. Учительница тебя хвалит. И вот ты блестяще
написал контрольную работу по математике, и учительница тебе предложила либо поставить тебе «пятерку», либо
подарить тебе шоколадку.
Что ты выберешь? Почему?
4.Представь себе, что твои родители тебе говорят, что ты можешь ходить в школу вместе с ребятами или учительница
будет приходить к тебе домой, и ты будешь учиться с ней один на один у себя дома.
Что ты выберешь? Почему?
Поиграв с ребенком в эту игру, вы поймете, насколько готов ребенок психологически идти в школу.
Обратите внимание на то, что это лишь часть диагностики.
Полную диагностическую картину может сделать специалист.Материал подготовлен педагогомпсихологом .ЕМ.Бондарь