В консультации для родителей - Пять основных правил взаимоотношений в семье, говорится о том, что гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.В консультации для родителей - Пять основных правил взаимоотношений в семье, говорится о том, что гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.
Как здорово если Вы используете пять основных правил
взаимоотношений в семье
1. Ласковые слова
2. Время, которое проводите вместе
3. Помощь друг другу
4. Подарки
5. Прикосновения
Детские страхи.
Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в
ответ на чтото действительно угрожающее. Однако гораздо более
распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник
— окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и
эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности.
Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут
разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п. Психологи
выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств
(страхов) у детей.
Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы
далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть,
и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют
себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно
самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто
страдают от излишней опеки взрослых.
Возможно, это покажется странным, но развитию страхов
неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от
различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца.
Нервнопсихологические перегрузки работающей и доминирующей в
семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не
очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и
стремление матери как можно скорее выйти на работу, где
способствует наличие отдельных благоустроенных квартир.
Установлено, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи
встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В
особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка
больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками,
больше возможностей для совместных игр и меньше — для одиночества
и развития страхов.
Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно
двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для
ребенка была и остается лучшим средствомизбавления от всех страхов.
Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в еесосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не
всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном
контакте с ней.
Чтобы ребенок начал чегото бояться, родителям достаточно
начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети
чаще всего реагируют появлением страхов. Так, детидошкольники из
конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных,
стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее
подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье
эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в
семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст
родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и
жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению
беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35
лет) дети более беспокойны и тревожны.
Причиной возникновения страхов у ребенка может быть
эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности,
конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.
Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи
передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по
наследству могут передаваться типологические особенности высшей
нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир.
Итак, чего же могут бояться наши дети?
Первый год жизни
Страх новой окружающей среды
Страх отдаления от матери
Боязнь посторонних людей
От 1 до 3 лет
Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
Страх оставаться одному
Ночные страхи
От 3 до 5 лет
Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
Страх темноты
Боязнь замкнутого пространства
Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они
ассоциируются с реальными людьми)
От 5 до 7 лет
Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
Боязнь родительского наказания Страх перед животными
Боязнь страшных снов
Боязнь потерять родителей
Страх смерти
Боязнь опоздать
Страх перед заражением какойто болезнью