В консультации для родителей - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА: РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, говорится о том, что эмоциональное развитие ребенка - одна из важнейших задач воспитания. Но не для всех родителей это является очевидным фактом: уделяя повышенное внимание физическому и интеллектуальному развитию своего ребенка, такие родители склонны абсолютно игнорировать его эмоциональную сферуВ консультации для родителей - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА: РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, говорится о том, что эмоциональное развитие ребенка - одна из важнейших задач воспитания. Но не для всех родителей это является очевидным фактом: уделяя повышенное внимание физическому и интеллектуальному развитию своего ребенка, такие родители склонны абсолютно игнорировать его эмоциональную сферу
Консультация для родителей.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ .
Эмоциональное
развитие
ребенка одна из важнейших задач
воспитания. Но не для всех
родителей это является очевидным
фактом:
уделяя повышенное
внимание
и
интеллектуальному
развитию
своего ребенка, такие родители
склонны абсолютно игнорировать
его эмоциональную сферу. Они рассматривают эмоциональные проявления как нечто
краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению,
максимум, что можно сделать — это научить ребенка жестко контролировать свои
эмоции. И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов
на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что
детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь. Запрет на
свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет,
приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.
физическому
Что такое эмоциональное развитие ребенка?
Эмоции — это не просто позитивно или негативно окрашенные отклики на
сигналы из внешнего мира. Эмоциональные переживания представляют собой
сложный процесс оценивания окружающей действительности. Это иная оценка,
нежели та, которая производится холодным рассудком. Рациональный способ
регуляции собственного поведения многим людям представляется идеальным
вариантом. Но человек, руководствующийся в своих поступках исключительно
доводами разума, во многом проигрывает, особенно когда дело касается социальной
сферы. Умение эмоционально оценивать ситуацию очень важно в повседневной
жизни. Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с
налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они
невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений.
Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и
одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности. Чтобы
эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться
управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния
других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной
способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.
Малыш, растущий в эмоционально обедненной среде, лишен возможности
отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным
эмоциональным проявлениям. Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной
сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены
1семьи, сверстники, другие люди. Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком
в дошкольный период, были разнообразны по характеру — это позволит наработать
хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей
действительности.
Особенности эмоциональной сферы детей 56 лет.
Дети старшего дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный
фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие
уже не столь аффективно окрашено, как у малышей. Дошкольники 56 лет способны
предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют
предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по
этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко
они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение.
Некоторые трудности возникают при
идентификации грусти, и еще тяжелее
дается дошкольникам распознавание
испуга и удивления.
Пытаясь
определить настроение человека,
пятилетний ребенок руководствуется
в основном выражением лица
собеседника, не придавая особого
значения позе и жестикуляции.
Родителям стоит учитывать, что в
этом возрасте ребенок все еще плохо осознает свои чувства и почти не умеет владеть
собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают. За бурным
весельем
последовать
неожиданные слезы, а через минуту на
лице снова появится улыбка. Взрослым
не следует заострять внимание на
быстрой смене настроения ребенка —
эмоциональная стабильность придет со
временем. Старшие дошкольники уже
преодолели первый этап социализации и
способны к сотрудничеству с другими
людьми. Находясь в группе сверстников,
они умеют считывать чужие эмоции и
адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила,
они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют
все же решающее значение. Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо
известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по
отношению к близкому человеку. В отличие от трехлетних малышей старшие
дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций. Не имея
достаточно веской причины идти на конфликт, пятилетний ребенок будет избегать
острых ситуаций.
могут
2Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка.
а
требуется
Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка,
состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и
следовать неким установленным нормам выражения эмоций — тем более, что
старший дошкольник способен
управлять своими переживаниями
лишь до определенной степени. От
родителей
не
искоренить «неудобные» эмоции
ребенка,
научиться
перенаправлять их в нужное русло,
а также создать благоприятную
среду, в которой дошкольник не
будет испытывать эмоционального
голода и стрессовых перегрузок.
Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его
эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные
перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией,
предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из
родителей и т. п. Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в
семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций.
Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Вопервых,
абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Вовторых, в малом
объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они
мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий,
позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные
эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми. Эмоциональные
способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от
настроения родителя. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и
регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение
как форму неодобрения нужно использовать нечасто — только в случае особо
серьезных проступков. Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к
себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший
дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда
удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова. Родитель
может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с
помощью вопросов: «Ты расстроился изза того, что…?», «Тебе обидно, потому
что…?», «Ты обрадовался, когда…?». Только от родителей зависит насколько
полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным
источником эмоций является общение с другими людьми. Дошкольник должен иметь
возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но
способствуя эмоциональному развитию ребенка, нельзя переусердствовать. Сильные
и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить кого угодно. А
3маленькому ребенку тем более требуется периодический отдых от самого себя от
насыщенных чувств и интенсивных переживаний.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
4