Консультация для родителей - Развитие мышления у дошкольников, говорится о том, что основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллектуКонсультация для родителей - Развитие мышления у дошкольников, говорится о том, что основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту
Консультация для родителей
Развитие мышления у дошкольников
Основная линия развития мышления — переход от
нагляднодейственного к нагляднообразному и в
конце периода — к словесному мышлению.
Основным видом мышления, тем не менее, является
нагляднообразное,
соответствует
репрезентативному интеллекту
(мышлению в
представлениях) в терминологии Жана Пиаже.
что
Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.
Своеобразие детской мысли прослеживается в эксперименте Л.Ф. Обуховой,
повторившей некоторые вопросы Ж. Пиаже для наших детей.
Андрей О. (6 лет 9 мес.). «Почему звезды не падают?» — «Они маленькие, очень
легкие, они вертятся както на небе, это не видно, только по телескопу видно».
«Почему ветер дует?» — «Потому что ведь надо помогать на парусниках в спорте,
он дует и помогает людям».
Слава Г. (5 лет 5 мес.). «Откуда луна на небе появилась?» — «А может быть, ее
построили?» «Кто?» — «Ктонибудь. Ее построили или она сама выросла.» «А
звезды откуда появились?» — «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна
появилась из света. Луна светит, но она холодная». «Почему луна не падает?» —
«Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она
висит...»
Илья К. (5 лет 5 мес.). «Откуда сон приходит?» — «Когда смотришь чтонибудь, он
в мозги зайдет, а когда спишь, то он из мозгов выходит и через голову прямо в глаза,
а потом он уходит, ветер его сдувает и он улетает». «Если ктонибудь с тобой
рядышком будет спать, он сможет увидеть твой сон?» — «Наверное, может, потому
что он может, наверное, через мое зрение проходить к маме или папе».
Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно
рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно
получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть
запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить
себе, а для этого — понятьих. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы
она была понятна детям. В одном из американских исследований детям 4 лет
показывали игрушки — 3 автомобиля и 4 гаража. Все машины стоят в гаражах, а
один гараж остается пустым. Ребенка спрашивают: «Все ли машины стоят в
гаражах?» Обычно дети говорят, что не все. По этому неверному ответу нельзя
судить о непонимании ребенком понятия «все». Он не понимает другое —
поставленную перед ним задачу. Маленький ребенок считает, что, если есть 4
гаража, значит, должно быть и 4 машины. Из этого он делает вывод: четвертаямашина есть, только кудато пропала. Следовательно, для него «взрослое»
утверждение — все машины стоят в гаражах — не имеет смысла.
Лучший способ добиться правильного решения — так организо
вать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе
собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных
им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие
тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в
воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный
брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет.
После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные пред
положения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась
способность к простейшим формам индукции и дедукции.
Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную,
интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию
факты, он может логически правильно рассуждать.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются
понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает
все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство
взрослых. Так, например, 5летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное
понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила
(для этого ему нужно всего 0,4 секунды), но слегка затрудняется, относя к этой
категории дерево (думает 1,3 секунды) или тюльпан (почти 2 секунды). Дети
начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3летнему
ребенку значительно труднее представить себе понятия «день» и «час», чем 7
летнему. Это выражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго
ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению
связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на
то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая
особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки
(маленький предмет — значит, легкий, большой — значит, тяжелый, если тяжелый,
то в воде утонет, и т.д.).
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17
лет): Учебное пособие. 3е изд. М.: Издво УРАО, 1997. 176 с. С. 9193.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь