Консультация для родителей - Развитие мышления у дошкольников

  • Лекции
  • docx
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для родителей - Развитие мышления у дошкольников, говорится о том, что основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллектуКонсультация для родителей - Развитие мышления у дошкольников, говорится о том, что основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту
Иконка файла материала Развитие мышления у дошкольников.docx
Консультация для родителей Развитие мышления у дошкольников Основная   линия развития   мышления —   переход   от наглядно­действенного к наглядно­образному и   в конце   периода   —   к словесному мышлению. Основным   видом   мышления,   тем   не   менее,   является   наглядно­образное, соответствует репрезентативному   интеллекту   (мышлению   в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. что   Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Своеобразие   детской   мысли   прослеживается   в   эксперименте   Л.Ф.   Обуховой, повторившей некоторые вопросы Ж. Пиаже для наших детей. Андрей О. (6 лет 9 мес.). «Почему звезды не падают?» — «Они маленькие, очень легкие, они вертятся как­то на небе, это не видно, только по телескопу видно». «Почему ветер дует?» — «Потому что ведь надо помогать на парусниках в спорте, он дует и помогает людям». Слава Г. (5 лет 5 мес.). «Откуда луна на небе появилась?» — «А может быть, ее построили?» «Кто?»  — «Кто­нибудь.  Ее   построили   или   она   сама   выросла.» «А звезды откуда появились?» — «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Луна светит, но она холодная». «Почему луна не падает?» — «Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит...» Илья К. (5 лет 5 мес.). «Откуда сон приходит?» — «Когда смотришь что­нибудь, он в мозги зайдет, а когда спишь, то он из мозгов выходит и через голову прямо в глаза, а потом он уходит, ветер его сдувает и он улетает». «Если кто­нибудь с тобой рядышком будет спать, он сможет увидеть твой сон?» — «Наверное, может, потому что он может, наверное, через мое зрение проходить к маме или папе». ­Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать   и   решать   довольно   сложные   задачи.   Верные   ответы   от   них   можно получить   при   определенных   условиях.   Прежде   всего,   ребенку   нужно успеть запомнить саму   задачу.   Кроме   того,   условия   задачи   он   должен представить себе, а для этого — понятьих. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она   была   понятна   детям.   В   одном   из   американских   исследований   детям   4   лет показывали игрушки — 3 автомобиля и 4 гаража. Все машины стоят в гаражах, а один   гараж   остается   пустым.   Ребенка   спрашивают:   «Все   ли   машины   стоят   в гаражах?» Обычно дети говорят, что не все. По этому неверному ответу нельзя судить   о   непонимании   ребенком   понятия   «все».   Он   не   понимает   другое   — поставленную   перед   ним   задачу.   Маленький   ребенок   считает,   что,   если   есть   4 гаража, значит, должно быть и 4 машины. Из этого он делает вывод: четвертаямашина   есть,   только   куда­то   пропала.   Следовательно,   для   него   «взрослое» утверждение — все машины стоят в гаражах — не имеет смысла. Лучший   способ   добиться   правильного   решения   —   так   организо­ вать действия ребенка,   чтобы   он   сделал   соответствующие   выводы   на   основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду   разные   вещи  (маленький   гвоздик,   кажущийся   легким,   большой   деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные пред­ положения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции. Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную   для   него   задачу   и   при   этом   наблюдает   доступные   его   пониманию факты, он может логически правильно рассуждать. В   дошкольном   возрасте   в   связи   с   интенсивным   развитием   речи   усваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все   больше   соответствовать   тому,   что   в   это   понятие   вкладывает   большинство взрослых.   Так,   например,   5­летний   ребенок   уже   приобретает   такое   отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 секунды), но слегка затрудняется, относя к этой категории   дерево   (думает   1,3   секунды)   или   тюльпан   (почти   2   секунды).   Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3­летнему ребенку   значительно   труднее   представить   себе   понятия   «день»   и   «час»,   чем   7­ летнему. Это выражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности   предметов   и   явлений,   ориентируясь   на   яркие   внешние   признаки (маленький предмет — значит, легкий, большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.). Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3­е изд. ­ М.: Изд­во УРАО, 1997. ­ 176 с. С. 91­93. Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарь