Консультация для родителей -РЕБЕНОК БОИТСЯ

  • Лекции
  • doc
  • 06.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей -РЕБЕНОК БОИТСЯ, говорится о том, что ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее. Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».В консультации для родителей -РЕБЕНОК БОИТСЯ, говорится о том, что ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее. Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».
Иконка файла материала РЕБЕНОК БОИТСЯ.doc
РЕБЕНОК  БОИТСЯ  Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.   Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому­то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».   Научите  ребенка   испытывать   положительные   эмоции  от  общения   с родителями, сверстниками, взрослыми.   Постарайтесь   создать   атмосферу   максимального   психологического комфорта для ребенка. Во­первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя   мимо   собаки;   ходить   пешком,   если   он   боится   лифта.   Во­вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.   Попытайтесь   создать   в   семье   защитную   ауру,   которой   лишено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная   мафия,   что   милиционеры   и   преступники   одним   миром   мазаны». Бывают обстоятельства, с которыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших – можно и нужно! Так же как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мертвого человека – слишком тяжелое испытание для ребенка.   Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.  Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.   Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком,   а   вместе   с   ребенком   над   его   страхом,   чтобы   «страшилка превратилась в смешинку».  Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но   и   перенимает   его   оценки.   Поэтому   в   период   коррекционной   работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.   Всякий   раз,  когда   это   возможно,  надо   давать   ребенку   действовать самому. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать.   Но   в   некоторых   ситуациях   со   своим   страхом   он   в   состоянии справиться сам. Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.   Контролируйте,  что смотрит ребенок  по  телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.  Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.  Используйте прием проигрывания страха в игре.  Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от   напряжения.   При   этом   взрослый   может   комментировать   поведение «страшилки».   Например,   если   ребенок   боится   паука,   то   можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть».   При   этом   важна   спокойная   интонация,   заряжающая   ребенка уверенностью.   Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним   план,   как   вы   будете   знакомиться   с   соседским   Бобиком.   И   хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.   Используйте   методику   так   называемых   эмоциональных   качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечную собачку, а затем «успокоить» ее, погладить ее, убедившись, что она не опасна. Полезно приписать этой собаке роль защитника. В этой роли может быть и любимая игрушка, кукла: «Пока кукла  с   тобой,  тебя   никто   не   тронет,  спи   спокойно».  Плюшевая   игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.  Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания   деятельностью   –   общая   оздоровительная   процедура   для психики.   Очень   полезна   игра   в   театр,   когда   сам   ребенок   превращается   в любимого   героя.   Этот   персонаж   может   попадать   в   страшные   истории   и   с достоинством   из   них   выходить.   После   завершения   спектакля­игры   должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.  Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать   его,   а   затем   как   бы   проанатомировать   на   предмет   анализа опасности.   Например,   рисунок   страшной   собаки,   а   рядом   –   автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким­то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник). Можно предложить ребенку какой­нибудь приз за совершение смелого поступка, например, прохода по темной комнате, пересечение двора и т. д. Игры и упражнения для снятия страхов Театрализованные   этюды.  Импровизированную   ширму   можно соорудить из 2­х стульев и одеяла, персонажи – игрушки. Этюд первый «Страшный сон». Мальчик   или   девочка   ложатся   спать,   и   вдруг…   в   темном   углу появляется что­то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла­ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно  преувеличены), а потом сам или с помощью куклы­мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего­навсего колышущаяся   от   ветра   занавеска   или   брошенная   на   стуле   одежда,   или цветочный горшок на окне… Этюд второй «Гроза». Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок­кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию не обязательно показывать, достаточно просто   об   этом   сказать.   (Кстати,   проговаривание,   а   не   только демонстрирование   на   ширме   событий   и   действий   чрезвычайно   важно   в терапевтических этюдах). Ребенок­кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто­то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший, испуганный щенок. Он хочет войти в теплый   дом,   но   дверь   никак   не   поддается.   «Ребенку»   и   жаль   щенка,   и,   с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое­то время эти два чувства   борются   в   его   душе,   потом   сострадание   побеждает.   Он   впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы­ребенка. Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывается, сделайте их зрителями. Самое лучшее – когда зрителями   становятся   взрослые,   а   ребенок   –   единственным   «актером», исполняющим поочередно разные роли.Игры «Пчелка   в   темноте»    (коррекция   страха   темноты,   замкнутого пространства,  высоты).  Ведущий   говорит: «Пчелка   перелетала   с  цветка  на цветок  (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка  (используется столик, под который   залезает   ребенок).  Незаметно   наступила   ночь,  и   лепестки   стали закрываться  (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и   решила   поспать   до   утра.   Взошло   солнышко,   наступило   утро  (материя убирается), и пчелка вновь стала веселить, перелетая с цветка на цветок». Игру   можно   повторять,   усиливая   плотность   материи,   т.   е.   степень темноты. Игру можно проводить с одним ребенком или группой детей. «Качели».   Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно   начинает   медленно   покачивать   его.   Ребенок   не   должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2–3 минуты.  «Неваляшка» (для детей с 6 лет). Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и   направляют   падение   вперед,   там   ребенок   снова   встречает   выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2–3 минут, при этом амплитуда   покачиваний   может   увеличиваться.   Дети   с   сильными   страхами могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.Хорошим дополнением к игровой терапии могут служить рисунки, на которых   ребенок   изображает   свои   страхи,   причем   в   определенной последовательности. Рекомендации по уменьшению  ночных страхов ребенка 1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка,   поскольку   сны   –   это   прежде   всего   эмоциональный   отклик   на события, происходившие днем. 2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка. 3.   Наладить   хорошие   взаимоотношения   в   семье,   скорректировать неправильное воспитание и нейтрализовать конфликты. 4.   Старайтесь   не   втягивать   ребенка   во   внутрисемейные   конфликты. Никогда не выясняйте отношения в семье при спящем ребенке. 5. Постарайтесь устранить собственные невротические проблемы. 6.   При   наличии   страшных   снов   не   следует   проявлять   чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать одного в темной комнате. 7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив,   можно   посидеть   рядом   в   его   комнате,   поглаживая   по   голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом какую­либо незамысловатую   историю.   При   постоянно   повторяющихся   страшных   снах необходима   квалифицированная   помощь   психолога   или   врача­ психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе с ним. 8.   Перед   сном   необходимо   исключить   сказки   с   леденящим   душу содержанием,   «ужастики»,   бурные   игры,   просмотр   ночных   телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение. 9. Спокойному сну способствуют  принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения. 10. Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спящему ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребенка поглаживанием и ласковыми словами.Чем   более   нервный   ребенок,   тем   менее   быстрым   должно   быть   его пробуждение. 11. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность   поиграть   в   подвижные,   шумные,   эмоционально   насыщенные игры. 12. Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые  системы физического и соматического оздоровления, закаливания.