Консультация для родителей - Ребенок с синдромом гиперактивности.
Оценка 5
Лекции
doc
родителям
Детсад
06.03.2018
В консультации для родителей - Ребенок с синдромом гиперактивности, говорится о том, что диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью, родители воспринимают по - разному. Одни с облегчением, поскольку начинают понимать, что происходит с ребенком и как они ему могут помочь. Другие продолжают считать сына (дочь) здоровым(ой) до тех пор, пока это еще возможно (в результате такого самообмана ребенок может оказаться отстраненным, "заброшенным"). Некоторые обвиняют специалиста в некомпетентности и обращаются к разным консультантам.В консультации для родителей - Ребенок с синдромом гиперактивности, говорится о том, что диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью, родители воспринимают по - разному. Одни с облегчением, поскольку начинают понимать, что происходит с ребенком и как они ему могут помочь. Другие продолжают считать сына (дочь) здоровым(ой) до тех пор, пока это еще возможно (в результате такого самообмана ребенок может оказаться отстраненным, "заброшенным"). Некоторые обвиняют специалиста в некомпетентности и обращаются к разным консультантам.
82.1 + Ребёнок с синдромом гиперактивности.doc
Психология для родителей.
Ребенок с синдромом гиперактивности.
Заключение специалиста, обследовавшего ребенка и поставившего диагноз синдром
дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), родители воспринимают по разному. Одни с
облегчением, поскольку начинают понимать, что происходит с ребенком и как они ему могут
помочь. Другие продолжают считать сына (дочь) здоровым(ой) до тех пор, пока это еще
возможно (в результате такого самообмана ребенок может оказаться отстраненным,
"заброшенным"). Некоторые обвиняют специалиста в некомпетентности и обращаются к разным
консультантам. Иногда наблюдается противоположная реакция самообвинение, чрезмерный
страх за ребенка, который в результате становится избалованным.
Родителям детей с синдромом СДВГ, посещающим Центр психологомедикосоциального
сопровождения, было предложено вести дневник, в котором они каждый вечер записывали
наиболее значимые моменты дня, связанные с проявлением синдрома, и свои комментарии.
Через две недели эти записи были проанализированы специалистом.
Результаты анализа показали, что родителей больше волнуют не психологические, а
педагогические проблемы, например:
• Взаимодействие детей с воспитателем.
• Эффективность организации процесса адаптации и режимных моментов в ДОУ.
• Формы взаимодействия родителей и воспитателей.
В результате проведенного анализа записей в
дневниках также было выявлено отношение родителей к
проявлениям синдрома
гиперактивности у детей
(условно они были распределены на три группы).
1.
Родители, не придающие особого значения
проявлению синдрома у ребенка, считают, что дети
должны вести себя непосредственно, в школе все
пройдет. Излишнюю подвижность объясняют хорошим
физическим развитием, а не психическими отклоне
ниями. Идут на контакт со специалистами неохотно, в
жалобах на своего ребенка видят некомпетентность
воспитателей.
2.
Родители, которые считают, что проблема
существует, но надеются решить ее до школы. Готовы на
конструктивное сотрудничество
со специалистами,
занимаются самообразованием (изучают специальную
литературу).
постоянно на
ходящиеся в состоянии стресса по поводу поведения своего ребенка. Ждут чуда, хотя ни на
что не надеются. Охотно идут на первоначальный контакт со специалистами, но информацию
усваивают плохо, не применяют полученные рекомендации на практике. Также выяснилось, что
у родителей каждой группы преобладает определенный стиль воспитания.
Отчаявшиеся родители,
3.
В первой группе выявлены существенные различия в отношении к ребенку: мамы
склонны к либеральному стилю воспитания, папы к авторитарному. Согласованность
между взрослыми практически отсутствует.
Во второй группе преобладал демократический стиль воспитания, в некоторых
случаях у отцов переходящий к авторитарному. Однако родители старались придерживаться
единой линии поведения, свои разногласия, как правило, решали в отсутствии ребенка.
В третьей группе воспитание в основном лежало на материнских плечах и зависело от ее
эмоционального состояния. В этом случае родителям объяснили, что здоровье ребенка связано
не только со специально назначенным лечением, но и с добрым, спокойным и последовательным отношением к нему.
В беседах с родителями подчеркивали, что сопутствующие синдрому нарушения
поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка обычно занимает
длительное время.
Рекомендации родителям
1. Основной стратегической линией является согласованность и последовательность
поведения родителей по отношению к ребёнку. Необходимо избегать двух крайностей:
проявлений чрезмерной мягкости и постановки перед ребенком требований, которые он не в
состоянии выполнить, в сочетании с излишней требовательностью и наказаниями.
Можно порекомендовать ряд приемов для коррекции поведения гиперактивного ребёнка.
• Использование определенных правил и положительного подкрепления.
Члены семьи обсуждают и устанавливают эти правила и обязанности. Они должны
быть простыми, понятными и предусматривать время для выполнения. Если указания даются
каждую минуту (потому что в любой момент времени в течение дня окружающие расценивают
поведение ребенка как плохое), то все замечания будут им игнорироваться и окажутся
бесполезными. Количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Необходимо поощрять целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить ребенка
в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Хорошие отношения,
установившиеся между ребенком и родителями, способствуют тому, что он начинает
контролировать свое поведение.
• Ежедневное выполнение определенного распорядка дня.
Особенно трудно гиперактивному ребенку правильно распределять свои силы и время.
Поэтому вместе с родителями он обсуждает распорядок дня, который должен выполняться с
максимально возможной точностью. Время приема пищи, прогулок, выполнения обязанностей
по дому, а также время сна четко регламентируется. Если ребенок научится выполнять режим
дня, это поможет ему скомпенсировать недостаточно развитые навыки самоорганизации, а его
поведение станет более последовательным и уравновешенным.
• Регулирование информации и выбор необходимых дел.
Гиперактивным детям сложно выполнять многословные инструкции, которые даются
взрослыми. Например, когда ребенка просят пойти в свою комнату, застелить кровать, убрать в
шкаф одежду, сложить игрушки и вынести из комнаты мусор, то все эти действия остаются
незавершенными.
Обсудите с ребенком и выберите два наиболее важных дела, с которыми он в состоянии
успешно справиться в течение дня (например, заправить постель и убрать игрушки).
Затем попросите его пойти в комнату и заправить постель, через несколько минут по
смотрите, как он справился с заданием, и вновь повторите инструкцию, если он не выполняет ее
или делает слишком медленно. Вначале, особенно если задание новое или сложное, ребенку
желательно помочь.
Также эффективным способом напоминания могут быть рисунки, соответствующие
содержанию предстоящих дел (например, если нужно заправить постель, нарисуйте кровать и
повесьте рисунок на видном месте). После выполнения задания ребенок должен сделать на
листе определенную пометку.
Когда задание выполнено и ребенок проявил к тому же старание, его обязательно следует
похвалить. Лишь после этого можно просить его убрать игрушки.
• Применение цветовых обозначений.
Поскольку вещи и предметы в комнате гиперактивного ребенка часто представляют собой
хаотичную массу, в наведении порядка помогут цветовые обозначения. Ящики шкафа и письменного стола можно пометить разным цветом: красным ящик для бумаг, альбомов, красок
и т.п., зеленым для одежды, желтым для игрушек и т.д. Практика показывает: если цветовые
пометки небольшого размера, этого может оказаться недостаточно. Наоборот, значительная по
площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или
наклейками, соответствующими содержимому ящика, обычно позволяет ребенку успешно
решить проблему.
• Упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов,
контролем за плохими привычками и изменениями действий.
Не следует стремиться добиваться изменения нескольких нежелательных форм поведения
ребенка сразу, так как это будет для него слишком трудной задачей, и в результате ничего не
получится. Следует выбрать наиболее серьезный из недостатков ребенка, носящих
деструктивный и раздражающий характер. Для того чтобы добиться существенных изменений в
его поведении, обычно требуется несколько месяцев. При этом родителям полезно время от
времени обсуждать тактику своих действий со специалистом психологом или врачом.
Когда родители впервые формулируют для гиперактивного ребенка какоелибо правило
поведения, он обычно возражает против его выполнения. Не стоит начинать долгий спор.
Просто объясните, что его возражения необоснованны, соблюдение правила принесет пользу
именно ему, и снова повторите то, чего вы от него хотите. Дайте ребенку понять, что за
хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет
за собой штраф. Штрафом может быть временная отмена значимых для него занятий: любимой
игры, прогулки с друзьями, просмотра телепередачи, катания на велосипеде.
Не нужно стремиться оставить за собой последнее слово. Если ребенок продолжает
возражать, можно прекратить разговор и спокойно выйти из комнаты, сославшись на другие
дела. Через некоторое время повторите свое требование. Так может повторяться несколько раз,
поэтому следует запастись выдержкой и терпением. Обсуждать с ребенком его поведение и
делать замечания всегда необходимо спокойно и доброжелательно.
Опека со стороны взрослых не должна быть постоянной и мелочной, а ребенок пе
риодически должен получать возможность почувствовать себя победителем, особенно если
спорные вопросы не являются принципиальными.
Непреклонную позицию родители должны занимать, если речь идет о безопасности
ребенка, выполнении им повседневных обязанностей и уважении прав окружающих.
Решения об опасном характере тех или иных действий и вытекающие отсюда запреты
должны быть обоснованными. Например, не будет ничего страшного, если ребенок заберется на
толстые нижние ветви дерева, но ни в коем случае нельзя разрешать ему лезть на самый верх.
Плавание в неглубоком бассейне (под присмотром) будет полезным, но самостоятельное
купание в озере или реке без присутствия рядом взрослого недопустимо. и т.д.
Неприемлемыми нарушениями прав других людей могут считаться следующие поступки:
ребенок постоянно вмешивается в разговоры членов семьи, мешает им смотреть телевизионные
передачи, требуя переключения на другие программы, не дает говорить по телефону, без конца
спорит, кричит, берет без разрешения чужие вещи и портит, ломает их, толкает и бьет близких.
Родители должны дать ребенку понять, что такое поведение недопустимо.
В комплексной коррекции незаменимы физкультура и спортивные занятия, которые
способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики. Кроме того,
регулярные тренировки дисциплинируют.
Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям постарше рекомендуются
занятия танцами, теннисом, плаванием. Подходят любые спортивные занятия, кроме
потенциально травматичных (силовой борьбы, бокса и т.п.) гиперактивные дети импульсивны и
могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2005г. стр. 9 – 12.
Материал подготовлен педагогом – психологом Е.М.Бондарь
Консультация для родителей - Ребенок с синдромом гиперактивности.
Консультация для родителей - Ребенок с синдромом гиперактивности.
Консультация для родителей - Ребенок с синдромом гиперактивности.
Консультация для родителей - Ребенок с синдромом гиперактивности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.